Социальная адаптация детей к ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить условия успешной адаптации ребёнка к ДОУ.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме социально – психологической адаптации в психологии;
2. Рассмотреть психологические особенности детей раннего возраста.
3. Выявить особенности социально - психологической адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
4. Провести исследование, направленное на выявление условий успешной адаптации ребёнка к ДОУ.

Содержание работы

Введение с.3

Глава 1 Теоретические подходы к проблеме
социально – психологической адаптации детей к ДОУ

1.1 Проблема социально – психологической адаптации
в современной психологии с. 6
1.2 Психологические особенности детей раннего возраста с. 14
1.3 Особенности социально – психологической
адаптации детей к ДОУ с. 18


Глава 2. Исследование особенностей
социально – психологической адаптации детей раннего
возраста к условиям дошкольного учреждения.

2. 1. Характеристика методик с. 24
2. 2 Результаты исследования с. 30

Глава 3. Рекомендации. Меры, облегчающие адаптацию с. 36

Заключение с. 45
Список литературы

Файлы: 1 файл

соц. адапт. к ДОУ.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

     Малыши  отказываются  от  общения  с  другими  людьми,  от  игрушек,  болезненно

     реагируют  на  расставание  с  родителями,  в  группе  ведут  себя  беспокойно,  часто капризничают,  плачут,  постоянно  спрашивают  про  маму,  просятся  домой.  К сверстникам  и  воспитателю  относятся  равнодушно  или  сторонятся  их. 

     На  следующем  этапе  дети  из  множества  незнакомых  взрослых  выделяют  для  себя воспитателя. Они начинают откликаться на его  обращение по имени, реагировать  на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если  возникают  затруднения  при  соблюдении  режимных  процедур  и  если  что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своейт оске  по  дому  и  разлуке  с  мамой.  На  третьем  этапе  дети  начинают  активно пользоваться  игрушками,  которые  есть  в  группе,  исследовать  незнакомые предметы  и  окружающую  обстановку  группы.

     На  последнем  четвертом  этапе  у  малышей наблюдается интерес  к  другим  детям, потребность  в  общении  с ними.

     Дети  стремятся  привлечь  к  себе  внимание  товарища,  улыбаются,  смеются  при встрече  с  ровесником,  заглядывают  в  глаза,  предлагают  игрушки  стремясь удержать его внимание. Детишки начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям.

     2) Данные этапы привыкания проходят  все малыши, пришедшие в детский  сад,  но  их  продолжительность   у  всех  детей  разная.    Этим  и определяются особенности адаптации.

     3)  В  зависимости  от  продолжительности   адаптационного  периода  можно выделить  разные  варианты  адаптации  ребенка  к  дошкольному  учреждению  и разделить детей на три группы: группу легкой адаптации, адаптации средней тяжести (55%) и группу тяжелой адаптации (20%).

     Проанализировав поведение детей с разными вариантами адаптации к ДОУ, можно  сказать,  что  дети  из  группы  легкой  адаптации  быстро  и  безболезненно проходят все  этапы привыкания к детскому саду, малыши с адаптацией средней тяжести  доходят  до  третьего  этапа  и  останавливаются  на  нем.  Дети  с  тяжелой адаптацией надолго застревают на первом и втором этапах - они либо вообще не могут  привыкнуть  к  новым  условиям  детского  сада,  отчего  испытывают постоянный  эмоциональный  дискомфорт,  либо  стремятся  к  постоянному эмоциональному и физическому контакту с воспитателем.

     4)  У  детей  с  легкой  и  тяжелой  адаптацией  не  наблюдается  различий  в умственном  развитии,  показателях  познавательной  активности,  общения  и   речи, но  были  выявлены  отличия   в  уровне  развития  процессуальной  игры  и развитии целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности. Так дети из группы  легкой  адаптации проявляют самостоятельность в ходе  выполнения действий,  ориентированы на  конечный  результат своей  деятельности,  способны находить способы действий, ведущие к намеченной цели, готовы удерживать цель на протяжении долгого времени, могут оценивать свои действия по результату, в игре  демонстрируют  инициативность,  способность  совершать  разнообразные игровые  действия  и  использовать  предметы  заместители.  У  детей  с  тяжелой адаптацией данные умения развиты слабо. Таким образом, гипотеза нашего исследования о том, что дети с достаточно высоким уровнем развития предметной деятельности и испытывающие интерес к предметному  окружению  будут  значительно  легче  принимать  и  осваиваться  в новых условиях жизни, чем их ровесники с недостаточным уровнем ее развития, подтверждается  частично,  отдельные  параметры  предметной  деятельности  не влияют на адаптацию ребенка к ДОУ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы 

      1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений в детской субкультуре. Воронеж, 2000.

