Система роботи вихователя у спеціальному дошкільному закладі для дітей з тяжкими вадами мовлення

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Организация деятельности специалистов ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи представляет собой целостную систему работы с детьми, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что, в свою очередь, обеспечивает высокий, надежный уровень речевого развития ребенка с нарушениями речи. Система работы предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственно-речевой среде, а содержание обеспечивает интеграцию речевого, познавательного, художественно-эстетического развития ребенка.

Файлы: 1 файл

курсовой о нарушен.речи.doc

— 1.05 Мб (Скачать файл)

- ведение необходимой  документации.

Деятельность педагога-психолога

Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции входят:

- психологическое  обследование воспитанников;

- участие в  составлении индивидуальных программ  развития (воспитания и обучения  ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);

- проведение  индивидуальной и подгрупповой  коррекционно-психологической работы  с воспитанниками;

- динамическое  психолого-педагогическое изучение  воспитанников;

- проведение  консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье;

- осуществление  преемственности в работе ДОУ  и семьи,

- консультирование  персонала группы;

- заполнение  отчетной документации.

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя являются:

- взаимодействие  со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной  деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;

- проведение  занятий со всеми воспитанниками  группы (в том числе совместно  с другими специалистами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, инструктором  по физической культуре);

- консультирование  родителей по использованию в  воспитании ребенка музыкальных  средств;

- ведение соответствующей  документации.

Деятельность инструктора по физической культуре

Деятельность  инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей, и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. Организация его работы предусматривает:

- проведение (в  том числе, совместно с другими  специалистами) индивидуальных, подгрупповых  и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальный особенностей;

- планирование  совместной деятельности воспитанников  группы; подготовку и проведение  общих спортивных праздников, досугов  и развлечений;

- оказание консультационной  поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;

- регулирование  (совместно с медицинскими работниками  образовательного учреждения) физической  нагрузки на воспитанников;

- ведение необходимой  документации.

Деятельность социального педагога

Направлена на обеспечение социального благополучия воспитанников и их семей. К специфике организации его работы относятся:

- осуществление  преемственности между образовательным  учреждением и семьей воспитанников;

- участие в  изучении воспитанников и составлении индивидуальных программ развития;

- консультирование  родителей по вопросам формирования  адекватного социального поведения  и воспитания ребенка в семье;

- изучение социальных  условий развития и воспитания  ребенка в семье;

- взаимодействие  с педагогами, специалистами служб  социальной защиты, благотворительными  организациями по вопросам оказания  социальной помощи воспитанникам;

- осуществление  комплекса мероприятий по социальной  защите воспитанников группы;

- выявление  интересов, потребностей, трудностей, отклонений в поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи;

- ведение необходимой  документации и составление в  конце учебного года аналитического  отчета о работе за год.

Деятельность педагога дополнительного образования

Деятельность педагога дополнительного образования, работающего с воспитанниками смешанной группы, направлена на:

- изучение воспитанников  с отклонениями в развитии  и участие (совместно с другими  специалистами) в составлении  индивидуальных программ развития;

- выявление  творческих способностей воспитанников,  создание условий, способствующих  их развитию;

- проведение  индивидуальных, подгрупповых и  фронтальных занятий со всеми  воспитанниками группы;

- осуществление  тесного взаимодействия с другими специалистами;

- консультирование  родителей (законных представителей) по вопросам развития творческих  способностей ребенка в условиях  семьи;

- ведение необходимой  документации и представление  в конце учебного года отчета  о проделанной работе.

Деятельность медицинского персонала

При наличии в штате ДОУ медицинских работников воспитанникам с отклонениями в развитии оказывается специализированная медицинская помощь.

Врач-невропатолог

Обследует состояние нервно-психического статуса воспитанников учреждения (группы) и при необходимости назначает  лечение; следит за изменениями в  состоянии здоровья воспитанников  в процессе коррекционно-педагогического  воздействия и дозирует допустимую для каждого воспитанника нагрузку; консультирует родителей и педагогов по вопросам сохранения психического здоровья ребенка.

Медицинская сестра

По медицинским показаниям осуществляет лечение воспитанников; совместно с другими специалистами  определяет нагрузку воспитанников группы интегрированного обучения и воспитания.

Введение

Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы логопедической помощи дошкольникам в системе образования

1.1. Организация логопедической работы в коррекционной группе

детского сада

1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного

возраста с  речевыми нарушениями

1.3. Взаимодействие логопеда и воспитателя в коррекционном

процессе логопедической группы

Глава 2. Эмпирическое исследование организации  логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении

2.1. Цели, задачи и методы исследования

2.2. Условия организации логопедической работы в группе

2.3. Коррекция речевых нарушений у детей: диагностика,

планирование работы, результаты

2.4. Выводы и практические рекомендации

Заключение

Литература

Приложение

Введение

К концу  ХХ века в России произошли глубокие социально-экономические, политические, экологические и другие изменения, приведшие к резкому увеличению разного рода патологий у детей и взрослых, в том числе и речевых. Статистические данные последних десятилетий показывают, что число детей с речевой патологией выросло до 40-50 % от общего числа детей дошкольного и младшего школьного возраста (А.Г.Прытко, Е.А.Соболева, Т.Б.Филичева и др.), тогда как на конец 50-х годов ХХ в. данное число детей не превышало 17 % (Б.М.Гриншпун, М.Е.Хватцев и др.) [21].

Научными  исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднениядетей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возрастапри выраженных нарушениях речи приводит к значительной их компенсации.

