Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 21:51, шпаргалка
Специализированная психиатрическая помощь представлена больничной (стационарной) и внебольничной помощью.
Существуют стационары, предназначенные для лечения больных с выраженными психическими расстройствами и для больных с пограничными нарушениями, отделения для психически больных детского, подросткового и пожилого возрастов. Кроме того, психиатрические стационары могут быть при психоневрологических диспансерах и общесоматических больницах.
б) атактическое или разорванное по смыслу мышление встречается у больных шизофренией и характеризуется сохранением грамматического строя суждений или отсутствии или "непонятности" /"своеобразии"/ смыслового содержания, например: "надо запачкать машину шумом".
Изменение содержания понятий /слов/ достигает степени символизмов – «лецитируется для единицы» (т.е. только для него - больного).
в) "Шизофазия" - форма речевых нарушений на фоне ясного сознания /в отличие от аментивного, бессвязного мышления/ появляющаяся в бессмысленном "нанизывании" отдельных слов, наименований, терминов, не имеющих "грамматической согласованности и логической последовательности.
2. Бессвязное мышление включает в себя:
а) Аментивное мышление - характеризуется утратой или значительным ослаблением способности к формированию суждений. Мышление носит "регистрационный характер, т.е. больной может назвать (обозначить) отдельные предметы и их признаки, но неспособен сформировать простейшие суждения. Речь таких больных носит бессвязный характер, т.е. представляет собой набор слов и обрывки фраз, не связанных ни по смыслу, ни по форме, т.к. нарушаются даже грамматические конструкции.
б) Астеническое мышление - более легкая форма бессвязного мышления. Для него характерна утрата "ведущего представления", когда больные в состоянии формулировать отдельные суждения, но не способны к более тонкой аналитико-синтетической деятельности, т.е. к построению умозаключений. Для таких больных характерна аморфность высказываний, затруднение в точности и конкретности передачи своих мыслей /напр. предъявление жалоб/. Они многословны, непоследовательны, при отсутствии ускорения мышления наблюдаются ассоциации по смежности, поверхностному сходству, они часто отвлекаются, "запутываются" и умолкают. Эти нарушения характерны для выраженных астенических состояний различного генеза (невротических, соматогенных).
3. Обстоятельное, «вязкое», детализированное мышление, свойственно больным эпилепсией, органическими заболеваниями головного мозга. Оно характеризуется многословием с обилием деталей, второстепенных подробностей, уточнений, дополнений, застреванием на мелочах, ненужных пояснений, которые уводят в сторону от основной мысли /"лабиринтное мышление"/. Больной не способен постоянно удерживать центральную тему мысли, основное направление ответа на вопрос, часто не может самостоятельно вернуться к теме беседы вследствие обилия побочных ассоциаций. Поэтому обстоятельное мышление при значительной степени выраженности непродуктивно.
Нар-е логич. струк-ры и целенап-ти мышл-я: Больш-во хар-но для шизо.
1. При символическом мышл-и в словах и действиях окружающих б-ные видят особ. смысл, или сами в словесн. понятия вклад-ют несвойств-ое им содерж-е. При бреде: б-ной видит сит-цию и это происх. не просто так (это преследователи пыт-ся подсказать ему др. смысл и только он м. его разгадать); Неологизмы – патологич. словообраз-е (несущ-е слова); Криптолалия – разговор на несущ. языке.
2. Паралогич. мышл-е из правильных логич. предпосылок выводит логич-ки непоследоват-е умозаключ-я. При этом часто наблюд-ся «соскальзывания» с последовательно развив-ейся темы или «мимо—ответы» на поставленные «?». Пар. мыш-е у детей часто выявл-ся при психологич. обследовании в виде неадекватных обощений или неожид. объясн-й сюжетн. рис.
6. Аутистическое мышл-е — оторванное от реальной действит-ти и подменяющее реальную действит-ть внутр-им миром воображаемых представлений, фантазий с убежден-тью в их реальности. При этом аут. мышл-е, в отл-е от норм-ого, побужд-ся не ощущ-ми и воспр-ями реальности, а эмоц-ными факторами — неосущ-ными желаниями/ опас-ями л-ти. У детей дошк. возраста рудиментом аут. мышл-я выступ. бредо - подобные фантазии с игровыми перевоплощ-ями.
7. Наплывы мыслей (ментизм) — непроизвольн, не зав-щее от воли б-ного теч-е мыслей, сопровожд-ся тягостным чувством сделан-ти мыслей, невозм-ти управлять ими. Относ-ся к явл-ям идеаторн. автоматизма, наблюд-ся у б-ных шизофренией; при астении, органич. пораж-ях. Перерыв в мышл-и (задержка, шперрунг) — внезапно возник-щий на фоне ясного созн-я провал в течении ассоциаций, потеря нити разговора. Отмеч-ся при шизофрении.
8. Формальное мышл-е – обращ. вни-е не на смысловую часть. (Как поступ. в больницу? - Ч/з дверь).
17.Домин, навязч, сверхцен и бредовые идеи.
К основным видам патологии продукции мышления (патологическим идеям) относят: навязчивые, сверхценные и бредовые идеи.
1. Доминирующие идеи — это правильн. мысли, связ. с житейской сит-ей, преоблад-ие в сознании, вытесняющие все др. мысли и мешающие сосредоточ-ся на текущей д-ти. Не относ-ся к патологии. Наблюд-ся на фоне депрессии/ тревоги и исчез. при разрешении сит-ии.
2. Сверхценные идеи — суждения, доминир-е в сознании, возник-е на базе реальных факторов, знач-е к-рых резко преувеличено вследствие чрезмерного эмоц. реагир-я на них б-ного. Наблюд-ся при психопатиях, шизофрении, аффективн. психозах. По тематике это м.б. идеи изобретат-тва, разоблачит-ва, ревности, ипохондрические и др.
Для детей не хар-ны такие сложн. и длит. построения. как сверхцен. образов-я у них опис-ся: а) односторонние увлеч-я препуб-го и пуб-го периодов (мальчик, к-рый мн. годы интерес-ся только географич. картами). У детей мл. возраста это часто проявл-ся стереотипн. «пытливыми» вопр-ми (типа Почему люди умирают?); б) Пуберт. возрасту св-венна также односторон. озаб-ть: моно-идеи некрасивого телослож-я (дисморфофобия) или необх-ти огранич-я в еде (психич. анорексия). При этом они направлены, в осн. на себя. Если же эти идеи нач. распростран-ся на окружающих (смеются, презирают), то они чаще приобрет. бредовый хар-р, резко меняют повед-е б-ного, и тогда след. думать не о психопатии, а о шизофрении.
3. Навязчив. идеи возник. непроизвольно, но осозн-ся б-ным критически, как неправильные, он стрем-ся избавиться от них, но это уд-ся лишь на t. Эти идеи хар-ны для невроза навязчив. сост-й и нередко сопровожд-ся защитн. Действиями (ритуалами – навязч. дви-я и действия, вып-е к-рых на нек-рое t облегчает сост-е б-ного). У детей навяз. явл-ся не столько мысли, сколько страхи (фобии). Чем старше реб-к, тем больше у него выражен этап сомнений, борьбы и последующей критики. К рудимент. навяз. идеям дошк. возраста относ-ся назойливые бессмысл. вопр, неимеющие познават. цели. При этом дети, как правило, не дожид-ся ответов и не слушают их, стереотипно повторяя 1и тот же «?». Такие навяз-ти возник. в продромальном периоде шизофрении/ при атонич. форме шизофрении.
4. Бредовые идеи — ошибочные умозакл-я, возник-ие на болезненной основе, полностью овладевающие сознанием б-ного и не поддающиеся коррекции, критике. По содерж-ю выдел. идеи отнош-я, преслед-я, психич. и физич. воздействия, отравл-я, ипохондрич, величия, инсценировки, матер-го ущерба, дисморфомания и др.
18. Синдромы систематизир-го бреда, их клин. картина и диагностич. знач-е.
Различают бред отрывочный и стойкий систематизир-ый бред. Выделяют 3 синдрома/ этапа систематизир. бреда:
а) паранояльный синдром – синдром бреда, хар-егося первичностью появл-я (первичн. бред), интерпретацией в бреде фактов окружающей действит-ти (интерпретативн. бред), наличием с-мы доказательств, привлекаемых для обоснов-я ошибок суждения (систематизир. бред). На этом этапе еще не бывает гал-ций и псевдогал-ций, нет явл-й психич. автоматизма.