     2. Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е. Социализация и адаптация детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. -  2003. -  №5.  С. 49-53,

     3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1977.

     4. Аксарина Н.М., Голубева Л.Г. Характер адаптации детей раннего возраста при поступлении в детское учреждение. М.: Просвещение, 1974.  

     5. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1989.  

     6. Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.

     7. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М.: Акадамия, 1995.

     8. Внешняя среда и психическое развитие ребенка. Под ред. Р.В. Тонковой Ямпольской. М.: Медицина, 1984.

     9. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста. М.: Просвещение, 1999.

     10. Выготский Л. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997.

     11. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от 1 года до 7 лет. М.: Просвещение, 1992. 

     12. Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2005.

     13. Детская практическая психология. Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Гардарики,2001.

     14. Жадинец М. Ребенок идет в детский сад // Дошкольное воспитание. – 1990. - №5.

     15. Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу // Народное образование. – 2002. -  8.  С.99-105. 

     16. Захаров А.И. Ребенок идет в детский сад //Семья и школа. – 1989. - №6. С. 155

     17. Искольдский Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии) // Вопросы психологии. – 1995. - № 6.

     18. Калитиевская Е. Р., Ильичева В. И. Адаптация или развитие: выбор психотерапевтической стратегии // Психологический журнал.-  1995. - № 1. С. 115- 121.

     19. Калюжин Г.А., Дерюгина М.П. От колыбели до школы. Петрозаводск: Карелия, 1993.

     20. Кулагина И. Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. М.: ТЦ Сфера, 2002.

     21. Лисина М. И. Общение, личность и психология ребенка. М.: Воронеж, 1997.

     23. Люблинская А.А. Беседы с воспитателем о развитии ребенка. М.: Просвещение, 1972.

     24. Лютоева Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми.-СПб.: Речь, 2001.

     25. Макшанцева Л. В. К проблеме адаптации трехлетних детей к ДОУ. // Вестник МГУ, серия 14, Психология. – 2003. -  № 1. С.60-66.

     26. Мочалова О. Адаптация детей к ДОУ // Ребенок в детском саду.-  2006.-  №4.  С. 57-59.

     27. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1999.

     28. Налчаджян А.А Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1998.  

     29. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольном учреждении. М.: Просвещение, 1986. 

       30. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания: Тезисы докладов / Под ред. И.Л. Дубровиной, A.M. Прихожан и др. М.: АПН СССР, 1986.

       31.Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. - СПб.: Речь,2002.

       32. Смирнова Е. О. Детская психология. М.: Владос, 2003.

     33. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н /Д: Феникс, 1999.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложения

Приложение  1

Адаптационная карта ребёнка. 

Фамилия, имя __________________________________________ 

Дата рождения _________________________________________ 

Дата первого  посещения _________________________________

 

Дата                            
1                            
2                            
3                            
4                            
уро-

вень

                           

  

  Заболеваемость 
 

Месяцы Дни, пропущенные  по болезни Всего дней
1.      
2.      
3.      
4.      

 

  
 

Степень адаптации:__________________________________________________________ 

  

Адаптационная карта ребёнка. 

Фамилия, имя __Иванова  Екатерина_______________________ 

Дата рождения ____12.05.2006 г._________________________

Дата 01.12. 3.12 5.12 9.12 11.12 13.12 16.12. 18.12. 22.12 24.12. 30.12. 5.01 12.01 1901
1 -2 -2 -1 -1 -1- +1 +1 +1 +2 +2 +2 +2 +2 +2
2 -2 -2 -2 -2 -2 -2 -1 -1 -1 -1 -1 -1 +1 +1
3 -1 -1 -1 -1 -1 -1 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +2
4 +1 +1 +2 +2 +1 +1 +2 +2 +2 +2 +2 +2 +1 +2
уро-

вень

-2               средний +7        

Информация о работе Социальная адаптация детей к ДОУ