Предмет: Спецметодики дошкільного виховання
дітей з порушеннями мовленнєвого розвитку
Тема работы: Система роботи вихователя у спеціальному
дошкільному закладі для дітей з тяжкими
вадами мовлення
Вимоги
до написання курсової роботи:
25 – 30 сторінок тексту
План –
розгорнутий, 3 (три) розділи.
Вступ (теорет.)
– актуальність, важливість 2 сторінки.
1 розділ
– теоретичне розкриття понять
які ми будемо формувати, категорія
дітей.
2 і 3 розділи
– методичне оснащення.
2 розділ
– аналіз усіх методик з
цих питань із цією категорією дітей
3 розділ
– етапи роботи з дітьми
цієї категорії.
Висновок
– не більше 2 сторінок, узагальнення
всього матеріалу 1, 2, 3 розділів.
Список
літератури – не менше 25 джерел, сторінка
і номер джерела у [].
1 розділ
– 2-3 параграфи, 1 параграф не менше
3 ст, новий розділ з нової сторінки.
Заголовок
великими літерами без переносу слів.
Введение
Постоянный рост числа
детей с отклоняющимся развитием
выдвигает диагностико- коррекционное
и профилактическое направление
деятельности дошкольных образовательных
учреждений в ряд наиболее значимых и
приоритетных. Самую многочисленную группу
- до 60 % от всех детей дошкольного возраста
- сегодня составляют дети с отклонениями
в речевом развитии.
Доказано, что полноценное
развитие всех средств речи и ее основных
функций в период дошкольного детства
служит залогом сохранения нервно-психического
здоровья и социализации детей, успешного
становления учебной деятельности при
включении в систематическое школьное
обучение.
Поэтому наряду
с активным поиском новых, вариативных форм организации
логопедической помощи дошкольникам,
их научно-методическим обоснованием
и экспериментальной апробацией происходят
процессы совершенствования традиционных
форм, оптимизации методов и содержания
коррекционно-речевой работы.
Дошкольный
возраст оптимален для усвоения
языка. Именно тогда дети владеют
наибольшей чуткостью к языковым
явлениям. Ребенок, который свободно
пользуется словом, получает удовольствие
от своей речи, при передаче чувств
он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов.
Иная картина складывается с детьми, имеющими
различные нарушения речи. По мнению О.А.
Степановой, «отсутствие стимула и желания
говорить, боязнь речевого общения приводят
к тому, что речь ребенка становится тусклой,
вялой, тихой, невыразительной» [6].
Осознавая важность
работы с детьми, имеющими нарушения
речи, воспитательно-образовательный
процесс целесообразно строить
на основе алгоритма коррекционно-развивающей
деятельности, который включает в
себя создание творческого союза педагогов, объединенных общими
целями, разработку интегрированного
коррекционно-развивающего календарно-тематического
плана работы, построенного на основе
комплексной диагностики, организацию
коррекционно-образовательной среды,
стимулирующей речевое развитие ребенка.
Организация деятельности
специалистов ДОУ для детей с
тяжелыми нарушениями речи представляет
собой целостную систему работы
с детьми, которая, в первую очередь,
опирается на взаимодействие всех участников
коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что, в свою очередь, обеспечивает
высокий, надежный уровень речевого развития
ребенка с нарушениями речи. Система работы
предусматривает индивидуальные, подгрупповые
и фронтальные занятия, самостоятельную
деятельность ребенка в специально организованной
пространственно-речевой среде, а содержание
обеспечивает интеграцию речевого, познавательного,
художественно-эстетического развития
ребенка.
Данная работа
состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы, приложения.
1. Задачи, стоящие
перед специалистами ДОУ
Актуальными задачами
дошкольного образования является:
Во-первых: в
связи с всеобщей тенденцией гуманизации
образования, приоритетной обращенностью
педагогического внимания на полноценное
формирование личности ребенка с
теми или иными особенностями и недостатками
в речевом развитии;
Во-вторых, все
большое число логопедов включаются
в процесс раннего распознавания,
профилактики и преодоления негативных
тенденций в речевом развитии,
правомерно считая, что эффективность
коррекционно-педагогической работы намного выше
именно в отношении детей раннего дошкольного
возраста;
В-третьих, у
детей чаще стали выявляться признаки
сочетанного нарушения речевого
и психического развития, которые
заставляют модифицировать привычные
формы, методы и содержание коррекционно-логопедической
работы, занимаясь не только устранением
собственно речевых нарушений, но и преодолением
недостатков в развитии психических функций;
В-четвертых, совершенно
отчетливо установлена прямая зависимость
эффективности диагностико-профилактической и коррекционной
работы от уровня профессионального мастерства
всех участников коррекционно-образовательного
процесса.
