66. Основные психологические
новообразования дошкольного возраста.К новообразованиям
дошкольного возраста Д.Б. Эльконин отнес
следующие.
1. Возникновение первого схематичного
абриса цельного детского мировоззрения.
Ребенок не может жить в беспорядке, ему
надо все привести в порядок, увидеть закономерности
отношений. Для того чтобы объяснить явления
природы, дети используют моральные, анимистические
и артификалистские причины. Это подтверждают
высказывания детей, например: «Солнце
движется, чтобы всем было тепло и светло».
Это происходит потому, что ребенок считает,
будто в центре всего (начиная с того, что
окружает человека и до явлений природы)
находится человек, что было доказано
Ж. Пиаже, который показал, что у ребенка
в дошкольном возрасте отмечается артификалистическое
мировоззрение.В возрасте пяти лет ребенок
превращается в «маленького философа».
Он рассуждает по поводу происхождения
луны, солнца, звезд, основываясь на просмотренных
телепередачах о космонавтах, луноходах,
ракетах, спутниках и т. д.В определенный
момент дошкольного возраста у ребенка
появляется повышенный познавательный
интерес, он начинает всех мучить вопросами.
Такова особенность его развития, поэтому
взрослым следует понимать это и не раздражаться,
не отмахиваться от ребенка, а по возможности
отвечать на все вопросы. Наступление
«возраста почемучек» свидетельствует
о том, что ребенок готов к обучению в школе.2. Возникновение
первичных этических инстанций. Ребенок
пытается понять, что хорошо, а что плохо.
Одновременно с усвоением этических норм
идет эстетическое развитие («Красивое
не может быть плохим»).3. Появление соподчинения мотивов.
В этом возрасте обдуманные действия превалируют
над импульсивными. Формируются настойчивость,
умение преодолевать трудности, возникает
чувство долга перед товарищами.4. Поведение становится произвольным.
Произвольным называют поведение, опосредованное
определенным представлением. Д.Б. Эльконин
говорил, что в дошкольном возрасте ориентирующий
поведение образ сначала существует в
конкретной наглядной форме, но затем
становится все более обобщенным, выступающим
в форме правил или норм. У ребенка появляется
стремление управлять собой и своими поступками.5. Возникновение
личного сознания. Ребенок стремится
занять определенное место в системе межличностных
отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой
деятельности.6. Появление внутренней позиции
школьника. У ребенка формируется
сильная познавательная потребность,
кроме того, он стремится попасть в мир
взрослых, начав заниматься другой деятельностью.
Эти две потребности ведут к тому, что
у ребенка возникает внутренняя позиция
школьника. Л.И. Божович считала, что данная
позиция может свидетельствовать о готовности
ребенка учиться в школе.
67. Психологические новообразования
ребенка младшего школьного возраста.К новообразованиям
младшего школьного возраста относятся
память, восприятие, воля, мышление.Память.
В этом возрасте большие изменения происходят
в познавательной сфере ребенка. Память
приобретает ярко выраженный познавательный
характер. Хорошо развивается механическая
память, немного отстает в своем развитии
опосредованная и логическая память. Это
связано с тем, что данные виды памяти
в учебной, трудовой, игровой деятельности
не востребованы и ребенку хватает механической
памяти. Идет интенсивное формирование
приемов запоминания: от наиболее примитивных
(повторение, внимательное длительное
рассмотрение материала) до группировки
и осмысления связей разных частей материала.Восприятие.
Происходит переход от непроизвольного
восприятия к целенаправленному произвольному
наблюдению за предметом или объектом.
В начале данного периода восприятие еще
не дифференцировано, поэтому ребенок
иногда путает похожие по написанию буквы
и цифры.Если на начальном этапе обучения
у ребенка преобладает анализирующее
восприятие, то к концу младшего школьного
возраста развивается восприятие синтезирующее.
Он может устанавливать связи между элементами
воспринимаемого. Это хорошо видно на
следующем примере. Когда детей просили
рассказать, что нарисовано на картине,
то дети от 2 до 5 лет перечисляли изображенные
на ней предметы, от 6 до 9 лет – описывали
картину, а ребенок старше 9 лет давал свою
интерпретацию увиденному.Воля. Учебная деятельность
способствует развитию воли, так как учение
всегда требует внутренней дисциплины.
