Совершенствование системы материального стимулирования торгового персонала в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:47, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является: совершенствование системы материального стимулирования торгового персонала. Новая система материального стимулирования должна повысить удовлетворенность системой оплаты труда и заинтересованность персонала в эффективной работе для увеличения объемов продаж. Она должна быть оптимальной, подходящей и для руководства, и для работников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи теоретической части:
анализ сущности материального стимулирования труда,
изучение различных форм и систем оплаты труда,
исследование особенностей системы стимулирования торгового персонала.

Содержание работы

Введение 3
I. Теоретические аспекты стимулирования труда
1.1. Сущность материального стимулирования 5
1.2. Формы и системы оплаты труда 11
1.3. Исследование особенностей системы стимулирования торгового персонала 20
II. Анализ системы материального стимулирования
2.1. Анализ финансово-экономической деятельности и системы материального стимулирования труда 2008 и 2009 года, их сравнение и выявление проблемных зон материального стимулирования 29
2.2. Исследование мотивов деятельности и удовлетворенности трудом работников магазина 41
2.3. Проект системы материального стимулирования торгового
персонала 48
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения 66

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 601.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

НОУ ВПО Гуманитарный университет

г. Екатеринбург

 

Факультет социальной психологии

 

 

 

Совершенствование системы  материального стимулирования торгового  персонала в современных условиях

 

 

 

Выпускная квалификационная работа

по специальности 080505.65 - Управление персоналом

 

 

 

Допущена к защите

зав. кафедрой управления персоналом канд. пед. наук, доцент

Бусыгина Инна Сергеевна

___________________________

« 10 »  июля  2009 г.

Исполнитель:

Мингалиева Олеся Раисовна

студентка 5 курса,

очного отделения

_____________________________

                                      Подпись

«____» __________________2009 г.

 

Научный руководитель:

Кочергина Светлана Васильевна

_____________________________

                                        Подпись

«____» __________________2009 г.

 

Рецензент:

Попкова Оксана Евгеньевна

_____________________________

                                           Подпись

«____» ___________________2009 г.


 

Екатеринбург

2009

 

 

 

Оглавление

 

Введение                                                                                                           3

I. Теоретические аспекты стимулирования труда

1.1. Сущность материального стимулирования                                         5

1.2. Формы и системы оплаты труда                                                          11

1.3. Исследование особенностей системы стимулирования торгового персонала                                                                                                     20

II. Анализ системы материального стимулирования

2.1. Анализ финансово-экономической деятельности и системы материального стимулирования труда 2008 и 2009 года, их сравнение и выявление проблемных зон материального стимулирования                 29

2.2. Исследование мотивов деятельности и удовлетворенности трудом работников магазина                                                                                   41

2.3. Проект системы материального стимулирования торгового

персонала                                                                                                      48

Заключение                                                                                                   59

Список литературы                                                                                            62

Приложения                                                                                                        66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Успех любой компании во многом зависит от того, насколько эффективным окажется труд ее сотрудников. А наибольшая эффективность достигается, только если работники заинтересованы в результатах своей трудовой деятельности. Сегодня система управления персоналом, а именно торгового персонала, немыслима без такой важной составляющей, как материальное стимулирование труда.

Вопросу материального стимулирования в современной литературе уделено  достаточно много внимания. В работе Аллина О.Н. и Сальниковой Н.И. широко представлены проблемы мотивации персонала, они описывают плюсы и минусы позитивной и негативной мотивации, представляют «идеальный» с точки зрения сотрудника социальный пакет. Макаровой И.К. представлены особенности формирования системы материального стимулирования работников в организации, а также способы оценки личного вклада сотрудников в результаты, полученные компанией. Пономарев И.П. в своей работе стремится лучше понять и оценить взаимодействие человека и работы, с целью перепроектирования работы в организации, для более эффективного использования индивидуальных способностей сотрудников и повышения их удовлетворенностью трудом.

Что касается проблемы материального стимулирования продавцов, то на сегодняшний день она почти не изучена, несмотря на то, что эта тема весьма актуальна, потому что в торговых компаниях именно продавцы приносят основную часть прибыли. К тому же при общении с покупателями они участвуют в формировании имиджа компании. Также важным моментом является то что, разрабатывая оптимальную и эффективную систему материального стимулирования, компания не только получает прибыль, но и обеспечивает население рабочими местами и способствует его развитию.

Вопросам материального стимулирования торгового персонала уделяют внимание такие журналы как «Управление компанией», «Управление персоналом» и такие современные порталы как HR-portal. В них описываются практические примеры, даются советы и рекомендации.

В настоящее  время в сложных  экономических условиях многие компании принимают определенные меры по сокращению статей своих расходов. Зачастую одними из первых под сокращение попадают – заработная плата и мероприятия социальной политики. Не всегда данная мера является оправданной  и приводит к благоприятным для компании последствиям.

Объектом исследования является магазин  «Х».

Предмет исследования – система материального стимулирования.

Целью дипломной работы является: совершенствование системы материального стимулирования торгового персонала. Новая система материального стимулирования должна повысить удовлетворенность системой оплаты труда и заинтересованность персонала в эффективной работе для увеличения объемов продаж. Она должна быть оптимальной, подходящей и для руководства, и для работников.

