Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:09, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что один из главных сегодня вопросов социальной работы — вопрос о подготовке специалистов в области социальной работы.
Данная работа посвящена вопросу подготовки специалистов в сфере социальных услуг (социальных работников).
Отсюда и цель работы: охарактеризовать систему подготовки специалистов в сфере социальных услуг (социальных работников).
Объект работы - система подготовки будущих специалистов. Предмет - система подготовки будущих социальных работников.
Задачей данной работы будет обзор системы подготовки социальных работников.
В профессиональные
обязанности социального
В итоге можно отметить, что специфическое свойство социальной работы заключается в том, что она неотделима от конкретного социального контекста и ее стратегия должна строиться исходя именно из этого контекста. Тем, кто составляет учебные программы по социальной работе, необходимо учитывать данный факт. Его следует отметить еще и потому, что знания по социальной работе, как уже подчеркивалось, распространяются в основном из западных стран в развивающиеся и другие страны. В свою очередь, многие новые подходы к работе в ситуации социальных и семейных конфликтов, недостатка жилья, которые с разной степенью успешности использовались в других странах, не нашли применения в экономически развитых странах. Вот почему преподавателям по социальной работе в России было бы полезно познакомиться с опытом подготовки специалистов в других странах.
2.2.
Анализ системы
подготовки специалистов
по социальной
работе в России
Центральным понятием в системе профессиональной социальной работы является понятие "социальное образование", которое включает множество взаимосвязанных компонентов: социальное образование как ценность, как система, как процесс, как деятельность, как результат.
Представители традиционного мышления, прежде всего, подчеркивают роль социального образования в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов по социальной работе, практических психологов, социальных реабилитологов и др. Между тем профессионализм в социальной работе следует рассматривать, учитывая систему таких взаимоотношений, как ценностная характеристика социального образования, ценностная характеристика социальной работы в России, ценностная характеристика новой профессии. Социальное образование играет большую роль в становлении новой ценности государства, новой ценности гражданского общества, новой личности профессионала. Если использовать системный подход в процессе анализа существующей системы образования, то, безусловно, придется, прежде всего, говорить о реальном состоянии системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации социальных работников, которая сложилась в России в 90-е гг., а точнее - об особенностях становления в стране современной системы, ее первоначальном этапе.
Весомых оснований для утверждения, что в России существует система социального образования, еще не существует. Что же сделано в России в области подготовки специалистов для социальных служб?
В 90-е гг. в России сложилась сеть учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой социальных работников. И начиная с 1991 г. сеть высших учебных заведений, приступающих к подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе, постоянно расширялась. Профессиональная подготовка осуществляется в различных формах: с отрывом от производства (очная), без отрыва от производства (очно-заочная, заочная, вечерняя), экстернат. Всего в вузах по очной, заочной и очно-заочной формам обучается более 30 тыс. будущих социальных работников.
Сегодня можно говорить о формировании многоступенчатой, многоуровневой системы подготовки и переподготовки социальных работников.
Профессиональная
переподготовка по социальной работе
специалистов, получивших высшее образование
по социальной работе, для работы в
социальных учреждениях, осуществляется
по индивидуальному плану с
Индивидуальный план обучения составляется таким образом, чтобы освоение дисциплин, входящих в раздел базовой подготовки (общепрофессиональным дисциплинам по социальной работе), проводилось на начальных этапах обучения
Далее
проводится повышение квалификации
по социальной работе с расчетом последующей
деятельности специалистов в социальных
учреждениях. Теоретическая подготовка
проводится в течение всего времени
и включает в себя освоение основных
разделов социальной работы. Личностно
и профессионально
Для лицензирования
учреждений, проводящих профессиональную
переподготовку специалистов по социальной
работе, включая научно-
наличие программ и тематических учебных планов, разработанных в соответствии с основными требованиями дополнительной подготовки специалиста по социальной работе. Наличие квалифицированных педагогических и научных кадров в области социальной работы (специалистов по социальной работе по базовому образованию). Наличие условий для проведения учебного процесса в соответствии с современными требованиями к его организации и возможностям проведения подготовки на собственных и иных (по договорам) клинических базах. Собственные возможности учреждения в целом должны обеспечить не менее 70 процентов программы обучения по социальной работе.