У ребенка начинает развиваться способность
к самоорганизации, он осваивает приемы
планирования, повышаются самоконтроль
и самооценка. Формируется способность
сосредоточиваться на не интересных вещах.Существенные
изменения в этом возрасте происходят
в области мышления. Познавательная активность
ребенка младшего школьного возрасте
очень высокая. Это выражается в том, что
он задает много вопросов и интересуется
всем: какой глубины океан, как там дышат
животные и т. д.Ребенок стремится к знаниям.
Он учится оперировать ими, представлять
ситуации и при необходимости пытается
найти выход из той или иной ситуации.
Ребенок уже может представлять ситуацию
и действовать в ней в своем воображении.
Такое мышление называется наглядно-образным. Это
основной вид мышления в данном возрасте.
Ребенок может мыслить и логически, но,
поскольку обучение в младших классах
успешно идет только на основе принципа
наглядности, этот вид мышления пока необходим.В
начале младшего школьного возраста мышление
отличается эгоцентризмом – особой
умственной позицией, обусловленной отсутствием
знаний, необходимых для правильного определения
некоторых проблемных моментов.Процесс
обучения в младших классах направлен
на активное развитие словесно-логического
мышления. Первые два года в процессе обучения
преобладают наглядные образцы учебного
материала, но постепенно их использование
сокращается. Таким образом, наглядно-образное
мышление сменяется мышлением словесно-логическим.Уже
в конце младшего школьного возраста (и
позже) проявляются индивидуальные различия
между детьми: одни – «теоретики» или
«мыслители», которые легко решают задачи
в словесном плане; другие – «практики»,
им нужна опора на наглядность и практические
действия; у «художников» хорошо развито
образное мышление. У многих детей эти
виды мышления развиты одинаково.В младшем
школьном возрасте начинает развиваться теоретическое
мышление, ведущее к перестройке всех
психических процессов, и, как говорил
Д.Б. Эльконин: «память становится мыслящей,
а восприятие думающим». Важным условием
для развития теоретического мышления
является формирование научных понятий
и применение их на практике. Это можно
проиллюстрировать на следующем примере.
Детям дошкольного и школьного возраста
задавали вопрос: «Что такое плод?» Дошкольники
говорили, что это то, что едят и что растет,
а школьники отвечали, что плод – это часть
растения, содержащее семя. Теоретическое
мышление позволяет решать задачи, основываясь
на внутренних признаках, существенных
свойствах и отношениях. Развитие теоретического
мышления зависит от типа обучения, т. е.
от того, как и чему ребенка учат. В.В. Давыдов
в книге «Виды обобщения в обучении» (М.,
1972) дал сравнительную характеристику
эмпирического и теоретического мышления.
Он показал, что для развития теоретического
мышления требуется новая логика содержания
учебных процессов, так как теоретическое
обобщение не развивается в недрах эмпирическогоЕсли
использовать структурные единицы теоретического
обобщения в процессе обучения, то теоретическое
мышление будет активно развиваться и
к концу младшего школьного возраста полностью
сформируется.В процессе школьного обучения
происходит усвоение и обобщение знаний
и умений, формируются интеллектуальные
операции. Таким образом, в младшем школьном
возрасте идет активное интеллектуальное
развитие.К концу младшего школьного возраста
формируются элементы трудовой,художественной,
общественно-полезной деятельности и
создаются предпосылки к развитию чувства взрослости.
68. Основные психологические
новообразования подросткового
возраста.Новообразованиями данного возраста
являются: чувство взрослости; развитие
самосознания, формирование идеала личности;
склонность к рефлексии; интерес к противоположному
полу, половое созревание; повышенная
возбудимость, частая смена настроения;
особое развитие волевых качеств; потребность
в самоутверждении и самосовершенствовании,
в деятельности, имеющей личностный смысл;
самоопределение.Чувство взрослости –
отношение подростка к себе как ко взрослому.
Подросток хочет, чтобы взрослые относились
к нему не как к ребенку, а как к взрослому
(подробно об этом см. 10.1).Развитие самосознания, формирование
идеала личности направлено на осознание
человеком своих личных особенностей.
