Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 13:09, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что один из главных сегодня вопросов социальной работы — вопрос о подготовке специалистов в области социальной работы.
Данная работа посвящена вопросу подготовки специалистов в сфере социальных услуг (социальных работников).
Отсюда и цель работы: охарактеризовать систему подготовки специалистов в сфере социальных услуг (социальных работников).
Объект работы - система подготовки будущих специалистов. Предмет - система подготовки будущих социальных работников.
Задачей данной работы будет обзор системы подготовки социальных работников.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что тема курсовой работы является актуальной для исследования. Проблемой является несовершенство системы подготовки специалистов по социальной работе в России.
Исходя из данной проблемы цель - рассмотреть формы подготовки социальных работников в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Определить набор требований подготовки специалистов по социальной работе и круг проблем, которые делают систему несовершенной.
2. Проанализировать опыт подготовки специалистов за рубежом и в России
3. Наметить рекомендации по усовершенствованию подготовки специалистов по социальной работе
Последовательная реализация данных задач позволит достичь цели курсовой работы
1. Состояние системы подготовки специалистов по социальной работе
1.1.
Общепринятые требования
к подготовке специалистов
по социальной
работе
Единого международного набора требований к обучению и аттестации социальных работников не существует. Каждая страна определяет свой набор требований по отношению подготовки специалистов по социальной работе./1/
Для начала,
остановимся на такой важной проблеме,
как отбор и поступление
Таким образом, большинство стран, входящих в Международную ассоциацию школ социальной работы, предъявляют к претендентам на обучение социальной работе целую систему определенных требований, что в свою очередь влияет на более эффективную переподготовку и повышение квалификации специалистов.
Общими условиями для всех претендентов на приобретение профессии являются: наличие высоких оценок по учебным предметам в школе, прочные и глубокие знания по предметам выбранной профессии, физическая и эмоциональная стабильность, социальная зрелость, интеллектуальность, выявленная на основе тестов, данные тестов на слух, зрение и речь, заключение совета школы о моральных и личностных качествах поступающего, одобрение приемной комиссии и рекомендации студенческого советника.
В России
к претендентам на приобретение профессии
не предъявляется
Рассмотрим содержательную сторону переподготовки специалистов по социальной работе, например в Канаде и Соединенных Штатах Америки, действует шестиуровневая шкала профессиональной квалификации: два уровня допрофессиональной подготовки и четыре уровня – профессиональной переподготовки. Подготовка основывается на непрерывной системе обучения. На двух допрофессиональных уровнях готовят помощников в области социальной работы (диплом средней школы) и специалистов системы социального обслуживания (соответствует степени в области гуманитарных наук) или студентов, специализирующихся в социальных услугах по программе бакалавра. На профессиональном уровне переподготовки четыре класса: социальный работник со степенью бакалавра, социальный работник со степенью магистра, дипломированный социальный работник, закончивший академию (доктор социальной работы), действительный социальный работник (докторская степень плюс продвинутый уровень практики).
Несмотря
на значительные различия в подходах
к социальной работе и ее преподаванию,
учебные планы обычно включают в
себя общие элементы - практическую
подготовку, социологические и
Разногласия относительно учебных планов подготовки социальных работников и реализации этих планов характерны для многих стран. Некоторые практики критикуют систему подготовки социальных работников за ее чрезмерный академизм, что, по их мнению, увеличивает разрыв между практиками и специалистами, преподающими социальную работу в учебных заведениях.
Западная
модель преподавания социальной работы,
особенно североамериканская, оказывает
существенное влияние на учебные
программы многих стран. Однако не все
преподаватели приветствуют такое
влияние. Они сомневаются в
Выяснив, что единого набора требований к подготовке специалистов по социальной работе не существует, каждое государство само определяет этот набор, но как проблема существует влияние западной модели преподавания социальной работы, что не приветствуется многими преподавателями, поэтому дальнейший анализ можно начать с определения круга проблем подготовки специалистов по социальной работе.
1.2.
