Социальная адаптация детей к ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить условия успешной адаптации ребёнка к ДОУ.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме социально – психологической адаптации в психологии;
2. Рассмотреть психологические особенности детей раннего возраста.
3. Выявить особенности социально - психологической адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
4. Провести исследование, направленное на выявление условий успешной адаптации ребёнка к ДОУ.

Содержание работы

Введение с.3

Глава 1 Теоретические подходы к проблеме
социально – психологической адаптации детей к ДОУ

1.1 Проблема социально – психологической адаптации
в современной психологии с. 6
1.2 Психологические особенности детей раннего возраста с. 14
1.3 Особенности социально – психологической
адаптации детей к ДОУ с. 18


Глава 2. Исследование особенностей
социально – психологической адаптации детей раннего
возраста к условиям дошкольного учреждения.

2. 1. Характеристика методик с. 24
2. 2 Результаты исследования с. 30

Глава 3. Рекомендации. Меры, облегчающие адаптацию с. 36

Заключение с. 45
Список литературы

Файлы: 1 файл

соц. адапт. к ДОУ.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, социально – психологическая адаптация детей к ДОУ — сложный и активный процесс, проходящий у каждого ребёнка по – разному, успех которого обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, таких как   возраст ребенка; состояние здоровья; уровень развития; характеристика нервной системы; умение общаться с взрослыми и сверстниками; сформированность предметной и игровой деятельности; приближенность домашнего режима к режиму детского сада.

        
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Исследование особенностей социально – психологической адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. 

      Цель:   выявить условия успешной адаптации ребёнка к ДОУ.

    Задачи:

     1. Изучить теоретические подходы  к проблеме социально – психологической  адаптации в психологии;

     2. Рассмотреть психологические особенности  детей раннего возраста.

     3. Выявить особенности   социально  - психологической адаптации  детей раннего возраста к ДОУ.

     4. Провести исследование, направленное  на выявление условий успешной адаптации ребёнка к ДОУ.

     Гипотеза:

     Для того чтобы процесс привыкания к  детскому саду не затягивался, необходимо следующее:

     1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

     2.Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад.

     3. Правильная организация игровой деятельности в адаптационный период, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок".

    Методы:

  - беседа;

  - анализ документов;

     - метод включенного наблюдения;   

  - метод  для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ  В. Н. Меркуловой и Л. Г. Самоходкиной;

   -  методика диагностики уровня  психического  развития детей  Е.А.  Стребелевой.  

       Выборка: в исследовании принимали участие 30 детей в возрасте  2- 3 лет – две ясельные группы ДОУ.  

2. 1. Характеристика методик.  

     1. Метод  для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ  В. Н. Меркуловой и Л. Г.   Самоходкиной.  

     Наблюдая  за процессом адаптации и внося  данные в специальную таблицу, педагог -  психолог сможет сделать вывод  о результате адаптации каждого  ребенка.  Успешность адаптации проявляется в поведенческих реакциях и в продолжительности адаптационного периода.

     Можно выделить четыре основных фактора  поведенческой адаптации:

  • эмоциональное состояние ребенка;
  • социальные контакты ребенка;
  • послеполуденный сон;
  • аппетит ребенка.

     Каждый  из факторов может оцениваться от +3 до -3, т.е. от отличной адаптации до полной дезадаптации. Для удобства обработки данных и во избежание  субъективного толкования приводим ниже краткие характеристики разных оценок ( +1, +2, +3, 0, -1, -2, -3 ). Суммарно по всем четырем факторам можно получить +12 или -12, в интервале чего и определяются уровни адаптации.

     Продолжительность процесса адаптации может ограничиваться одним днем (когда ребенок в первый день социализируется в ДОУ) или быть сколь угодно долгой.

     Уровень, т.е. успешность адаптации, выводится  из взаимосвязи продолжительности  адаптационного периода (А) и поведенческих  реакций (П).

     ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:

  • хороший аппетит;
  • спокойный сон;
  • охотное общение с другими детьми;
  • адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
  • нормальное эмоциональное состояние.
 

  ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ  В СООТВЕТСТВИИ С  ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДОУ 

  1. Эмоциональное состояние  ребенка

  (+3) Весел, жизнерадостен, подвижен, активен.

  (+2) Улыбается, настроение хорошее,  спокоен.

  (+1) Иногда задумчив, замкнут.

  (-1) Легкая плаксивость, хныканье.

  (-2) Плачет за компанию; плач приступообразный.

  (-3) Сильный, профилактический плач; подавленное настроение.

  2. Социальные контакты  ребенка 

  (+3) Много друзей, охотно играет с  детьми.

  (+2) Сдержан, просится на руки; неохотно  играет с детьми.

  (+1) Безразличен к играм, отстранен, замкнут.

  (-1) Невесел, с детьми не контактирует, даже если вовлечен в игру.

  (-2) Проявляет тревогу, бросает начатые  игры.

  (-3) Недружелюбен, агрессивен, мешает детям  играть.

  3. Сон ребенка

  (+3) Сон спокойный, глубокий, засыпает  быстро.

  (+2) Сон спокойный.

  (+1) Засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго.

  (-1) Засыпает с хныканьем, тревожен  во сне

  (-2) Засыпает с плачем, долго, беспокоен  во сне.