Это определяется особым, критическим
отношением подростка к своим недостаткам.
Желательный образ «Я» обычно складывается
из ценимых качеств и достоинств других
людей. Но так как идеалом для подражания
у него выступают и взрослые, и сверстники,
то образ получается противоречивым. Получается,
что в данном образе необходимо сочетание
черт характера взрослого человека и молодого,
а это не всегда совместимо в одном лице.
Возможно, это является причиной несоответствия
подростка своему идеалу, что является
поводом для переживаний.Склонность к рефлексии (самопознание).
Стремление подростка познать себя нередко
приводит к потере душевного равновесия.
Основной формой самопознания является
сравнение себя с другими людьми, взрослыми
и сверстниками, критическое отношение
к себе, в результате чего развивается
психологический кризис. Подростку приходится
пройти через душевные муки, в ходе которых
формируется его самооценка и происходит
определение своего места в социуме. Его
поведение регулируется самооценкой,
сформированной во время общения с окружающими.
При становлении самооценки большое внимание
уделяется внутренним критериям. Как правило,
она у младших подростков противоречива,
поэтому их поведение отличается немотивированными
поступками.Интерес к противоположному
полу, половое созревание. В подростковом
возрасте меняются отношения между мальчиками
и девочками. Теперь они проявляют интерес
друг к другу как к представителям противоположного
пола. Поэтому подростки начинают уделять
большое внимание своему внешнему виду:
одежде, прическе, фигуре, манере держаться
и др. Сначала интерес к противоположному
полу проявляется необычно: мальчики начинают
задирать девочек, те, в свою очередь, жалуются
на мальчиков, дерутся с ними, обзываются,
нелестно отзываются в их адрес. Такое
поведение доставляет удовольствие и
тем и другим. Со временем отношения между
ними меняются: мо-140жет появиться застенчивость,
скованность, робость, иногда напускное
равнодушие, презрительное отношение
к представителю противоположного пола
и т. п. Девочек раньше, чем мальчиков, начинает
волновать вопрос: «Кто кому нравится?».
Это связано с более быстрым физиологическим
развитием девочек. В старшем подростковом
возрасте между мальчиками и девочками
возникают романтические отношения. Они
пишут друг другу записки, письма, назначают
свидания, вместе гуляют по улицам, ходят
в кино. В результате у них появляется
потребность стать лучше, они начинают
заниматься самосовершенствованием и
самовоспитанием.Дальнейшее физиологическое
развитие приводит к тому, что между мальчиками
и девочками может возникнуть сексуальное
влечение, характеризующееся определенной
недифференцированностью (неразборчивостью)
и повышенной возбудимостью. Это нередко
приводит к внутреннему конфликту между
стремлением подростка освоить новые
для себя формы поведения, в частности
физический контакт, и запретами на такие
отношения, как внешними – со стороны
родителей, так и внутренними – собственными
табу. Однако сексуальные отношения очень
интересуют подростков. И чем слабее внутренние
«тормоза» и меньше развито чувство ответственности
за себя и другого, тем раньше возникает
готовность к сексуальным контактам с
представителями как своего, так и противоположного
пола.Высокая степень напряжения до и
после сексуального общения – сильнейшее
испытание для психики подростка. Первые
сексуальные контакты могут оказать большое
влияние на всю последующую интимную жизнь
взрослого человека, поэтому очень важно,
чтобы они были окрашены положительными
воспоминаниями, были позитивными.Повышенная возбудимость,
частая смена настроения. Физиологические
изменения, чувство взрослости, изменения
отношений со взрослыми, стремление вырваться
из-под их опеки, рефлексия – все это ведет
к тому, что эмоциональное состояние подростка
становиться нестабильным. Это выражается
в частой смене настроения, повышенной
возбудимости, «взрывоопасности», плаксивости,
агрессивности, негативизмом или, наоборот,
в апатии, безразличии, равнодушии.Развитие волевых качеств.
В подростковом возрасте дети начинают
усиленно заниматься самовоспитанием.
Это особенно характерно для мальчиков
– идеал мужественности становится для
них одним из основных. В возрасте 11–12
лет мальчики любят смотреть приключенческие
фильмы или читать соответствующие книги.
