Система роботи вихователя у спеціальному дошкільному закладі для дітей з тяжкими вадами мовлення

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Организация деятельности специалистов ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи представляет собой целостную систему работы с детьми, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что, в свою очередь, обеспечивает высокий, надежный уровень речевого развития ребенка с нарушениями речи. Система работы предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде, а содержание обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка.

Файлы: 1 файл

курсовой о нарушен.речи.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

Итог работы на организационном  этапе - составление индивидуальных и групповых (подгрупповых) коррекционно-речевых программ, расписание (графика) индивидуальных и групповых (подгрупповых) занятий с детьми, плана работы с педагогическим коллективом ДОУ и родителями.

Основной этап коррекционно-образовательного процесса

На этом этапе основной акцент делается на собственно коррекционно-речевой  работе с детьми. Она базируется на ряде общих принципов, среди которых  приоритетными являются:

· индивидуализация;

· разносторонность;

· комплексность;

· систематичность коррекционно-педагогического воздействия.

Индивидуализация логопедического  воздействия достигается за счет тщательного динамического изучения логопедом структуры нарушений  речи каждого ребенка, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей в его речевом развитии. Задачи и содержание как индивидуальных, так и групповых занятий определяются исходя из структуры, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методическими рекомендациями (Г.А. Волкова, Б.М. Гриншпун, А.Каше, С.А. Миронова, Селиверстов, Т.Б, Филичева, М.Ф.Фомичева, Чевелева, Чиркина).

Разносторонность (интегрально-личностный характер) логопедической работы предполагает обязательный учет в коррекционном процессе не только речевых, но и индивидуально- типологических особенностей дошкольников, которые прямо и косвенно мешают нормальному развитию их речи. Нацеленность логопеда не только и не столько на устранение выявленного у ребенка речевого недостатка, сколько на целостное развитие его личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических средств и способов - залог успешности логопедического воздействия.

Вместе с тем, анализ разных сторон психофизического развития детей, его потенциальных возможностей и опора на них при проведении педагогического воздействия должны стать приоритетными задачами не только логопеда, но и все участников коррекционного процесса - педагогического коллектива ДОУ, родителей. Тем самым обеспечивается комплексность коррекционного воздействия и возможность проведения соответствующей речевой работы не только непосредственно, но и опосредованно, используя для этого резервы различных видов детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, продуктивной и др.) режимных моментов в д/саду, свободного общения и взаимодействия ребенка со взрослыми в семье. Педагоги создают условия для логопедизации жизни детей - т.е. создания обогащенной предметно-развивающей и поддерживающей речевой среды в д/у и в семье.

Необходимо соблюдение должной  систематичности. Только проведение хорошо продуманной, рационально спланированной, скоординированной и ежедневной работы дает основание говорить о  реальном достижении положительных  результатов.

Перечисленные условия - дифференцированность, разносторонность, комплексность, систематичность  коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ (групп) для детей с нарушениями  речи - являются принципиальными и  должны быть приняты во внимание при  работе с каждым ребенком (группой детей) независимо от причин, характера и степени выраженности речевых нарушений. Эффективность работы по преодолению речевых недостатков зависит от включенности педагогического коллектива в педагогический процесс. В целом логопедическая работа содержит два вида преемственной взаимосвязи логопеда и педагогов: в развитии (коррекции) речи и развития (коррекции) внеречевых психических процессов и функций. Здесь важно учитывать, что основную работу по формированию правильных первичных речевых навыков проводит логопед, а педагоги ДОУ включаются в нее на этапе закрепления уже в определенной степени сформированных речевых автоматизмов. В то же время педагоги ДОУ берут на себя ведущую роль в процессе формирования внеречевых психических процессов и расширения кругозора детей, обеспечивают условия для сохранения и поддержания их нравственного и физического благополучия. Такое распределение функциональных обязанностей вполне оправданно, хорошо зарекомендовало себя в многолетней практике.