  (-3) Отсутствие сна, плач.

  4. Аппетит ребенка

  (+3) Очень хороший аппетит, съедает  все с удовольствием.

  (+2) Нормальный аппетит, ест до  насыщения.

  (+1) Аппетит выборочный, но насыщенный.

  (-1) Отвергает некоторые блюда, капризничает.

  (-2) Приходится следить за тем,  чтобы ел; ест долго, неохотно.

  (-3) Отвращение к еде, кормление  мучительно. 

  ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ  В СООТВЕТСТВИИ С  ОЦЕНКОЙ ФАКТОРОВ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА  В ДОУ

   

  Адаптация   Сроки (А)   Поведенче - ские реакции (П)   Уровни  адаптации
  Легкая   До 5 дней -

  1 неделя 

  +12…+8   А1 и П1 высокий

  А1 и П2

  Средняя   До 15 дней - 3 недели   +7…0   А1 и П3 средний 

  А2 и П2

  Усложнен -

  ная

  До 25 дней - 5 недель   -1…-7   А2 и П4 сложный 

  А3 и П3

  Дезадапта-

  ция

  Более 5 недель   -8…-12   А3 и П4 дезадап-

  А4 и П4 тация


 
 

     2.  Методика диагностика уровня  психического  развития детей  определялся  с  помощью  методики    Е.А.  Стребелевой.  

     С  целью  выяснения  причин,  лежащих  в  основе  различных  вариантов  дезадаптации ребенка раннего возраста к ДОУ, была проведена диагностика уровня  психического  развития детей определялся с помощью методики    Е.А.  Стребелевой.

     Проводился  сравнительный анализ детей по следующим  показателям:

     1)  развитие общения и речи;

     2)  познавательная активность;

     3)  игровая деятельность;

     4)  целенаправленность  и  самостоятельность в предметной  деятельности; умственное развитие (по методике Е.А. Стребелевой).

     В  соответствии  с  используемой  диагностикой,  параметрами  уровня развития общения являются:

     −  инициативность,

     −  чувствительность к воздействиям взрослого,

     −  ориентация на образец и реакция  на оценку взрослого.

     −  инициативные действия с предметами; 

     −  степень  развития  активной  речи,  любые  речевые  обращения,  просьбы, требования, называние предметов, речевое  сопровождение действий в репертуаре коммуникативных средств ребёнка;  

     −  степень  развития  пассивной  речи -  понимание  значения  слов,

     предложений, различных частей речи (предлогов, наречий, союзов);

     −  способность выполнять речевые  инструкции взрослого.

     Показателями  самостоятельности  и  целенаправленности  в  предметной деятельности выступают:

     −  способность принимать предметную задачу;

     −  способность  находить  способы  действия; 

     −  самостоятельность,  проявляемая  ребенком  в  ходе  осуществления 

     действия;

     −  особенности самооценки;

     −  поиск оценки взрослого.

     Анализ  игровой деятельности детей проходит по четырем ее важнейшим составляющим:

     1.  Наличие у ребенка потребности  в игре с сюжетными игрушками. 

     2.  Владение  игровыми  навыками:  умением  выполнять  игровые   действия, варьировать  их,  действуя  в  рамках  несложного  сюжета,  подбирать  для  него игрушки.

     3.  Воображение, благодаря которому  ребенок придумывает или принимает  предложенную взрослым игровую  ситуацию или сюжет, развивает  их, использует в игре предметы-заместители.

     4.  Зона ближайшего развития процессуальной  игры 

     При  анализе  познавательной  активности  следует  учитывать  следующие  показатели:

     1.  Интерес к действию с незнакомым  предметом. 

     2.  Характер  ориентировочной  деятельности  и  особенности  предметных манипуляций.

     3.  Наличие обращений за помощью  к взрослому. 

     4.  Умение  самостоятельно  воспроизводить  образец  нового  действия  в независимых пробах с аналогичным  предметом. 

       Основными  параметрами  оценки  умственного  детей  раннего  возраста можно считать:

     −  принятие задания;

     −  способы выполнения задания;

     −  обучаемость в процессе обследования;

     −  отношение к результату своей  деятельности. 
 
 

     2. 2 Результаты исследования 

     1. Метод  для определения степени социальной адаптации ребенка в ДОУ  В. Н. Меркуловой и Л. Г.   Самоходкиной.  

     Определение степени социальной адаптации ребенка  в ДОУ было проведено с помощью  анализа адаптационных карт детей  из четырёх групп, в которых работают опрошенные педагоги (Образец адаптационной  карты см. в Приложении 1). 

     Среди детей 1 группы (см. таблицу в Приложении 2) 20 % детей характеризуются дезадаптацией и усложнённой адаптацией к условиям ДОУ; 67 % средней; 13 % - лёгкой адаптацией.

     Во 2 группе детей 20 % детей с усложнённой адаптацией; 54 % - со средней; 26 % - лёгкой адаптацией.

     В целом  20 % детей характеризуются дезадаптацией и усложнённой адаптацией к условиям ДОУ; 60 % - средней; 13 % - лёгкой адаптацией.

     Сравнительные результаты исследования представлены  в нижеследующей таблице.  

Информация о работе Социальная адаптация детей к ДОУ