Они стараются подражать героям, обладающим
мужественностью, смелостью, силой воли.
В старшем подростковом возрасте основное
внимание направлено на саморазвитие
необходимых волевых качеств. Мальчики
много времени уделяют спортивным занятиям,
связанным с большими физическими нагрузками
и риском, такими, где требуются незаурядная
сила воли и мужество.В формировании волевых
качеств имеется некоторая последовательность.
Сначала развиваются основные динамические
физические качества: сила, быстрота и
скорость реакции, затем – качества, связанные
со способностью выдерживать большие
и длительные нагрузки: выносливость,
выдержка, терпение и настойчивость. И
только потом формируются более сложные
и тонкие волевые качества: концентрация
внимания, сосредоточенность, работоспособность.
Вначале, в возрасте 10–11 лет, подросток
просто восхищается наличием этих качеств
у других, в 11–12 лет он заявляет о желании
обладать такими качествами и в 12–13 лет
приступает к самовоспитанию воли. Наиболее
активным возрастом воспитания волевых
качеств является период от 13 до 14 лет.Потребность
в самоутверждении и самосовершенствовании
в деятельности, имеющий личностный смысл.
Самоопределение. Подростковый возраст
знаменателен еще и тем, что именно в этом
возрасте вырабатываются умения, навыки,
деловые качества, происходит выбор будущей
профессии. В этом возрасте у детей отмечаются
повышенный интерес кразличного рода
деятельности, стремление делать что-то
своими руками, повышенная любознательность,
появляются первые мечты о будущей профессии.
Первичные профессиональные интересы
возникают в учении и труде, что создает
благоприятные условия для формирования
нужных деловых качеств.У детей в этом
возрасте наблюдается повышенная познавательная
и творческая активность. Они стремятся
узнать что-то новое, научиться чему-либо
и стараются делать это хорошо, начинают
совершенствовать свои знания, умения,
навыки. Подобные процессы проходят и
за пределами школы, причем подростки
действуют как самостоятельно (сами что-то
конструируют, строят, рисуют и т. д.), так
и при помощи взрослых или более старших
товарищей. Потребность делать «по-взрослому»
стимулирует подростков к самообразованию,
самосовершенствованию, самообслуживания.
Работа, выполненная хорошо, получает
одобрение окружающих, что ведет к самоутверждению
подростков.У подростков отмечается дифференцированное
отношение к учебе. Это связано с уровнем
их интеллектуального развитии, достаточно
широким кругозором, объемом и прочностью
знаний, профессиональными склонностями
и интересами. Поэтому по отношению к школьным
предметам возникает избирательность:
одни становятся любимыми и нужными, к
другим интерес снижается. На отношение
к предмету влияет также личность учителя.Появляются
новые мотивы учения, связанные с расширением
знаний, формированием нужных умений и
навыков, позволяющих заниматься интересной
работой и самостоятельным творческим
трудом.Формируется система личностных ценностей.
В дальнейшем они определяют содержание
деятельности подростка, сферу его общения,
избирательность отношения к людям, оценку
этих людей и самооценку. У старших подростков
начинается процесс профессионального
самоопределения.В подростковом возрасте
начинают формироваться организаторские
способности, деловитость, предприимчивость,
умение налаживать деловые контакты, договариваться
о совместных делах, распределении обязанностей
и др. Данные качества могут развиваться
в любой сфере деятельности, в которую
вовлечен подросток: в учении, труде, игре.
К концу подросткового возраста процесс
самоопределения практически завершается,
и некоторые умения и навыки, нужные для
дальнейшего профессионального становления,
оказываются сформированными.
