Совершенствование системы материального стимулирования торгового персонала в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:47, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является: совершенствование системы материального стимулирования торгового персонала. Новая система материального стимулирования должна повысить удовлетворенность системой оплаты труда и заинтересованность персонала в эффективной работе для увеличения объемов продаж. Она должна быть оптимальной, подходящей и для руководства, и для работников.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи теоретической части:
анализ сущности материального стимулирования труда,
изучение различных форм и систем оплаты труда,
исследование особенностей системы стимулирования торгового персонала.

Содержание работы

Введение 3
I. Теоретические аспекты стимулирования труда
1.1. Сущность материального стимулирования 5
1.2. Формы и системы оплаты труда 11
1.3. Исследование особенностей системы стимулирования торгового персонала 20
II. Анализ системы материального стимулирования
2.1. Анализ финансово-экономической деятельности и системы материального стимулирования труда 2008 и 2009 года, их сравнение и выявление проблемных зон материального стимулирования 29
2.2. Исследование мотивов деятельности и удовлетворенности трудом работников магазина 41
2.3. Проект системы материального стимулирования торгового
персонала 48
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения 66

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 601.00 Кб (Скачать файл)

Необходимо обратить внимание на основные показатели финансово-экономической  деятельности магазина «Х», они представлены в табл. 1 и 2. Рассматриваемый нами период с января по май в 2008 и с января по май в 2009 года выбран не случайно. Данные периоды позволяют нам отследить влияние экономического кризиса, а также посмотреть результаты работы новой системы материального стимулирования, которая была введена в марте 2009 года.

Таблица 1

Основные экономические  показатели деятельности магазина «Х»

 в январе-мае 2008 г.

Показатель

январь

февраль

март

апрель

май

 

Отклонение май/январь 2008г.

Абс.

(+/-)

Относ.

%

Количество сотрудников

20

19

19

18

18

-2

95,2%

Выплачено заработной платы (оклады, премии)

298 571

309 803

320 497

312 031

345 961

47 390

115,9%

Налоги

(ЕСН – 26%)

77 628

80 549

83 329

81 128

89 950

12 321

115,9%

Суммарные затраты на оплату труда

376 199

390 352

403 826

393 159

435 911

59 711

115,9%

Средняя заработная плата

14 929

16 305

16 868

17 335

19 220

4 292

128,7%

Выручка

3 493 934

3 748 607

3 758 922

4 528 691

5 300 470

1 806 536

151,7%

Себестоимость

2 495 667

2 677 576

2 684 944

3 234 779

3 813 288

-

-

Коммерческие расходы

440 230

458 004

463 452

458 236

486 012

45 782

110,4%

Валовая прибыль

181 837

222 675

206 699

442 517

565 259

383 422

310,9%


 

Численность персонала  с января по май 2008 года уменьшилась  на 2 человека, что составило 5% от всей численности персонала. Затраты  на оплату труда увеличились на 16%, а средняя заработная плата увеличилась  на 29% или на 4 292 рублей. При этом выручка магазина выросла на 51,7% или на 1,8 млн. руб. Резкое увеличение выручки магазина связано с двумя факторами: первый – это сезонность продаж, второй – это увеличение заработной платы, которое стимулирует работников к более высоким продажам. Такие расходы как аренда помещения, канцтовары, хозтовары, питьевая вода, ГСМ и проч. выросли на 10% или 45 782 рубля. Валовая прибыль в мае по сравнению с январем 2008 года выросла на 211% или на 383 тыс. руб., что естественно связано с увеличение объемов продаж.

В целом с января по май 2008 года обороты компании стабильно  росли. Показатели валовой прибыли  достаточно высокие, т.е. несмотря на достаточно большие накрутки (35 – 40%), продукция магазина пользовалась спросом, о чем свидетельствует растущий с каждым месяцем объем продаж.

Таблица 2

Основные экономические  показатели деятельности магазина «Х»

 в январе-мае 2009 г.

Показатель

январь

февраль

март

апрель

май

 

Отклонение май/январь 2008г.

Абс.

(+/-)

Относ.

%

Количество сотрудников

16

16

16

15

15

-1

93,8%

Выплачено заработной платы (оклады, премии)

366 683

309 059

238 184

175 955

191 951

-174 732

52,3%

Налоги

(ЕСН – 26%)

95 338

80 355

61 928

45 748

49 907

-45 430

52,3%

Суммарные затраты на оплату труда

462 021

389 414

300 112

221 703

241 858

-220 162

52,3%

Средняя заработная плата

22 918

19 316

14 887

11 730

12 797

-10 121

55,8%

Выручка

4 779 704

4 297 004

2 864 892

3 075 104

3 350 397

-1 366307

71,4%

Себестоимость

3 414 074

3 069 289

2 046 351

2 196 503

2 438 141

-

-

Коммерческие расходы

402 306

405 861

412 075

403 940

409 267

6 961

101,7%

Валовая прибыль

501 303

432 440

106 354

252 958

324 131

-177 172

64,7%


 

С января по май 2009 года численность  персонала уменьшилась на одного человека. Затраты на оплату труда  уменьшились на 48% из-за введения новой системы оплаты труда. Экономия на заработной плате и налогах составила 220 тыс. руб., средняя заработная плата сотрудника уменьшилась на 45%, при этом объем продаж снизился на 1,37 млн. руб., хотя он должен был возрасти, поскольку весна-лето это начало сезонных продаж. В марте 2009 года была введена новая система оплаты труда, результаты которой видны сразу по выручке магазина. В марте по сравнению с январем 2009 года выручка упала на 1 914 тыс. руб. (40%), а в мае по сравнению с январем на 1 366 тыс. руб. (30%). Валовая прибыль в мае по сравнению с январем 2009 года уменьшилась на 177 тыс. руб. или на 35%.

