Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 17:45, реферат
Цель исследования – комплексный анализ социально-психологических ха-рактеристик, которыми определяются группы, составляющие молодежную субкуль-туру.
Задачи исследования:
1) изучить характеристики групп-сегментов, входящих в молодежную суб-культуру, которые бы позволили дать описание данного социального явления, по-зволяющее адекватно изучать молодежные неформальные группы;
2) выявить причины и обстоятельства, способствующие возникновению фено-мена неформальных групп молодежи как особой субкультуры, а также рассмотреть проблему типологии данного феномена;
Введение ……………………………………………………………………... 3
Основная часть
1 Общая характеристика неформальных групп молодежи ………………. 7
2 Групповые и межличностные параметры неформальных молодежных объединений ………………… 30
Заключение …………………………………………………………..…...... 50
Глоссарий ………………….……………………………………………….. 54
Список использованных источников ………………………….…...…….. 58
Сюда можно отнести инструментальную функцию, когда группа становится инструментом для достижения сознательных или несознательных результатов, и компенсаторную функцию, связанную с отсутствием личной независимости и свободы в официальных структурах, хотя независимость в неформальных группах мнимая. Эвристическая функция выражает художественно-творческие и нравственные устремления молодежи и реализуется в социокультурной деятельности.
Таким образом, факторами, способствующими возникновению неформальных молодежных групп, являются: невозможность самореализации в кругу семьи, в школе, институте или формальных общественных организациях, отсутствие взаимопонимания или разногласия, расхождения во взглядах с родителями и преподавателями. Среди побуждающих мотивов стремления к уходу молодежи в неформальные группировки, объединения можно назвать такие, как желание обрести единомышленников, оказаться в среде себе подобных, получить возможность общения и взаимопонимания, уйти от одиночества, заполнить свое свободное время, уйти от постоянного надзора родителей, учителей, противопоставить силе общества коллективную силу объединения или группы.
1.3 Классификация неформальных групп молодежи
Многообразие неформальных молодежных групп нашло свое отражение в тех многочисленных классификациях, которые существуют в литературе. При этом за основу брались самые различные параметры.
Первые классификации базировались на самом простом критерии описания занятий, которые объединяли молодежь и подростков: 1. Политические неформальные объединения. 2. Религиозные объединения. 3. Профессиональные и квазипрофессиональные объединения (общее дело и интересы). 4. Спортивные и игровые объединения. 5. Культурные объединения (творчество, познание, анализ). 6. Гендерные объединения (пол, иные демографические характеристики). 7. Этнические объединения и землячества (общее происхождение или имитация такового). 8. Криминальные (общность преступных интересов). 9. Субкультурные (принадлежность к субкультурной среде)23.
Такие описательные классификации, с одной стороны, охватывали очень широкий круг молодежных сообществ, с другой – не содержали в себе даже попытки анализа оснований для возникновения таких группировок. По большей части это было связано с тем, что неформальные группы молодежи до конца 1980-х гг. практически не попадали в поле исследований социальной психологии в нашей стране и это были первые попытки дать социально-психологический портрет данному явлению.
Еще одна характеристика более ранних
работ, посвященных изучению неформальных
молодежных объединений, – приписывание
им компенсаторно-криминального оттенка.
Именно этим можно объяснить популярность
критерия деструктивности при подходе
к изучению этих группировок. Так, еще
одна классификация неформальных молодежных
объединений базировалась именно на оси
конструктивность–
1) Конструктивные инновационные объединения, к которым были отнесены большая часть профессиональных и околопрофессиональных (педагогические, технические и т.п. организации); некоторые политические объединения (прежде всего радикальные либералы и экологи из числа новых левых); большая часть культурных; отдельные игровые организации.
2) Конструктивные компенсационные объединения, к которым относятся: землячества (в том случае, если они не криминализированы); многие религиозные структуры (кроме сатанинских и тоталитарных сект); некоторые политические, если они служат «отстойником» для определенных настроений и не представляют очевидной социальной опасности (часть новых левых, «одномерные» группы и т.п.); большая часть спортивных и игровых сообществ; гендерные и некоторые профессиональные организации.
3) Деструктивные объединения, к которым относятся: криминальные группы; сатанинские и тоталитарные секты; террористические и радикальные политические партии и группы, проповедующие классовую или национальную рознь.
4) Социально нейтральными можно назвать некоторые организации, связанные с экстремальным спортом; игровые типа Мафии; отдельные околопрофессиональные, вроде объединения хиромантов или астрологов24.
Близкой к данной классификации является классификация неформальных молодежных объединений, предложенная И.С. Полонским, который делит стихийные группы на три типа, беря за основу характер их социальной направленности: 1) просоциальные или социально положительные; 2) асоциальные, стоящие в стороне от основных социальных проблем, замкнутые в системе узкогрупповых ценностей; 3) антисоциальные - социально отрицательные группы25.
