Социальная адаптация детей к ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Цель: выявить условия успешной адаптации ребёнка к ДОУ.
Задачи:
1. Изучить теоретические подходы к проблеме социально – психологической адаптации в психологии;
2. Рассмотреть психологические особенности детей раннего возраста.
3. Выявить особенности социально - психологической адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
4. Провести исследование, направленное на выявление условий успешной адаптации ребёнка к ДОУ.

Содержание работы

Введение с.3

Глава 1 Теоретические подходы к проблеме
социально – психологической адаптации детей к ДОУ

1.1 Проблема социально – психологической адаптации
в современной психологии с. 6
1.2 Психологические особенности детей раннего возраста с. 14
1.3 Особенности социально – психологической
адаптации детей к ДОУ с. 18


Глава 2. Исследование особенностей
социально – психологической адаптации детей раннего
возраста к условиям дошкольного учреждения.

2. 1. Характеристика методик с. 24
2. 2 Результаты исследования с. 30

Глава 3. Рекомендации. Меры, облегчающие адаптацию с. 36

Заключение с. 45
Список литературы

Файлы: 1 файл

соц. адапт. к ДОУ.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

     Исходя  из этого, Г. Гартманн считает процесс адаптации человека многослойным, причем представление об уровне адаптации лежит в основе концепции здоровья человека.

       В целом психоаналитическая теория адаптации человека является в настоящее время самой разработанной. Психоаналитики создали широкую систему понятий и открыли ряд процессов, с помощью которых человек адаптируется к социальной среде. Однако в целом психоаналитическая теория адаптации носит печать биологизаторских тенденций психоанализа, она опирается на фрейдовские представления о структуре психики, ее инстанциях (Оно, Я, Сверх-Я) и их взаимодействиях[28; 98].  

       В отечественной специальной литературе встречается следующее (более широкое) понимание социальной адаптации: это «итог процесса изменений социальных, социально-психологических, морально-психологических, экономических и демографических отношений между людьми, приспособление к социальной среде» [28; 99].

       Так, например,  Ф. Б. Березин  считает, что человеческое общество является не просто адаптивной (наподобие биологических), а адаптивно-адаптирующей системой, поскольку человеческая деятельность имеет преобразовательную природу [5; 65].  

     По  мнению  А. Налчаджяна,  выработка полноценного научного определения социально-психической адаптации личности возможна только на основе идеи онтогенетической социализации.   Определение этого понятия должно    отражать реальный и чрезвычайно сложный процесс, благодаря которому индивид превращается в личность, обладающую некоторыми основными чертами социально-психической зрелости. Онтогенетическую социализацию можно определить как «такой процесс взаимодействия индивида и социальной среды, в ходе которого, оказываясь в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений, индивид приобретает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и их комплексы и другие особенности и подструктуры, которые в целом имеют адаптивное значение»[28;83].    Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психической адаптации личности, в ходе которого она использует приобретенные на предыдущих этапах своего развития и социализации навыки и механизмы поведения или открывает новые способы поведения и решения задач, новые программы и планы внутрипсихических процессов.

        Социально-психическую адаптированность можно охарактеризовать как «такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная  группа, переживает состояния самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей. Адаптация же – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности» [28; 85].

     В проблемных ситуациях, не связанных  с переживанием препятствий на пути достижения цели, адаптация осуществляется с помощью конструктивных механизмов (познавательных процессов, целеобразования, целеполагания, конформного поведения). В ситуации, где ощущается наличие внешних и внутренних барьеров, адаптация осуществляется с помощью защитных механизмов (регрессии, отрицания, формирования реакции, вытеснения, подавления, проекции, идентификации, рационализации, сублимации, юмора и т.д.)

       Помимо собственно адаптации различают девиантную и патологическую адаптацию. Понятие «девиантная адаптация» объединяет в себе способы адаптации личности, обеспечивающие удовлетворение ее потребностей неприемлемым для группы путем. Различают две формы девиантной адаптации — неконформистскую и новаторскую. Неконформистская девиантная адаптация нередко приводит к конфликтам с группой, новаторская (творческая) девиантная адаптация сопровождается созданием новых способов разрешения проблемных ситуаций. Патологическая адаптация — это процесс, который осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию невротических и психотических синдромов[5; 113].  

     Наряду  с различными формами адаптации  существует явление дезидаптации. Дезадаптацией  называется «процесс, который приводит к нарушению взаимодействия со средой, усугублению проблемной ситуации и сопровождается межличностным и  внутриличностными конфликтами» [5; 117]. Диагностическими критериями дезадаптации являются нарушения в профессиональной (учебной) деятельности и в межличностной сфере, а также реакции, выходящие за пределы нормы и ожидаемых реакций на стресс (агрессия, депрессия, аутизм, тревожность и др.).

     По  продолжительности влияния на личность различают временную, устойчивую, ситуативную  и общую устойчивую дезадаптированность  личности. Временная адаптация связана  с включением в новую ситуацию, в которой необходимо адаптироваться (поступление в школу, на работу и др.). Устойчивая ситуативная дезадаптированность связана с невозможностью найти приемлемые способы адаптации в специфических условиях при решении. Общая устойчивая адаптированность — это состояние стабильной неприспособленности личности, активизирующее защитные механизмы [5; 119].   

     Причинами возникновения состояния дезадаптированности  являются:

     1) пережитый психосоциальный стресс;

     2) пережитые экстремальные ситуации;

     3) неблагополучное включение в  новую социальную ситуацию или нарушение устоявшихся взаимоотношений в группе.