69. Эмоциональное выгорание педагога.Одной
из серьезных проблем современной школы
является эмоциональное выгорание педагогов,
которому подвержены чаще всего люди старше
35–40 лет. Получается, что к тому времени,
когда они накопят достаточный педагогический
опыт, а собственные дети уже подрастут
и можно ожидать резкого подъема в профессиональной
сфере, происходит спад. У людей заметно
снижается энтузиазм в работе, пропадает
блеск в глазах, нарастает негативизм
и усталость. Мы наблюдали ситуации, когда
талантливый педагог становится профнепригодным
по этой причине. Иногда такие люди сами
уходят из школы, меняют профессию и всю
остальную жизнь скучают по общению с
детьми.Мы полагаем, что психологическая
поддержка педагогов в ситуации эмоционального
выгорания должна стать приоритетной
линией в работе школьного психолога с
учителями. Ее можно рассматривать в качестве
фундамента, над которым потом могут вырастать
другие компоненты работы, к примеру помощь
в организации личностно-ориентированного
обучения, психологическое просвещение
и др. Без такого фундамента все остальные
воздействия психологов, на наш взгляд,
окажутся практически бесполезными, а
в некоторых ситуациях могут вызвать агрессию
со стороны учителей.ПРЕДПОСЫЛКИ И ОСОБЕННОСТИПо
определению Н.Е. Водопьяновой, это долговременная
стрессовая реакция, возникающая вследствие
продолжительных профессиональных стрессов
средней интенсивности. Ее можно рассматривать
в аспекте личностной деформации, происходящей
под влиянием профессиональных стрессов.Состоянию
эмоционального выгорания обычно соответствуют
следующие чувства, мысли, действия.Чувства:
усталость от всего, подавленность, незащищенность,
отсутствие желаний, страх ошибок, страх
неопределенных неконтролируемых ситуаций,
страх показаться недостаточно сильным,
недостаточно совершеннымМысли: о несправедливости
действий в отношении себя, незаслуженности
своего положения в обществе, недостаточной
оцененности окружающими собственных
трудовых усилий, о собственном несовершенствеДействия:
критика в отношении окружающих и самого
себя, стремление быть замеченным или,
наоборот, незаметным, стремление все
делать очень хорошо или совсем не стараться.Понятно,
что определенные личностные характеристики
можно назвать факторами риска в плане
появления эмоционального выгорания.Важнейшим
фактором можно назвать сниженное чувство
собственного достоинства. Поэтому для
таких людей стрессогенными являются
ситуации социального сравнения. Внешне
это проявляется как неудовлетворенность
своим статусом, плохо скрываемое раздражение
(вплоть до зависти) в адрес людей, более
социально успешных. Их достижения трактуются
как случайные, равно как и собственная
невозможность сравниться с ними.Во многом
из сниженного самоуважения вытекают
трудоголизм, высокая мотивация успеха
вплоть до перфекционизма, стремления
все и всегда сделать очень хорошо, желательно
лучше всех. Любое снижение результатов
труда даже по объективным причинам может
вызвать неадекватную реакцию: от ухода
в себя и свои депрессивные переживания
до поиска виноватого и направления в
его адрес резких агрессивных вспышек.Следующая
особенность – это склонность к интроверсии,
направленность интересов на свой внутренний
мир. Внешне это проявляется как эмоциональная
закрытость, формализация контактов. Любая
ситуация, когда есть необходимость выйти
из роли, например поучаствовать в спортивном
празднике или приоткрыться — принять
участие в тренинге, вызывает сильную
тревогу вплоть до агрессии.Как правило,
эти люди с трудом перестраивают свои
жизненные планы, поведенческие стереотипы,
поэтому самостоятельно редко могут справиться
с проблемой эмоционального выгорания.
И последующим этапом его развития может
стать появление тех или иных психосоматических
заболеваний.ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ И ВНУТРЕННИЕ
ПРИЧИНЫОднако одних внутренних предпосылок
бывает недостаточно, чтобы вызвать эмоциональное
выгорание. К этому должны подключиться
внешние факторы, связанные с организацией
работы и социально-культурными условиями
общества.В организации можно выделить
три момента. Один из них – это неэффективный стиль руководства:
либо излишне жесткий «мужской», либо
излишне мягкий «женский», нередко нечеткий
и неуправляемо эмоциональный. «Мужской»
стиль руководства не обеспечивает людям
необходимой эмоциональной поддержки,
усиливает чувство незащищенности. А «женский»
поднимает уровень тревоги до непереносимого,
поскольку неопределенные требования
ставят под угрозу реализацию перфекционизма,
а значит — целостность собственной личности.Также
угрозой перфекционизму является работа в условиях временного
дефицита. Поскольку такие люди будут
стараться все делать хорошо, недостаток
времени приведет их не только к эмоциональной,
но и к физической перегрузке и опять-таки
появлению психосоматики.Третий момент
– это отсутствие сплоченного социального
окружения, которое могло бы оказать
поддержку, способствовать усилению «Я»
человека за счет присоединения к сильному
«МЫ» и таким образом снизить риск эмоционального
выгорания. В качестве иллюстрации этого
положения можно привести пример Водопьяновой,
которая отмечает, что уровень выгорания
у израильских менеджеров ниже, чем у американских.
