Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 17:45, реферат
Цель исследования – комплексный анализ социально-психологических ха-рактеристик, которыми определяются группы, составляющие молодежную субкуль-туру.
Задачи исследования:
1) изучить характеристики групп-сегментов, входящих в молодежную суб-культуру, которые бы позволили дать описание данного социального явления, по-зволяющее адекватно изучать молодежные неформальные группы;
2) выявить причины и обстоятельства, способствующие возникновению фено-мена неформальных групп молодежи как особой субкультуры, а также рассмотреть проблему типологии данного феномена;
Введение ……………………………………………………………………... 3
Основная часть
1 Общая характеристика неформальных групп молодежи ………………. 7
2 Групповые и межличностные параметры неформальных молодежных объединений ………………… 30
Заключение …………………………………………………………..…...... 50
Глоссарий ………………….……………………………………………….. 54
Список использованных источников ………………………….…...…….. 58
Новое неформальное движение занимает пустующую (или запретную) в обществе нишу самореализации личности. Для политически активных молодых людей это - свобода слова в области политических и экономических дискуссий. Для хиппи - свобода от потребительского образа жизни, сексуальная и другие свободы. Для рока - творческая самореализация в «неофициальных» жанрах. Для ролевиков - дефицит раскрытия творческого образовательного потенциала в период схлопывания старых экономических ниш, и т.д.
По мнению Н.Н. Бушмариной «молодежная субкультура является самоорганизующейся системой. Являясь динамической системой, молодежные субкультуры на каждом новом временном отрезке соответствующим образом реагируют на внешние и внутренние процессы, происходящие в социуме, и одновременно адаптируются к меняющимся внешним и внутренним условиям своего существования»34.
Неформальная молодежная группа может возникнуть как будто бы стихийно, «на пустом месте». Но фактически «пустым» является только ресурсное поле, которое группа создаёт сама себе, а онтологическое, идеологическое, коммуникационное и прочие поля уже существуют. Группа или сообщество многих действующих групп может учредить новую группу, поделившись с ней имеющимися ресурсами. В одном крайнем случае это является откликом на инициативу снизу фактически уже возникшей группы, которой тесно в рамках старой структуры, что более свойственно системам, где и руководство неформально. В противоположном крайнем случае изначально имеется огромный потенциал ресурсов и производится активный поиск энтузиастов, которые их освоят - так организации создаются сверху. Фактически в жизни чаще всего происходит смешение этих методов.
Неформальные группы молодежи имеют определенную структуру - иерархически выстроенную лестницу статусов, с системой прав обязанностей, взаимоподчинения. При этом четкость стратификации возрастает в зависимости от степени замкнутости группы.
По сути, многие движения дискретны и состоят из групп, часть которых объединяется в более сложные образования, создавая группировки, крылья и течения в движении. Группы, имеющие хорошие коммуникативные связи, образуют ядро территориальной (обычно региональной) части движения, которая наиболее сильно влияет на формирование норм поведения, нравственности и морали, субкультуру. Далее к движению примыкают периферийные группы, воспринимающие себя как часть движения со своими нормами поведения и идеологией. В движении, где большинство составляют безнадзорные, периферийные группы часто возникают из домашних подростков. Во многих движениях имеется также небольшое количество подростков с задержкой психического развития, которые хотят себя как-то отождествить с группой. Нередко движение состоит из нескольких самостоятельных, связанных между собой чисто формально – из-за общего названия.
М. Кордовский и М. Кожаринов структуру неформальных групп молодежи подразделяют на три уровня: «На нижнем уровне - отдельные клубы, мы называем их консорциями первого порядка. Каждый клуб состоит из слоев с совершенно различным уровнем внутренней организации: тусовка, флэш-группа, коннектив. Часть клубов объединяются в сообщества - круги или системы - от 3-4 до 10-12 клубов в каждом - это консорции второго порядка. Движения состоят из клубов, кругов и систем, которые живут и умирают в теле движения. Иногда внутри движений выделяют отдельные субкультуры или субдвижения - различные полюса культурного притяжения, на которые разбивается движение в целом. Весь этот уровень движений и субдвижений назовем консорцией третьего порядка»35. При этом, когда мы говорим о неформальных молодежных группах как таковых, мы имеем в виду именно первый уровень.