Данные классификации подчеркивают сложность отношений неформальных объединений молодежи и подростков с обществом, выделяют в качестве одной из основных функцию компенсации. Иначе говоря, утверждается жесткая связь формальных и неформальных групп в жизни молодого человека. Исходя из приведенной классификации неформальных структурных образований молодежи, можно предположить, что их основная функция состоит в том, что они компенсируют недостаточную удовлетворенность отношениями в формальных группах. При этом если провести анализ, то напрашивается вывод о том, что к формальным можно отнести очень небольшое количество групп. В качестве основных и главенствующих выделяются школьный класс и студенческая группа, так как только они из возможного перечня групп сверстников отсутствуют в этой классификации. Второй особенностью неформальных молодежных структурных организаций согласно данной классификации является их асоциальность. По верному замечанию Е.М. Дубровской, «понимается эта асоциальность достаточно широко, и хотя криминальные сообщества занимают в этой шкале самую крайнюю позицию, сама шкала все же ориентирована на социальную оценку тех занятий, которые объединяют молодежь. Если довести эти рассуждения до логического конца, то можно сказать, что если в формальных группах у подростка все замечательно, то в неформальные сообщества он включаться не будет. Абсурдность такого суждения очевидна»26. Е. Омельченко замечает, что «вполне очевидна политическая основа классификации — грубо говоря: «за перестройку» или «против перестройки»27. Но при этом данные классификации до сих пор используются в психологической и социологической литературе.
Л.В. Шабанов предложил структурировать неформальные группы молодежи на основе так называемой стратификационной схемы, позволяющей провести исторически сложившееся в молодежной среде системно-идеологическое разделение: 1) неформалы, отверженные социумом (это прежде всего люди, которые по каким-либо причинам не смогли вписаться в общество на определенном этапе его развития: участники «закрытых» или локальных войн, акций и мероприятий; союзы людей, объединенных общим несчастьем – СПИД, слепота, церебральный паралич и т.п.; выходцы из детдомов, и застрявшие внутри молодежных субкультур взрослые люди, давно перешедшие рубежи молодости, но, несмотря на возраст, так и не достигшие социально-психологической зрелости; криминальные субкультуры); 2) неформалы прямого политического толка (антиглобалисты, битники, GREEN PEACE (в экологических объединениях РФ выделяется свое радикальное крыло «Хранители Радуги»), диссиденты, правозащитники, политические молодежные объединения в рамках политических течений и партий, хип-хопперы, экстремисты); 3) неформалы креативного характера (барды, лабухи, митьки, растаманы, рокеры, хипстеры и т.п.); 4) неформалы непрямого политического толка (киберпанки, неприсоединенцы или торчки, панки, религиозные движения, сектанты, хакеры, хиппи); 5) неформалы неполитического толка (байкеры, гопники, гранжеры, металлисты, толкинисты и т.п.); 6) неформалы-конформисты (социальные движения, главный лозунг которых: «Мы против того, чтобы быть «против» (моды, мажоры, хайлафисты), группы по интересам (фанаты, паркуристы, графитчики и.т.п.)).
При этом сам Л.В. Шабанов признает, что предложенная им схема не идеальна. Он предлагает и другое основание для деления: «Так, например, можно было бы сопоставить когорты внутри данной субкультуры, например, по уровню замещения «игрой» реальности и получить иную структуру: Самые «реальные» – «политики», гопники и мажоры. Самые «замещенные» – толкинисты, индейцы и Ко. Появятся категории «отсутствующих» или «временно занявших ниши» – хиппи, панки, металлисты. Будут и «окончательно застрявшие» – весь креативный блок + визионеры, хаккеры – те, кто постоянно вращается «между миров» (в маргинальной ситуации)»28.
Существуют и другие классификации неформальных групп молодежи. Например, исходя из тезиса, что подростковая среда, как правило, агрессивна, предлагается примерная типология объединений с девиантным поведением и антиобщественным сознанием: 1. Случайная группа – например, затевающие драки на дискотеках, стадионах и в других местах, однако имеющая свои неписанные групповые нормы и ценности. Причем вхождение в случайную группу воспринимается как сигнал об освобождении от социального контроля, как возможность «отпустить тормоза». Кроме этого, хорошо известно, что действия, совершенные индивидом в толпе, кажутся ему анонимными, как бы не личными действиями. 2. Ретристская группа. Обычное занятие ретристских групп – бесцельное времяпрепровождение, сомнительные развлечения, токсикомания и наркомания. 3. Агрессивная группа – основана на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей и минимуме культуры. Она дошла из глубокой древности до наших дней практически в неизменном виде. Характерными особенностями агрессивной группы являются жесткая иерархическая структура, сильное групповое давление на ее участников, серьезные санкции за нарушение групповых норм, психологической основой которых является резкое противопоставление: «Мы-Они»29.
При этом мы сталкиваемся с эффектом своеобразной дискриминации, поскольку в данной классификации «отделяются» относительно безопасные, позитивные группы.
