Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:51, шпаргалка
Специализированная психиатрическая помощь представлена больничной (стационарной) и внебольничной помощью.
Существуют стационары, предназначенные для лечения больных с выраженными психическими расстройствами и для больных с пограничными нарушениями, отделения для психически больных детского, подросткового и пожилого возрастов. Кроме того, психиатрические стационары могут быть при психоневрологических диспансерах и общесоматических больницах.
При вкусовых галлюцинациях часты отказы от еды.
10. Псевдогаллюцинации и синдром психического автоматизма, их диагностич. значение.
В 1880 году Кандинский описал псевдогаллюц. (Псевдогаллюцинации - это сопровождающиеся чувставом сделанности и ограниченные сферой представлений восприятия мнимых объектов, которые для больного сосуществуют с реальными предметами и явлениями, но не отождествляются с ними и их собой не заслоняют). Псевдогалл-ям не свойсв-но ощущ. объект-ти и действ-ти. Они осозн-ся как нечто субъективное, отличное от образов обычных и фантазий, как отклонен. от нормы. Больной не удивлен, что окружающие не слышат голоса, зрит-ые галлюц. характ-ся как призрачные, плоские, нечеткие, голоса-механич, тихие. П. часто локализуются больными в субъективном пространства (интрапроекция): голоса внутри головы, образы при закрытых глазах. При П происх-т расширен. перцептивн. возм-ей больного и он воспр-ет раздр-ли. наход-ся вне досяг-ти его анализ-ов (видит то, что за закр-ой дверью, слышит голос за много км.). Больной поним-т необычность восприят., но не сомнев-ся в его реальности. Больные уверены, что галлюцинаторные образы кем-то сделаны. П. входят в состав синдрома психического автоматизма Кандинского-Клерамбо, который является частным случаем галлюцинаторно-параноидного синдрома и включает псевдогаллюц., явления отчужден. псих-х актов - автоматизмы и бред воздействия. Больной уверен в насильств-ом происх-ии галлюц., в их сделанности - суть автоматизма, который может быть моторным (у больного убежд-ть, что он утрач-ет способность управл-ть своими движ-ми и действ-ми), сенсорным (касается нарушений чувств-ого познания и соотв-ет высказываниям больных о сделанности чувств/ощущ.) или идеаторным (вклад-т в голову чужие мысли. заставляют произносить ругательства, «делают» мысли). Для психиатра важно умение выявлять и дифференц-ть истинные и псевдогаллюц-ии. Ист-ые г. чаще свидетельств-ют об остроте заболев-ия. псевдогалл.- о подостром и хронич. течении. Больные с ист.г. более активны и агрессивны. Псевдогалл. указ-т на эндогенный характер заболев-ия.
11.Сенсорная гиперпатия и гипопатия, их клин.картина и диагностич.знач-е.
Синдром сенс. гиперпатии — резкое повыш-е интенсив-ти В-я, при к-ром все образы внешн. мира стан-ся раздражающе яркими, резкими и отчетливыми. При этом мышл-е м.б. ускоренным, чувства обостренными. Встреч-ся в гиперергич. стадии астении, возник-щей вследствие экзоген. возд-й. Синдром сенс. гипопатии (или деперсонализации) выраж-ся сниж-ем яркости, четкости В-я б-ными либо окруж-их предметов — аллопсихическая деп-я (дереализация), либо В-я собственных психич. проц-ов и св-в л-ти — аутопсихич. деп-я, либо — недостат-ой отчетлив-ти своих телесных ощ-й и физиологич. Отправлений — сомато-психич. деп-я. При аллопсихич. деп-ции б-ные жалуются на утрату реальности В-я окружающего: «Все стало блёклым», «призрачным», «застывшим», «утратившим объемность», видится как «сквозь дымку, пелену», «слышится глухо, как сквозь вату». При аутопсихич. деп-ции жалобы на мучительно болезненное ощ-е «притупления (утраты) чувств», «притупление памяти», «поглупение». Однако следует подчеркнуть, что такая самооценка б-ных лишь субъективна,а объект-ое наблюд-е показ, что б-ные сохраняют полноту чувств, хор. память и IQную продуктив-ть. При соматопсихич. деп-ции б-ные нечетко дифференцир. вкус пищи — «все безвкусное», не испыт-ют чувства голода, а также насыщ-я после еды, жалуются на отсутствие/ неполноценность сна, опорожнения кишечника/ мочев. пузыря. Признаки Деп-ии разной степе-ни выражен-ти можно обнаружить при всех психозах. Дер-я обнаруж-ся при нар-ях созн-я и самосозн-я. Вар-ты деп-ции встреч-ся у старших детей в струк-ре гипоергич. стадии астении вследствие глубокого соматич. и психич. истощения, а также в струк-ре депрессий, подкорк-х энцефалитов.
