Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:47, дипломная работа
Целью дипломной работы является: совершенствование системы материального стимулирования торгового персонала. Новая система материального стимулирования должна повысить удовлетворенность системой оплаты труда и заинтересованность персонала в эффективной работе для увеличения объемов продаж. Она должна быть оптимальной, подходящей и для руководства, и для работников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи теоретической части:
анализ сущности материального стимулирования труда,
изучение различных форм и систем оплаты труда,
исследование особенностей системы стимулирования торгового персонала.
Введение 3
I. Теоретические аспекты стимулирования труда
1.1. Сущность материального стимулирования 5
1.2. Формы и системы оплаты труда 11
1.3. Исследование особенностей системы стимулирования торгового персонала 20
II. Анализ системы материального стимулирования
2.1. Анализ финансово-экономической деятельности и системы материального стимулирования труда 2008 и 2009 года, их сравнение и выявление проблемных зон материального стимулирования 29
2.2. Исследование мотивов деятельности и удовлетворенности трудом работников магазина 41
2.3. Проект системы материального стимулирования торгового
персонала 48
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения 66
Министерство образования и науки Российской Федерации
НОУ ВПО Гуманитарный университет
г. Екатеринбург
Факультет социальной психологии
Совершенствование системы
материального стимулирования торгового
персонала в современных
Выпускная квалификационная работа
по специальности 080505.65 - Управление персоналом
Допущена к защите зав. кафедрой управления персоналом канд. пед. наук, доцент Бусыгина Инна Сергеевна ___________________________ « 10 » июля 2009 г. |
Исполнитель: Мингалиева Олеся Раисовна студентка 5 курса, очного отделения _____________________________ «____» __________________2009 г.
Научный руководитель: Кочергина Светлана Васильевна _____________________________ Подпись «____» __________________2009 г.
Рецензент: Попкова Оксана Евгеньевна _____________________________ «____» ___________________2009 г. |
Екатеринбург
2009
Оглавление
Введение
I. Теоретические аспекты стимулирования труда
1.1. Сущность материального стимулирования
1.2. Формы и системы оплаты труда
1.3. Исследование особенностей системы
стимулирования торгового персонала
II. Анализ системы материального стимулирования
2.1. Анализ финансово-экономической деятельности и системы материального стимулирования труда 2008 и 2009 года, их сравнение и выявление проблемных зон материального стимулирования 29
2.2. Исследование мотивов деятельности
и удовлетворенности трудом работников
магазина
2.3. Проект системы материального стимулирования торгового
персонала
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Успех любой компании во многом зависит от того, насколько эффективным окажется труд ее сотрудников. А наибольшая эффективность достигается, только если работники заинтересованы в результатах своей трудовой деятельности. Сегодня система управления персоналом, а именно торгового персонала, немыслима без такой важной составляющей, как материальное стимулирование труда.
Вопросу материального стимулирования в современной литературе уделено достаточно много внимания. В работе Аллина О.Н. и Сальниковой Н.И. широко представлены проблемы мотивации персонала, они описывают плюсы и минусы позитивной и негативной мотивации, представляют «идеальный» с точки зрения сотрудника социальный пакет. Макаровой И.К. представлены особенности формирования системы материального стимулирования работников в организации, а также способы оценки личного вклада сотрудников в результаты, полученные компанией. Пономарев И.П. в своей работе стремится лучше понять и оценить взаимодействие человека и работы, с целью перепроектирования работы в организации, для более эффективного использования индивидуальных способностей сотрудников и повышения их удовлетворенностью трудом.
Что касается проблемы материального стимулирования продавцов, то на сегодняшний день она почти не изучена, несмотря на то, что эта тема весьма актуальна, потому что в торговых компаниях именно продавцы приносят основную часть прибыли. К тому же при общении с покупателями они участвуют в формировании имиджа компании. Также важным моментом является то что, разрабатывая оптимальную и эффективную систему материального стимулирования, компания не только получает прибыль, но и обеспечивает население рабочими местами и способствует его развитию.
Вопросам материального
В настоящее время в сложных экономических условиях многие компании принимают определенные меры по сокращению статей своих расходов. Зачастую одними из первых под сокращение попадают – заработная плата и мероприятия социальной политики. Не всегда данная мера является оправданной и приводит к благоприятным для компании последствиям.
