Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:47, дипломная работа
Целью дипломной работы является: совершенствование системы материального стимулирования торгового персонала. Новая система материального стимулирования должна повысить удовлетворенность системой оплаты труда и заинтересованность персонала в эффективной работе для увеличения объемов продаж. Она должна быть оптимальной, подходящей и для руководства, и для работников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Задачи теоретической части:
анализ сущности материального стимулирования труда,
изучение различных форм и систем оплаты труда,
исследование особенностей системы стимулирования торгового персонала.
Введение 3
I. Теоретические аспекты стимулирования труда
1.1. Сущность материального стимулирования 5
1.2. Формы и системы оплаты труда 11
1.3. Исследование особенностей системы стимулирования торгового персонала 20
II. Анализ системы материального стимулирования
2.1. Анализ финансово-экономической деятельности и системы материального стимулирования труда 2008 и 2009 года, их сравнение и выявление проблемных зон материального стимулирования 29
2.2. Исследование мотивов деятельности и удовлетворенности трудом работников магазина 41
2.3. Проект системы материального стимулирования торгового
персонала 48
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения 66
Необходимо обратить внимание на основные показатели финансово-экономической деятельности магазина «Х», они представлены в табл. 1 и 2. Рассматриваемый нами период с января по май в 2008 и с января по май в 2009 года выбран не случайно. Данные периоды позволяют нам отследить влияние экономического кризиса, а также посмотреть результаты работы новой системы материального стимулирования, которая была введена в марте 2009 года.
Таблица 1
Основные экономические показатели деятельности магазина «Х»
в январе-мае 2008 г.
Показатель |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
Отклонение май/январь 2008г. | |
Абс. (+/-) |
Относ. % | ||||||
Количество сотрудников |
20 |
19 |
19 |
18 |
18 |
-2 |
95,2% |
Выплачено заработной платы (оклады, премии) |
298 571 |
309 803 |
320 497 |
312 031 |
345 961 |
47 390 |
115,9% |
Налоги (ЕСН – 26%) |
77 628 |
80 549 |
83 329 |
81 128 |
89 950 |
12 321 |
115,9% |
Суммарные затраты на оплату труда |
376 199 |
390 352 |
403 826 |
393 159 |
435 911 |
59 711 |
115,9% |
Средняя заработная плата |
14 929 |
16 305 |
16 868 |
17 335 |
19 220 |
4 292 |
128,7% |
Выручка |
3 493 934 |
3 748 607 |
3 758 922 |
4 528 691 |
5 300 470 |
1 806 536 |
151,7% |
Себестоимость |
2 495 667 |
2 677 576 |
2 684 944 |
3 234 779 |
3 813 288 |
- |
- |
Коммерческие расходы |
440 230 |
458 004 |
463 452 |
458 236 |
486 012 |
45 782 |
110,4% |
Валовая прибыль |
181 837 |
222 675 |
206 699 |
442 517 |
565 259 |
383 422 |
310,9% |
Численность персонала с января по май 2008 года уменьшилась на 2 человека, что составило 5% от всей численности персонала. Затраты на оплату труда увеличились на 16%, а средняя заработная плата увеличилась на 29% или на 4 292 рублей. При этом выручка магазина выросла на 51,7% или на 1,8 млн. руб. Резкое увеличение выручки магазина связано с двумя факторами: первый – это сезонность продаж, второй – это увеличение заработной платы, которое стимулирует работников к более высоким продажам. Такие расходы как аренда помещения, канцтовары, хозтовары, питьевая вода, ГСМ и проч. выросли на 10% или 45 782 рубля. Валовая прибыль в мае по сравнению с январем 2008 года выросла на 211% или на 383 тыс. руб., что естественно связано с увеличение объемов продаж.
В целом с января по май 2008 года обороты компании стабильно росли. Показатели валовой прибыли достаточно высокие, т.е. несмотря на достаточно большие накрутки (35 – 40%), продукция магазина пользовалась спросом, о чем свидетельствует растущий с каждым месяцем объем продаж.
