Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 17:45, реферат
Цель исследования – комплексный анализ социально-психологических ха-рактеристик, которыми определяются группы, составляющие молодежную субкуль-туру.
Задачи исследования:
1) изучить характеристики групп-сегментов, входящих в молодежную суб-культуру, которые бы позволили дать описание данного социального явления, по-зволяющее адекватно изучать молодежные неформальные группы;
2) выявить причины и обстоятельства, способствующие возникновению фено-мена неформальных групп молодежи как особой субкультуры, а также рассмотреть проблему типологии данного феномена;
Введение ……………………………………………………………………... 3
Основная часть
1 Общая характеристика неформальных групп молодежи ………………. 7
2 Групповые и межличностные параметры неформальных молодежных объединений ………………… 30
Заключение …………………………………………………………..…...... 50
Глоссарий ………………….……………………………………………….. 54
Список использованных источников ………………………….…...…….. 58
Лидер в группе выполняет важные социально-психологические функции, без которых невозможно нормальное функционирование группы. Во многом благодаря именно ему группа становится сплоченной, ее состав стабилизируется, отношения формализуются. В итоге создается сообщество высокого психологического развития - неформальная молодежная группа.
Современный лидер молодежной неформальной группы, по мнению многих авторов, при организации руководства деятельностью неформальной группы выполняет ряд важных, необходимых группе функций. Эти функции не могут быть рассмотрены отдельно друг от друга, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Организаторская функция лидера заключается в том, что он создает, организует и руководит деятельностью всей группы. Информационная функция тесно взаимосвязана с организационной. Лидер организует поступление необходимой информации, анализирует ее и в нужных случаях передает ее другим членам группы. Информационная функция всегда позволяет лидеру владеть обстановкой и контролировать действия группы. Стратегическая функция заключается в том, что группа живет идеями и мыслями лидера, осуществляет его планы. Лидер лучше других видит задачи и возможности группы, прогнозирует вероятные трудности, обладает необходимой информацией о выгодных направлениях деятельности и возможных путях провала. Нормативно-ценностная функция имеет зачастую определяющее значение. Лидер определяет допустимые границы и нормы поведения в неформальной группе, устанавливает запреты, за нарушение которых применяет соответствующие санкции. Личность лидера, его убеждения и поступки - пример для других членов группы, идеал, к которому многие из них стремятся. Лидер активно участвует в формировании единства взглядов и позиций у членов неформальной группы, что обеспечивает группе единство действий и поступков в ситуациях не планируемых, внезапных, связанных с риском и опасностью. Дисциплинарная функция взаимосвязана с нормативно-ценностной. Члены молодежной неформальной группы, нарушающие принятые правила поведения, подлежат суровому наказанию. Лидер сам определяет вид наказания, способ его осуществления, исполнителя. На нем также лежит обязанность разрешать различные конфликты, которые возникают внутри неформальной группы. Лидер обычно берет на себя определение «правых» и «виноватых» в конфликте и применяет к виновным соответствующие санкции. Заметим, что авторитет лидера может быть мнимым, то есть существовать только в представлении членов группы, а может быть и реальным, основанным на действительных, незаурядных качествах индивида.
2.2 Групповые нормы, ценности. Особенности межличностных отношений в неформальных молодежных группах
Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Для неформальных групп молодежи большое значение имеют групповые нормы. Они выполняют регулятивную функцию по отношению к деятельности группы. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности. Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, и почему он так поступает. Все это приобретает особое значение, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества. Для неформальных групп молодежи характерны ярко выраженные особенности мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов.
Нами проведено эмпирическое исследование, целью которого было изучение особенностей субъективного благополучия и ценностно-смысловой сферы представителей молодежных неформальных объединений. В частности, были исследованы жизненные ценности и ценностные ориентации представителей молодежных субкультур «гопников», «толкиенистов», «рокеров». Среди ценностей, наиболее значимых для представителей всех обследуемых неформальных групп на первом месте оказалось наличие хороших и верных друзей. Для «гопников» следующими по значимости ценностями явились физическое самосовершенствование и уверенность в себе. Для «толкиенистов» важными оказались интеллектуальное развитие как постоянная работа над собой, познание, расширение кругозора, возможность творческой деятельности. Следует признать, что творческая деятельность и познание, под которыми понимается, прежде всего, развитие, являются наиболее доступными и актуальными способами самореализации, выражения и сохранения своей индивидуальности, независимости от массовой культуры, к чему и стремятся представители неформальных объединений. Кроме того, интеллектуальная сфера является значимой среди «толкиенистов». Для «рокеров» среди важных жизненных ценностей оказалась свобода, а также физическое и психическое совершенствование.
