Социально-психологические характеристики неформальных групп молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 17:45, реферат

Описание работы

Цель исследования – комплексный анализ социально-психологических ха-рактеристик, которыми определяются группы, составляющие молодежную субкуль-туру.
Задачи исследования:
1) изучить характеристики групп-сегментов, входящих в молодежную суб-культуру, которые бы позволили дать описание данного социального явления, по-зволяющее адекватно изучать молодежные неформальные группы;
2) выявить причины и обстоятельства, способствующие возникновению фено-мена неформальных групп молодежи как особой субкультуры, а также рассмотреть проблему типологии данного феномена;

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………... 3
Основная часть
1 Общая характеристика неформальных групп молодежи ………………. 7
2 Групповые и межличностные параметры неформальных молодежных объединений ………………… 30
Заключение …………………………………………………………..…...... 50
Глоссарий ………………….……………………………………………….. 54
Список использованных источников ………………………….…...…….. 58

Файлы: 1 файл

социально-психологические характеристики неформальных групп молодежи.doc

— 439.00 Кб (Скачать файл)

Низкие значения (Aw) требуемого поведения в области «аффекта»  означают, что члены неформальных молодежных групп очень осторожны при выборе лиц, с которыми создают интимные, глубокие отношения. Данные исследования показывают, что для «неформалов» в меньшей степени, но также значимой является ориентация на личные (эгоистические) интересы. Во взаимодействии с другими людьми у членов неформальных групп молодежи это проявляется в  доминировании целей удовлетворения личных потребностей и притязаний. Интересы и ценности других людей,  а также социальных  групп чаще всего ими игнорируются или рассматриваются исключительно в практическом контексте, что и обусловливает конфликтность и затруднения в межличностной адаптации. Ориентация на взаимодействие, сотрудничество с другими людьми в среде неформальных объединений практически не представлена.

Предупреждение и коррекция  агрессивного поведения молодежи достигаются своевременным выявлением и оценкой агрессивных личностных тенденций, в том числе накопленного опыта агрессивного поведения, формированием гуманных нормативно-ценностных ориентиров личности и группы, развитием адекватного отношения к личным проблемам, изменением образа психотравмирующей ситуации, подкреплением неагрессивных форм поведения, а также снижением морально-психологической напряженности в межличностных отношениях. Универсальным средством предупреждения и коррекции  межличностной агрессии служит повышение коммуникативной компетенции молодежи, культуры общения и управления.

Но при этом для неформальных групп молодежи характерно явление конформизма. Г.М. Андреева отмечает, что «различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид действительно усваивает мнение большинства. Внутренняя конформность и есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу»47. Зависимость человека от группы заставляет его искать согласия с ней, подстраиваться под нее, даже если эталоны группы непривычны, а то и ложны. «И вот здесь в дело вступает феномен нонконформизма. Но и нонконформизм, в конечном счете, является всего лишь особой разновидностью все той же зависимости. Примером может служить негативизм, как стремление во что бы то ни стало поступать вопреки господствующему большинству, любой ценой, не задумываясь и не рационализируя, утверждать противоположную точку зрения. Однако конформность индивида продолжает работать и здесь, на микроуровне, иными словами на уровне ниши и той группы, к которой он себя причислил (здесь не берутся во внимание случаи крайнего проявления). Уже солидарность, т.е. симпатизирование, но не включение себя в группу, позволяет частично пользоваться преимуществами принадлежности к коллективу (функциональная и эмоциональная поддержка, физическая и психологическая защита; иные значимые составляющие комфортного самочувствия)»48.

С точки зрения коммуникативных подходов получена следующая характеристика неформальных групп молодежи: транскоммуникативная природа передачи группового опыта внутри молодежной субкультуры, что определяется возможностью распространения себя на значительное расстояние и освоение различных пространств (диатопность), возможностью представлять совершенно аутентичные структуры (на информационных носителях: аудиокассетах, пластинках, CD-, DVD-, Flash-носителях) и представления этой информации любому большинству людей практически одновременно (симультантность). Это дает дополнительную возможность для проявления таких групповых механизмов как заражение и подражание, которые наслаиваясь на индивидуалистическое стремление к выделению, по сути, искажают цель, ради которой подросток предпринимает неформальные действия, в итоге не выделяет, а растворяет подростка в толпе себе подобных. Подавляющее большинство неформальных группировок держаться не на сознательном единстве – это бывает у подростков редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов.

В целом, если говорить о групповых параметрах неформальных молодежных формирований, то важнейшими из них являются структурные характеристики, групповые нормы и ценности, особенности межличностного общения в группах.