В число основных
документов, регламентирующих современные
задачи, содержание и формы, организации
коррекционно-педагогического процесса в ДОУ (группах)
для детей с нарушением речи входят:
1. Закон РФ
«Об образовании»;
2. ФЗ «О специальном
образовании лиц с ограниченными
возможностями здоровья»
3. Типовое положение
о дошкольном образовательном
учреждении;
4. Типовое положение о С(К) ОУ для обучающихся,
воспитанников с отклонениями в развитии;
5. Типовое положение
об образовательном учреждении
для детей дошкольного и младшего
школьного возраста.
В приложении к
данной работе указаны Рекомендации
по деятельности педагогического персонала в ДОУ компенсирующего
вида (Письмо от 16 января 2002 года № 03-51-5
ин\23-03 Министерства Образования Российской
Федерации «Об интегрированном воспитании
и обучении детей с отклонениями в развитии
в дошкольных образовательных учреждениях»).
Педагогический процесс для детей
с нарушением речи организуется в соответствии
с возрастными потребностями и индивидуально-
психологическими особенностями развития
воспитанников. Бесспорно, ключевые позиции
в организации коррекционно-речевой работы
в условиях ДОУ (группы) для детей с нарушениями
речи принадлежит логопеду, деятельности
которого оказываются присущи достаточно
широкие и разнообразные функции:
· диагностическая;
· профилактическая;
· коррекционно-
педагогическая;
· организационно-
методическая
· консультативная
· координирующая
· контрольно-оценочная
[1].
Игнорирование
хотя бы одной из них неизбежно
приводит к дефицитарности других и
снижению качества коррекционной работы
с детьми в целом.
Однако не следует
забывать и о достаточно сильном
потенциале других участников коррекционно-образовательного
процесса - педагогического коллектива
ДОУ, родителей, другие близкие ребенку
люди и, наконец, самого ребенка, который
самым существенным образом влияет на
сроки и результативность логопедической
работы. Частные задачи достаточно специфичны
для каждого из участников.
Для логопеда, к
числу таких задач относятся:
1) Обследование
воспитанников групп ДОУ и
выявление среди них детей,
нуждающихся в коррекционно-речевой
помощи;
2) Изучение уровня
речевого, познавательного, социально-личностного,
физического развития и индивидуально-типологических
особенностей детей, нуждающихся в логопедической
поддержке, определение основных направлений
и содержания работы с каждым из них;
3) Систематическое
проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой
работы с детьми в соответствии с их индивидуальными
и групповыми программами;
4) Оценка результатов
помощи детям и определение
степени их речевой готовности
к школьному обучению;
5) Формирование
у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной
готовности к логопедической работе, помощь
им в организации полноценной речевой
среды,
6) Координация
усилий педагогов и родителей,
контроль за качеством проведения
ими речевой работы с детьми.
В число частных
задач педагогического коллектива ДОУ
входят:
1) Обеспечение
дошкольникам с нарушениями речи
комфортных во всех отношениях
условий развития, воспитание и
обучения, создание среды психолого-педагогической
и речевой поддержки ребенка;
2) Проведение
необходимой работы по профилактике и коррекции
недостатков речевого развития у детей,
обеспечение их эффективной и общей речевой
подготовке к школе;
3) Повышение психолого-педагогической
культуры и воспитательной компетентности
родителей, побуждение их к
сознательной деятельности по общему
и речевому развитию дошкольников в семье
[5].
Особого внимания требует
рассмотрение частных задач, решение
которых возлагается на заведующую
и методиста. Наиболее значимыми
для них являются:
1) Соблюдение требований
приема и комплектования групп
для детей с нарушением речи;
2) Осуществление тесного
взаимодействия педагогических
и медицинских работников;
3) Создание оптимальных
условий для организации преемственности
в работе логопеда и педагогического
коллектива ДОУ;
4) Насыщение библиотеки
ДОУ специальной литературой, групповых
комнат - учебными пособиями и специальным
оборудованием;
5) Организация обмена
опытом коррекционно-педагогической
работы с другими ДОУ для
детей с нарушением речи;
6) Привлечение родителей
к активному участию в коррекционно
- педагогическом процессе;
7) Обеспечение связи со
школами, принимающими выпускников
ДОУ.
Задачи родителей:
· В создании в семье
условий, благоприятных для общего
и речевого развития детей;
· В проведении целенаправленной
и систематической работы по общему,
речевому развитию детей и необходимой
коррекции недостатков в этом развитии.
2. Алгоритм коррекционно-образовательной
работы специалистов ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями
речи
Коррекционно-образовательная
работа может быть представлена в
виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов,
которые для достижения конечного результата
- устранения недостатков в речевом развитии
дошкольников - реализуется в строго определенной
последовательности [3].