Вместе с тем, данные корреляционного анализа показывают, что «толкиенисты» являются самой «инфантильной» в социальном плане группой, т.к. для них оказывается значимыми все факторы, характеризующие неформальные группы молодежи в целом. Даже в период взросления, они не утрачивают для «толкиенистов» своего значения и, следовательно, не способствуют их успешной адаптации. Значит, даже аккумуляция в виде данной группы не помогает им почувствовать себя независимыми, самостоятельными, способными принимать ответственные решения. Они как бы остаются «отщепенцами», «белыми воронами» даже среди молодых людей близкого с ними возраста. По всей вероятности, такая группа более призвана выполнять некие психотерапевтические функции по пути взаимной поддержки. Представляется, что именно данная парадигма и является у «толкиенистов» главным укрепляющим звеном.
Самой социально неблагополучной оказывается объединение «гопников» и иже с ними. Для них характерно отсутствие какого-либо собственного мировоззрения и ценностных ориентаций. Единственное, что имеет значение для «гопников» – это атрибутика, подчеркивающая их принадлежность к данному молодежному объединению, и позволяющая самоутвердиться среди сверстников и взрослых с помощью внешней демонстрации силы и власти. Они стремятся внутреннюю пустоту гиперкомпенсировать вызывающим, делинквентным, зачастую эпатажным, а в целом асоциальным поведением и внешней атрибутикой. Это является свидетельством и интеллектуального «вакуума», поскольку повышенное внимание к внешним аксессуарам принадлежащих «гопникам» не требует от членов группировки никаких умственных усилий, критичности или хотя бы эрудиции, с успехом делая организацию яркой, отличающейся от других и заставляющей бояться всех окружающих при появлении представителей «гопников» в общественных местах.
В среде «толкиенистов», независимо от образовательного ценза, наблюдается так же положительное отношение к внешним аксессуарам; это дает им своеобразное внутреннее удовлетворение, так как позволяет (хотя бы внешне) продемонстрировать свою «инаковость», «необычность», создав иллюзию самоутверждения, высокой самооценки и какого-то статуса в обществе. Наличие внешней атрибутики оказалось важным и для «рокеров», при этом во многом они оказались схожими с «гопниками», несмотря на различия в образовательном и социальном статусе.
Представители неформальных субкультур стремятся к получению морального удовлетворения в значимых для них жизненных сферах, вероятно, считают, что важнее всего в жизни делать то, что сопровождается интересом, приносит удовольствие и внутреннее удовлетворение от деятельности, а также не противоречит их принципам.
Результаты исследования субъективного благополучия и эмоционального комфорта показывают, что представители неформальных субкультур довольно часто демонстрируют субъективное неблагополучие, проявляющееся в склонности к депрессии и тревогам. Это объясняется тем, что благополучие оценивается по внешним критериям, характеризующим общепринятые представления о «нормальной» жизни. Человек ощущает благополучие, если он обладает некоторыми социально одобряемыми качествами и его система ценностей соответствует системе ценностей, принятой в обществе.
По результатам обследования по методике многофакторного исследования личности Кетелла (Приложение Б) можно сделать следующие выводы: практически во всех этих группах очень ярко выражена тенденция ее членов к зависимости (при декларации полной независимости), эмоциональной неустойчивости, низкому уровню самоконтроля. При этом для «гопников» характерны ограниченность мышления и неадекватная самооценка, как правило, заниженная. Это подтверждается и при проведении обследования субъективной самооценки межличностных отношений по методике С.В. Духновского (Приложение В).
О межличностных отношениях в неформальной группе ярче всего говорит наличие конфликтных ситуаций между ее членами. Основная причина конфликтных ситуаций, возникающих в группе - психологические мотивы. Возникающие противоречия приводят к конфликтам в неформальной группе, когда затрагивают, прежде всего, интересы членов группы, их престиж, достоинство личности.
Конфликты можно разделить на 3 группы: 1) внутриличностные, возникающие, когда в процессе участия в молодежной неформальной группе у человека формируются определенные нормы и ценности, в том числе принятые традиции, законы и нормы неформальной группы; 2) межличностные, к которым приводит в основном разделение функций в группе, они явно осознанны, диктуются лидерами групп, высоко институализированны, а соответственно, легко поддаются решению и контролю; 3) межгрупповые, происходящие из-за раздела территории, сфер влияния (оговоримся, что напряжение между разными молодежными группами, принадлежащими разным социальным слоям и группам, исповедующим разные ценности и нормы не всегда переходят в открытый конфликт в связи с тем, что представители разных социальных групп редко вступают во взаимодействие).
