Социально-психологические характеристики неформальных групп молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 17:45, реферат

Описание работы

Цель исследования – комплексный анализ социально-психологических ха-рактеристик, которыми определяются группы, составляющие молодежную субкуль-туру.
Задачи исследования:
1) изучить характеристики групп-сегментов, входящих в молодежную суб-культуру, которые бы позволили дать описание данного социального явления, по-зволяющее адекватно изучать молодежные неформальные группы;
2) выявить причины и обстоятельства, способствующие возникновению фено-мена неформальных групп молодежи как особой субкультуры, а также рассмотреть проблему типологии данного феномена;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………... 3
Основная часть
1 Общая характеристика неформальных групп молодежи ………………. 7
2 Групповые и межличностные параметры неформальных молодежных объединений ………………… 30
Заключение …………………………………………………………..…...... 50
Глоссарий ………………….……………………………………………….. 54
Список использованных источников ………………………….…...…….. 58

Файлы: 1 файл

социально-психологические характеристики неформальных групп молодежи.doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение ……………………………………………………………………... 3

Основная часть

1 Общая характеристика неформальных  групп молодежи ………………. 7

2 Групповые и межличностные  параметры неформальных молодежных  объединений …………………………………………………………………….... 30

Заключение …………………………………………………………..…...... 50

Глоссарий ………………….……………………………………………….. 54

Список использованных источников ………………………….…...…….. 58

Приложения  ……………………………………………………………….. 62

 

Введение

Молодое поколение - это один из самых главных движущих факторов развития внутри любой цивилизации, это растущий капитал, который социум создает ради своего будущего блага. Молодежь как субъект психологических, социокультурных, этнических и экономических отношений воплощает в своем поведении определенные культурные традиции и ценности, осуществляя взаимодействие с другими социальными и возрастными группами, главным образом, в рамках образовательного и досугового пространства. Нельзя не видеть в ней обновляющую силу, интеллектуальный и духовный потенциал общества, способный воспринять и реализовать инновацию и быстро адаптироваться в новых реалиях жизни. С другой стороны, именно в этом возрасте происходит важный этап процесса социализации и инкультрации личности. В зависимости от характера культурной среды, в которую попадает молодой человек, возникает конфликт или согласие личностных убеждений с проявлениями доминирующей культуры. Этот процесс может обладать как позитивной, так и негативной окраской, в первом случае приобщая человека к положительным культурным ценностям, а во втором способствуя усвоению им антиценностей. 

Существующие экономические и социальные программы в малой степени учитывают специфическую социальную позицию молодежи, она лишь частично включена в существующие общественные отношения и структуры. Проблемы молодежи аккумулируются, обостряются, что ведет к росту ее отчуждения от важнейших социокультурных институтов. Одно из решений этих проблем, как считает сама молодежь, - реализация себя в системе молодежных неформальных групп, так как стилю их существования свойственна опора на собственный жизненный хронотоп, систему ценностей, стилевой дизайн. Однако данный стиль существования молодежных субкультур часто вступает в противоречие с действующими в обществе социальными, а иногда и правовыми нормами. В связи с этим меняется и общественная реакция на молодежь. Появилось немало публикаций, посвященных проблемам девиантного поведения молодежи. При этом для них характерны нагнетание тревоги, неуместные экстраполяции вместо спокойного и компетентного анализа, личных встреч и дискуссий с представителями молодого поколения. В результате молодежь, сознание которой более «подвижно» и открыто переменам, нередко стоит перед необходимостью найти выход из конфликтной ситуации, зачастую реализуя себя в сообществах различных молодежных неформальных групп.

Впервые возникнув в середине XX века на Западе, субкультуры проникли и в советскую молодежную среду. В современном российском обществе существуют и функционируют разнообразные молодежные движения, каждое из которых представляет собой сложное и многогранное явление. И необходимость глубокого анализа неформальных молодежных объединений обусловливается рядом причин, связанных с особенностями социальной трансформации современной России. Для российского общества конца XX-начала XXI в. характерно углубление социально-экономических, политических, культурных различий между отдельными группами и слоями, что особенно явно проявляется в статусно-ролевых установках, идейно-ценностных ориентациях и жизненных стилях граждан. При этом стремление молодежи к объединению в рамках неформальных структурных образований и институтов, с одной стороны, может рассматриваться как проявление социально-демографических и поколенческих особенностей юношей и девушек, а с другой – как поиск альтернативных форм и путей интеграции, более адекватных их пониманию механизмов включения в активную жизнь общества. 

Перед социальной психологией как наукой стоит задача осознания феномена разрыва поколений, формирования и развития молодежных субкультур. Это необходимо для практической работы по профилактике и терапии нежелательных процессов и явлений в социокультурном пространстве общества. Именно сейчас необходимо пристально изучать процессы, происходящие в молодежных неформальных группах, идеология которых вырабатывает собственные механизмы преодоления кризисных ситуаций адаптации молодежи, как среди сверстников, так и в отношениях со старшими. Тем более что сегодня социологи и психологи отмечают возрастание уровня молодежных контркультурных объединений с явно выраженной девиантной направленностью поведения.