Решить данную проблему попытался И.Ю. Сундиев, который классифицирует неформальные группы молодежи по ведущему мотиву их деятельности. Он выделил пять видов неформальной самодеятельности, основываясь на выводе, что все подобные группы имеют общее, а именно: все они являются различными формами «Самодеятельности – как способа саморазвития, самоутверждения, самореализации, определяемого спецификой социальных, экономических, психологических и прочих условий… самодеятельности, имеющей достаточно сложную структуру, различные условия, на которых реализуются модели саморазвития и самореализации, соответствующие конкретным особенностям молодых людей, входящих в конкретные группы и объединения»30. И.Ю. Сундиев подразделяет неформальную самодеятельность на:
I. Агрессивную, базирующуюся на наиболее примитивных представлениях об иерархии
ценностей, основанных на культе силы (примитивизм, наглядность
самоутверждения в данной форме придают
ей живучесть и особую популярность в среде подростков и лиц
II. Эпатажную самодеятельность, в основе которой лежит вызов сложившимся нормам, канонам, правилам, мнениям как в наиболее простых областях жизни – одежде, прическе, так и в наиболее сложных – искусстве, науке. Психологическое содержание эпатажа – это вызов на себя агрессии со стороны других лиц и официальных органов, который является свидетельством того, что тебя «заметили».
III. Альтернативную самодеятельность, предпринимающую
выработку альтернативных (общепринятым,
официальным, рекомендуемым) молей поведения,
форм проведения досуга, статических норм,
образа жизни в той или иной мере является
отличительной чертой «
IV. Социальную самодеятельность, направленную на решение конкретных социальных проблем, стоящих перед различными по своей численности и направленности группам (экологическое движение (защита окружающей среды как в отдельных регионах, так и в целом по стране); экокультурное движение (возрождение и сохранение культурно-исторического наследия различных социальных инициатив); интернационалистическое движение (задача – воспитание молодежи в духе дружбы и братства народов и национальностей путем конкретных акций); движение взаимной поддержки (из лиц, испытывающих сходные сложности в адаптации к типичной социальной среде - инвалиды, воины интернационалисты, бывшие алкоголики и наркоманы); движение милосердия (задача – оказание добровольной помощи лицам, остро в ней нуждающимся: престарелым, детям сиротам, инвалидам)).
V. Политическую самодеятельность, направленную на изменение политической ситуации и политических условий в стране в соответствии с идеями, провозглашаемыми конкретной группой.
В.Б. Овчинникова за основу классификации берет образ жизни молодого человека. Согласно этому основанию в молодежной субкультуре она выделяет следующие группы: 1) группы «танцпола и музтусовки» (приверженцы музыкальных и танцевальных стилей и вкусов); 2) группы «энтертеймент» (представителям этой группы характерна развлекательно - потребительская доля общения и досуга); 3) рискогенные группы (склоны к правонарушениям, употреблению наркотиков, алкоголя, «бродяжничеству»); 4) реакционные группы (исповедуют свои политические и идеологические принципы); 5) разнорелигиозные группы (относятся к той или иной религии). По мнению В.Б. Овчинниковой «радикализм молодежных субкультур формирует экстремизм, девиантное поведение, многообразие форм самовыражения и самоопределения»31. Однако, она также далека от охвата всего комплекса неформальных групп молодежи, сужая деятельность данного феномена до форм проведения досуга.
В целом, попытки классификации огромного количества неформальных групп молодежи, предпринимающиеся в течение последних сорока лет, до сегодняшнего дня не достигли своей цели, что говорит о сложности и многогранности данного явления. По верному замечанию В.А. Лукова, «субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Методологически важно видеть, что какой-то стройной классификации субкультур создавать нет смысла. Здесь упорядочение фиксируемых данных скорее всего возможно в рамках каждого из отдельных фрагментов субкультурной мозаики»32.
2 Групповые и личностные
параметры неформальных
2.1 Структура неформальных групп молодежи. Их динамика
По мнению одного из ведущих исследователей подросткового неформального общения И. С. Полонского, около 85% подростков и юношей проходят через стихийное групповое общение. При этом по данным проведенного нами опроса можно сделать вывод о том, что около 65 % входящих в неформальные группы молодежи – юноши и только около 35% - девушки.
На основании данных М. Кордоского и М. Кожаринова неформальные молодежные движения «имеют определённое время активной жизни - период, когда их деятельность заметно изменяет общество. Для наиболее ярких движений этот период составляет около 25 лет, для менее развитых - около 12-13 лет, причём последние являются, как правило, не столько отдельными движениями, сколько фазами или отдельными ветками 25-летних. Затем они либо исчезают, либо меняют род деятельности, либо переходят в вялотекущую мемориальную фазу, либо перерождаются в качественно иное социальное явление – конвиксию»33. Новые движения появляются на стыках старых и используют их наследие в своём генезисе. Например, ролевое движение появилось на стыке Клуба Любителей фантастики (КЛФ), хиппи, коммунаров и КСП. От них остались и до сих пор существуют какие-то элементы, но они вплетены в контекст новой ролевой субкультуры, с присущими ей особенностями и акцентами. От качеств старых движений, участвующих в генезисе, в значительной мере зависят характерные черты, ценности и формы нового движения. Например, диссиденты в формировании субкультуры ролевиков не участвовали, и ролевое движение, в отличие от того же КСП, оказалось полностью аполитичным, так как не переняло соответствующей традиции.
Информация о работе Социально-психологические характеристики неформальных групп молодежи