Содержание, дидактическое оснащение, методическая инструментовка занятий логопеда и др. специалистов ДОУ также должны соответствовать структуре речевых нарушений детей, их возрастным и индивидуально-типологическим особенностям.

Важное средство оптимизации  построения корректирующих воздействий - проведение комплексных занятий, в ходе которых ведется необходимая работа по совершенствованию тех или иных компонентов речевой системы дошкольников и ВПФ. При этом, важным моментом, обеспечивающим целостность занятий могут выступать сквозная сюжетно-игровая линия, тематическая организация речевого и познавательного материала и др.

Опора на игру как ведущий  вид деятельности дошкольников и  обязательное включение разных видов  игр в коррекционное занятие  обеспечивают педагогам серьезный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии внеречевых процессов. Т.е., психических: восприятия, внимание, память, мышление). Особенно важна роль игры в плане становления познавательной деятельности, коммуникативного поведения.

Составная часть коррекционно-речевой  работы с детьми - психолого-педагогический и логопедический мониторинг, цель которого - выявить динамику и особенности  продвижения в коррекционно-образовательном  процессе всех и каждого из воспитанников  группы. Данные мониторинга позволяют вовремя скорректировать характер психолого-педагогического и логопедического воздействия на детей. Доминирующей при этом должна стать тактика активного включения освоенных речевых эталонов в ситуацию естественного общения, т.е. такая организация совместной деятельности взрослых и детей, которая стимулировала бы детей к непроизвольному упражнению и закреплению новых речевых навыков. Посильный труд, игра, занятия изобразительной и конструктивной деятельностью, аппликацией, лепкой и др. обеспечивают полноценную мотивацию речи. В этих видах деятельности не просто формально закрепляются заданные речевые конструкции - речь оказывается мотивированной теми действиями, которые ребенок выполняет, тем самым воспринимается им не как упражнение, а как необходимость.

Эффективность работы логопеда с родителями: специальные «логопедические  уголки», информационные стенды, тематические выставки книг, папки-передвижки и т.п., освещены конкретные приемы закрепления  у дошкольников навыков правильного  звукопроизношения, совершенствования грамматических средств речи, обучения элементам грамоты, которые рекомендуется использовать в семье. Доступность, четкость, ясность изложения материала и эстетичность оформления.

Заключительный этап коррекционно-образовательного процесса

Предполагает качественную оценку результатов проведенного логопедического  воздействия, а у старших дошкольников определения общей и речевой  готовности к систематическому обучению в условиях школы. Проанализировать данные логопедического мониторинга и оценить качество коррекционно-педагогической деятельности всех специалистов и на основе обобщения результатов наметить пути ее оптимизации на следующий год.

Заключение

Для создания оптимальных  условий коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ необходима организованная деятельность специалистов различного профиля.

В результате изучения литературы, документации были выявлены приоритетные принципы коррекционно-речевой работы с детьми.

1. Индивидуализация.

Речевая работа в ходе индивидуальных занятий и занятий подвижными микрогруппами (по 2-4 ребенка со сходными проблемами) проводится в соответствии с традиционными логопедическими методиками (Г.А. Волковой, Б.М. Гриншпуна, Г.А. Каше, В.И. Селиверстова, Т.Б. Филичевой, Н.С. Жуковой, М.Ф. Фомичевой и др.).

2. Разносторонность  работы.

Логопед направляет свою работу не только на устранение у  ребенка речевого недостатка, сколько  на целостное развитие его личности.

3. Комплексность  коррекционного воздействия.

Участники педпроцесса (педколлектив ДОУ, родители) создают условия для логопедизации жизни детей /создание обогащенной предметно-развивающей речевой среды в ДОУ и семье/.

4. Систематичность  коррекционно-педагогического воздействия.