Заключение

Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы. Многочисленные варианты подходов к анализу и оценке данного явления  обусловлены его многоплановостью, многогранностью, что отражено в подходах к определению понятия неформальных групп молодежи. Если суммировать различные понимания неформальных групп молодежи, то понятие данного феномена сводится к следующему: неформальная группа молодежи – это общность, состоящая из старших подростков и лиц молодежного возраста, характеризующаяся спонтанным возникновением на базе стихийного общения в конкретных условиях, конкретной ситуации; самоорганизацией и независимостью от официальных (формальных) структур; обязательными для участников моделями поведения, направленными на реализацию не удовлетворяемых в обычных формах жизнедеятельности потребностей (самоутверждение, социальный статус, защищенность, престижная самооценка); относительной   устойчивостью и определенной иерархией; ярко выраженными особенностями мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов; атрибутикой, подчеркивающей принадлежность к той или иной конкретной группе. Неформальные группы молодежи – массовое явление. В них вовлекаются не меньше половины (а по некоторым данным, и значительно больше) молодежи в возрасте от 14-15 до 18-20 лет. В следующих возрастных группах их число снижается, хотя есть неформалы и более старшего возраста. 

Природа подростковых и молодежных неформальных групп суммируется из трех составляющих: 1) морфо-функциональные особенности («гормональный шторм»); 2) психология возраста – прежде всего психологические новообразования, в частности, чувство взрослости, провоцирующее подростка на конкуренцию со старшим поколением, феномен «нормальности», стимулирующий необходимость в принадлежности к референтной группе, новый уровень самосознания, толкающий на самоопределение, поиск себя, своего места в мире; 3) процессы взаимодействия с социумом, социализация, поиск и приобретение социальной идентичности. Именно с этих позиций в основном рассматриваются и причины их возникновения.

Неформальные объединения  и движения молодежи выполняют определенные функции, среди которых важное место занимают участие в социализации подростков, самореализация, инструментальная, коммуникативная, компенсаторная, эвристическая функции.

Многообразие неформальных молодежных групп нашло свое отражение в тех многочисленных классификациях, которые существуют в литературе. В целом, попытки классификации огромного количества неформальных групп молодежи, предпринимающиеся в течение последних сорока лет,  до сегодняшнего дня не  достигли своей цели, что говорит о сложности и многогранности данного явления.

Неформальные группы молодежи имеют определенную структуру - иерархически выстроенную лестницу статусов, с системой прав обязанностей, взаимоподчинения. При этом четкость стратификации возрастает в зависимости от степени замкнутости группы. Среди всех неформальных молодежных групп можно выделить два типа, различных по своей структуре: демократический (на основе социальных ролей) и авторитарный (на основе формальных правил).

Одной из ведущих характеристик группы является ее сплоченность. Неформальные группы молодежи достаточно широко различаются по степени организованности. При этом, чем выше уровень организации группы тем результативнее ее деятельностный аспект.

В целом для неформальных групп молодежи характерна структурная  ригидность – возможность длительно самосохранения  группы во времени (хиппи, панки, металлисты сменили внутри своих групповых структур несколько поколений, однако такие характеристики, как атрибутивность и прикладная идеология, сохранились практически без изменения).

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, в определенной мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые «команды» с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов, для которых характерно девиантное поведение и криминогенный стиль общения.

Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Для неформальных групп молодежи большое значение имеют групповые нормы. Для них также характерны ярко выраженные особенности мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов.

О межличностных отношениях в неформальной группе ярче всего  говорит наличие конфликтных ситуаций между ее членами. Для большинства неформальных групп молодежи характерно агрессивное поведение. Оно определяется социально-психологическими особенностями организации жизнедеятельности этих объединений. Данное поведение может иметь для членов неформальных молодежных групп как просоциальную, так и антисоциальную направленность, выступая в качестве способа защиты их витальных интересов, способа психологической разрядки, замещения блокированной потребности, средства обеспечения личного интереса и достижения определенной цели, а также самоцелью, удовлетворяющей потребность в самоутверждении через насилие.

Именно социально-психологические особенности неформальных групп молодежи могут оказаться теми точками опоры, на которые следует делать акцент в профилактической работе с молодежью. С целью предупреждения асоциального поведения молодежи необходимо специальное обучение сотрудников, работающих в сфере молодежной политики технологиям выявления этих характеристик неформальных молодежных групп, а также их типов. Кроме того, наше исследование показало необходимость работы по своевременной диагностике с целью выявления в среде молодежи группы риска девиантного поведения на самых ранних этапах функционирования того или иного типа неформальных молодежных групп.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1.

