Социально-психологические характеристики неформальных групп молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 17:45, реферат

Описание работы

Цель исследования – комплексный анализ социально-психологических ха-рактеристик, которыми определяются группы, составляющие молодежную субкуль-туру.
Задачи исследования:
1) изучить характеристики групп-сегментов, входящих в молодежную суб-культуру, которые бы позволили дать описание данного социального явления, по-зволяющее адекватно изучать молодежные неформальные группы;
2) выявить причины и обстоятельства, способствующие возникновению фено-мена неформальных групп молодежи как особой субкультуры, а также рассмотреть проблему типологии данного феномена;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………... 3
Основная часть
1 Общая характеристика неформальных групп молодежи ………………. 7
2 Групповые и межличностные параметры неформальных молодежных объединений ………………… 30
Заключение …………………………………………………………..…...... 50
Глоссарий ………………….……………………………………………….. 54
Список использованных источников ………………………….…...…….. 58

Файлы: 1 файл

социально-психологические характеристики неформальных групп молодежи.doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

1.2 Причины возникновения неформальных молодежных групп. Их функции

По мнению ученых, природа  подростковых и молодежных неформальных групп суммируется из трех составляющих: 1) биология возраста – морфо-функциональные особенности («гормональный шторм»); 2) психология возраста – прежде всего психологические новообразования, в частности, чувство взрослости, провоцирующее подростка на конкуренцию со старшим поколением, феномен «нормальности», стимулирующий необходимость в принадлежности к референтной группе, новый уровень самосознания, толкающий на самоопределение, поиск себя, своего места в мире; 3) социология – процессы взаимодействия с социумом, социализация, поиск и приобретение социальной идентичности. Именно с этих позиций в основном рассматриваются и причины их возникновения.

Обсуждая такое явление, как неформальные молодежные группы, необходимо помнить о его возрастных особенностях. Во-первых, переходный возраст – это постоянная потребность идентичности с кем-либо и принадлежности к кому-либо или чему-либо. Во-вторых, это порой крайне фанатичный поиск идеи, кумира, учителя и т.п., а так же не менее фанатичное служение предмету своего поклонения. В этом случае становится очевидным тот факт, что если общество не способно полностью удовлетворить эти приемлемые и привлекательные для подростка формы принадлежности (или же внутри общества существует двойная мораль и идет процесс девальвации, дискредитации этих форм). Подросток или юноша, оказавшись на поле социализации, сталкивается с выбором между социально приемлемыми формами социальной адаптации (школа, вуз, клубы) и теми формами, которые не являются частью социального конвейера (двор, улица, неформальные группы молодежи, секты). По верному замечанию Е.М. Дубровской, «противоречие между, с одной стороны, стремлением автономизироваться от мира взрослых, от его давления и влияния, и с другой – движением в этот взрослый мир, поиском своего места в нем. Увеличение дистанции между подростками и родителями, стремление оградить свой внутренний мир от вторжения взрослых и «избавиться» от роли ребенка – важнейшая внутренняя интенция подросткового возраста»11. В то же время подростки стремятся узнать как можно больше о взрослой жизни, планируют свое будущее (хотя это скорее не планирование, а фантазирование). Это противоречие может проявляться в рассогласовании оценок, существующих в картине мира подростка: взрослый мир – «отстой», но место в нем найти очень хочется.

И в этом случае возникает необходимость решения  двух взаимосвязанных проблем: а) проблемы правильной социализации, а значит и проблемы идеологического начала; б) проблемы семейной воспитательной традиции, и соответственно - поиска взаимопонимания.

Известно, что ребенок получает первый опыт социализации в семье, которая затем может замещаться улицей – антисемьей. При этом очень часто данная конфигурация навязывается младшему поколению («детей») – старшими. Взрослый мир, «отсекая» более старших от младших, переводит первых в незавершенное состояние между наступающей взрослостью и статусным детством: взрослым не приходит в голову анализировать действия подростков 13-15 лет, как двигательную и игровую потребность растущего организма; ярко прослеживается изменение родительского поведения - требования правильного поведения, посещения нужных кружков и секций и т.п. отдачи; взрослые перестают психологически ценить игровую деятельность в подростковом возрасте и даже начинают активно бороться с ней; противоречие в итоге заканчивается тем, что родительский лагерь начинает считать, что дети сами должны найти себе занятие и место. Именно при  таком   подходе социальная психология   начинает рассматривать проблему молодого поколения, как проблему ненормативного поведения в различных слоях или группах молодежи в возрасте от 14 до 25 лет.