12. Синдром деперсонализации, диагностич. знач-е, разновидности деперс-ии.
Состояние деперсонализации - это ощущение измененности собственного “Я”, с утратой эмоционального компонента психических процессов.
Различают аллопсихическую деперсонализацию (дереализацию) к которой относятся потеря или притупление эмоционального восприятия окружающего мира. Больные жалуются на то, что окружающее стало «тусклым», «бесцветным», воспринимается как «через пленку», или «мутное стекло». Они говорят, что различают цвета, но не осознают их различие, все кажется одинаково бесцветным.
Аутопсихическая деперсонализация - ощущение «пустоты в голове», полное отсутствие мыслей и воспоминаний, но при этом нет чувства отнятия мыслей. Утрачивается ощущение знакомости, привычная обстановка воспринимается как чуждая. Невозможно воссоздать мысленно образ близкого человека. Нарушается восприятие собственного «Я», «как будто пропала душа», «стал роботом, автоматом», возникает ощущение полной утраты чувств, сопровождающееся ощущением мучительности такого состояния. Это «скорбное бесчувствие» - anaesthesia phsychica dolorosa. При этом отмечается отсутствие чувства тоски, гнева, жалости. Иногда наблюдается отчуждение процессов мышления и памяти – ощущение отсутствия мыслей и воспоминаний. Важным компонентом деперсонализации является нарушение восприятия времени: реальное время течет для больных невыносимо долго и даже останавливается, поскольку образы и мысли не сопровождаются эмоциональной окраской. Прошедшее время как бы не оставляет следов и поэтому воспринимается, как короткое мгновение.
Часто наблюдаются явления соматопсихической деперсонализации. Это отсутствие чувства голода, насыщения, снижение температурной, болевой, тактильной и проприоцептивной чувствительности. В некоторых случаях массивная соматопсихическая деперсонализация, развивающаяся на фоне тревоги, приводит к бредовой интерпретации, ипохондрическим нигилистическим идеям, достигающим степени бреда Котара.
Признаки Деп-ии разной степе-ни выражен-ти можно обнаружить при всех психозах. Дер-я обнаруж-ся при нар-ях созн-я и самосозн-я. Вар-ты деп-ции встреч-ся у старших детей в струк-ре гипоергич. стадии астении вследствие глубокого соматич. и психич. истощения, а также в струк-ре депрессий, подкорк-х энцефалитов.
13. Типы ассоциаций; представление, понятие, суждение, умозаключение
Мышление - опосредованное отражение действительности в ее внутренних, существенных связях и отношениях. Осуществляется мышление путем мыслительных операций по формированию понятий, суждений и умозаключений.
В процессе мышл. формир-ся представления (образ конкретн. предмета, явления, воспроизв-ый в сознании на основе прошлых впечатлен. благодаря воображению) и понятия (обобщ-е знания о существ-х св-х предметов).
Понятие - отражение внутренней сущности предметов и явлений. Понятие формируется на основе восприятий и представлений. Понятие может иметь более или менее конкретный или абстрактный характер. Слово является формой выражения понятия.
Представл. и понятия связаны между собой ассоциациями. Аристотель выделял три типа ассоциац.:
1- по смежности (возник-т по принципу близости предметов и явлен. во времени и простр-ве: машина-дорога, ночь-сон)
2- по сходству (возник-т на основе похожести двух объектов: птица-самолёт; основа речевого мышления)
3- по контрасту (на основе выраженных различий: день-ночь).
