Система роботи вихователя у спеціальному дошкільному закладі для дітей з тяжкими вадами мовлення

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Организация деятельности специалистов ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи представляет собой целостную систему работы с детьми, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что, в свою очередь, обеспечивает высокий, надежный уровень речевого развития ребенка с нарушениями речи. Система работы предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде, а содержание обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка.

Файлы: 1 файл

курсовой о нарушен.речи.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Предмет: Спецметодики дошкільного виховання дітей з порушеннями мовленнєвого розвитку 
Тема работы: Система роботи вихователя у спеціальному дошкільному закладі для дітей з тяжкими вадами мовлення

Вимоги  до написання курсової роботи:

25 – 30 сторінок тексту

План –  розгорнутий, 3 (три) розділи.

Вступ (теорет.) – актуальність, важливість 2 сторінки.

1 розділ  – теоретичне розкриття понять  які ми будемо формувати, категорія  дітей.

2 і 3 розділи  – методичне оснащення.

2 розділ  – аналіз усіх методик з  цих питань із цією категорією дітей

3 розділ  – етапи роботи з дітьми  цієї категорії.

Висновок  – не більше 2 сторінок, узагальнення всього матеріалу  1, 2, 3 розділів.

Список  літератури – не менше 25 джерел, сторінка і номер джерела у [].

 

1 розділ  – 2-3 параграфи,  1 параграф не менше 3 ст, новий розділ з нової сторінки.

Заголовок великими літерами без переносу слів.

Введение

Постоянный рост числа  детей с отклоняющимся развитием  выдвигает диагностико- коррекционное  и профилактическое направление  деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Самую многочисленную группу - до 60 % от всех детей дошкольного возраста - сегодня составляют дети с отклонениями в речевом развитии.

Доказано, что полноценное  развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности при включении в систематическое школьное обучение.

Поэтому наряду с активным поиском новых, вариативных форм организации логопедической помощи дошкольникам, их научно-методическим обоснованием и экспериментальной апробацией происходят процессы совершенствования традиционных форм, оптимизации методов и содержания коррекционно-речевой работы.

Дошкольный  возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют  наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается с детьми, имеющими различные нарушения речи. По мнению О.А. Степановой, «отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной» [6].

Осознавая важность работы с детьми, имеющими нарушения  речи, воспитательно-образовательный  процесс целесообразно строить  на основе алгоритма коррекционно-развивающей  деятельности, который включает в  себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями, разработку интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики, организацию коррекционно-образовательной среды, стимулирующей речевое развитие ребенка.

Организация деятельности специалистов ДОУ для детей с  тяжелыми нарушениями речи представляет собой целостную систему работы с детьми, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что, в свою очередь, обеспечивает высокий, надежный уровень речевого развития ребенка с нарушениями речи. Система работы предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде, а содержание обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка.

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

1. Задачи, стоящие  перед специалистами ДОУ

Актуальными задачами дошкольного образования является:

Во-первых: в  связи с всеобщей тенденцией гуманизации  образования, приоритетной обращенностью  педагогического внимания на полноценное  формирование личности ребенка с  теми или иными особенностями и недостатками в речевом развитии;

Во-вторых, все  большое число логопедов включаются в процесс раннего распознавания, профилактики и преодоления негативных тенденций в речевом развитии, правомерно считая, что эффективность  коррекционно-педагогической работы намного выше именно в отношении детей раннего дошкольного возраста;

В-третьих, у  детей чаще стали выявляться признаки сочетанного нарушения речевого и психического развития, которые  заставляют модифицировать привычные  формы, методы и содержание коррекционно-логопедической работы, занимаясь не только устранением собственно речевых нарушений, но и преодолением недостатков в развитии психических функций;

В-четвертых, совершенно отчетливо установлена прямая зависимость  эффективности диагностико-профилактической и коррекционной работы от уровня профессионального мастерства всех участников коррекционно-образовательного процесса.