Объектом исследования является магазин «Х».
Предмет исследования – система материального стимулирования.
Целью дипломной работы является: совершенствование системы материального стимулирования торгового персонала. Новая система материального стимулирования должна повысить удовлетворенность системой оплаты труда и заинтересованность персонала в эффективной работе для увеличения объемов продаж. Она должна быть оптимальной, подходящей и для руководства, и для работников.
Гипотеза – степень
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи теоретической части:
Задачи практической части:
1. анализ финансово-экономической деятельности магазина и системы материального стимулирования труда 2008 и 2009 года, сравнение систем и выявление проблемных зон материального стимулирования,
2. исследование мотивов деятельности и удовлетворенности трудом работников магазина,
3. доработка и совершенствование системы материального стимулирования торгового персонала.
I. Теоретические аспекты стимулирования труда
Основу эффективного механизма управления персоналом в современных организациях составляют средства воздействия на экономическое поведение людей посредством побуждения их к производительному и творческому труду.
Говоря о стимулировании работников необходимо отличать понятия «мотивация труда» и «стимулирование труда».
Макарова И.К. рассматривает мотивацию труда как важнейшую и сложнейшую функцию управления, заключающуюся в побуждении работников к результативной деятельности с помощью внешних и внутренних факторов для достижения целей организации и удовлетворения личных потребностей [23].
Мотивация – это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. В процессе производственной деятельности мотивация позволяет работникам удовлетворить свои основные потребности путем выполнения своих трудовых обязанностей.
Говоря о взаимодействии с сотрудниками и о воздействии на них, правильнее говорить о стимулировании, так как стимул – это любое внешнее воздействие, которое позволяет нам подвести работника к реализации поставленных перед ним задач. Стимул – это объективное явление, действующее на человека и вызывающее ответную реакцию.
Стимулирование труда – это прежде всего внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала [28].
Мотивация как стратегия преодоления проблемы основана на долговременном воздействии на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентации и интересов работника, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала. Такое воздействие в отличие от стимулирования называют мотивированием.
Стимулирование как тактика решения проблемы является ориентацией на фактическую структуру ценностных ориентаций и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала [9].
Мотивация и стимулирование как методы управления трудом противоположны по направленности: первое направлено на изменение существующего положения, второе - на его закрепление, но при этом они взаимно дополняют друг друга. На практике необходимо применение механизмов сочетания мотивации и стимулирования труда.
Стимулирование труда в организации выполняет ряд функций – экономическую, социальную и нравственную.
Экономическая функция выражается в том, что стимулирование труда содействует росту эффективности производства, которое выражается в повышении производительности труда и качества продукции.
Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный общественный климат в обществе. При этом важно обеспечить правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта.
Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различный уровень доходов, который в значительной степени зависит от воздействия стимулов на различных людей. Кроме этого, формирование потребностей, а в итоге и развитие личности предопределяются формированием и стимулированием труда в обществе [43].
Существуют определенные требования к организации стимулирования труда. Это комплексность, дифференцированность, гибкость и оперативность.
Комплексность подразумевает единство моральных и материальных, коллективных и индивидуальных стимулов, значение которых зависит от системы подходов к управлению персоналом, опыта и традиций предприятия.
Дифференцированность означает индивидуальный подход к стимулированию разных слоев и групп работников. Известно, что подходы к обеспеченным и малообеспеченным работникам должны существенно отличаться. Различными должны быть и подходы к квалифицированным и молодым работникам.
Гибкость и оперативность проявляются в постоянном пересмотре стимулов в зависимости от изменений, происходящих в обществе и коллективе [33].
На формирование системы стимулирования в организации оказывают воздействие множество факторов (см. рис. 1). От поставленных целей и стратегии организации зависит система материального стимулирования. Ставя перед собой цель – сокращение расходов, фирма естественно будет стараться оптимизировать систему монетарного стимулирования и сузить систему немонетарного стимулирования. Если работники привлекаются к участию в прибыли, то тем самым организация стремиться к долгосрочному сотрудничеству с данной группой сотрудников.
Рис. 1. Факторы, влияющие на формирование системы материального стимулирования
Стимулирование базируется на определенных принципах. К ним относятся: