Система подготовки социальных работников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что один из главных сегодня вопросов социальной работы — вопрос о подготовке специалистов в области социальной работы.
Данная работа посвящена вопросу подготовки специалистов в сфере социальных услуг (социальных работников).
Отсюда и цель работы: охарактеризовать систему подготовки специалистов в сфере социальных услуг (социальных работников).
Объект работы - система подготовки будущих специалистов. Предмет - система подготовки будущих социальных работников.
Задачей данной работы будет обзор системы подготовки социальных работников.

Файлы: 1 файл

куая.docx

— 75.23 Кб (Скачать файл)

Система подготовки социальных работников

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших  подготовку в университетах и  специальных учебных заведениях. Социальные работники профессионально помогают всем нуждающимся решать проблемы, возникающие в их повседневной жизни, в первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (пожилым людям, инвалидам, детям, лишенным нормального семейного воспитания, лицам с психическими расстройствами, алкоголикам, наркоманам, больным СПИДом, семьям из «групп риска», лицам с девиантным поведением). Они не только снимают социальную напряженность, но и участвуют в разработке законодательных актов, призванных более полно выразить интересы различных слоев населения.

В условиях экономического кризиса, безработицы, резкого изменения характера и форм социальных отношений, потери для многих людей социальных перспектив возросла опасность социальных конфликтов, депрессии. Все это усиливает значимость профессиональной подготовки специалистов в области социальной работы.

На протяжении последних четырех-пяти лет динамично  развивается новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, — социальная работа. Зарождается и соответствующая научная специальность — социальные науки.

Социальная  работа как вид профессиональной деятельности оформляется в 1991 г., когда  в Квалификационный Справочник должностей руководителей и служащих была внесена  новая должность «специалист  по социальной работе».

Профессиональное  становление специалиста - сложный, непрерывный процесс «проектирования» личности. Осведомленность о своей будущей специальности способствует развитию активности студента, формированию личностной модели самодвижения к профессиональным вершинам, к профессиональному мастерству.

В общей стратегии  развития социального образования вопрос о специализациях является приоритетным.

Актуальность  данной работы  заключается в том, что один из главных сегодня вопросов социальной работы — вопрос о подготовке специалистов в области социальной работы.

Данная работа посвящена вопросу подготовки специалистов в сфере социальных услуг (социальных работников).

Отсюда и  цель работы: охарактеризовать систему  подготовки специалистов в сфере  социальных услуг (социальных работников).

Объект работы - система подготовки будущих специалистов. Предмет - система подготовки будущих  социальных работников.

Задачей данной работы будет обзор системы подготовки социальных работников.  

ПОДГОТОВКА  БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К  ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема  подготовки студентов к профессиональной деятельности социального работника  обусловлена современной ситуацией  развития общества. Смена политической ориентации государства и экономический  кризис 90-х годов XX века затронули  все сферы жизнедеятельности  общества. Произошло снижение жизненного уровня основной части населения, появилась  неуверенность в завтрашнем дне, упала рождаемость, распространились асоциальные отношения в семьях и т.д. В связи с этим главной  целью социальной политики нашего государства стало повышение уровня социальной защищенности личности и совершенствование социальной сферы. Появилась востребованность профессии «социальный работник».

Социальную  работу можно конкретизировать как  профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных, частных  организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидуумов и групп  общества. По мнению Е.В. Ханжина, термин «социальная работа» понимается в более узком смысле как профессиональная деятельность, которая помогает людям  определять личные, социальные и ситуативные  трудности, влияющие на них, а также  преодолевать эти трудности посредством  поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

Многие подходы  к социальной работе, оформляясь в  определенные направления, обычно опирались  на те или иные психологические воззрения. Поэтому и проблему подготовки студентов к эффективной социальной работе необходимо рассматривать с позиции ее психолого-акмеологических особенностей. [11]

Современная психология рассматривает деятельность человека как систему, включенную в  систему отношений общества. «Вне этих отношений, - пишет А.Н. Леонтьев, - человеческая деятельность вообще не существует. Как именно она существует, определяется теми формами и средствами материального и духовного общения, которые порождаются развитием  производства и которые не могут  реализоваться иначе как в  деятельности конкретных людей». [9]

Соглашаясь  с Е.А. Климовым, я считаю, что основным видом деятельности человека является социально обусловленный, осознанный труд, главные характеристики которого присущи и профессиональной деятельности. [7]

Профессия характеризуется  как система специальных знаний, умений и практических навыков, присущая определенному человеку, и приобретенная  в результате общей и специальной  подготовки и опыта работы.

Профессия социального  работника, имея различные формы  и названия, известна в разные исторические эпохи и культуры. Первые программы  подготовки социальных работников появились  в конце XIX века в Амстердаме, Берлине, Лондоне. Это означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда  в постановке социального диагноза и выбора методов и средств  социальной работы следуют научно обоснованным профессиональным подходам. «Сегодня можно говорить о том, - считает  Е.И. Холостова, - что профессиональная социальная деятельность, цель которой состоит в поддержании жизнеобеспечения и социального функционирования личности, является пространством осуществления социальной работы». [14]

Концептуальной  парадигмой становления и развития системы подготовки кадров для социальной работы должна стать идея о подготовке высокопрофессионального специалиста, способного найти адекватные формы  реагирования, соответствующие изменяющейся среде.