Несмотря на действие экономического кризиса, спрос на сантехническую продукцию возрос, поскольку люди предпочитают улучшить свои условия проживания, нежели держать денежные средства на руках, а также, потому что цены на сантехническую продукцию снизились, что также стимулирует потребителя проводить ремонтные работы.  Так, в январе 2009 по сравнению с январем 2008 года выручка магазина увеличилась на 1 887 тыс. руб. или на 35,6%. Магазин открылся в сентябре 2007 года и за время своей работы стал более известен и наработал базу постоянных клиентов – этим можно объяснить такое увеличение выручки магазина.

Сравнение основных показателей  деятельности магазина по периодам: январь 2008 – январь 2009, май 2008 – май 2009, представлены в табл. 3. Численность сотрудников в мае 2009 по сравнению с маем 2008 года уменьшилась на 5 человек, это сокращение связано с уменьшение торговой площади. Затраты на оплату труда уменьшились на 181 тыс. руб. или на 43%. А объем продаж уменьшился на 1 887 тыс. руб. или на 35,6%. Коммерческие расходы уменьшились на 76,7 тыс. руб. (84,2%). Валовая прибыль уменьшилась на 281 тыс. руб. или на 46,4%.      

Сравнение произошедших изменений в январе 2009 года с январем 2008 года показывают, что все экономические показатели выросли. Несмотря на увеличение затрат на оплату труда 85 тыс. руб. (23%), выручка магазина выросла на 1 286 тыс. руб. или на 36,8%. Это свидетельствует об интенсивном росте и положительной динамике магазина, несмотря на сложные экономические условия. Но уже в мае 2009 года по сравнению с маем 2008 года, при том что май 2008 года не отличался высокими результатами, наблюдается снижение всех экономических показателей. В марте 2009 года компания проводила политику сокращения затрат, но при этом особой экономии она не добилась, поскольку и выручка магазина существенно снизилась на 45%.

Таблица 3

Сравнение основных показателей  деятельности магазина по периодам:

 январь 2008 – январь 2009, май 2008 –май 2009

 

Показатель

январь 2008

январь 2009

 

Отклонение январь 2009 г./январь 2008г.

май 2008

май 2009

 

Отклонение май 2009г./май 2008г.

Абс.

(+/-)

Относ.

%

Абс.

(+/-)

Относ.

%

Количество сотрудников

20

16

-4

80,0%

18

15

-3

83,3%

Выплачено заработной платы (оклады, премии)

298 571

366 683

68 112

122,8%

335 961

191 951

-144 010

57,1%

Налоги

(ЕСН – 26%)

77 628

95 338

17 709

122,8%

87 350

49 907

-37 443

57,1%

Суммарные затраты на оплату труда

376 199

462 021

85 821

122,8%

423 311

241 858

-181 453

57,1%

Средняя заработная плата

14 929

22 918

7 989

153,5%

18 665

12 797

-5 868

68,6%

Выручка

3 493 934

4 779 704

1 285 770

136,8%

5 300 470

3 413 397

-1 887 073

64,4%

Себестоимость

2 495 667

3 414 074

-

-

3 786 050

2 438 141

-

-

Коммерческие расходы

440 230

402 306

-37 924

91,4%

486 012

409 267

-76 745

84,2%

Валовая прибыль

181 837

501 303

319 466

275,7%

605 097

324 131

-280 966

53,6%


 

Прибыль магазина в мае 2009 года составила 324 тыс. руб., для сети магазинов это низки показатель, потому что также эти денежные средства также пойдут на содержание офиса сети магазинов, также в данный показатель не включены все налоги.

Такой важный показатель для персонала как заработная плата заработная плата стабильно рос на протяжении 2008 года, и уже в 2009 году он был снижен. Средняя заработная плата составила 12 797 руб., что на 5 868 руб. меньше, чем в мае 2008 года, и на 10 121 руб. меньше, чем в январе 2009 года.

Проведенные компанией  меры показывают негативное воздействие  новой системы оплаты труда, т.к. наблюдается снижение объемов продаж, что напрямую влияет на деятельность всей сети магазинов и ее существование вообще. Несмотря на действие экономического кризиса в январе, феврале 2009 года уровень продаж был достаточно высок, это свидетельствует о том, что стабильно высокий объем продаж возможен, при правильно простроенной системе материального стимулирования.

Далее перейдем непосредственно  к анализу систем материального стимулирования труда 2008 и 2009 года, их сравнению и выявлению проблемных зон.

В магазине применяется повременно-премиальная система оплаты труда. Составляющими оплаты труда и материального стимулирования сотрудников компании являются:

  1. Базовый (должностной) оклад
  2. Переменная (премиальная) часть
  3. Пособия и компенсации

Исходя из составляющих оплаты труда, формируется фонд оплаты труда компании.

В сети магазинов «Х»  в 2008 году была проведена оценка персонала, согласно которой сотрудникам, прошедшим оценку присваивалась определенная категория, вследствие чего устанавливалась соответствующая надбавка к окладу (см. табл. 4).

Таблица 4

Зависимость надбавки к  заработной плате в зависимости

 от категории сотрудника

% от максимально возможного балла по оценке

Категория

% надбавки к зарплате

Коэффициент

90% - 100%

1 категория

30%

1,3

80% - 89,9%

2 категория

20%

1,2

70% - 79,9%

3 категория

10%

1,1

< 70%

4 категория

0%

1

Информация о работе Совершенствование системы материального стимулирования торгового персонала в современных условиях