По данным нашего опроса
довольно часто молодые люди причисляют
себя к тому или иному молодежному движению,
основываясь на чисто внешних основаниях:
нравится та или иная музыка, стиль одежды,
символика и т.п. Как правило, они либо
совсем не включены какие-либо групповые
структурные единицы, либо их включение
очень слабо и поверхностно. В основном,
они входят в разного рода тусовки. По
мнению Кордовского и Кожаринова «устойчивые
характеристики тусовки - конгломерат, ассоциа
Флэш-группы появляются в рамках тусовки,
они создаются, как правило, для реализации
какого-то проекта и затем распадаются.
Самой устойчивой формой неформальной
группы являются «коннективы» (в терминологии
Кордовского и Кожаринова): «Неформальный
коннектив-коллектив в чём-то похож на
формальную группу (ориентацией на дело),
а в чём-то — нет (уровнем развития межличностных
отношений и собственного развития). Уровень
межличностных отношений в коннективах
высок, степень совместных переживаний
значительна, часто они являются сообществами
друзей»38.
Именно об этих «коннективах» можно говорить,
что их структура состоит из актива
Одной из ведущих характеристик группы является ее сплоченность. Становится важным сам «процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам»39. Неформальные группы молодежи, как уже отмечалось выше, достаточно широко различаются по степени организованности. При этом, чем выше уровень организации группы тем результативнее ее деятельностный аспект. По верному замечанию Л.В. Шабанова, в группах с высоким уровнем организации в экстремальных условиях повышается уровень эффективности и согласованности действий, сокращается дистанция между членами группы, почти все они вовлекаются в деятельность по сохранению организации. В трудные периоды существования в таких группах активизируются компенсаторные механизмы, и изменяется функциональная организация группы. Как правило, в таких объединениях не наблюдается «жесткого» руководства, а лидерство основывается на аффективном и демократическом уровнях. Группы среднего уровня организации динамике результативности достижения групповых целей не несет согласованного характера при взаимодействии. В любой ситуации используются более или менее стандартные приемы и методы, что сильно увеличивает конкуренцию членов внутри группы и снижает качество совместной деятельности. Здесь большую роль играет стихийность, когда нужно согласовывать действие, а групповое большинство не способно повлиять на организацию эффективного взаимодействия членов объединения. При низком уровне групповой организации наблюдается увеличение разброса как максимальных так и минимальных показателей деятельности, что снижает внутригрупповую конформность и создает иллюзию успешности в принятии совместных решений. В целом деятельность осуществляется стихийно, не согласовано, без учета возможностей членов групп. В таких группах любые экстремальные ситуации легко создают напряженность, при снижении уровня инициативы и самостоятельности (прямо пропорционально уровню напряженности)40.
При этом среди всех неформальных молодежных групп можно выделить два типа, различных по своей структуре: демократический (на основе социальных ролей) и авторитарный (на основе формальных правил).
В целом для неформальных групп молодежи характерна структурная ригидность – возможность длительно самосохранения группы во времени (хиппи, панки, металлисты сменили внутри своих групповых структур несколько поколений, однако такие характеристики, как атрибутивность и прикладная идеология, сохранились практически без изменения). Эти группы очень сложно собираются, но еще сложнее их дезорганизовать или привести к распаду – за период своего существования они научились репликативности (возможности регуляции своих действий внутри собственной системы). Л.В. Шабанов приводит еще один важный фактор: «мультплицируемость – возможность многократного воспроизведения аутентичного (часто с элементами патернов архаичного) содержания своей структуры»41. Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий. К процессам групповой динамики относятся: руководство, лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процесс управления могут включаться все ее члены. Эти и многие другие образцы поведения и составляют динамику группы.
Если говорить о иерархии в неформальных группах молодежи, то она выражена в них в разной степени. Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов, для которых характерно девиантное поведение и криминогенный стиль общения. Недаром С.В. Косарецкая и Н.Ю. Синягина замечают, что «в подростково-молодежных сообществах иерархия наиболее явно выражена в криминальных группировках и группах несовершеннолетних – воспитанников специальных учреждений закрытого типа»42. При проведении исследования в фокус-группе среди воспитанников ФКУ ВК УФСИН России по Ульяновской области ярко прослеживается, что практически все они принадлежали до заключения под стражу к неформальной группе того или иного уровня криминализации (предкриминальной, криминогенной или преступной). При этом отмечалось их явное приятие четкого деления на иерархические подгруппы от «верхов» до «низов», с закреплением за каждым своих прав и обязанностей, считая, что именно так и должна действовать группа. На основе обследования в фокус-группе среди воспитанников колонии для несовершеннолетних по методике диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (Приложение А) можно сделать вывод о низком уровне социальной адаптации членов асоциальных неформальных групп молодежи при наличии явно выраженной иерархии внутри самой группы.