Необходимость глубокого анализа молодежной культуры во всем диапазоне ее разновидностей диктуется не только потребностью в систематизации теоретических основ и знаний о возникновении неформальных групп молодежи, но и насущной потребностью выявления особенностей развития таких групп в их специфике, генезисе и возможном влиянии на стиль жизни молодежи в текущем и последующих десятилетиях.

Проблематика неформальных групп в психологии имеет большую  историю и разнообразное содержательное наполнение. Все это многообразие объединяется одной особенностью: «неформальность» группы определяется через утверждение того, что она возникает и существует в результате активности, взаимодействия людей, в нее входящих. То есть важнейшей характеристикой неформальной группы являются ее опосредованные отношения с социальным контекстом. В отличие от формальных групп, существование которых напрямую задается социальной структурой, неформальные сообщества имеют всегда более сложные отношения с окружающим миром. Иногда они принимают реципрокную форму, иногда даже антагонистическую. Эта особенность оказывается очень важной при рассмотрении неформальных групп как института социализации в подростковом возрасте, то есть через членство в этих группах молодые люди выстраивают свои отношения с социумом. Являясь самоорганизующейся динамической системой, молодежные субкультуры на каждом новом временном отрезке соответствующим образом реагируют на внешние и внутренние процессы, происходящие обществе, и одновременно адаптируются к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования.

Именно поэтому представляется важным составление социально-психологических характеристик неформальных групп молодежи с целью обобщения особенностей их функционирования.  Без решения этой проблемы принципиально невозможно осуществление профилактических и коррекционных мероприятий, направленных на снижение уровня девиантности и, что особенно важно, делинквентности поведенческих проявлений представителей неформальных групп молодежи. Знание механизмов их возникновения и развития может позволить обеспечить безопасное гармоничное развитие молодежи в новых реалиях жизни. Кроме того, для организации эффективной работы с подрастающим поколением, выработки эффективной государственной и региональной молодежной политики важно использование инструментария психологической науки, обеспечивающего научно обоснованное управление социальными процессами в молодежной среде.

Основная часть

1 Общая характеристика неформальных групп молодежи

 

1.1 Понятие неформальных групп молодежи

В современной науке исследование неформальных молодежных объединений носит междисциплинарный характер. Данное социальное явление привлекает внимание философов, социологов, психологов, педагогов, в том числе и занимающихся проблемами превентивной психологии и педагогики, культурологов, историков, экологов, специалистов в области социальной работы и представителей других областей научного знания. 

При этом как в западной, так и в отечественной литературе существует целый ряд концепций возникновения и функционирования неформальных молодежных групп. Согласно культурно-аксиологической концепции современное общество, характеризуемое высокой степенью автономизации, индивидуализации и рефлексивности культуры и вытекающей отсюда невозможностью контролировать воспитание детей и молодежи, дифференцирует систему ценностей на респектабельные и «подпольные», которые обычно допускаются во время досуга, и молодежная субкультура есть противоположность господствующей культуры, культуры необузданного потребления, ритуальной и конформистской, культуры жестокой и конкурентной (М. Мид, Д. Рисмен). Структурно-функциональная концепция, основанная на идеях марксизма объясняет возникновение неформальных групп молодежи тем, что классовое расслоение общества провоцирует молодежную делинквентность либо как неосознанную фрустрацию (А. Коэн, Дж. Шорт,  У. Миллер), либо как осознанную  адаптацию к разрыву между притязаниями и реальными возможностями (Л. Олин, Р. Клоуорд). По культурно-институциональной концепции образовательные структуры, подверженные формализму и обезличенности, провоцируют уход молодежи в мир субкультуры (М. Брейк), либо это происходит вследствие переложения функций семьи на социум (С. Айзенштадт) или в результате конфликта поколений (3.Фрейд, Л. Фойер, К. Кенистон, В. Леонард, С. Айзенштадт, К. Дэвис, М. Мид, А. Сови).

В рамках отечественных исследований данного феномена можно выделить политико-социальную теорию, согласно которой неформальные объединения трактуются в контексте процессов социально-политического реагирования общества на несовершенство существующей системы общественных отношений вообще, в молодежной среде (И.М. Ильинский); реакционную теорию, в соответствии с которой молодёжные  субкультуры рассматриваются как  проявление инфантилизма и  нежелания  молодых  людей вступать во «взрослую жизнь» (Ю.Н. Давыдов,  И.Б. Роднянская); культурно-эволюционную теорию, утверждающую, что разнообразие субкультур свидетельствует о культурном богатстве общества, росте его адаптационных способностей в условиях ускоряющихся трансформаций современного мира (В.М. Петров, К.Б.  Соколов, Н.А.  Хренов и др.)1. Оговоримся, что данными концепциями не ограничивается поле изучения феномена неформальных молодежных групп.