Таблица 2
Основные экономические показатели деятельности магазина «Х»
в январе-мае 2009 г.
Показатель |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
Отклонение май/январь 2008г. | |
Абс. (+/-) |
Относ. % | ||||||
Количество сотрудников |
16 |
16 |
16 |
15 |
15 |
-1 |
93,8% |
Выплачено заработной платы (оклады, премии) |
366 683 |
309 059 |
238 184 |
175 955 |
191 951 |
-174 732 |
52,3% |
Налоги (ЕСН – 26%) |
95 338 |
80 355 |
61 928 |
45 748 |
49 907 |
-45 430 |
52,3% |
Суммарные затраты на оплату труда |
462 021 |
389 414 |
300 112 |
221 703 |
241 858 |
-220 162 |
52,3% |
Средняя заработная плата |
22 918 |
19 316 |
14 887 |
11 730 |
12 797 |
-10 121 |
55,8% |
Выручка |
4 779 704 |
4 297 004 |
2 864 892 |
3 075 104 |
3 350 397 |
-1 366307 |
71,4% |
Себестоимость |
3 414 074 |
3 069 289 |
2 046 351 |
2 196 503 |
2 438 141 |
- |
- |
Коммерческие расходы |
402 306 |
405 861 |
412 075 |
403 940 |
409 267 |
6 961 |
101,7% |
Валовая прибыль |
501 303 |
432 440 |
106 354 |
252 958 |
324 131 |
-177 172 |
64,7% |
С января по май 2009 года численность персонала уменьшилась на одного человека. Затраты на оплату труда уменьшились на 48% из-за введения новой системы оплаты труда. Экономия на заработной плате и налогах составила 220 тыс. руб., средняя заработная плата сотрудника уменьшилась на 45%, при этом объем продаж снизился на 1,37 млн. руб., хотя он должен был возрасти, поскольку весна-лето это начало сезонных продаж. В марте 2009 года была введена новая система оплаты труда, результаты которой видны сразу по выручке магазина. В марте по сравнению с январем 2009 года выручка упала на 1 914 тыс. руб. (40%), а в мае по сравнению с январем на 1 366 тыс. руб. (30%). Валовая прибыль в мае по сравнению с январем 2009 года уменьшилась на 177 тыс. руб. или на 35%.
Несмотря на действие экономического кризиса, спрос на сантехническую продукцию возрос, поскольку люди предпочитают улучшить свои условия проживания, нежели держать денежные средства на руках, а также, потому что цены на сантехническую продукцию снизились, что также стимулирует потребителя проводить ремонтные работы. Так, в январе 2009 по сравнению с январем 2008 года выручка магазина увеличилась на 1 887 тыс. руб. или на 35,6%. Магазин открылся в сентябре 2007 года и за время своей работы стал более известен и наработал базу постоянных клиентов – этим можно объяснить такое увеличение выручки магазина.
Сравнение основных показателей деятельности магазина по периодам: январь 2008 – январь 2009, май 2008 – май 2009, представлены в табл. 3. Численность сотрудников в мае 2009 по сравнению с маем 2008 года уменьшилась на 5 человек, это сокращение связано с уменьшение торговой площади. Затраты на оплату труда уменьшились на 181 тыс. руб. или на 43%. А объем продаж уменьшился на 1 887 тыс. руб. или на 35,6%. Коммерческие расходы уменьшились на 76,7 тыс. руб. (84,2%). Валовая прибыль уменьшилась на 281 тыс. руб. или на 46,4%.
Сравнение произошедших изменений в январе 2009 года с январем 2008 года показывают, что все экономические показатели выросли. Несмотря на увеличение затрат на оплату труда 85 тыс. руб. (23%), выручка магазина выросла на 1 286 тыс. руб. или на 36,8%. Это свидетельствует об интенсивном росте и положительной динамике магазина, несмотря на сложные экономические условия. Но уже в мае 2009 года по сравнению с маем 2008 года, при том что май 2008 года не отличался высокими результатами, наблюдается снижение всех экономических показателей. В марте 2009 года компания проводила политику сокращения затрат, но при этом особой экономии она не добилась, поскольку и выручка магазина существенно снизилась на 45%.