Положение индивида в группе в качестве ее члена является одной из важных социально-психологических характеристик. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие «статус», обозначающее место индивида в системе групповой жизни. По словам Г.М. Андреевой «статус всегда есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы»43, при этом «важно не только то, насколько индивид как член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы»44. Также важной характеристикой является роль, которую в неформальной группе играет тот или иной ее член. Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. При этом нельзя представлять роль как что-то неизменное: при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных однотипных группах, а главное в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена.
С.В. Косарецкая вслед за Э. Эриксоном выделяет следующие роли в неформальных группах молодежи: лидер («начальник»), генератор идей («аналитик»), оппозиционер-скептик, коммуникатор («дипломат»), психотерапевт («психолог», «примиритель»), специалист во досугу («затейник»), хранитель традиций группы, «сплетник», «интриган», «шут» («юродивый», «скоморох»), «козел отпущения»45. Оговоримся, однако, что она рассматривает в первую очередь асоциальные группы. В целом в молодежной неформальной группе могут существовать все эти роли, а могут и отсутствовать некоторые из них. Так, например, среди хиппи ролевая структура выражена весьма слабо, среди ролевиков роли носят скорее игровой характер, тогда как в среде гопников роли и статусы членов группы занимают значительное место.
Особое внимание можно обратить на роль лидера группы и его функции, поскольку в неформальных молодежных группах, как и в группах вообще существуют роли, наиболее значимые по отношению к остальным. Поскольку существуют две крайних идеальных модели управления неформальной группой - единоличное руководство и самоуправление. В реальной жизни ни то, ни другое не встречается, как правило, данные модели смешиваются. С одной стороны, подавляющее большинство неформальных групп не только считают себя самоуправляющимися, но и демонстрируют самоуправление. Хотя специальные процедуры для этого применяют не всегда, например, голосование - совсем редко, но общие собрания, сборы группы и достижение консенсуса очень типичны. В большинстве групп в явном или неявном виде существует система цензов: члены ядра имеют больше прав в самоуправлении, чем новички. С другой стороны, в большинстве неформальных групп есть человек, которого все осознают как лидера, что само по себе ничуть не противоречит самоуправлению: лидер может быть избран большинством группы.
По верному замечанию С.С. Фролова, «само по себе лидерство - это проявление индивидом его способности, личностных качеств в поведения, соответствующем роли лидера. Исполнение индивидом роли лидера возможно в силу проявления им индивидуальных качеств, выдающихся по сравнению с качествами других членов группы, или в силу обладания им высоким формальным статусом»46. К числу основных качеств, присущих современному лидеру молодежной неформальной группы, по мнению некоторых авторов, относятся: волевые качества, которые помогают проявлять настойчивость в достижении цели, подавлять волю других, подчинять их своему влиянию; преобладающие, по сравнению с другими участниками молодежной группы, умственные способности; физическая сила; умение держать слово; предприимчивость, которая помогает сходиться с людьми, легко контактировать с ними, завоевывать доверие, видеть их недостатки и достоинства, и использовать их в своих целях; коммуникабельность; решительность в действиях и целеустремленность; знание внешних и внутренних условий функционирования молодежной среды; быстрота ориентирования и принятия решений в сложных ситуациях. Выдвижение лидера в молодежной группе происходит стихийно, по мере ее развития и функционирования. При этом действуют два фактора - объективный и субъективный. Объективный фактор - в лидеры молодежной группы выдвигается тот ее член, который наиболее «полезен» ее деятельности, наилучшим образом проявляет себя в повседневной жизни неформального коллектива. Субъективный фактор – лицо, выдвигаемое в лидеры, обладает такими личностными качествами, которые необходимы для осуществления функций лидера в группе. Это обычно люди наиболее активные, энергичные, волевые, решительные, обладающие неплохим интеллектом, умеющие подчинить себе других.
Информация о работе Социально-психологические характеристики неформальных групп молодежи