Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 12:51, курсовая работа
Цель: выявить условия успешной адаптации ребёнка к ДОУ.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме социально – психологической адаптации в психологии;
2. Рассмотреть психологические особенности детей раннего возраста.
3. Выявить особенности социально - психологической адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
4. Провести исследование, направленное на выявление условий успешной адаптации ребёнка к ДОУ.
Введение с.3
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме
социально – психологической адаптации детей к ДОУ
1.1 Проблема социально – психологической адаптации
в современной психологии с. 6
1.2 Психологические особенности детей раннего возраста с. 14
1.3 Особенности социально – психологической
адаптации детей к ДОУ с. 18
Глава 2. Исследование особенностей
социально – психологической адаптации детей раннего
возраста к условиям дошкольного учреждения.
2. 1. Характеристика методик с. 24
2. 2 Результаты исследования с. 30
Глава 3. Рекомендации. Меры, облегчающие адаптацию с. 36
Заключение с. 45
Список литературы
Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно
реагируют на расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, плачут, постоянно спрашивают про маму, просятся домой. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их.
На следующем этапе дети из множества незнакомых взрослых выделяют для себя воспитателя. Они начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своейт оске по дому и разлуке с мамой. На третьем этапе дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы.
На последнем четвертом этапе у малышей наблюдается интерес к другим детям, потребность в общении с ними.
Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь удержать его внимание. Детишки начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям.
2)
Данные этапы привыкания
3) В зависимости от продолжительности адаптационного периода можно выделить разные варианты адаптации ребенка к дошкольному учреждению и разделить детей на три группы: группу легкой адаптации, адаптации средней тяжести (55%) и группу тяжелой адаптации (20%).
Проанализировав поведение детей с разными вариантами адаптации к ДОУ, можно сказать, что дети из группы легкой адаптации быстро и безболезненно проходят все этапы привыкания к детскому саду, малыши с адаптацией средней тяжести доходят до третьего этапа и останавливаются на нем. Дети с тяжелой адаптацией надолго застревают на первом и втором этапах - они либо вообще не могут привыкнуть к новым условиям детского сада, отчего испытывают постоянный эмоциональный дискомфорт, либо стремятся к постоянному эмоциональному и физическому контакту с воспитателем.
4)
У детей с легкой
и тяжелой адаптацией не
наблюдается различий в умственном
развитии, показателях познавательной
активности, общения и
речи, но были выявлены отличия
в уровне развития процессуальной
игры и развитии целенаправленности
и самостоятельности в предметной деятельности.
Так дети из группы легкой адаптации
проявляют самостоятельность в ходе
выполнения действий, ориентированы
на конечный результат своей
деятельности, способны находить способы
действий, ведущие к намеченной цели, готовы
удерживать цель на протяжении долгого
времени, могут оценивать свои действия
по результату, в игре демонстрируют
инициативность, способность совершать
разнообразные игровые действия
и использовать предметы заместители.
У детей с тяжелой адаптацией
данные умения развиты слабо. Таким образом, гипотеза
нашего исследования о том, что дети с
достаточно высоким уровнем развития
предметной деятельности и испытывающие
интерес к предметному окружению
будут значительно легче принимать
и осваиваться в новых условиях
жизни, чем их ровесники с недостаточным
уровнем ее развития, подтверждается
частично, отдельные параметры
предметной деятельности не влияют
на адаптацию ребенка к ДОУ.
Список
литературы
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений в детской субкультуре. Воронеж, 2000.
2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. - 2003. - №5. С. 49-53,
3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1977.
4. Аксарина Н.М., Голубева Л.Г. Характер адаптации детей раннего возраста при поступлении в детское учреждение. М.: Просвещение, 1974.
5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1989.
6. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.
7. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Акадамия, 1995.
8. Внешняя среда и психическое развитие ребенка. Под ред. Р.В. Тонковой Ямпольской. М.: Медицина, 1984.
9. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста. М.: Просвещение, 1999.
10. Выготский Л. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.
11. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от 1 года до 7 лет. М.: Просвещение, 1992.
12. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2005.
13. Детская практическая психология. Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Гардарики,2001.
14. Жадинец М. Ребенок идет в детский сад // Дошкольное воспитание. – 1990. - №5.
15. Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу // Народное образование. – 2002. - 8. С.99-105.
16. Захаров А.И. Ребенок идет в детский сад //Семья и школа. – 1989. - №6. С. 155
17. Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии) // Вопросы психологии. – 1995. - № 6.
18. Калитиевская Е. Р., Ильичева В. И. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии // Психологический журнал.- 1995. - № 1. С. 115- 121.
19. Калюжин Г.А., Дерюгина М.П. От колыбели до школы. Петрозаводск: Карелия, 1993.
20. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. М.: ТЦ Сфера, 2002.
21. Лисина М. И. Общение, личность и психология ребенка. М.: Воронеж, 1997.
23. Люблинская А.А. Беседы с воспитателем о развитии ребенка. М.: Просвещение, 1972.
24. Лютоева Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-СПб.: Речь, 2001.
25. Макшанцева Л. В. К проблеме адаптации трехлетних детей к ДОУ. // Вестник МГУ, серия 14, Психология. – 2003. - № 1. С.60-66.
26. Мочалова О. Адаптация детей к ДОУ // Ребенок в детском саду.- 2006.- №4. С. 57-59.
27. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1999.
28. Налчаджян А.А Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1998.
29. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении. М.: Просвещение, 1986.
30. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания: Тезисы докладов / Под ред. И.Л. Дубровиной, A.M. Прихожан и др. М.: АПН СССР, 1986.
31.Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. - СПб.: Речь,2002.
32. Смирнова Е. О. Детская психология. М.: Владос, 2003.
33. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н /Д: Феникс, 1999.
Приложения
Приложение 1
Адаптационная
карта ребёнка.
Фамилия, имя ______________________________
Дата рождения
______________________________
Дата первого
посещения ______________________________
Дата | ||||||||||||||
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
уро-
вень |
Заболеваемость
|
Степень
адаптации:____________________
Адаптационная
карта ребёнка.
Фамилия, имя __Иванова
Екатерина_____________________
Дата рождения ____12.05.2006 г._________________________
|