Социальная адаптация детей к ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить условия успешной адаптации ребёнка к ДОУ.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме социально – психологической адаптации в психологии;
2. Рассмотреть психологические особенности детей раннего возраста.
3. Выявить особенности социально - психологической адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
4. Провести исследование, направленное на выявление условий успешной адаптации ребёнка к ДОУ.

Содержание работы

Введение с.3

Глава 1 Теоретические подходы к проблеме
социально – психологической адаптации детей к ДОУ

1.1 Проблема социально – психологической адаптации
в современной психологии с. 6
1.2 Психологические особенности детей раннего возраста с. 14
1.3 Особенности социально – психологической
адаптации детей к ДОУ с. 18


Глава 2. Исследование особенностей
социально – психологической адаптации детей раннего
возраста к условиям дошкольного учреждения.

2. 1. Характеристика методик с. 24
2. 2 Результаты исследования с. 30

Глава 3. Рекомендации. Меры, облегчающие адаптацию с. 36

Заключение с. 45
Список литературы

Файлы: 1 файл

соц. адапт. к ДОУ.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

      

     Содержание 
 

     Введение                                                                                            с.3 

Глава 1 Теоретические  подходы к проблеме

         социально – психологической адаптации детей к ДОУ 

1.1 Проблема социально – психологической адаптации

     в современной психологии                                                                    с. 6

1.2 Психологические  особенности детей раннего возраста                          с. 14

1.3 Особенности  социально – психологической 

      адаптации детей к ДОУ                                                                         с. 18  
 

Глава 2. Исследование  особенностей

               социально – психологической адаптации детей раннего

                возраста к условиям дошкольного учреждения. 

2. 1. Характеристика методик                                                                      с. 24

2. 2 Результаты исследования                                                                     с. 30

      

Глава 3. Рекомендации. Меры, облегчающие адаптацию                         с. 36

      

Заключение                                                                                                  с. 45

Список  литературы                                                                                      с. 48

Приложения                                                                                                 с. 51 
 

     Введение 

       На настоящем этапе модернизации образовательной системы в нашей стране возрастает интерес к непрерывному учебно-воспитательному процессу, выражающемуся в преемственности по линии «дошкольное учреждение - школа - специальное профессиональное или высшее учебное заведение».

     Дошкольное  учреждение первым открывает перед  ребенком мир социально-общественной жизни. В дошкольном возрасте начинает складываться личность (Л.И. Божович, Л.С. Выготский), поэтому дошкольное учреждение рассматривается как один из определяющих факторов в ее становлении (И.В. Дубровина, A.M. Прихожан). Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Одним из переломных моментов является его переход из семьи в детский сад. Внимание к адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ связано с тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие (Д. Журавлев). Кроме того, механизмы приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера (Д. Журавлев).

     Основные  аспекты адаптации в отечественной  психологии исследовали Г.М. Андреева, Ф.Б. Березин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др., в зарубежной А. Адлер, Э. Берн, Г. Гартман, Л. Филипс.

     Несмотря на большое количество работ в этой области, в большинстве из них рассматривается процесс школьной адаптации . Теоретически обоснованных исследований по адаптации детей дошкольного (4-6 лет) и раннего возраста (1-3 лет) недостаточно. Изучением данной проблемы занимались: Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.Г. Голубева, А.И. Захаров. К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией детей раннего возраста к условиям ДОУ, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний режим дня к режиму дошкольного учреждения. 

       Переход из семьи в ясли  является важным этапом в жизни  ребенка раннего возраста. От  того, насколько ребенок подготовлен  в семье к переходу в ДОУ,  зависит и течение адаптационного периода, и дальнейшее развитие малыша (Н.М. Аксарина, Л.Г. Голубева).

     Актуальность  проблемы состоит в том, что детский сад это первый внесемейный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями окружающей среды, его образа жизни и деятельности и способно вызвать эмоциональный стресс.

     Объект исследования:   социально - психологическая адаптация детей к дошкольному учреждению.

     Предмет: особенности социально – психологической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

     Цель:   выявить условия успешной адаптации ребёнка к ДОУ.

    Задачи:

1. Изучить теоретические подходы к проблеме социально – психологической адаптации в психологии;

2. Рассмотреть  психологические особенности детей  раннего возраста.

3. Выявить особенности   социально - психологической адаптации   детей раннего возраста к ДОУ.

4. Провести  исследование, направленное на выявление условий успешной адаптации ребёнка к ДОУ.

    Гипотеза:

Для того чтобы  процесс привыкания к детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

1. Создание эмоционально  благоприятной атмосферы в группе.

2.Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.

3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный

период, направленная на формирование эмоциональных  контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок".