В целом логопедическая работа содержит два вида преемственной  взаимосвязи логопеда и педагогов:

а) в коррекционной  речи;

б) коррекции  внеречевых психических процессов  и функций /общей и мелкой моторики, восприятия, памяти, мышления/.

Важное средство оптимизации построения корректирующих воздействий - проведение комплексных  занятий логопедами, другими специалистами, в ходе которых совершенствуется речевая система, внеречевые процессы.

Целостность занятия  обеспечивается сквозной сюжетно-игровой  линией, тематической организацией речевого и познавательного материала.

Обязательное  включение разных видов игр в коррекционные занятия обеспечивает педагогам серьезный позитивный эффект в преодолении речевых нарушений, в развитии внеречевых процессов, предупреждении неблагоприятных форм поведения.

Логопедические  занятия с детьми любого возраста являются только частью необходимого для ребенка языкового общения. Поэтому языковое общение должно быть организовано педагогами и родителями во всех жизненных ситуациях: на прогулках, в играх, в режимных моментах детского сада. Работу по развитию всех форм устной речи необходимо тесно связывать с развитием познавательной деятельности детей.

Благодаря комплексному подходу всех специалистов в ДОУ  для детей с тяжелыми нарушениями  речи создаются благоприятные условия  для успешного всестороннего  развития каждого ребенка. Работа с детьми, построенная таким образом, несомненно, приведет к большим сдвигам в речевом и умственном развитии дошкольников. У детей формируются высокая культура речи и тенденция к ее саморазвитию, повышается точность и выразительность.

Список литературы

1. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике //Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - СПб, 2008.

2. Пименова Л.В.  Концепция развития ДОУ. - 2008.

3. Поволяева  М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. - Ростов на Дону, 2002.

4. Поташник М.М.  Управление качеством образования. - М., 2005.

5. Майер А.  А. Структурно-функциональная модель  деятельности дошкольного образовательного  учреждения как открытой и  развивающейся системы // Современное дошкольное и начальное образование: пути развития. Часть 1: Педагогика и психология дошкольного и начального обучения: Материалы Международной научно-практической конференции, 20 - 21 марта 2003 г., посвященной 300-летию Санкт-Петербурга. - СПб., 2003. - С. 30 - 34.

6. Степанова  О.А. Организация логопедической  работы в дошкольном образовательном  учреждении. М., 2008.

7. Чиркина Г.В.  Воспитание и обучение детей  дошкольного возраста с нарушениями  речи. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М., 2001.

8. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление  образовательными системами. -- М., 2002.

9. Щуркова Н.Е.  Практикум по педагогической  технологии. М.: Пед. общество России, 1998.

10. Юртайкин  В.В., Ефименкова Л.Н.. Пути повышения эффективности коррекционно-воспитательной работы в группе для дошкольников с ОНР // Дефектология. - № 1, 1991.

Приложение

Рекомендации по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешаннойгруппы:

Деятельность учителя-дефектолога (логопеда, олигофренопедагога)

Основным, ведущим  специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в  группе, является учитель-дефектолог. Организация коррекционно-педагогического  процесса имеет некоторые особенности. Так, учитель-дефектолог:

- планирует  (совместно с другими специалистами)  и организует целенаправленную  интеграцию детей с отклонениями  в развитии в группе, в ДОУ;

- консультирует  воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы; помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;

- координирует  коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.);

- ведет необходимую  документацию.

Учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе - по 2-3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10-15 минут.

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитателя направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников Особенностями организации работы воспитателя:

- планирование (совместно с учителем-дефектологом  и другими специалистами) и  проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);

- планирование (совместно с другими специалистами)  и организация совместной деятельности  всех воспитанников группы;

- соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);

- обеспечение  индивидуального подхода к каждому  воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов;

- консультирование  родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии  по вопросам воспитания ребенка  в семье;

Информация о работе Система роботи вихователя у спеціальному дошкільному закладі для дітей з тяжкими вадами мовлення