В число основных документов, регламентирующих современные  задачи, содержание и формы, организации  коррекционно-педагогического процесса в ДОУ (группах) для детей с нарушением речи входят:

1. Закон РФ  «Об образовании»;

2. ФЗ «О специальном  образовании лиц с ограниченными  возможностями здоровья»

3. Типовое положение  о дошкольном образовательном  учреждении;

4. Типовое положение о С(К) ОУ для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

5. Типовое положение  об образовательном учреждении  для детей дошкольного и младшего  школьного возраста.

В приложении к  данной работе указаны Рекомендации по деятельности педагогического персонала в ДОУ компенсирующего вида (Письмо от 16 января 2002 года № 03-51-5 ин\23-03 Министерства Образования Российской Федерации «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях»).

Педагогический процесс для детей с нарушением речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и индивидуально- психологическими особенностями развития воспитанников. Бесспорно, ключевые позиции в организации коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ (группы) для детей с нарушениями речи принадлежит логопеду, деятельности которого оказываются присущи достаточно широкие и разнообразные функции:

· диагностическая;

· профилактическая;

· коррекционно- педагогическая;

· организационно- методическая

· консультативная

· координирующая

· контрольно-оценочная [1].

Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно  приводит к дефицитарности других и  снижению качества коррекционной работы с детьми в целом.

Однако не следует  забывать и о достаточно сильном  потенциале других участников коррекционно-образовательного процесса - педагогического коллектива ДОУ, родителей, другие близкие ребенку люди и, наконец, самого ребенка, который самым существенным образом влияет на сроки и результативность логопедической работы. Частные задачи достаточно специфичны для каждого из участников.

Для логопеда, к  числу таких задач относятся:

1) Обследование  воспитанников групп ДОУ и  выявление среди них детей,  нуждающихся в коррекционно-речевой  помощи;

2) Изучение уровня  речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;

3) Систематическое  проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами;

4) Оценка результатов  помощи детям и определение  степени их речевой готовности  к школьному обучению;

5) Формирование  у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, помощь им в организации полноценной речевой среды,

6) Координация  усилий педагогов и родителей,  контроль за качеством проведения  ими речевой работы с детьми.

В число частных  задач педагогического коллектива ДОУ входят:

1) Обеспечение  дошкольникам с нарушениями речи  комфортных во всех отношениях  условий развития, воспитание и  обучения, создание среды психолого-педагогической  и речевой поддержки ребенка;

2) Проведение  необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной и общей речевой подготовке к школе;

3) Повышение психолого-педагогической  культуры и воспитательной компетентности  родителей, побуждение их к  сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье [5].

Особого внимания требует  рассмотрение частных задач, решение  которых возлагается на заведующую и методиста. Наиболее значимыми  для них являются:

1) Соблюдение требований  приема и комплектования групп для детей с нарушением речи;

2) Осуществление тесного  взаимодействия педагогических  и медицинских работников;

3) Создание оптимальных  условий для организации преемственности  в работе логопеда и педагогического  коллектива ДОУ;

4) Насыщение библиотеки  ДОУ специальной литературой, групповых комнат - учебными пособиями и специальным оборудованием;

5) Организация обмена  опытом коррекционно-педагогической  работы с другими ДОУ для  детей с нарушением речи;

6) Привлечение родителей  к активному участию в коррекционно - педагогическом процессе;

7) Обеспечение связи со  школами, принимающими выпускников  ДОУ.

Задачи родителей:

· В создании в семье  условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;

· В проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии.

2. Алгоритм коррекционно-образовательной  работы специалистов ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи

Коррекционно-образовательная  работа может быть представлена в  виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата - устранения недостатков в речевом развитии дошкольников - реализуется в строго определенной последовательности [3].

Организационный этап коррекционно-образовательного процесса.

Несмотря на то, что комплектование логопедических групп происходит на основании решения  психолого-медико-педагогической комиссии, в котором дано логопедическое заключение для каждого ребенка, логопед  начинает учебный год с тщательного  стартового психолого-педагогического и логопедического обследования детей с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии.