Адаптация социальная

Вид взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

2.

Групповое взаимодействие

Процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; происходит и между частями групп, и между целыми группами. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур

3.

Групповые нормы

Совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения

4.

Групповые ожидания

Феномен, возникающий в любой группе, когда любой член группы не просто выполняет свои функции, но и так или иначе воспринимается и оценивается другими членами группы.

5.

Девиантное поведение

1) Поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);

2) Социальное явление, выраженное в массовых формах   человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам)

6.

Конформизм

Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства

7.

Лидер

Член группы, за которым признается право принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. Лидером является наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе

8.

Маргинальность

Обозначение особых черт сознания и поведения представителей социальных субгрупп, которые в силу обстоятельств неспособны интегрироваться в большое референтное сообщество, по отношению к которому и выступают как маргиналы. Маргинальная личность тяготеет к созданию антиобщественных объединений с невертированной (перевернутой) системой ценностей

9.

Нонконформизм

Противопоставление индивидом своего системно-ценностного набора групповым нормам, не взирая на скрытые или явные формы давления на него

10.

Референтная группа

Социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций

11.

Социализация

Процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества

12.

Социальная репрезентация

Общепринятые убеждения, поддерживаемые большинством идеи, ценности, включающие наши взгляды и культуральную идеологию

13.

Стереотипы социальные

Упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, разделяемые достаточно большим числом членов социальных групп

14.

Статус

Положение субьекта в системе межличностных отношений,  определяющее его права, обязанности и привилегии. В различных группах  один  и  тот же индивид может иметь разный статус. Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет как  своеобразная мера признания окружающими заслуг индивида

15.

Суггестия

Возможность навязывать другому человеку любые действия, в том числе, противоречащие его установкам


 

Список использованных источников

1.

Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов [Текст] / Г.М. Андреева.- М.: Аспект Пресс, 2008.- 363 с.- ISBN 978-5-7567-0274-3.

2.

Борисов И.Ю. Механизм "гедонистического риска" и его роль в отклоняющемся поведении молодежи [Текст] / И.Ю. Борисов // Мир психологии и психология в мире.- 1995.- № 3.- С. 3-9.- ISSN 1680-4365.

3.

Бушмарина Н.Н. Молодежные субкультуры  как предмет педагогического исследования: дисс… канд. пед. наук: 13.00.01. [Текст] / Н.Н. Бушмарина.- М., 2008.- 164 с.

4.

Гилинский Я.И., Гурвич И.Н., Русакова М.М. и др. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность. СПб.: Медицинская пресса, 2001.- 200 с.- ISBN 5-94222-008-5

5.

Дубовская Е.М. Социализация в изменяющемся мире // Социальная психология в современном мире / ред. Г.М.Андреева, А.И.Донцов. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 148–161.- ISBN 5-75-67-0272–5

6.

Дубовская Е.М. Социально-психологические  характеристики неформальной группы подростков [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. N 6(20). С. 5. Режим доступа: http://psystudy.ru

7.

Егорычева И.Д. Генезис самореализации как особого типа деятельности и роль подросткового возраста в ее развитии: автореф. дисс… доктора психол. наук: 19.00.07. [Текст] / И.Д. Егорычева.- М., 2012.- 27 с.

8.

Запесоцкий, А. С., Фаин А. П. Эта непонятная молодежь: Проблемы неформальных молодежных объединений [Текст]/ А. С.Запесоцкий, А. П. Фаин - М: Профиздат, 1990.- 224 с.

9.

Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа [Текст] / К. Е. Игошев, Г. М. Миньковский. - Москва: Юридическая литература, 1989.- 300 с.- ISBN: 5-7260-0108-7

10.

Идеологическая борьба: сб. обзоров / АН СССР, институт научной информации по общественным наукам [Текст] //  М.: Изд-во АН СССР, 1988.- 200 с.- ISBN 5-211-00163-Х. 

11.

Ковальчук С.Ю. Неформальные молодежные объединения в условияч социальной трансформации современного российского общества: автореф. дисс… канд. соц. наук: 22.00.04. [Текст] / С.Ю. Ковальчук.- Волгоград, 2008.- 28 с.

12.

Кон И.С. Социология молодежи [Текст] / И.С. Кон // Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапива.- М.: Политиздат, 1988.- С. 353-354.- ISBN 5-250-00129-7

13.