Однако для большинства неформальных групп молодежи характерно агрессивное поведение. Оно определяется социально-психологическими особенностями организации жизнедеятельности этих объединений, обуславливающими специфику социализации их членов, в том числе затруднения в процессе социально-психологической адаптации к взрослой жизни. Источником агрессивного поведения служит социальное неравенство, неравенство возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным социальным группам (стратам). Влияние окружающих условий на проявления агрессивности у членов неформальных объединений преломляется через их индивидуально-личностные особенности. Данное поведение может иметь для членов неформальных молодежных групп как просоциальную, так и антисоциальную направленность, выступая в качестве способа защиты их витальных интересов, способа психологической разрядки, замещения блокированной потребности, средства обеспечения личного интереса и достижения определенной цели, а также самоцелью, удовлетворяющей потребность в самоутверждении через насилие.
Существенной социально-
Исследование склонности к разным способам агрессивного поведения по опроснику А. Басса и А. Дарки (Приложение Г) показало, что суммарный показатель вербальной агрессии в неформальных группах выше, чем суммарный показатель склонности к физической агрессии, а суммарный показатель склонности к косвенной агрессии значительно ниже суммарного показателя физической агрессии. Полученные результаты показывают, что агрессивность в различной степени свойственна всем испытуемым, но их выраженность варьирует в значительном диапазоне. Степень выраженности этого свойства является существенной характерологической особенностью индивида. Полученные результаты не только указывают на возможные варианты основных мотивов агрессивных действий, но и отражают степень нравственной деформации, эмоциональной отчужденности молодежи неформальных объединений.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что для членов различных неформальных молодежных групп характерно дефицитарное поведение, предполагающее, что индивид пытается удовлетворить свои потребности, исходя из стремления получить то, что ему не хватает. Так, оценивая выраженное поведение в области (С-е) «контроля» можно сделать вывод, что большинство членов неформальных молодежных групп представляют собой социально дефициентный тип личности, у которого невысок уровень включения и которому присущи боязнь недружелюбия, соединенная с чувством, что остальные его не понимают, недостаток мотивации к жизни, снижение энтузиазма, упорства в достижении целей. Низкие значения Сw в области «контроля», означают, что «неформалы» не принимают контроля над собой.
Выраженное поведение в области «включения» (А-е) характеризует низкий уровень, что подтверждает нежелание «неформалов» создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, на основе которых может возникнуть взаимодействие и сотрудничество. С точки зрения самооценки данная потребность в среде «неформалов» проявляется в нежелании чувствовать себя ценной и значимой личностью, нравиться, привлекать внимание и интерес, в стремлении добиться признания, общественного одобрения. Результаты опроса по этому показателю подтверждают вывод, что преобладающим в среде неформального объединения является социально дефициентный тип. Исследование показывает, что членов неформальных групп в своем большинстве можно охарактеризовать как людей необщительных, избегающим контактов с другими. Они, как правило, сознательно сохраняют дистанцию между собой и окружающими, мотивируя это тем, что стремятся сохранить свою индивидуальность и не раствориться в толпе. При этом, можно утверждать, что на бессознательном уровне у «неформалов» присутствует страх быть отвергнутым, страх одиночества и изоляции, при котором они чувствуют себя бесполезными, не способным вызвать интерес и внимание окружающих. Анализ выраженного поведения в области «аффекта»(I-e) позволяет сделать вывод, что участники неформальных групп не настроены создавать и поддерживать удовлетворительные отношения с другими людьми, опираясь на любовь и близкие, теплые эмоциональные контакты. Для них характерен чувственно дефицитный тип, при котором они практически не испытывают чувство эмоциональной привязанности, стремятся избегать близких личных отношений с окружающими. При этом «неформалы» стараются поддерживать контакты на поверхностном, дистанционном уровне, и их это устраивает. Остальные, по их мнению, должны поддерживать с ними такие же отношения. Прямым следствием ориентации на эмоциональное расстояние во взаимодействии выступает уход от контактов, избегание людей, даже если это ведет к враждебности.
Информация о работе Социально-психологические характеристики неформальных групп молодежи