В качестве основных диагностических методов могут  быть использованы:

· индивидуальные (групповые) беседы;

· специальные  задания диагностического характера;

· наблюдение особенностей поведения и общения детей  в процессе регламентированной и  нерегламентированной деятельности;

· изучение медико-педагогической документации;

· беседы с педагогами ДОУ и родителями.

Обычно у  каждого логопеда есть свой апробированный в практической деятельности и хорошо отработанный инструментарий для диагностического обследования детей разных возрастных групп, который ориентирован на то, чтобы помочь охарактеризовать, с  одной стороны, актуальное состояние всех компонентов речевой системы группы детей, а с другой - выявить индивидуально-типологические особенности и уровень общего развития, которые в последующем должны быть уточнены при проведении логопедической работы в ДОУ и семье. Для уточнения причин и механизмов формирования недостатков речевого развития у детей используются данные бесед с родителями, педагогами, результаты медицинского обследования детей и др. При случае необходимости ребенок может быть направлен на консультацию к врачу-психоневрологу, оториноларингологу, окулисту, психологу и другим специалистам. Обобщение данных, полученных в ходе углубленного изучения ребенка с помощью разных методов и из разных источников информации позволяет сформулировать объективное логопедическое заключение и наметить индивидуальные программы коррекционно-педагогической работы на долгосрочную перспективу (учебный год). В то же время подробный анализ результатов логопедической диагностики, проведенный вместе с воспитателями, дает основание составить групповые педагогические и речевые «профили» и на их основании разработать долгосрочные программы групповой (подгрупповой) коррекционно-педагогической работы с детьми.

С индивидуальными  и групповыми коррекционно-педагогическими  программами обязательно должны быть ознакомлены педагоги ДОУ и родители детей. 2 часть работы логопеда нацелена на формирование коррекционно-развивающей направленности деятельности участников коррекционно-образовательного процесса. Логопед ориентирует педагогов и родителей в видах и причинах речевых нарушений, знакомит с программами индивидуальной и групповой работы на учебный год. Разговор с родителями ребенка и информирование их об уровне речевого развития ребенка, текущих задачах коррекционной работы в отдаленных перспективах требует от логопеда не только большой корректности в речи и поведении, но и создания условий для проведения конструктивного анализа социальной ситуации развития ребенка для выделения позитивных сторон его личности, на которые он сам, а также педагоги ДОУ и родители будут в первую очередь опираться в коррекционно-логопедической работе.

Формы работы логопеда с родителями и педагогическим коллективом  ДОУ на организационном этапе  могут быть следующие [10]:

· тематические педсоветы, консультации для специалистов ДОУ

· мини педсоветы  с участием педагогов, работающих в  группе, которые посвящаются анализу  недостатков речевого развития и  выбору средств коррекционного воздействия  применительно к каждому воспитаннику группы;

· индивидуальные беседы и консультации с педагогами, проводимые в рабочем порядке;

· родительские собрания и  тематические консультации для родителей.

· индивидуальные консультации для родителей.

Определенной подготовки к предстоящим коррекционно-речевым  занятиям требуют и дети, зачисленные в группу. Формирование позитивной установки детей на участие в таких занятиях также требует определенного времени и усилий со стороны логопеда, педагогов ДОУ и родителей.. Залогом успешности этого процесса служит доброжелательный и искренний настрой самих взрослых на помощь детям и устранении имеющихся у них речевых трудностей, наличие которых они в одних случаях еще недостаточно осознают, а в других - наоборот, относятся к ним чрезвычайно критично и в связи с этим неадекватно воспринимают любое высказывание или действие взрослого. Случается, что дефектное произношение даже одного- двух звуков негативно сказывается на всем поведении ребенка, который из-за этого сознательно ограничивает активность общения со сверстниками, отказывается вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и т. д. Поэтому от того, насколько верный тон выберут педагоги в общении с каждым ребенком с первых дней зачисления в группу зависит его дальнейшее эмоциональное и психофизическое благополучие.

Информация о работе Система роботи вихователя у спеціальному дошкільному закладі для дітей з тяжкими вадами мовлення