б) Параноидный синдр. На этом эт. прежняя, соответствующая 1эт. с-ма ошибочных умозаключ-й может сохран-ся, но обнаруж-ся признаки ее распада: нелепости в поведении и в высказ-ях, завис-ть бреда от ведущ. аффекта и от содерж-я гал-ций (псевдогал-ций), к-рые также появл-я на этом этапе. Синдром психич. автоматизма Кандинского-Клерамбо явл-ся разновид-тью параноидн. синдр. В его струк-ру входят: симпт. отчужд-я принадлеж-ти себе собств-х психич. актов, симпт. овлад-я и открыт-ти окружающим собств-х мыслей, псевдогал-ции и бредов. идеи психич/ физич. возд-я (гипнозом, ап-тами, лучами, током, магнитом и т.д). Синдр. Канд-Клер-бо хар-ен для шизофрении. Рудиментарн. формой психич. автоматизма у дошк-ов явл-ся безличн. обращ-я к окружающим/ назыв-я себя во 2ом/ 3ем лице — он хочет пить и т.п.
в) Парафренный синдр. отлич-ся нелепо-фантастическим сочет-ем бреда величия с бредом преследов-я, вымыслами, напомин-ми конфабуляции и обильн-ми галл-циями. Бредовые высказ-я отлич-ся нелепостью, гротескностью, утвержд-я приводятся без доказательств. При хронич. бреде парафр. синдром постеп-но перех. в слабоумие, при остро развившемся смен-ся помрач-ем созн-я онейроидного типа (сновидное, грёзоподобн. с нар-ем ориентир-ки и самосозн-я, с фантастич. пережив-ми и вид-ми).
19.Навязчивые и насильственные сост-я.
Навязчивости (обсессии) — насильственно возник-ие, завладевающие б-ным и при этом чуждые его л-ти, осознаваемые как болезненные мысли и пережив-я, неоправдан-ть/ даже нелепость к-рых он понимает, но подавить усилием воли не может. Навязчивыми бывают мысли, представл-я, воспомин-я, сомнения, опасения, страхи, влечения, дви-я и действия. Навяз-вости делят на 2 гр-пы: 1) отвлеченные, т.е. индифферентные для б-го, не сопровожд-ся выраженной эмоц. реакцией, 2) образные с тягостным для б-го содерж-ем и выраженным аффективн. реагир-ем.
К 1-ой гр-пе м. отнести навяз. мудрствование, навяз. счет, навяз. воспроизвед-е в памяти терминов, имен, дат и др. Страд-щий навяз-тями длит. t проводит в раздумьях на отвлеченные темы, напр, почему Вселенная бесконечна, что было бы, если бы был конец, что было бы за концом и т.д. Б-ной с навяз-ями анализир. прочитанные/ услышанные слова, разлагает их на части, переставляет слоги, меняет ударения/ считает шаги, ступени лестницы, окна, буквы в словах, соверш. в уме бесконечн. счетные операции.
Ко 2ой гр-пе относ. навяз. воспомин-я о каких-то событиях прошлого, сопровожд-еся чувством стыда, раскаянием и др. эмоц. реакциями. При овладевающих представл-ях невероятные события мучительно пережив-ся, что нередко нах. отраж-е в поведении чел-а (когда он стар-ся убедиться в том, что этого не было). Насильственные мысли более элементарны, возникают неожиданно, неодолимо и более нелепы по содерж-ю. Их нелепость осозн-ся, но треб-ся большое усилие, чтобы не подчиниться этой мысли, а часто остановить действие не удается. Эти сост-я возник. у лиц, перенесших травмы/ энцефалиты. Такие дети с трудом удержив-ся, особенно когда им читают нотации родители/ воспит-ли, чтобы не рассмеяться, не выругаться, не показать язык/ не отвернуться. У более старших детей (10—15 лет) появл-ся еще более грубые мысли и желания самоагрессии, самоистяз-я (броситься вниз с балкона, моста); (схватить за нос, за волосы, ударить ногой, ножом и т.п.), а также хульные мысли (неприлично выругаться). Появл-е подобн. мыслей и желаний мучительно для б-ного, так как это противоречит инстинкту самосохран-я и нравственным установкам, поэтому такие сост-я нередко обозначают, как контрастные мысли.