Социальному работнику для достижения целей  и реализации своих функций в  профессиональной деятельности нужны  специальные знания и практические усилия, которые помогут ему обеспечить социальное функционирование клиентов.

Эффективность профессиональной деятельности – это  соответствие результата этой деятельности поставленным целям, достижение запланированных  положительных результатов.

Опираясь  на требования, изложенные в «Стандартах  квалификации практической социальной работы», и исходя из данных, можно  сделать вывод, что эффективность  социальной работы зависит от таких сущностных характеристик, как «профессионализм», «профессиональная компетентность» и «личность профессионала».

Профессионализм ряда ученых рассматривает как высокий, устойчивый уровень знаний, умений и навыков, позволяющий достигать  наибольшей эффективности в профессиональной деятельности.

А.А. Бодалев считает, что это не только яркое развитие способностей, но и глубокие, широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. [2]

Вслед за психологами  Б.Г. Ананьевым, А.А. Деркачом, Е.А. Климовым, Б.Ф. Ломовым, К.К. Платоновым мы выделяем три блока профессионализма – профессиональная деятельность, профессиональное общение, личность профессионала, которые и определяют эффективность социальной работы. Развитие этих трех блоков у специалиста являет собой готовность к эффективной социальной работе.

Выстраивая  модель готовности будущих социальных работников к эффективной профессиональной деятельности, мы исходили из того, что  готовность – это не только предпосылка, но и результат деятельности. В  структуру готовности входят не любые  знания, а фонд действенных знаний; не любые свойства личности, не набор  психических функций, а лишь те, которые  обеспечивают соответствующей деятельности наибольшую продуктивность. Это целостная  система свойств личности, результат  действия разносторонних факторов.

Опираясь  на принцип единства личности и деятельности, рассматривая готовность как целостное  состояние, представляющее собой систему, мы считаем, что готовность к эффективной  социальной работе – это личностное и социально-психологическое образование, представляющее собой единство ценностного  отношения к социальной деятельности, профессиональных знаний, умений и  навыков профессионального общения.

Основываясь на гуманизме и нравственности, социальная работа ориентируется на ключевой комплекс ценностей – благополучие людей, социальную справедливость, достоинство  индивида. Собственными ценностями социальной работы являются мотивация к участию  в социальной работе, гуманизм как  мировоззрение профессионала, альтруизм. Таким образом, социальная работа более  других профессий располагается  в границах нравственного выбора и этического поведения.

Личность  социального работника как профессионала  имеет самостоятельную непреходящую ценность.

Особую роль в социальной работе играет профессиональное общение, которое по мнению А.А. Деркача, представляет собой активность человека, направленную на установление взаимодействия с другим человеком в процессе преобразования предмета труда. [5]

Для того чтобы  за время учебы в вузе подготовить  будущих социальных работников к  эффективной профессиональной деятельности, необходимо сформировать у них рассмотренные  компоненты готовности.

Для этого  необходимо в образовательном процессе соблюдать следующие условия:

разработка  учебных планов и программ по специальным  дисциплинам на основе современных  научных взглядов на теорию социальной работы, с ориентацией на ценности социальной работы как профессиональной деятельности; обязательность изучения опыта социальной работы во всех специальных  дисциплинах и спецкурсах;

раскрытие содержания эффективной профессиональной деятельности социального работника во всех видах  учебной работы в вузе;

освоение  субъективной позиции, будущим социальным работником;

обеспечение взаимосвязи содержательно-процессуальной подготовки и внутриличностного формирования готовности студентов к социальной работе;

развитие  таких личностных качеств у студентов  как ориентация на человека как на высшую ценность, умение эффективного взаимодействия с другим человеком  и позитивного общения с ним, стремление к профессиональному  самосовершенствованию, принятие творческого  характера труда;

формирование  у студентов потребностей и интересов  в подготовке себя к профессиональной деятельности, их участия в научно-исследовательской  работе в области социальной работы и смежных дисциплин;

предоставление  студентам возможности участия  в волонтерской деятельности;

осуществление специальной подготовки сотрудников  территориальных центров социальной помощи к приему практикантов, ориентация их на контакты и взаимное сотрудничество.

Только при  соблюдении этих условий в образовательном  процессе вуза можно надеяться, что  будущая профессиональная деятельность студентов по специальности «социальная  работа» окажется эффективной.

2. СИСТЕМА  ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

2.1. Социальная  работа как учебная дисциплина 

Как отдельное  направление общественной практики и самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа конституировалась только в 1991 г., когда Постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. №  92 Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный в 1986 г., был дополнен квалификационной характеристикой «специалист по социальной работе». Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала эквивалентом принятой в мире должности «социальный работник».

Исходя из тарифно-квалификационной характеристики, можно выделить следующие функции  специалистов по социальной работе:

аналитико-гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление их патронажа);

диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы);

Информация о работе Система подготовки социальных работников