Организационный этап коррекционно-образовательного процесса.
Несмотря на
то, что комплектование логопедических
групп происходит на основании решения
психолого-медико-педагогической комиссии,
в котором дано логопедическое заключение
для каждого ребенка, логопед
начинает учебный год с тщательного
стартового психолого-педагогического и логопедического
обследования детей с целью точного установления
причин, структуры и степени выраженности
отклонений в их речевом развитии.
В качестве основных
диагностических методов могут
быть использованы:
· индивидуальные
(групповые) беседы;
· специальные
задания диагностического характера;
· наблюдение особенностей
поведения и общения детей
в процессе регламентированной и
нерегламентированной деятельности;
· изучение медико-педагогической
документации;
· беседы с педагогами
ДОУ и родителями.
Обычно у
каждого логопеда есть свой апробированный
в практической деятельности и хорошо
отработанный инструментарий для диагностического
обследования детей разных возрастных
групп, который ориентирован на то,
чтобы помочь охарактеризовать, с
одной стороны, актуальное состояние
всех компонентов речевой системы группы
детей, а с другой - выявить индивидуально-типологические
особенности и уровень общего развития,
которые в последующем должны быть уточнены
при проведении логопедической работы
в ДОУ и семье. Для уточнения причин и механизмов
формирования недостатков речевого развития
у детей используются данные бесед с родителями,
педагогами, результаты медицинского
обследования детей и др. При случае необходимости
ребенок может быть направлен на консультацию
к врачу-психоневрологу, оториноларингологу,
окулисту, психологу и другим специалистам.
Обобщение данных, полученных в ходе углубленного
изучения ребенка с помощью разных методов
и из разных источников информации позволяет
сформулировать объективное логопедическое
заключение и наметить индивидуальные
программы коррекционно-педагогической
работы на долгосрочную перспективу (учебный
год). В то же время подробный анализ результатов
логопедической диагностики, проведенный
вместе с воспитателями, дает основание
составить групповые педагогические и
речевые «профили» и на их основании разработать
долгосрочные программы групповой (подгрупповой)
коррекционно-педагогической работы с
детьми.
С индивидуальными
и групповыми коррекционно-педагогическими
программами обязательно должны быть ознакомлены
педагоги ДОУ и родители детей. 2 часть
работы логопеда нацелена на формирование
коррекционно-развивающей направленности
деятельности участников коррекционно-образовательного
процесса. Логопед ориентирует педагогов
и родителей в видах и причинах речевых
нарушений, знакомит с программами индивидуальной
и групповой работы на учебный год. Разговор
с родителями ребенка и информирование
их об уровне речевого развития ребенка,
текущих задачах коррекционной работы
в отдаленных перспективах требует от
логопеда не только большой корректности
в речи и поведении, но и создания условий
для проведения конструктивного анализа
социальной ситуации развития ребенка
для выделения позитивных сторон его личности,
на которые он сам, а также педагоги ДОУ
и родители будут в первую очередь опираться
в коррекционно-логопедической работе.
Формы работы логопеда
с родителями и педагогическим коллективом
ДОУ на организационном этапе
могут быть следующие [10]:
· тематические
педсоветы, консультации для специалистов ДОУ
· мини педсоветы
с участием педагогов, работающих в
группе, которые посвящаются анализу
недостатков речевого развития и
выбору средств коррекционного воздействия
применительно к каждому воспитаннику
группы;
· индивидуальные
беседы и консультации с педагогами, проводимые
в рабочем порядке;
· родительские собрания и
тематические консультации для родителей.
· индивидуальные консультации
для родителей.
Определенной подготовки
к предстоящим коррекционно-речевым
занятиям требуют и дети, зачисленные
в группу. Формирование позитивной установки
детей на участие в таких занятиях также
требует определенного времени и усилий
со стороны логопеда, педагогов ДОУ и родителей..
Залогом успешности этого процесса служит
доброжелательный и искренний настрой
самих взрослых на помощь детям и устранении
имеющихся у них речевых трудностей, наличие
которых они в одних случаях еще недостаточно
осознают, а в других - наоборот, относятся
к ним чрезвычайно критично и в связи с
этим неадекватно воспринимают любое
высказывание или действие взрослого.
Случается, что дефектное произношение
даже одного- двух звуков негативно сказывается
на всем поведении ребенка, который из-за
этого сознательно ограничивает активность
общения со сверстниками, отказывается
вступать в контакт с незнакомыми взрослыми
и т. д. Поэтому от того, насколько верный
тон выберут педагоги в общении с каждым
ребенком с первых дней зачисления в группу
зависит его дальнейшее эмоциональное
и психофизическое благополучие.