Ассоциативный процесс характериз-ся
послед-ю возникновения
При патологич-х состояниях ассоциат-й процесс (течение предст-ий) может наруш-ся или исчез-ют связи между отдельными мыслями, что свидет-ет о наруш. мышлен. по форме: ускорение мышлен., замедлен., патологическая обстоят-ть (тугоподвижность, больной вязнет в деталях) резонерство; разорванность мышлен (отсуствие смысловой связи между понят-ми при сохранности грамматич. строя речи => речь теряет коммуникат. функции); персеверации и стереотипии мышл.; наплыв мыслей/ ментизм (больной не может упр-ть мыслями. ощущ. сделанности мыслей); бессвязность мышл. (речь из обрывков фраз, несвя-ых по смыслу. нарушен грамматич-ий строй).
Основой мышл-я (высшая форма отраж-я объект-й реальности в сознании чел.) явл-ся понятия - обобщ-е знания о существ-х св-х предметов. Понятия форм-ся из представл-я ч/з язык, вместе с тем речью же они не выраж-ся. Проц. форм-я П.- длительный проц., в ходе кот. мы сначала вычленяем конкретные признаки тех или иных предметов, затем находим их обобщенные хар-ки, обнаруживаем максимально обобщенное представл-е о них, закрепляем его в образе представлений и обозначаем его словом.
Суждение - однозначное утверждение или отрицание чего-нибудь. В суждении выражается и совершается мыслительный процесс, поэтому суждение называют "единицей мысли".
Умозаключение - форма мышления, при котором происходит выведение нового заключения из нескольких суждений, т.е. это уже следующая ступень обобщения и абстракции.
Виды У.:дедуктивное- не предполог-т никаких исключ-й из правил (напр. Если некий сиптом всегда присущ данной форме забол-я и он обнаружен у пациента, то м. говорить о наличии у чел. этого забол-я). Индуктивное У.- в У. связь суждений базируется не на строгой логике, а на ограниченных эмпирич-х данных (напр. Если признак обнаружен лишь у части данного класса предметов,то необяз-но он будет присущ и др. предметам этого класса).
15. М-ды исслед-я мышл-я.
Мышл-е — опосредованное отраж-е и познание взаимосвязей м/д предметами и явл-ями, их общих св-в и сущности.
Мет-ки для иссл-я особ-ей мышл-я и IQых спос-тей:
Воспроизвед-е рассказов: исследуют поним-е и запомин-е текстов, особ-ти устной и письмен. речи. В зав-ти от хар-ра инструкции и слож-ти текста им-ся возм-ть изменять степень труд-ти зад-я.
Объясн-е сюжетных картин: предлаг-ся рассказать, что изображ. на картинке: любые сюжетн. кар-ки, открытки с репродукц-ми картин художников. В проц. иссл-я выявл-ся сообразит-ть, спос-ть к выдел-ю главного, степень эмоц. заинтересов-ти б-ного.
Для иссл-я спос-ти воображ-я применяют проективн. мет-ки, к числу к-рых относ-ся м-од Poршаха.
Последоват-ть событий: испытуемый должен разложить кар-ки в той последоват-ти, в какой развив-ся изображенное на них событие.
Классификация: предлаг-ся разложить по группам 70 карточек с изображ-ми на них людьми, животными и различн. предметами.
Исключ-е предметов: иссл-ся спос-ть к отвлеч-ю и абстракции.
Существенные признаки: предлагают к слову, отпечат-ому крупным шрифтом на бланке, подобрать 2 слова из 5 напечат-ых под ним мелким шрифтом. Эти 2слова д-ны составить неотъемлемые признаки этого предмета.
Определ-е понятий: предлагают ряд слов и просят объяснить, что это такое.
Сравн-е понятий: предлагают пары слов: дождь и снег, обман и ошибка и др. Нужно сказать, что общего в этих понятиях и в чем различие м/д ними.
Раскрытие переносного смысла пословиц и метафор.
Для иссл-я ассоц-й исп. мет-ки назыв-я 60 слов (любых, какие приходят на ум), свободных ассоц-й (любое слово в ответ на произнес-е экспериментатором), противоположностей (предлаг-ся ряд слов, к каждому из к-рых нужно подобрать слово противопол. знач-я). Этой же цели служит пиктограмма.