20.Методы эксперементально-
Эксперемент-психолог. или патопсихолог. исследование включ-т применен. методик с целью уточнен-я (выяснения) размеров и характера психич-ой патологии +имеющихся возм-ей для ее компенсации. Э-п исследован. в психиатрии явл-ся продолж. клинического патопсих. исследования, дополняя его: при диагностике. дифференц. диагн-ке, при оценке эф-ти терапии проведении экспертизы. профотборе и др. Ряд методик примен. для исследования наиболее простых процессов - внимания. памяти. утомляемости: корректурная проба. счет по Крипелину, Отсчитывание; отыскивание чисел по таблицам Шульте;Заучивание 10 слов.
21. динамические этапы памяти, ее типы и виды.
Память - психич. проц. запечатл-я, сохран-я и воспроизв-я прошлого опыта.
Виды памяти: По содерж-ю запоминаемого материала выделяют двигат-ю, эмоц-ю, образную и символическую, кот. подраздел-ся на словесную и логическую.
Двигат-я п.- в онтогенезе явл-ся ранней формой п. и обнаруж-ся у ребенка в первые недели и мес. жизни. В ней фиксир-ся сигналы мы-ц от разл. частей тела, данные о перемещ-и в простр-ве, резуль-ти тех или иных действий. В более старшем возр-е двиг. п. помог-т формир-ю сложн. навыков, сопутствует афтоматизации многих движ-й. У многих она ведущйи тип п.
Эмоц-я п.- воспроизв-е опред-х чувств-х сост-й в случаях когда повтор-ся вызвавшая их ранее ситуация. Явл-ся ранним видом п. и начин. функц-ть с момента рожд-я (по некоторым данным раб-ет внутриутробно). э.п. явл-ся слабо контролир-м проц-м. Прочность сохр-я зависит от силы эмоций.
Образная п.-основана на сохр. образов разн. модальностей (зрит-х, вкус-х, слух-х и т.д.). Первична память на тактильные, вкус-е и обонят. образы, позже разв-ся п. на зрит-е и слух-е.
Символическая п. подраздел-ся на словесн. и логич-ю. Слов-я п.- наиболее поздний вид п. по времени формир-я (формир-ся вслед за образной) и достигает своего максимума в подростковом возр. К 10-13г. обеспеч. передачу соц. опыта. Логическая п.- напр, на сохр-е смысла текста. Явл-ся наиболее поздней и форм-ся лишь в старшем подростк-ом возр.
На развитие видов п. больш.влияние оказ-т ведущ-я деят-ть чел. Виды памяти по наличию цели при запомин-и:
- непроизольная - основанна на сильном мотиве, интересе, ярком впечатлении. Доминир-т в детстве и ост-ся ведущим в мл .школьн. возр-те.;
- произвольная - основанна на наличии сознат. цели на запоминание, требующую от человека волев. усилий.
Возможно раздел-е памяти на механич-ю (запоминания разнородны, не связанные м/д собой символы, даты, цифры, слова) и смысловую (сведения, имеющие внутр-ю связь, единое логич-е основание).
По времени хранения инф.: мгновенная (время хранения неск. секунд, объем оч. велик, но следы ее разруш-ся оч. быстро и в кратковр. п. переводятся лишь незначит-я часть инф-и), кратковрем-я (попадает инф. из мгнов-й), оперативная (разновидн-ть кратковр. п., необход-я для выполн-я более длит. действий. Инф. сохран-ся на срок, необход-й для реш-я данной задачи) и долговр. (из кратковр. инф. перераб-ся и обобщенная поступ в долг-ю).
22. Нарушения внимания; апрозексия и застойная концентрация вни-я.
Расс-ва вни-я явл-ся одним из наиб. частых симптомов при психич. забол-ях. Наиб. частыми нар-ями явл-ся истощ-ть, отвлек-ть и патологич. прикованность.