     Состояние дезадаптированности может сопровождаться отклонениями в поведении личности; тогда возникают конфликты, не имеющие  явной причины, неадекватные реакции, отказ от выполнения предписаний, по отношению к которым ранее не возникало противодействия. Такого рода предписания обозначаются терминами «социальная норма» и «социальная ценность». Социальные нормы и ценности являются регуляторами социального поведения людей. Социальная норма — это модель должного, общезначимое правило поведения, установленное социальными группами и обществом.                                     

     Ненормативное поведение называют отклоняющимся, или девиантным (от лат. deviatio — отклонение, уклонение).    А. Реан дает следующее определение: «Отклоняющееся поведение — форма дезорганизации поведения индивида или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества» [31; 29]. Подобное поведение регулируется системой норм, не принятой данной группой. «Положительная девиация» коррелирует с творческими способностями и стремлением к их реализации. «Отрицательная девиация» выражается в таких формах поведения, как ложь, обман, грубость, бездействие, агрессивность и др.

     Успешность  и скорость адаптации не одинаковы  у разных людей. В этом смысле принято  говорить о степени социальной адаптированности или дезадаптированности индивида. Поскольку социальная адаптация  протекает в условиях социального  взаимодействия людей, то степень адаптированности субъекта к группе или социуму будет определяться, с одной стороны, свойствами социальной среды, а с другой - его собственными свойствами и качествами. К числу социальных (или средовых) факторов, определяющих успешность адаптации, относятся однородность группы, значимость и компетентность ее членов, их социальное положение, жесткость и единообразие предъявляемых требований, численность группы, характер деятельности ее членов. К личностным или субъективным факторам - уровень тревожности, компетентности человека, его самооценка, степень идентификации себя с группой или иной социальной общностью и приверженности ей, а также пол, возраст и некоторые типологические особенности.

       Таким образом, проблема социально - психологической адаптации представляет собой важную область научных изысканий, разрабатываемую представителями различных направлений психологии.  

     Традиционно под адаптацией понимается процесс  вхождения человека в новую для  него среду и приспособления к  ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). 

      

     1.2 Психологические  особенности детей  раннего возраста 

     Ранний  возраст охватывает период от 1 года до 3 лет. В этот период изменяется социальная ситуация развития ребенка. К началу раннего возраста ребенок, приобретая стремление к самостоятельности и независимости от взрослого, остается связанным со взрослым, так как нуждается в его практической помощи, оценке и внимании. Это противоречие находит разрешение в новой социальной ситуации развития ребенка, которая представляет собой сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого[1; 58].  

       Изменяется и ведущая деятельность  ребенка. Если младенец не выделяет еще способа действия с предметом и его назначения, то уже на втором году жизни содержанием предметного сотрудничества ребенка со взрослым становится усвоение общественно-выработанных способов употребления предметов. Взрослый не только дает ребенку в руки предмет, но вместе с предметом «передает» способ действия с ним.

       В таком сотрудничестве общение  перестает быть ведущей деятельностью,  оно становится средством овладения  общественными способами употребления  предметов. 

       В раннем возрасте происходит интенсивное психическое развитие, главными компонентами которого являются [3; 85]:

     • предметная деятельность и деловое  общение со взрослым;

     • активная речь;

     • произвольное поведение;

     • формирование потребности в общении  со сверстниками;

     • начало символической игры;

     • самосознание и самостоятельность.

       В раннем возрасте наблюдается  совершенно особое отношение  ребенка к действительности, эту  особенность принято называть  ситуативностью. Ситуативность заключается  в зависимости поведения и  психики ребенка от воспринимаемой ситуации. Восприятие и чувствование еще не отделены друг от друга и представляют собой неразрывное единство, которое вызывает непосредственное действие в ситуации. Вещи имеют особую притягательную силу для ребенка. Ребенок воспринимает вещь непосредственно здесь и сейчас, не привнося в ситуацию своего замысла и знания о других вещах [9; 118].   

     Общение со сверстниками детей раннего возраста также имеет свои отличительные особенности.

       В младенческом возрасте проявление  интереса одного ребенка к другому продиктовано потребностью в новых впечатлениях, интересом к живому объекту.

       В раннем возрасте сверстник  выступает в качестве партнера  по взаимодействию. Развитие потребности  в общении со сверстниками  проходит ряд этапов:

     • внимание и интерес к сверстнику (второй год жизни);

     • стремление привлечь к себе внимание сверстника и продемонстрировать свои успехи (конец второго года жизни);

     • появление чувствительности к отношению  сверстника и его воздействиям (третий год жизни).

     Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического  воздействия, характерными особенностями  которого являются непосредственность, отсутствие предметного содержания, ненормированность, зеркальное отражение действий и движений партнера. Через сверстника ребенок выделяет себя, осознает свои индивидуальные особенности. При этом решающую роль в организации взаимодействия между детьми играют взрослые [21; 84].   

       К трем годам у ребенка появляются  собственные желания, зачастую не совпадающие с желаниями взрослого, нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста появляется знаменитая формула «Я сам».

       Резко возросшее стремление к  самостоятельности и независимости приводит к существенным изменениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

       Симптомы кризиса трех лет: 

     • негативизм (непослушание, нежелание  выполнять указания взрослого, стремление все делать на оборот);

     • упрямство (ребенок настаивает на своем  не потому, что ему чего-то сильно хочется, а потому, что он этого потребовал);

     • строптивость (протест ребенка направлен  не против конкретного взрослого, а  против образа жизни; это бунт против всего, с чем он имел дело раньше);

     • своеволие (ребенок все хочет  делать сам и добивается самостоятельности там, где мало что умеет).

Информация о работе Социальная адаптация детей к ДОУ