На протяжении всего процесса обучения социального работника решается комплекс задач не только по овладению теоретическими знаниями, но, прежде всего - приобретению практических навыков и умений, развитию ряда личностных качеств обучающегося, существенных для эффективной деятельности (психическая устойчивость, общественная сознательность, высокая социальная мотивация).
Профессиональная подготовка специалистов для социальных служб осуществляется в государственных университетах, педагогических и медицинских вузах, технических и технологических высших учебных заведениях. /4/
Исследование,
проведенное группой совета учебно-методического
объединения вузов в области
социальной работы, показало, что к
подготовке социальных работников проявляют
все больший интерес не только
многопрофильные
В целом по стране можно выделить несколько уровней подготовки кадров.
1. Курсовая или допрофессиональная подготовка на курсах, в школах, лицеях. Выпускники со средним образованием пополняют ряды социальных работников отделений по обслуживанию больных, престарелых, одиноких. Им предоставляется также право поступить в средние специальные учебные заведения или соответствующие вузы.
2. Обучение
в средних специальных учебных
заведениях. После их окончания
можно работать бригадирами
3. Обучение
в университетах, академиях,
Что касается
высшего профессионального
Специализация
выпускников, как правило, учитывает
профильную направленность высших учебных
заведений. Большая часть вузов
готовит специалистов-
В подготовке специалистов по социальной работе в России участвует более 3 тыс. преподавателей, 2/3 из них доктора и кандидаты наук, профессора и доценты.
В стране
создано несколько
С марта
1993 г. начал работу Совет учебно-методического
объединения (УМО) вузов Российской
Федерации в области социальной
работы. Основными задачами УМО являются:
координация деятельности педагогической
общественности вузов и специалистов
научно-исследовательских
Важное
значение в подготовке кадров высшей
квалификации имеют утвержденные в
качестве Государственного образовательного
стандарта высшего
По проблемам теории и практики социальной работы за последние годы подготовлено большое количество учебных пособий, брошюр и статей. В стране выпускается ряд периодических изданий по проблематике социальной работы, в том числе "Российский журнал социальной работы". Систематически проводятся научные и научно-практические конференции международного, всероссийского и межрегионального уровня.
В некоторых вузах открыта аспирантура по подготовке специалистов высшей квалификации.
В заключении можно отметить, что процесс становления социальной работы как науки и учебной дисциплины идет успешно. По существу создана целостная система подготовки и переподготовки специалистов в одной из актуальных областей человеческой деятельности - социальной сфере.
В числе актуальных проблем подготовки социальных работников необходимо отметить следующие:
Более тесная связь обучения выпускников с их будущей профессиональной деятельностью. Ведь специфика социальной работы как научной и учебной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Без такого единства не может состояться социальный работник.
Подготовка социальных работников, предусматривающая получение общих знаний и умений и какой-то узкой специализации (специализаций) с учетом объектов и направлений социальной работы (скажем, организатор социальной защиты населения, юрист социальной службы, социальный педагог социальной службы, специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста и т.д.). Сочетание универсальной (общей) и специальной профессиональной подготовки дает возможность социальным работникам более успешно решать свои проблемы на рынке труда.
Обновление
существующих программ, создание новых,
подготовка учебников и учебных
пособий по учебным дисциплинам,
предусмотренным новым
Получение, хранение и распространение социальной информации.
Анализ
вышеизложенных проблем подготовки
специалистов по социальной работе в
России показал, что данная система
ещё далека от совершенства
Заключение
Социальная
работа - это не только профессия, но
и призвание человека. На практике
мы неоднократно убеждались в том, что
разные люди по-разному определяют
и решают социальные проблемы. Это
во многом зависит от уровня профессионализма,
системы повышения
Информация о работе Система подготовки социальных работников