При этом считается, что уровень жизни
в Америке существенно выше. Данное явление
объясняется тем, что израильтяне получают
поддержку от ощущения чувства социальной
сплоченности.Но нельзя не учитывать и
влияние социально-культурных факторов.
Как говорят различные исследования, уровень
эмоционального выгорания у людей, работающих
в коммуникативных профессиях, всегда
повышается в ситуациях социально-экономической
нестабильности. Действительно, современные
условия выступают как депрессогенные
факторы за счет наличия в них негативного
программирования. Особенно часто встречается
негативное программирование в рекламных
акциях. В частности, в рекламе лекарств.Итак,
мы описали факторы риска возникновения
проблемы эмоционального выгорания. Однако,
как нам представляется, для организации
психологической поддержки необходимо
сформулировать более глубокие внутренние
причины, являющиеся источником, «ключом»
проблемы. По нашему мнению, это деформация
в раннем детстве личностной структуры,
которую удобно описать в терминах Э. Берна
и его последователей.Согласно их позиции
в личности можно выделить три состояния:
Ребенок, Взрослый, Родитель, каждое из
которых имеет свой функционал. В частности,
в Ребенке выделяют естественного и приспособившегося.
Качества первого – спонтанность, нежность,
импульсивность, чувственность, открытость
творчеству, жизнерадостность, шаловливость,
бесконтрольность. Качества второго –
послушность, вежливость, адаптированность.
с таким ребенком окружающим общаться
удобно. И если естественный ребенок делает
то, что ему хочется делать, и чувствует
себя при этом хорошо, то приспособившийся
делает все, чтобы получить одобрение
взрослых, то есть чтобы было хорошо окружающим.
Более того, некоторые перестают видеть
разницу между своими желаниями и требованиями
окружения, перестают «хотеть». А с этим
теряют жизнерадостность и оптимизм.
70. Структура и классификация
педагогических способностей.Способности представляют
собой совокупность психических качеств,
имеющих сложную структуру. Структура
совокупности психических качеств, которая
выступает как способность, в конечном
счете, определяется требованиями конкретной
деятельности и является различной для
разных видов деятельности. Специфический
характер имеет строение музыкальных,
педагогических, конструкторских, медицинских
способностей и многих других. Среди свойств
и особенностей личности, образующих структуру
конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые - вспомогательное. Так, в структуре педагогических
способностей ведущими качествами
будут педагогический такт, наблюдательность,
любовь к детям, сочетаемая с высокой требовательностью
к ним, потребность в передаче знаний,
комплекс организаторских способностей,
входящих сюда на правах подструктуры,
и т. д. К вспомогательным качествам относятся:
артистичность, ораторские данные и др.
Совершенно очевидно, что и ведущие, и
вспомогательные компоненты педагогических
способностей образуют единство, обеспечивающее
успешность обучения и воспитания и вместе
с тем его индивидуализацию, связанную
с личностью педагога и ее особенностями.
Другой подход к структуре способностей
выявляет два их вида с точки зрения развития:
потенциальные и актуальные. Потенциальные способности
- это возможности развития индивида, проявляющие
себя каждый раз, когда перед ним возникают
новые задачи, требующие решения. Однако
развитие индивида зависит не только от
его психологических свойств, но и от тех
социальных условий, в которых могут быть
реализованы или не реализованы эти потенции.
В таком случае говорят об актуальных способностях.
Это объясняется тем, что далеко не каждый
может реализовать свои потенциальные
способности в соответствии со своей психологической
природой, для этого может не иметься объективных
условий и возможностей. Таким образом,
можно заключить, что актуальные способности
составляют только часть потенциальных.