Итог работы на организационном
этапе - составление индивидуальных и
групповых (подгрупповых) коррекционно-речевых
программ, расписание (графика) индивидуальных
и групповых (подгрупповых) занятий с детьми,
плана работы с педагогическим коллективом
ДОУ и родителями.
Основной этап коррекционно-образовательного процесса
На этом этапе основной
акцент делается на собственно коррекционно-речевой
работе с детьми. Она базируется
на ряде общих принципов, среди которых
приоритетными являются:
· индивидуализация;
· разносторонность;
· комплексность;
· систематичность коррекционно-педагогического
воздействия.
Индивидуализация логопедического
воздействия достигается за счет
тщательного динамического изучения
логопедом структуры нарушений
речи каждого ребенка, объективного
анализа причин наблюдаемых отклонений
и особенностей в его речевом развитии.
Задачи и содержание как индивидуальных,
так и групповых занятий определяются
исходя из структуры, степени выраженности
речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических
особенностей и в соответствии с традиционными
логопедическими методиками и методическими
рекомендациями (Г.А. Волкова, Б.М. Гриншпун,
А.Каше, С.А. Миронова, Селиверстов, Т.Б,
Филичева, М.Ф.Фомичева, Чевелева, Чиркина).
Разносторонность (интегрально-личностный
характер) логопедической работы предполагает
обязательный учет в коррекционном процессе
не только речевых, но и индивидуально-
типологических особенностей дошкольников,
которые прямо и косвенно мешают нормальному
развитию их речи. Нацеленность логопеда
не только и не столько на устранение выявленного
у ребенка речевого недостатка, сколько
на целостное развитие его личности с
помощью специфических и неспецифических
коррекционно-педагогических средств
и способов - залог успешности логопедического
воздействия.
Вместе с тем, анализ разных
сторон психофизического развития детей,
его потенциальных возможностей и опора
на них при проведении педагогического
воздействия должны стать приоритетными
задачами не только логопеда, но и все
участников коррекционного процесса -
педагогического коллектива ДОУ, родителей.
Тем самым обеспечивается комплексность
коррекционного воздействия и возможность
проведения соответствующей речевой работы
не только непосредственно, но и опосредованно,
используя для этого резервы различных
видов детской деятельности (игровой,
учебно-познавательной, продуктивной
и др.) режимных моментов в д/саду, свободного
общения и взаимодействия ребенка со взрослыми
в семье. Педагоги создают условия для
логопедизации жизни детей - т.е. создания
обогащенной предметно-развивающей и
поддерживающей речевой среды в д/у и в
семье.
Необходимо соблюдение должной
систематичности. Только проведение хорошо
продуманной, рационально спланированной,
скоординированной и ежедневной
работы дает основание говорить о
реальном достижении положительных
результатов.
Перечисленные условия - дифференцированность,
разносторонность, комплексность, систематичность
коррекционно-речевой работы в условиях
ДОУ (групп) для детей с нарушениями
речи - являются принципиальными и
должны быть приняты во внимание при
работе с каждым ребенком (группой детей)
независимо от причин, характера и степени
выраженности речевых нарушений. Эффективность
работы по преодолению речевых недостатков
зависит от включенности педагогического
коллектива в педагогический процесс.
В целом логопедическая работа содержит
два вида преемственной взаимосвязи логопеда
и педагогов: в развитии (коррекции) речи
и развития (коррекции) внеречевых психических
процессов и функций. Здесь важно учитывать,
что основную работу по формированию правильных
первичных речевых навыков проводит логопед,
а педагоги ДОУ включаются в нее на этапе
закрепления уже в определенной степени
сформированных речевых автоматизмов.
В то же время педагоги ДОУ берут на себя
ведущую роль в процессе формирования
внеречевых психических процессов и расширения
кругозора детей, обеспечивают условия
для сохранения и поддержания их нравственного
и физического благополучия. Такое распределение
функциональных обязанностей вполне оправданно,
хорошо зарекомендовало себя в многолетней
практике.
Содержание, дидактическое
оснащение, методическая инструментовка
занятий логопеда и др. специалистов ДОУ
также должны соответствовать структуре
речевых нарушений детей, их возрастным
и индивидуально-типологическим особенностям.
Важное средство оптимизации
построения корректирующих воздействий
- проведение комплексных занятий, в ходе
которых ведется необходимая работа по
совершенствованию тех или иных компонентов
речевой системы дошкольников и ВПФ. При
этом, важным моментом, обеспечивающим
целостность занятий могут выступать
сквозная сюжетно-игровая линия, тематическая
организация речевого и познавательного
материала и др.