Поскольку девиантным считается поведение, не соответствующее социальным нормам и ожиданиям, а нормы и ожидания различны не только в разных обществах и в разное время, но и у различных групп в одном и том же обществе в одно и то же время (правовые нормы и «воровской закон», нормы взрослых и молодежные нормы и т.п.), постольку понятие «общепринятой нормы» относительно, и, следовательно, относительно (релятивно) и девиантное поведение. При этом следует заметить, что присоединение к неформальной группе не является признаком девиантности подростка или юноши. Сам факт появления этих групп – процесс закономерный, поскольку в юношеском возрасте повышена потребность в общении со сверстниками, к мнению которых молодые люди склонны прислушиваться больше, чем к мнению взрослых. М.И. Рожков, М.А. Ковальчук, А.М. Ходырев определяют в связи с этим основную причину возникновения неформальных молодежных групп как «нарушение процесса адаптации молодых людей в окружающей социальной среде»12. Их бурное физическое, интеллектуальное, эмоциональное развитие, желание самоутвердиться в мире взрослых вступают в противоречие с недостаточной социальной зрелостью, отсутствием профессионального и жизненного опыта, а, следовательно, и невысоким (неопределенным, маргинальным) статусом.

Я.И. Гилинский видит  причины возникновения девиантного поведения молодежи, соответственно его проявления в молодежных субкультурах в противоречии «между относительно равномерно распространенными и растущими потребностями и существенно различными возможностями их удовлетворения, или, в терминологии Р. Мертона, несоответствие между социальными ценностями, устремлениями и социально организованными средствами их удовлетворения»13. При этом он добавляет, что «неудовлетворенная потребность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве, но и в негативных поступках, преступлениях («комплекс Герострата») или же приводит к «уходу» (алкоголь, наркотики, суицид) – как форме пассивного протеста»14. По его мнению, «двойная неудача» (во-первых,  длительная неудача в достижении разделяемых обществом целей легальными средствами и, во-вторых, неспособность прибегнуть к незаконным (преступным) способам достижения этих целей) ведет как к индивидуальному ретризму, так и к формированию ретристских субкультур. Вообще сообщества с преобладанием норм, ценностей, образцов поведения, отличных от господствующих в обществе, образуют ценностно-нормативные субкультуры (преступную, ретристскую, подростковую, богемную и др.) Субкультура формируется в результате интеграции людей, чья деятельность и образ  жизни противостоят (не   соответствуют) общепринятым нормам. «Непонятые взрослыми подростки объединяются в группы, образуют подростковую субкультуру со своими ценностями, нормами, интересами, языком (сленгом), символами, нередко отличающимися от общепринятых»15. Молодой человек реализует в неформальной молодежной группе потребность в изживании конфликта со взрослыми, потребность в защите от подавления в семье автономности. Субкультура – как суррогатная семья; искажение семейных функций приводит подростка в субкультуру. Членство в ней рассматривается как способ преодоления конфликта как в микросоциуме (семье), так и внутри личности. Внутреннее напряжение подростки разрешают при помощи особых символических действий, широкий спектр которых предлагают неформальные группы молодежи. Этот способ преодоления конфликта обозначается как «магический». Ритуализированный характер ярко проявляется в субкультурных событиях (концертах, играх, дискотеках). Ритуалы в традиционном обществе служат гармонизации отношений между окружающей средой и внутренним миром человека. Через обрядовые действия происходит разрешение личностных кризисов. В современном мире значение ритуалов и сами ритуалы утрачиваются. Субкультуры создают целый пласт ритуальных событий, которые позволяют в сублимированной форме удовлетворять потребности, которые не могут быть удовлетворены в рамках традиционного общества, например, потребность в поиске возможностей культуротворчества (изобретение знаков, ритуалов).

Определенное  значение в возникновении подобных групп исследователи отводят биологическим факторам, поскольку в период полового созревания (от 11–13 лет до 15–17 лет) «у подростков сразу появляется сильное стремление к самостоятельности… проявляются негативизм и упрямство. Подросток чувствует неуклонную тенденцию суверенной самостоятельности и беспощадного отрицания всего до сих пор существовавшего»16.

