Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:00, курсовая работа
Организация деятельности специалистов ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи представляет собой целостную систему работы с детьми, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что, в свою очередь, обеспечивает высокий, надежный уровень речевого развития ребенка с нарушениями речи. Система работы предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде, а содержание обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка.
- ведение необходимой документации.
Деятельность педагога-
Деятельность педагога-
- психологическое обследование воспитанников;
- участие в
составлении индивидуальных
- проведение
индивидуальной и подгрупповой
коррекционно-психологической
- динамическое
психолого-педагогическое
- проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье;
- осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи,
- консультирование персонала группы;
- заполнение отчетной документации.
Деятельность музыкального руко
Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя являются:
- взаимодействие
со специалистами ДОУ (группы)
по вопросам организации
- проведение
занятий со всеми
- консультирование
родителей по использованию в
воспитании ребенка
- ведение соответствующей документации.
Деятельность инструктора по фи
Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей, и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. Организация его работы предусматривает:
- проведение (в
том числе, совместно с
- планирование
совместной деятельности
- оказание консультационной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
- регулирование
(совместно с медицинскими
- ведение необходимой документации.
Деятельность социального педаг
Направлена на обеспечение социального благополучия воспитанников и их семей. К специфике организации его работы относятся:
- осуществление
преемственности между
- участие в изучении воспитанников и составлении индивидуальных программ развития;
- консультирование
родителей по вопросам
- изучение социальных условий развития и воспитания ребенка в семье;
- взаимодействие
с педагогами, специалистами служб
социальной защиты, благотворительными
организациями по вопросам
- осуществление
комплекса мероприятий по
- выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений в поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи;
- ведение необходимой
документации и составление в
конце учебного года
Деятельность педагога дополнит
Деятельность педагога дополнительного образования, работающего с воспитанниками смешанной группы, направлена на:
- изучение воспитанников
с отклонениями в развитии
и участие (совместно с
- выявление
творческих способностей
- проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками группы;
- осуществление
тесного взаимодействия с други
- консультирование
родителей (законных
- ведение необходимой документации и представление в конце учебного года отчета о проделанной работе.
Деятельность медицинского перс
При наличии в штате ДОУ медицинских работников воспитанникам с отклонениями в развитии оказывается специализированная медицинская помощь.
Врач-невропатолог
Обследует состояние нервно-психического
статуса воспитанников
Медицинская сестра
По медицинским показаниям
осуществляет лечение воспитанников;
совместно с другими
Введение
Глава
1. Теоретические и нормативно-
1.1. Организация логопедической работы в коррекционной группе
детского сада
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного
возраста с речевыми нарушениями
1.3. Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном
процессе логопедической группы
Глава 2. Эмпирическое исследование организации логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении
2.1. Цели, задачи и методы исследования
2.2. Условия организации логопедической работы в группе
2.3. Коррекция речевых нарушений у детей: диагностика,
планирование работы, результаты
2.4. Выводы и практические рекомендации
Заключение
Литература
Приложение
Введение
К концу
ХХ века в России произошли глубокие
социально-экономические, полит
Научными
исследованиями в области дефектологии
доказано исключительно важное значение
раннего распознавания речевого
недоразвития и его более ранней
коррекции, что позволяет
предупреждать затруднениядетей при обучении в школе
(Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-
В связи с вышеуказанным тему исследовательской работы следует признать достаточно актуальной, поскольку она призвана осветить проблему коррекции речевых нарушений у детей в рамках интенсивного развития и совершенствования дифференцированной системы специальных дошкольных учреждений (групп) для детей с нарушениями речи, становление которой в России началось с конца 60-х годов ХХ века.
Дошкольное
образовательное учреждение и специализированные группы для детей с нарушениями
речи являются первой ступенью непрерывного
образования и входят в систему общественного
дошкольного воспитания. Специальным детским садам
и коррекционным группам детских садов
общеразвивающего типа принадлежит ведущая роль в
воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого
недоразвития и вторичных психологических
отклонений в их преодолении и компенсации (Т.А.Власова, Е.Ф.Рау, М.Ф.Фомичева,
Чиркина Г.В.). Поскольку успех ранней коррекции
речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит
во многом от уровня организации логопедической
помощи в детском саду (специализированной
группе), поэтому встает проблема организации эффективного коррекционно-
Цель исследования: теоретико-практическое изучение условий, задач и содержания работы в логопедической группе для детей с речевыми нарушениями.