Опора на игру как ведущий
вид деятельности дошкольников и
обязательное включение разных видов
игр в коррекционное занятие
обеспечивают педагогам серьезный
позитивный эффект как в преодолении речевых
нарушений, так и в развитии внеречевых
процессов. Т.е., психических: восприятия,
внимание, память, мышление). Особенно
важна роль игры в плане становления познавательной
деятельности, коммуникативного поведения.
Составная часть коррекционно-речевой
работы с детьми - психолого-педагогический
и логопедический мониторинг, цель
которого - выявить динамику и особенности
продвижения в коррекционно-образовательном
процессе всех и каждого из воспитанников
группы. Данные мониторинга позволяют
вовремя скорректировать характер психолого-педагогического
и логопедического воздействия на детей.
Доминирующей при этом должна стать тактика
активного включения освоенных речевых
эталонов в ситуацию естественного общения,
т.е. такая организация совместной деятельности
взрослых и детей, которая стимулировала
бы детей к непроизвольному упражнению
и закреплению новых речевых навыков.
Посильный труд, игра, занятия изобразительной
и конструктивной деятельностью, аппликацией,
лепкой и др. обеспечивают полноценную
мотивацию речи. В этих видах деятельности
не просто формально закрепляются заданные
речевые конструкции - речь оказывается
мотивированной теми действиями, которые
ребенок выполняет, тем самым воспринимается
им не как упражнение, а как необходимость.
Эффективность работы логопеда
с родителями: специальные «логопедические
уголки», информационные стенды, тематические
выставки книг, папки-передвижки и т.п.,
освещены конкретные приемы закрепления
у дошкольников навыков правильного
звукопроизношения, совершенствования
грамматических средств речи, обучения
элементам грамоты, которые рекомендуется
использовать в семье. Доступность, четкость,
ясность изложения материала и эстетичность
оформления.
Заключительный этап коррекционно-образовательного процесса
Предполагает качественную
оценку результатов проведенного логопедического
воздействия, а у старших дошкольников
определения общей и речевой
готовности к систематическому обучению
в условиях школы. Проанализировать
данные логопедического мониторинга
и оценить качество коррекционно-педагогической
деятельности всех специалистов и на основе
обобщения результатов наметить пути
ее оптимизации на следующий год.
Заключение
Для создания оптимальных
условий коррекционно-речевой работы
в условиях ДОУ необходима организованная
деятельность специалистов различного
профиля.
В результате изучения литературы,
документации были выявлены приоритетные
принципы коррекционно-речевой работы
с детьми.
1. Индивидуализация.
Речевая работа
в ходе индивидуальных занятий и занятий подвижными микрогруппами
(по 2-4 ребенка со сходными проблемами)
проводится в соответствии с традиционными
логопедическими методиками (Г.А. Волковой,
Б.М. Гриншпуна, Г.А. Каше, В.И. Селиверстова,
Т.Б. Филичевой, Н.С. Жуковой, М.Ф. Фомичевой
и др.).
2. Разносторонность
работы.
Логопед направляет
свою работу не только на устранение у
ребенка речевого недостатка, сколько
на целостное развитие его личности.
3. Комплексность
коррекционного воздействия.
Участники педпроцесса
(педколлектив ДОУ, родители) создают условия для логопедизации
жизни детей /создание обогащенной предметно-развивающей
речевой среды в ДОУ и семье/.
4. Систематичность
коррекционно-педагогического воздействия.
В целом логопедическая
работа содержит два вида преемственной
взаимосвязи логопеда и педагогов:
а) в коррекционной
речи;
б) коррекции
внеречевых психических процессов
и функций /общей и мелкой моторики,
восприятия, памяти, мышления/.
Важное средство
оптимизации построения корректирующих
воздействий - проведение комплексных
занятий логопедами, другими специалистами,
в ходе которых совершенствуется речевая
система, внеречевые процессы.
Целостность занятия
обеспечивается сквозной сюжетно-игровой
линией, тематической организацией речевого
и познавательного материала.
Обязательное
включение разных видов игр в коррекционные
занятия обеспечивает педагогам серьезный
позитивный эффект в преодолении речевых
нарушений, в развитии внеречевых процессов,
предупреждении неблагоприятных форм
поведения.
Логопедические
занятия с детьми любого возраста являются только частью необходимого
для ребенка языкового общения. Поэтому
языковое общение должно быть организовано
педагогами и родителями во всех жизненных
ситуациях: на прогулках, в играх, в режимных
моментах детского сада. Работу по развитию
всех форм устной речи необходимо тесно
связывать с развитием познавательной
деятельности детей.