Многочисленные  варианты подходов к анализу и  оценке данного явления  обусловлены его разноплановостью, многогранностью, что отражено в подходах к определению понятия неформальных групп молодежи. Так, Л.А. Радзиховский определял неформальное молодежное объединение (НМО) как «социально-психологическое явление, представляющее собой попытку адаптации молодых людей к тем проблемам, с которыми они сталкиваются в подростковом и юношеском возрастах, в течение того периода, когда они постепенно входят в самостоятельную жизнь в современных конкретно-исторических условиях»2.

К.Е. Игошев и Г.М. Миньковский рассматривали неформальные группы молодежи как особые социальные общности, ведущим объединяющим признаком которых является общественный протест и независимость от официальных структур, выраженный, как следствие, в необычных формах выражения:  отношение к окружающей среде, стереотипы поведения, атрибутика3.

А.С. Запесоцкий и А.П. Фаин дают определение данному феномену как группам людей, имеющих общую деятельность, специфическую систему ценностей и связанную с ней модель поведения; выразительную систему атрибутов; стиль общения, определяемый сюжетом, ритуалами, особенностями ролевого поведения4.

Английский социолог М. Брейк отмечал, что молодежные субкультуры как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте»5.

Согласно американскому социологу С. Айзенштайну неформальные молодежные группы – это закономерный компонент социальной структуры общества, в котором происходит эмоциональная идентификация молодых людей, которая возможна лишь в том случае, если индивид воспринимается как целостная личность, если его объединяет с другими общее представление о временных циклах, общая потребность найти себя, свое место в жизни. Он акцентирует внимание на преемственности поколений, воспроизводстве социальных систем и форм деятельности.

Н.В. Кофырин под неформальной молодежной группой  понимает «определенный тип молодежного сообщества, возникшего и существующего ради удовлетворения потребностей и интересов его членов, чья деятельность не регламентирована правовыми документами и неподотчетна государственным и общественным организациям»6.

Известный отечественный социолог И.С. Кон понятие «неформальные молодежные объединения» связывает с набором «постоянных компонентов к которым можно отнести: специфический набор ценностей и норм поведения; определенные вкусы; форму одежды и внешний вид; чувство групповой общности и солидарности; характерную манеру поведения; ритуалы общения»7.

Известный социальный психолог Д.В. Ольшанский относит к неформальным молодежным объединениям тех, «кто выбивается из формализованных структур нашей жизни, не вписывается в привычные правила поведения, стремится жить в соответствии со своими собственными, а не с чужими, навязываемыми извне (взрослыми, властями, обществом) интересами и готов отстаивать право на это, объединяясь с себе подобными для совместного провождения времени и реализации этих интересов»8

Если суммировать различные  понимания неформальных групп молодежи, то понятие данного феномена сводится к следующему: неформальная группа молодежи – это общность, состоящая из старших подростков и лиц молодежного возраста, характеризующаяся спонтанным возникновением на базе стихийного общения в конкретных условиях, конкретной ситуации; самоорганизацией и независимостью от официальных (формальных) структур; обязательными для участников моделями поведения, направленными на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей (самоутверждение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка); относительной   устойчивостью и определенной иерархией; ярко выраженными особенностями мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов; атрибутикой, подчеркивающей принадлежность к той или иной конкретной группе. При этом неформальные молодежные группы, будучи сложным социокультурным явлением, представляют собой, во-первых, группу, объединение людей, культивирующих определенные субкультурные ценности, модель поведения, стиль общения и самовыражения; во-вторых, конкретную локальную группу молодых людей, принадлежащих к субкультуре, объединенных по принципу общности взглядов, мировоззрения, эстетических позиций, причем структура этих объединений может быть как форма лизованной, так и дискретно-размытой.

Неформальные группы молодежи –  массовое явление. В них вовлекаются не меньше половины (а по некоторым данным, и значительно больше) молодежи в возрасте от 14-15 до 18-20 лет. В следующих возрастных группах их число снижается, хотя есть неформалы и более старшего возраста. В связи с тем, что в последнее время в нашей стране на передние позиции стали выдвигаться политические самодеятельные организации и движения, члены которых объединены общими социально-политическими целями и интересами, в подобные группы включаются люди 25-30 лет и даже старше. Среди этих организаций есть как молодежные демократические, так и экстремистские («Память», Русское национальное единство, «лимоновцы»). Однако наиболее заметной средой, в которой и возникают неформальные группы молодежи, были и остаются подростки. «Именно в этом возрасте возникают и начинают проявляться те основы «неформальности», которые потом, при смене интересов, с возрастом, реализуют себя не только в специфически молодежных, но и в более взрослых сферах. Корни «неформальности» лежат в психологии подростка и, чуть позже, юноши. А вот пустят ли эти корни побеги, зацветут ли, определяется той социальной ситуацией и конкретными условиями, в которых живет и развивается подросток»9. По мнению С.Ю. Ковальчука, «деятельность неформальных молодежных объединений выступает одной из институциональных форм адаптации нового поколения к тем требованиям и проблемам, с которыми она сталкивается при вхождении в самостоятельную взрослую жизнь, а также представляет собой особый способ интеграции молодых людей в сферу гражданской самодеятельности и ответственности»10

Информация о работе Социально-психологические характеристики неформальных групп молодежи