А.В. Толстых причину  возникновения и развития неформальных групп молодежи находит в «характере современного включения молодого человека в систему общественных отношений». Исследуя изменения, которые происходили в России в течение ХХ века, он заостряет внимание на следующих факторах социальной жизни страны в этот период, существенных для понимания неформальных групп молодежи: 1) миграционные процессы, в частности миграция сельского населения в город, которая с 1920-х годов носит массовый характер («массовый исход крестьянских детей в город, некогда пришпоренный коллективизацией, не ослабевает и по сей день, умножая число осиротевших деревень co средним предпенсионным возрастом жителей, плодя ряды, лимитчиков и пэтэушников, горожан в первом поколении»); 2) тектонические расслоения на сословно-имущественных основах, которые начались еще в конце 1960-х гг. («в период, когда в обществе господствуют корпоративные настроения, когда процветают научные кланы, производственные и управленческие мафии, различные секты «по интересам», когда пришпоривается социально-психологический механизм деления на «мы» и «они», вполне логичным и даже закономерным видится поиск подрастающим поколением своих возрастных общностей, моделирующих окружающую жизнь»); 3) постоянное давление «внешних сил»: милиции, семьи, школы, прессы; 4) черненковско-алиевская реформа школы 1984 года, когда «была выдвинута программа понижения возрастного ценза профессионального обучения, прикрытая лозунгами улучшения трудового воспитания», что обусловило снижение качества подростковой рефлексии, распространение «компенсаторных форм самосознания и самоутверждения»17.

Вследствие  этих факторов современные подростки  оказались разделены на две группы: первую группу характеризует высокий уровень интеллектуального и личностного развития, ориентированность на культурные образцы взрослого сообщества, вторую – пониженный уровень интеллектуального и личностного развития, направленность в сторону культа физической силы. Хотя, справедливости ради, надо заметить, что в неформальные молодежные объединения, только разной направленности, входят представители как первой, так и второй групп. Адаптированный к социальному окружению ребенок выбирает социально одобряемую группу сверстников для самореализации, дезадаптированный - асоциальную. А.В. Толстых сходится с другими исследователями в том, что «подросток, которому еще предстоит адаптироваться к перевернутой картинке мира и цветному зрению, нуждается в эмоциональной общности с другими представителями человеческого рода. И не его вина, что он находит то, что ищет, чаще всего далеко за рамками подлинных образцов культуры. Прежде всего, он встречает искомое в кругу сверстников, но получает вожделенную пайку общения с определенной идейной начинкой в виде сознания, которое позволяет ему хоть как-то вычленить себя из окружающего мира»18.

Еще одной  причиной включения в неформальную группу молодежи является реализация потребности в принятии социумом: в принадлежности к группе, референтной группе, в объединении с себе подобными, в защите группы. Молодежная субкультура удовлетворяет эти потребности гораздо эффективнее, чем обычные формальные общности (класс, кружок). Участники неформальных молодежных групп испытывают мощное чувство единства, братства. Психологическим основанием служит высокий уровень конформизма (присущий подростковому возрасту феномен «нормальности») – принадлежности к группе, готовности к принятию групповых норм, убеждений. Неопределенная идентичность, лабильность в социальных структурах и связях, неустойчивость к психологическим манипуляциям и, с другой стороны, - потребность в общности, принятии, поддержке, стремление к самопознанию и формированию собственного мировоззрения – черты, характерные для подростков и юношей, оказываются благоприятными условиями для втягивания молодежи в различные неформальные молодежные объединения. Серьезной привлекательностью обладает яркая, непосредственная эмоциональная насыщенность общения, удовлетворение, получаемое от групповой деятельности, искренность отношений (часто иллюзорная).

А.В. Зинченко видит в качестве причины  возникновения субкультур ориентацию существующей системы воспитания на будущее, что приводит к недооценке молодежью реального настоящего. В связи с этим актуально осуществляемая деятельность теряет личностный смысл и самостоятельную ценность, утрачивается потребность в самореализации, поскольку ее удовлетворение оказывается возможным лишь при включении в мир взрослых. У подростков отмечается желание жить сегодняшним днем – «здесь и теперь». Отсюда необходимость в конструировании деятельности, которая, с одной стороны, дает возможность удовлетворить эту потребность и способствует выходу их кризиса идентичности, с другой – позволяет сохранить изоляцию от мира взрослых. Молодежная субкультура может дать ощущение осмысленности через борьбу за свой образ жизни. Отвоеванная жизнь автоматически становится более осмысленной19.