Объект исследования: логопедическая работа в специализированной группе детского сада для детей с речевыми нарушениями.
Предмет исследования: диагностика, коррекция, планирование и программное обеспечение, условия эффективности логопедической работы.
Гипотеза исследования: преодол
§ создание в группе условий: соответствующая предметно-развивающая среда, естественная речевая среда, особыйрежим работы, сочетание фронтальных и индивидуальных форм работы, профессионализм педагогов, интеграция усилий логопеда, воспитателей и родителей;
§ систематичность, целенаправлен
§ взаимосвязь и преемственность в работе логопеда и воспитателей группы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать нормативно-правовые основы логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.
2. Дать теоретическое обоснование условий и содержания работы с детьми в логопедической группе.
3. Обосновать психолого-педагогическую харак
4. Осуществить экспериментальн
5. Обобщить результаты эксперимента и предложить рекомендации практическим работникам.
Методологическая
основа исследования: работы Т.А. Власовой, Р.Е. Лев
Методы исследования: теоретический анализ изученной научно-практической
Исследование проходило на базе МДОУ д/с второй категории № 66 «Теремок» г. Таганрога Ростовской области в логопедической группе.
Глава 1. Теоретические и нормативно-
1.1. Организация логопедической работы в коррекционной группе детского сада
Система коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии складывалась в России постепенно. Систематическая разносторонняя помощь детям с различными видами речевой патологии стала развиваться лишь с 20-х гг. ХХ века. За период 20-50-х гг. был принят ряд нормативно-правовых актов, способствующих проведению комплексного изучения детей с нарушениями речи, разработке научных основ дифференцированной сети специальных учреждений и системы воспитания и обучения.
Научный анализ развития государственной системы специального образования в России проведено П.И.Малофеевым (1996) [21]. Им были выделены этапы становления и функционирования различных типов учреждений, их постепенная дифференциация в связи с изменением отношения государства и общества к детям с особыми нуждами. Комплексное изучение детей, основанное на клинико-психологической диагностике различных видов аномалий, позволило создать фундаментальную научную базу для развития в России специальных дошкольных и школьных учреждений. Правильное понимание сложной структуры речевого дефекта дало возможность не только устанавливать точный диагноз, определять тип специального учреждения и методы коррекционно-воспитательной работы с ребенком, но и прогнозировать нарушения вторичного порядка с последующей их компенсацией.
Начиная с конца 60-х годов ХХ века, в нашей стране создана и интенсивно развивается дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для детей с различными нарушениями, в том числе речевыми [27, 28]. Органами образования и здравоохранения была проведена организационно-методическая работа, направленная на выявление и учет детей ясельного, дошкольного и школьного возраста, нуждающихся в специальном обучении и коррекции. По итогам работы были созданы отдельные экспериментальные группы при массовых детских садах, а затем - отдельные детские сады и ясли-сады для детей с нарушениями речи. Первоначально в детских учреждениях открывались группы для детей с легкими речевыми нарушениями (недоразвитие фонематической стороны речи). Позднее стали открываться группы для детей с более сложными нарушениями (заикание, общее недоразвитие речи). На основании приказа МП СССР № 125 от 21 ноября 1972 года была утверждена номенклатура специальных дошкольных учреждений для аномальных детей системы просвещения, что позволило развивать сеть логопедических групп в массовых детских садах и логопедических детских садов для детей с речевым недоразвитием.
Позднее постановлением правительства
РФ № 677 от 1 июля 1995 г. утверждается
«Типовое положение о дошкольных образовательных
учреждениях», на основании чего в России
создаются детские сады (ДОУ) компенсирующего
типа с приоритетным осуществлением квалифицированной
коррекции отклонений в физическом и психическом
развитии детей. В 1998 г. выходит новое постановление № 867 от 31 июля 1998 г., в котором
предлагается «Типовое положение об образовательном
учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи»,определяющее типы разл