Кордовский М, Кожаринов  М. Очерки неформальной социотехники [Текст] / М. Кордовский, М. Кожаринов.-  М.: Net2Net, 2008.- 336.- ISBN 978-5-9900354-3-0

14.

Кофырин Н. В. Проблемы изучения неформальных групп молодежи [Текст] /Н. В. Кофырин //Социологические исследования.- 1991.- № 1.- С. 82-85.- ISSN 0132-1625 

15.

Косарецкая С.В., Синягина Н.Ю. О неформальных объединениях молодежи [Текст] / С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина.- М.: Владос, 2004.- 159 с.- ISBN 5-691-01272-X.

16.

Кукулин С.С. Формирование социально-педагогической компетентности будущего педагога для работы с учащимися – участниками неформальных молодежных объединений: автореф. дисс… канд. пед. наук: 13.00.08. [Текст] / С.С. Кукулин.- Елец, 2012.- 29 с.

17.

Луков В. А. Молодежные субкультуры в современной России [Электронный ресурс] / В. А. Луков // Пси-фактор: [web-сайт]. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/subkult.htm. Последнее обновление 22.06.2009.

18.

Назаретян А.П. Психология стихийного массового поведения [Текст] / А.П. Назаретян.- М., 2001. – 280 с.- ISBN 5-9292-0033-5 

19.

Овчинникова В.Б. Самоопределение молодежи в переходный период российского общества: социально-философский анализ: автореф. дисс… канд. филос. наук: 09.00.11 [Текст] / В.Б. Овчинникова.- Новочеркасск, 2009.- 27 с.

20.

Ольшанский Д.В. Неформалы: групповой портрет в интерьере [Электронный ресурс] / Д.В. Ольшанский // Школьный психолог.- 2002.- № 7. Режим доступа:  http://psy.1september.ru /article.php?ID=200200710

21.

Омельченко Е.Л.  Краткий обзор отечественных и зарубежных теорий молодёжи [Электронный ресурс] / Е.Л. Омельченко // Центр изучения молодежи «Поколения. NET». Режим доступа: http://www.regioncentre.ru/generation/scienceaboutyouth/scienceaboutyouth1/

22.

Полонский И.С. Внешкольное общение как фактор формирования личности подростков и юношей // Прикладные проблемы социальной психологии [Текст] // И.С. Полонский. - М.: Наука, 1983.- С. 48-56.

23.

Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений: сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии [Текст] // М.: Изд-во АПН СССР, 1988.- 267 с. 

24.

Радзиховский Л. А.: Изучение психологических особенностей неформальных молодежных объединений [Текст] / Л.А. Радзиховский. // Вопросы психологии.- 1988.- № 4.- С.182-188.- ISSN- 0042-8841.

25.

Рожков М.И., Ковальчук  М.А., Ходырев А.М. Особенности субкультуры  неформальных молодежных объединений [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.km.ru/referats/F2D7BEF72A3147C7A7EC62E0307F5 B34.- Последнее обновление: 05.12.2005.

26.

Субкультуры [Электронный ресурс] // Субкультуры. Неформальные движения молодежи: [web-сайт]. – Режим доступа: http://www.subcult.ru/

27.

Сундиев И.Ю. Анатомия неформальных объединений (типология и характеристика) [Текст] / И.Ю. Сундиев. //По неписаным законам улицы… / Под ред. Ю.М. Хотченкова. М.: Юридическая литература, 1991. - ISBN: 5-7260-0391-8.

28.

Толстых А.В. Опыт конкретно-исторической психологии личности [Текст] / А.В. Толстых.- СПб.: «Алетейя», 2000.- 287 с.-  ISBN 5-89329-197-2.

29.

Узнадзе Д.Н. Психологические исследования [Текст]/ Д.Н. Узнадзе.- М.: Наука, 1966.- 413 с.

30.

Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики развития личности [Текст] / Д.И. Фельдштейн.-М.: Флинта, 1999.- 672 с. – ISBN 5-89502-096-8.

31.

Фролов С.С. Социология: учебник для высших учебных заведений [Текст] / С.С. Фролов.- М.:Гардарики, 2000.- 256.- ISBN 5-82297-0007-7

32.

Шабанов Л.В. Социально-психологические  характеристики молодежных субкультур: социальный протест или вынужденная маргинальность [Текст] /  Л.В. Шабанов.- Томск: Томский государственный университет, 2005. – 399 с.- ISBN 5 -7511 – 1213 -Х (2)

Информация о работе Социально-психологические характеристики неформальных групп молодежи