И.Ю. Борисов среди причин возникновения неформальных групп молодежи рассматривает потребность в получении удовольствий, новых ощущений. Одним из механизмов получения сильных ощущений является «гедонистический риск» - «особый прием психологического воздействия на потребностную сферу, при котором актуализация потребностей достигается путем создания (специально, искусственно) опасных ситуаций»20. Основная функция гедонистического риска состоит в получении чрезвычайно сильных эмоциональных переживаний (экстремальные гонки; фанатские войны, частой причиной которых является псевдоагрессия, смысл которой – создание опасной ситуации, вызывающей эмоциональный подъем). Ту же цель преследует эпатажная внешность (прически, макияж, одежда) и поведение (речь, мимика) представителей многих субкультур: вызвать удивление, шокировать, спровоцировать непонимание, раздражение и агрессию со стороны окружающих, то есть извлечь максимальный эффект (с психологической точки зрения – аффект) из угрожающей или удивляющей ситуации.

Если говорить о непосредственной мотивации вступления в ту или иную неформальную молодежную группу, то проведенный нами опрос среди старшеклассников Гимназии № 1 и средней школы № 37 г. Ульяновска (первая – одно из элитных учебных заведений города, вторая – обычная школа в спальном районе), а также среди воспитанников ФКУ ВК УФСИН России по Ульяновской области позволяет выявить следующие мотивы, которые побуждают их войти в ту или иную неформальную молодежную группу: потребность в друзьях; стремление познать что-то необычное; неуспеваемость в школе и отчуждение от школьного коллектива; отсутствие интереса к чему-либо, бездеятельность, равнодушие к учебе; невнимание к молодым людям и конфликты в семье, безнадзорность, одиночество, заброшенность, беззащитность; потребность в эмоциональных впечатлениях; отсутствие индивидуального подхода в школе при наличии задержки в умственном развитии у отдельных учеников; оригинальность впечатлений, получаемых ребятами в группах; желание выделиться, быть не таким, как все; обмен жизненным опытом со сверстниками; реализация протестной активности; организация досуга.

Неформальные объединения и  движения молодежи выполняют определенные функции. Важнейшей функцией неформальных молодежных объединений является разрешение противоречия подросткового этапа социализации между стремлением найти свое место во взрослом мире и тенденцией к автономизации от взрослых. Функция молодежных объединений состоит в том, что они дают возможность подросткам создать некоторый промежуточный переходный мир на пути из детства во взрослую жизнь. Этот переход может оказаться более или менее адекватным, что связано как с представлениями подростков о мире и о себе и своем месте в нем, так и с отношением взрослых к конкретной неформальной группе. Группа (объединение, сообщество) может выполнять эту функцию, а может и не выполнять. Может реализовывать хорошо, может и плохо. Кроме этого, данная функция может реализовываться в жизни конкретных подростков и другими социальными институтами.

Одной из главных функций также является возможность самореализации, то есть субъективного воплощения. Подростковый возраст, выделяемый в качестве рубежного этапа в развитии человека в онтогенезе, является начальным этапом становления реальной деятельности, направленной на самореализацию. Приоритетной для подростка становится позиция  «Я и общество», что связано с актуализацией  мотивационно-потребностной стороны деятельности и, соответственно – развертыванием отношений с миром  на иных (по сравнению с предыдущим этапом развития) основаниях: ребенок стремится заявить о себе, о своей позиции, добиться от окружающих признания своей собственной значимости, ценности, т.е. актуализируется процесс индивидуализации21. При этом для подростка характерно стремление не просто понять себя, но и заявить о себе, добиться признания от окружающих уважения и признания своей ценности в их глазах. Внешней формой проявления самоидентификации на подростковом этапе развития, по мнению Е.Д. Егорычевой, является самоутверждение22. И довольно часто процесс самореализации в данном возрасте проходит именно в неформальных молодежных группах. Заметим, что данная функция также может реализовываться успешно, а может не быть реализована вообще.

Информация о работе Социально-психологические характеристики неформальных групп молодежи