В связи  с вышеуказанным тему исследовательской  работы следует признать достаточно актуальной, поскольку она призвана осветить проблему коррекции речевых нарушений у детей в рамках интенсивного развития и совершенствования дифференцированной системы специальных дошкольных учреждений (групп) для детей с нарушениями речи, становление которой в России началось с конца 60-х годов ХХ века.

Дошкольное  образовательное учреждение и специализированные группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Специальным детским садам и коррекционным группам детских садов общеразвивающего типа принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дошкольников при наличии у них речевого недоразвития и вторичных психологических отклонений в их преодолении и компенсации (Т.А.Власова, Е.Ф.Рау, М.Ф.Фомичева, Чиркина Г.В.). Поскольку успех ранней коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста зависит во многом от уровня организации логопедической помощи в детском саду (специализированной группе), поэтому встает проблема организации эффективного коррекционно-образовательного процесса в логопедической группе детского сада.

Цель исследования: теоретико-практическое изучение условий, задач и содержания работы в логопедической группе для детей с речевыми нарушениями.

Объект исследования: логопедическая работа в специализированной группе детского сада для детей с речевыми нарушениями.

Предмет исследования: диагностика, коррекция, планирование и программное обеспечение, условия эффективности логопедической работы.

Гипотеза исследования: преодоление речевого недоразвития обеспечивается посредством системы логопедической работы в коррекционной группе ДОУ общеразвивающего типа, что предполагает организацию следующих условий:

§ создание в группе условий: соответствующая предметно-развивающая среда, естественная речевая среда, особыйрежим работы, сочетание фронтальных и индивидуальных форм работы, профессионализм педагогов, интеграция усилий логопеда, воспитателей и родителей;

§ систематичность, целенаправленность и поэтапность работы учителя-логопеда по программе, адекватной структуре речевого нарушения у детей;

§ взаимосвязь и преемственность  в работе логопеда и воспитателей группы.

Задачи исследования:

1. Проанализировать нормативно-правовые основы логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении.

2. Дать теоретическое обоснование условий и содержания работы с детьми в логопедической группе.

3. Обосновать психолого-педагогическую характеристику дошкольников с различными речевыми нарушениями.

4. Осуществить экспериментальное изучение речи детей логопедической группы и охарактеризовать условия, направления, программное обеспечение, методы и приемы коррекционной работы.

5. Обобщить результаты эксперимента и предложить рекомендации практическим работникам.

Методологическая  основа исследования: работы Т.А. Власовой, Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной и др.

Методы исследования: теоретический анализ изученной научно-практической литературы и нормативно-правовых документов Министерства образования РФ, эксперимент, наблюдение деятельности учителя-логопеда и воспитателей в коррекционной группе, логопедическое обследование, беседы с детьми, педагогами и родителями, изучение медицинской и психолого-педагогической документации.

Исследование  проходило на базе МДОУ д/с второй категории № 66 «Теремок» г. Таганрога Ростовской области в логопедической группе.

Глава 1. Теоретические и нормативно-правовые основы логопедической помощи дошкольникам в системе образования

1.1. Организация логопедической работы в коррекционной группе детского сада

Система коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии складывалась в России постепенно. Систематическая разносторонняя помощь детям с различными видами речевой патологии стала развиваться лишь с 20-х гг. ХХ века. За период 20-50-х гг. был принят ряд нормативно-правовых актов, способствующих проведению комплексного изучения детей с нарушениями речи, разработке научных основ дифференцированной сети специальных учреждений и системы воспитания и обучения.

Научный анализ развития государственной системы  специального образования в России проведено П.И.Малофеевым (1996) [21]. Им были выделены этапы становления и функционирования различных типов учреждений, их постепенная дифференциация в связи с изменением отношения государства и общества к детям с особыми нуждами. Комплексное изучение детей, основанное на клинико-психологической диагностике различных видов аномалий, позволило создать фундаментальную научную базу для развития в России специальных дошкольных и школьных учреждений. Правильное понимание сложной структуры речевого дефекта дало возможность не только устанавливать точный диагноз, определять тип специального учреждения и методы коррекционно-воспитательной работы с ребенком, но и прогнозировать нарушения вторичного порядка с последующей их компенсацией.

Начиная с конца 60-х годов ХХ века, в нашей стране создана и интенсивно развивается дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для детей с различными нарушениями, в том числе речевыми [27, 28]. Органами образования и здравоохранения была проведена организационно-методическая работа, направленная на выявление и учет детей ясельного, дошкольного и школьного возраста, нуждающихся в специальном обучении и коррекции. По итогам работы были созданы отдельные экспериментальные группы при массовых детских садах, а затем - отдельные детские сады и ясли-сады для детей с нарушениями речи. Первоначально в детских учреждениях открывались группы для детей с легкими речевыми нарушениями (недоразвитие фонематической стороны речи). Позднее стали открываться группы для детей с более сложными нарушениями (заикание, общее недоразвитие речи). На основании приказа МП СССР № 125 от 21 ноября 1972 года была утверждена номенклатура специальных дошкольных учреждений для аномальных детей системы просвещения, что позволило развивать сеть логопедических групп в массовых детских садах и логопедических детских садов для детей с речевым недоразвитием.

Позднее постановлением правительства РФ № 677 от 1 июля 1995 г. утверждается «Типовое положение о дошкольных образовательных учреждениях», на основании чего в России создаются детские сады (ДОУ) компенсирующего типа с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии детей. В 1998 г. выходит новое постановление № 867 от 31 июля 1998 г., в котором предлагается «Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»,определяющее типы различных специализированных учреждений [27].

Информация о работе Система роботи вихователя у спеціальному дошкільному закладі для дітей з тяжкими вадами мовлення