Гипотеза – степень удовлетворенности  трудом влияет на объем продаж.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Задачи теоретической  части:

  1. анализ сущности материального стимулирования труда,
  2. изучение различных форм и систем оплаты труда,
  3. исследование особенностей системы стимулирования торгового персонала.

Задачи практической части:

1. анализ финансово-экономической деятельности магазина и системы материального стимулирования труда 2008 и 2009 года, сравнение систем и выявление проблемных зон материального стимулирования,

2. исследование мотивов деятельности и удовлетворенности трудом работников магазина,

3.   доработка и совершенствование системы материального стимулирования торгового персонала.

I. Теоретические аспекты стимулирования труда

 

    1. Сущность материального стимулирования

Основу эффективного механизма управления персоналом в современных организациях составляют средства воздействия на экономическое поведение людей посредством побуждения их к производительному и творческому труду.

Говоря о стимулировании работников необходимо отличать понятия  «мотивация труда» и «стимулирование труда».

Макарова И.К. рассматривает мотивацию труда как важнейшую и сложнейшую функцию управления, заключающуюся в побуждении работников к результативной деятельности с помощью внешних и внутренних факторов для достижения целей организации и удовлетворения личных потребностей [23].

Мотивация – это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей.

Говоря о взаимодействии с сотрудниками и о воздействии на них, правильнее говорить о стимулировании, так как стимул – это любое внешнее воздействие, которое позволяет нам подвести работника к реализации поставленных перед ним задач. Стимул – это объективное явление, действующее на человека и вызывающее ответную реакцию.

Стимулирование труда – это прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала [28].

Мотивация как стратегия  преодоления проблемы основана на долговременном воздействии на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентации и интересов работника, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала. Такое воздействие в отличие от стимулирования называют мотивированием.

Стимулирование как  тактика решения проблемы является ориентацией на фактическую структуру ценностных ориентаций и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала [9].

Мотивация и стимулирование как методы управления трудом противоположны по направленности: первое направлено на изменение существующего положения, второе - на его закрепление, но при этом они взаимно дополняют друг друга. На практике необходимо применение механизмов сочетания мотивации и стимулирования труда.

Стимулирование труда в организации выполняет ряд функций – экономическую, социальную и нравственную.

Экономическая функция  выражается в том, что стимулирование труда содействует росту эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.

Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный общественный климат в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта.

Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Кроме этого, формирование потребностей, а в итоге и развитие личности предопределяются формированием и стимулированием труда в обществе [43].

Существуют определенные требования к организации стимулирования труда. Это комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность.

Комплексность подразумевает  единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятия.

Дифференцированность  означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Известно, что подходы к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны существенно отличаться. Различными должны быть и подходы к квалифицированным и молодым работникам.

Гибкость и оперативность  проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе [33].

На формирование системы  стимулирования в организации оказывают воздействие множество факторов (см. рис. 1). От поставленных целей и стратегии организации зависит система материального стимулирования. Ставя перед собой цель – сокращение расходов, фирма естественно будет стараться оптимизировать систему монетарного стимулирования и сузить систему немонетарного стимулирования. Если работники привлекаются к участию в прибыли, то тем самым организация стремиться к долгосрочному сотрудничеству с данной группой сотрудников.

Рис. 1. Факторы, влияющие на формирование системы материального стимулирования

Стимулирование базируется на определенных принципах. К ним  относятся:

  1. Доступность. Каждый стимул должен быть доступен для всех работников. Условия стимулирования должны быть понятными и демократичными.
  2. Ощутимость. Существует некий порог действенности стимула, который существенно различается в разных коллективах. Это необходимо учитывать при определении нижнего порога стимула.
  3. Постепенность. Материальные стимулы подвержены постоянной коррекции в сторону повышения, что необходимо учитывать, однако резко завышенное вознаграждение, не подтвержденное впоследствии, отрицательно скажется на мотивации работника в связи с формированием ожидания повышенного вознаграждения и возникновением нового нижнего порога стимула, который устраивал бы работника.
  4. Минимизация разрыва между результатом труда и его оплатой. Четкая зависимость между результатами своей деятельности и заработной платой повышает заинтересованность продавцов в работе.
  5. Своевременность. Стимулирование более действенно, если его применяют сразу после желательных или нежелательных действий сотрудника, а не в отсроченной перспективе. Чем отдаленнее во времени поощрение или наказание, тем меньшее влияние они оказывают на поведение сотрудника.
  6. Прозрачность. Экономически обоснованная, разъяснённая всем сотрудникам тактика материальных поощрений усиливает мотивацию.
  7. Сочетание моральных и материальных стимулов. И те, и другие факторы одинаково сильны по своему воздействию. Все зависит от места, времени и субъекта воздействия этих факторов. Поэтому необходимо разумно сочетать эти виды стимулов с учетом их целенаправленного действия на каждого работника.
  8. Сочетание позитивных и негативных стимулов.

Информация о работе Совершенствование системы материального стимулирования торгового персонала в современных условиях