Проблемы подготовки
специалистов по
социальной работе
Социальные работники имеют дело с людьми разного возраста - с детьми, молодежью, взрослыми, престарелыми. В своей практике они соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (как физического, так и психического); правосудием; системой образования; с планированием семьи; финансовыми программами; с проблемами трудоустройства населения. Они проводят индивидуальное и групповое консультирование, работают со случаями, организуют сети поддержки, а, кроме того, они планируют и координируют социальную работу, осуществляют административные функции в ее организации и, наконец, формируют ее оценку. Им приходится работать как с традиционным контингентом - с детьми и пожилыми людьми, так и с новым, нетрадиционным, и, прежде всего, с больными СПИДом и их семьями, с иммигрантами и беженцами, жертвами преступлений и бездомными. Во всех странах социальные работники рассматривают себя в качестве проводников социальных перемен и реформ. В развивающихся странах система социальной работы ориентируется на развитие общества в целом. В конфликтном обществе социальные работники способствуют примирению сторон. Как педагоги они работают в контакте с представителями других профессий, используя свои навыки в групповой работе, общении, планировании программ. Они организуют работу в общине, учитывая ее специфику. Почти во всех странах проводится работа с неимущим населением. /2/. Независимо от того, в какой организации трудятся социальные работники - в государственной, добровольческой или общественной, они разделяют одни и те же основополагающие ценности: человеческое достоинство, социальную справедливость, поддержку неимущих и наиболее социально уязвимых слоев населения, стремление к мирному сосуществованию, добрую волю. Большое количество клиентов, с различными проблемами обязывают социального работника быть человеком, образованным во всех сферах жизни общества. С этим и связаны различные проблемы подготовки специалистов по социальной работе. Социальный работник должен быть универсалом.
На современном
этапе формирования и развития социальной
работы приоритет закономерно отдан
проблемам становления
В современной
России профессиональная подготовка специалистов
по социальной работе - это адекватная
реакция на сложившуюся непростую
социально-экономическую и
В 2005 году
в России действует около 670 центров
социального обслуживания, 143 центра
социальной помощи семье и детям,
54 центра психолого-педагогической помощи
населению и экстремальной
К тому же современные условия диктуют необходимость переподготовки специалистов социальных служб: во-первых, функционирующие социальные службы на 80% укомплектованы специалистами, не имеющими профильного образования; во-вторых, стационарные факультеты и отделения высших учебных заведений не в состоянии удовлетворить потребности служб в специалистах; в-третьих, сложившаяся ситуация на рынке труда диктует необходимость привлечения в систему социальной защиты, в том числе социального обслуживания, безработных специалистов, что, естественно, предполагает их переподготовку по направлению "социальная работа". В переподготовке нуждаются не только пришедшие в социальную службу инженеры, технологи, агрономы, но и учителя, врачи, психологи, работники дошкольных заведений, работники МВД и др.
Проблема подготовки специалистов по социальной работе имеет ряд особенностей, зависящих как от основных тенденций развития социальной работы в различных странах мира, так и от социально-экономических, социально-политических условий становления профессии в Российской Федерации.
Неопределенность
и нестабильность современного мира
создают новые стимулы и
Становление
профессионализма всегда начинается с
профессиональной подготовки и воспитания
специалистов, поэтапного формирования
системы практических навыков системы
социальной работы и профессионального
образования. Без профессионального
образования невозможна организация
социальных услуг с целью разрешения
трудной жизненной ситуации клиента
и обеспечения социально-
Серьезную
проблему подготовки специалистов по
социальной работе представляет собой
и слабая государственная поддержка,
недостаток финансирования, материально-технического
обеспечения процесса переподготовки
профессорско-
Также одной из важнейших проблем в обучении студентов является интеграция теории и практики. /6/ Практика остается широким полем проверки теоретических знаний, накопленных студентами в вузе; она представляет собой базис для глубокого усвоения проблем, имеющих место в социальной сфере.
Сегодня всеобщее признание получила идея о том, что строить практику социальной работы лишь по модели, фокусирующейся на проблемах только индивидуальных клиентов (индивидуально-центрированная модель), недостаточно.
В качестве альтернативного подхода часто предлагается работа на макроуровне, направленная больше на изменения в рамках всего общества, в том числе в социальной политике, планировании, социальной деятельности, чем на индивидуальное консультирование или работу со случаем. Это привлекательная модель, но необходимо помнить, что практическая социальная работа осуществляется в весьма политизированном контексте. /7/ В интересах здравого смысла социальным работникам можно предложить не ставить перед собой максималистских целей.
Информация о работе Система подготовки социальных работников