16. Наруш-е темпа мышл-я.
Нар-е темпа:
а) Ускор-е мышл-я хар-ся повышением его темпа. В силу отвлекаемости и расс-в вним-я мысли часто не закончены, суждения поверхностны, отмеч-ся склон-ть к рифмованию. Крайняя степень уск-я ассоц. д-ти – скачка идей; проявл-ся речевым возбуж-дением, при крайней выражен-ти к-рого речь превращ-ся в «словесную окрошку». Речь не успевает за мыслью. При таком обилии ассоциаций, начав фразу, б-ной не оканчивает ее, переходит к др, произносит неск-ко слов, затем, пропуская слова и целые предлож-я, спешит высказать след-ую мысль и т.д. Сопутствующие сост-ю повышенный интерес к окруж-щему и чрезвыч-я неуст-ть вни-я создают усл-я для большого кол-ва впечатлений, являющихся толчком к д-ти мысли.
Уск-е мышл-я наблюд-ся при маниак-ом сост-ии в рамках МДП, шизофрении, экзоген. психозов. У подростков при маниакальных сост-ях. При этом отмеч-ся облегченное возник-е ассоц-ий, но они стан-ся поверхностными, ускорен переход от 1ой мысли к др, наблюд-ся отвлекаемость внешн. стимулами.
б) Замедление мышл-я — затормож-ть, падение темпа мышл-я. Б-ной жал-ся на затруд-я при умственной д-ти, отмечает пустоту в голове, отсутствие мыслей, остановку их. Речь замедленная, бедна словами, ответы на «?» односложные, после долгой паузы. Типично для депрес-го сост-я. Наблюд-ся при МДП, шизофрении, реактивных и др. психозах. Также хар-но для органиче-ских пор-й ГМ (после энцефалитов, асфиксий, интоксикаций). При олигофрении, особ-но глубокой дебильности и имбец-ти, а также при брадипсихич. вар-те астенич. формы психич. недоразв-я, замед-е мышл-я сочет-ся с обеднением его, недоразв-ем абстрактно-логич. мышл-я. Наиб. выражено замед-е мышл-я при эпилепсии. Такое замед-е наблюд-ся не только после припадков, но и в межприступном периоде при злокач-ом теч-ии эпилепсии, где нараст. инертность нервных проц-в. Как преходящее расс-во затормож-е мыслит. проц-ов развив-ся при депрессиях (депрес. фазе МДП, психогенных и соматогенных депрессиях). Также преходящ. затормож-е мышл-я наблюд-ся при астении (постинфекц-ой, соматогенной и др), отлич-ся замедленным осмыслением, затруд-тью воспомин-й и ассоц-й.
Персеверации и стереотипии мышл-я — застрев-е на каких-то представл-ях. Проявл-ся многократным повтор-ем одних и тех же слов или предлож-й, из-за чего ответы б-ного иногда стан-ся бессмысленными. Пер-ции и стерео-и нередко сопровожд. афазию у б-ных с постинсу-льтным или старческим слабоумием, отмеч-ся и при др. органич. пор-ях ГМ. Хар-ны для злокач. эпил, иногда встреч-ся при шизо (кататонич. расс-ва).
Обстоят. мышл-е хар-ся затруд-ем перехода от одной мысли к др, тугоподвиж-тью мышл-я. Б-ной в речи не в состоянии отделить гл-ное от второстеп-го, вязнет в деталях, в рассказе топчется на месте, уходит в сторону от осн. темы, ч/з нек-рое t к ней возвращ-ся и снова отвлек-ся побочными ассоциа-циями. Хар-но для эп, органич. пор-й ГМ, последствий травм, инфекций, интоксикаций.
17. Наруш-е логич. структуры мышл-я
Выделяют следующие виды качественного нарушения мышления:
1. Атактическое мышление, включает в себя:
а) Резонерство - определяется как многословное пустое /пустословное/ рассуждательство, мышление, которое не привносит ничего нового, эти рассуждения на малозначащие темы.