Таблица 3
Сравнение основных показателей деятельности магазина по периодам:
январь 2008 – январь 2009, май 2008 –май 2009
Показатель |
январь 2008 |
январь 2009 |
Отклонение январь 2009 г./январь 2008г. |
май 2008 |
май 2009 |
Отклонение май 2009г./май 2008г. | ||
Абс. (+/-) |
Относ. % |
Абс. (+/-) |
Относ. % | |||||
Количество сотрудников |
20 |
16 |
-4 |
80,0% |
18 |
15 |
-3 |
83,3% |
Выплачено заработной платы (оклады, премии) |
298 571 |
366 683 |
68 112 |
122,8% |
335 961 |
191 951 |
-144 010 |
57,1% |
Налоги (ЕСН – 26%) |
77 628 |
95 338 |
17 709 |
122,8% |
87 350 |
49 907 |
-37 443 |
57,1% |
Суммарные затраты на оплату труда |
376 199 |
462 021 |
85 821 |
122,8% |
423 311 |
241 858 |
-181 453 |
57,1% |
Средняя заработная плата |
14 929 |
22 918 |
7 989 |
153,5% |
18 665 |
12 797 |
-5 868 |
68,6% |
Выручка |
3 493 934 |
4 779 704 |
1 285 770 |
136,8% |
5 300 470 |
3 413 397 |
-1 887 073 |
64,4% |
Себестоимость |
2 495 667 |
3 414 074 |
- |
- |
3 786 050 |
2 438 141 |
- |
- |
Коммерческие расходы |
440 230 |
402 306 |
-37 924 |
91,4% |
486 012 |
409 267 |
-76 745 |
84,2% |
Валовая прибыль |
181 837 |
501 303 |
319 466 |
275,7% |
605 097 |
324 131 |
-280 966 |
53,6% |
Прибыль магазина в мае
2009 года составила 324 тыс. руб., для сети
магазинов это низки показатель
Такой важный показатель для персонала как заработная плата заработная плата стабильно рос на протяжении 2008 года, и уже в 2009 году он был снижен. Средняя заработная плата составила 12 797 руб., что на 5 868 руб. меньше, чем в мае 2008 года, и на 10 121 руб. меньше, чем в январе 2009 года.
Проведенные компанией меры показывают негативное воздействие новой системы оплаты труда, т.к. наблюдается снижение объемов продаж, что напрямую влияет на деятельность всей сети магазинов и ее существование вообще. Несмотря на действие экономического кризиса в январе, феврале 2009 года уровень продаж был достаточно высок, это свидетельствует о том, что стабильно высокий объем продаж возможен, при правильно простроенной системе материального стимулирования.
Далее перейдем непосредственно к анализу систем материального стимулирования труда 2008 и 2009 года, их сравнению и выявлению проблемных зон.
В магазине применяется повременно-премиальная система оплаты труда. Составляющими оплаты труда и материального стимулирования сотрудников компании являются:
Исходя из составляющих оплаты труда, формируется фонд оплаты труда компании.
В сети магазинов «Х» в 2008 году была проведена оценка персонала, согласно которой сотрудникам, прошедшим оценку присваивалась определенная категория, вследствие чего устанавливалась соответствующая надбавка к окладу (см. табл. 4).
Таблица 4
Зависимость надбавки к заработной плате в зависимости
от категории сотрудника
% от максимально возможного балла по оценке |
Категория |
% надбавки к зарплате |
Коэффициент |
90% - 100% |
1 категория |
30% |
1,3 |
80% - 89,9% |
2 категория |
20% |
1,2 |
70% - 79,9% |
3 категория |
10% |
1,1 |
< 70% |
4 категория |
0% |
1 |