    Методы:

      Методы:

  - беседа;

  - анализ документов;

    - метод включенного наблюдения; 

  - метод   для определения степени социальной  адаптации ребенка в ДОУ   В. Н. Меркуловой и Л. Г.  Самоходкиной;

  - методика диагностики уровня  психического  развития детей Е.А.  Стребелевой.

       Выборка: в исследовании принимали участие 30 детей в возрасте  2- 3 лет – две ясельные группы ДОУ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     

    1. Проблема социально – психологической адаптации в современной психологии
 

      

          В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации, которое используется, например, в работах Г. Айзенка и его последователей.

     Адаптацию (adjustment) они определяют двояко:

     а) как состояние, в котором потребности  индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой, полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой;

     б) процесс, посредством которого это  гармоничное состояние достигается[28;84].  

     Социальную  адаптацию бихевиористы понимают как «процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре» [28;89]. В функциональном отношении смысл или цель такого процесса зависит от перспектив улучшения способности выживания групп или индивидов или от способа достижения значимых целей. В бихевиористском определении социальной адаптации речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивида.

       "Социальная адаптация" используется также для обозначения процесса, посредством которого индивид или группа достигают состояния социального равновесия, т. е. отсутствия  переживания конфликта со средой.

       Согласно интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности, Л.Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами. Определение "эффективной адаптации личности", даваемое интеракционистами, содержит такие элементы, которые в бихевиористском определении отсутствуют. Такое название интеракционисты дают той разновидности адаптации, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества. Согласно Л.Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействие среды:

     а) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми каждый встречается в соответствии со своим возрастом и полом;

     б) гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление [28;91].

     В этом смысле адаптация означает, что  человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления  своих целей, ценностей и стремлений.  

       Представители интеракционистского   направления социальной психологии проводят различие между адаптацией (adaptation) и приспособлением (adjustment). Так, например, Т.Шибутани пишет: "Каждая личность характеризуется комбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемы могут рассматриваться как формы адаптации (adaptation). В отличие от понятия "приспособление" (adjustment), которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиям специфических ситуаций, адаптация относится к более стабильным решениям – хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений "[33;163].

     Бихевиористы  для всех случаев используют термин "приспособление" (adjustment), что является выражением их биологизаторского подхода к психической активности человека. Подход интеракционистов, как он представлен в книге Шибутани, указывает на то, что следует провести различие между ситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям. Здесь просматривается идея, согласно которой общая адаптация (и адаптированность) является результатом последовательного ряда ситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям. 

       Психоаналитическая концепция адаптации  специально разработана немецким психоаналитиком Г. Гартманном , хотя вопросы адаптации широко обсуждаются во многих работах З.Фрейда, а механизмы и процессы защитной адаптации рассмотрены   Анной Фрейд.  

     Как психоаналитик, Г. Гартманн признает большое значение конфликтов в развитии личности. Но он отмечает, что не всякая адаптация к среде, не всякий процесс научения и созревания являются конфликтными. Он считает возможным ввести термин "свободная от конфликтов сфера Я" (conflict-free ego sphere) для обозначения той совокупности функций, которая в каждую данную минуту оказывает воздействие на сферу психических конфликтов. Отмечая недостаточность знаний об этой сфере, Г. Гартманн включает сюда такие явления, как  страх перед реальностью, защитные процессы в той мере, в которой они приводят к "нормальному" развитию, сопротивление, вклад защитных процессов в перемещение (displacement) целей инстинктивных влечений и др.

     Адаптация, согласно Г. Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я.

       Г. Гартманн и другие психоаналитики проводят различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результатом этого процесса.  Хорошо адаптированным психоаналитики считают человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. В процессе адаптации активно изменяется как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности [28;94].

       Писхоаналитики большое значение придают социальной адаптации личности. Г. Гартманн отмечает, что задача адаптации к другим людям встает перед человеком со дня его рождения. Он адаптируется также к той социальной среде, которая частично является результатом активности предыдущих поколений и его самого. Человек не только участвует в жизни общества, но и активно создает те условия, к которым должен адаптироваться. Все в большей степени свою среду человек создает сам. Структура общества, процесс разделения труда и место человека в обществе в совокупности определяют возможности адаптации, а также (частично) и развитие Я. Структурой общества, частично с помощью обучения и воспитания, определяется, какие формы поведения с большей вероятностью обеспечат адаптацию. Г. Гартманн вводит понятие "социальная уступчивость" для обозначения того явления, когда социальная среда как бы исправляет нарушения адаптации таким образом, что неприемлемые в одних социальных условиях формы поведения становятся приемлемыми в других. Возможности удовлетворения потребностей и развития, предоставляемые обществом взрослым и детям, различны и оказывают неодинаковое влияние на них. Социальная уступчивость проявляется в первую очередь в отношении к детям. 

Информация о работе Социальная адаптация детей к ДОУ