Благодаря комплексному
подходу всех специалистов в ДОУ
для детей с тяжелыми нарушениями
речи создаются благоприятные условия
для успешного всестороннего
развития каждого ребенка. Работа с детьми,
построенная таким образом, несомненно,
приведет к большим сдвигам в речевом
и умственном развитии дошкольников. У
детей формируются высокая культура речи
и тенденция к ее саморазвитию, повышается
точность и выразительность.
Список литературы
1. Казакова Е.И. Система комплексного
сопровождения ребенка: от концепции к
практике //Материалы Всероссийской научно-практической
конференции. - СПб, 2008.
2. Пименова Л.В.
Концепция развития ДОУ. - 2008.
3. Поволяева
М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов.
- Ростов на Дону, 2002.
4. Поташник М.М.
Управление качеством образования.
- М., 2005.
5. Майер А.
А. Структурно-функциональная модель
деятельности дошкольного образовательного
учреждения как открытой и
развивающейся системы // Современное дошкольное
и начальное образование: пути развития.
Часть 1: Педагогика и психология дошкольного
и начального обучения: Материалы Международной
научно-практической конференции, 20 - 21
марта 2003 г., посвященной 300-летию Санкт-Петербурга.
- СПб., 2003. - С. 30 - 34.
6. Степанова
О.А. Организация логопедической
работы в дошкольном образовательном
учреждении. М., 2008.
7. Чиркина Г.В.
Воспитание и обучение детей
дошкольного возраста с нарушениями
речи. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. -
М., 2001.
8. Шамова Т.И.,
Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление
образовательными системами. -- М., 2002.
9. Щуркова Н.Е.
Практикум по педагогической
технологии. М.: Пед. общество России,
1998.
10. Юртайкин
В.В., Ефименкова Л.Н.. Пути повышения эффективности
коррекционно-воспитательной работы в
группе для дошкольников с ОНР // Дефектология.
- № 1, 1991.
Приложение
Рекомендации по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешаннойгруппы:
Деятельность учителя-дефектолога (логопеда, олигофренопедагога)
Основным, ведущим
специалистом, проводящим и координирующим
коррекционно-педагогическую работу в
группе, является учитель-дефектолог.
Организация коррекционно-педагогического
процесса имеет некоторые особенности. Так, учитель-дефектолог:
- планирует
(совместно с другими специалистами)
и организует целенаправленную
интеграцию детей с отклонениями
в развитии в группе, в ДОУ;
- консультирует
воспитателей, музыкального руководителя,
инструктора по физической культуре, социального педагога
и педагога дополнительного образования
по вопросам организации коррекционно-педагогического
процесса и взаимодействия всех детей
группы; помогает в отборе содержания
и методики проведения совместных занятий;
- координирует
коррекционную психолого-педагогическую
и медицинскую помощь детям с отклонениями
в развитии; проводит совместные занятия
с другими специалистами (музыкальным
руководителем, инструктором по физической
культуре, ЛФК и т.п.);
- ведет необходимую
документацию.
Учитель-дефектолог проводит
фронтальные и индивидуальные занятия
с воспитанниками, имеющими отклонения
в развитии или отстающими от возрастной
нормы, а также подгрупповые и групповые
занятия, объединяя нормально развивающихся
детей и детей с отклонениями в развитии.
При необходимости дети с ограниченными
возможностями здоровья (отклонениями
в развитии) обеспечиваются дополнительно
индивидуальными занятиями или занятиями
в малой группе - по 2-3 человека. Длительность
таких занятий не должна превышать 10-15
минут.
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитателя направлена на
обеспечение всестороннего развития всех
воспитанников Особенностями организации
работы воспитателя:
- планирование
(совместно с учителем-дефектологом
и другими специалистами) и
проведение фронтальных занятий со всей
группой детей, включая воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
(отклонениями в развитии);
- планирование
(совместно с другими специалистами)
и организация совместной деятельности
всех воспитанников группы;
- соблюдение преемственности в работе
с другими специалистами по выполнению
индивидуальной программы воспитания
и обучения детей с ограниченными возможностями
здоровья (отклонениями в развитии);
- обеспечение
индивидуального подхода к каждому
воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом
рекомендаций специалистов;
- консультирование
родителей (законных представителей)
детей с отклонениями в развитии
по вопросам воспитания ребенка
в семье;