Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 10:33, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы: изучить роль мотивации в эффективной работе предприятия, провести анализ системы мотивации трудовой деятельности МАУЗ «Стоматологическая поликлиника №1» г. Белгорода и разработать рекомендации по ее совершенствованию.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- исследовать основные методы мотивации и их достоинства и недостатки;
- рассмотреть стратегию и методы стимулирования персонала;
- проанализировать организацию системы мотивации МАУЗ «Стоматологическая поликлиника №1» г. Белгорода и выявить, необходимо ли применять мотивацию;
Введение 3
Глава 1. Роль мотивации в эффективной работе предприятия 5
1.1 Содержание мотивации трудовой деятельности предприятия 5
1.2 Процессуальные и содержательные теории мотивации 9
1.3 Стратегии и методы стимулирования персонала 21
Глава 2. Анализ системы мотивации МАУЗ «Стоматологическая поликлиника №1» 26
2.1 Анализ внутренней и внешней среды организации 26
2.2 Оценка организации системы мотивации 36
Глава 3. Совершенствование системы мотивации трудовой деятельности персонала МАУЗ «Стоматологическая поликлиника №1» 43
3.1 Оценка факторов мотивации 43
3.2 Рекомендации по совершенствованию системы мотивации и стимулирования 48
Заключение 52
Список использованных источников 54
Один из наиболее важных выводов Портер и Лоулера состоит в том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Это прямо противоположно тому, что думает на этот счет большинство менеджеров. Они находятся под влиянием ранних теорий человеческих отношений, полагавших, что удовлетворение ведет к достижению высоких результатов в труде или, говоря другими словами, более довольные рабочие трудятся лучше. Портер и Лоулер, напротив, полагают, что чувство выполненной работы ведет к удовлетворению и способствует повышению результативности. Модель Портера-Лоулера представлена на рисунке 4.
Исследования, как представляется, подтверждают точку зрения Портера и Лоулера о том, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его. В итоге, модель Портера – Лоулера внесла основной вклад в понимание мотивации. Она показала, в частности, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей. Эта модель показывает также, насколько важно объединить такие понятия как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие в рамках единой взаимосвязанной системы.
Рисунок 4. Модель Портера – Лоулера
К процессному подходу принадлежит также теория постановки целей, основным автором которой является Э. Локк [24,с.228]. Эта теория исходит из того, что люди в той или иной степени воспринимают цель организации как свою собственную и стремятся к ее достижению. Если цели реальны, конкретны, ясны, приемлемы для работника, то, чем они выше, тем, как правило, упорнее он будет к ним стремиться. При этом он получает удовлетворение от процесса выполнения работы, и, несмотря на сложность, сумеет добиться в ней больших результатов. Достижение последних, в свою очередь, повышает мотивацию, а неуспех ее снижает.
К теории постановки целей близка по духу концепция партисипативного управления, исходящая из того, что человек получает удовлетворение от участия в делах организации. В результате он работает не только с повышенной эффективностью, но и максимально раскрывает свои способности и возможности. В рамках партисипативного управления рядовые работники получают право самостоятельно принимать решения о методах выполнения поставленных задач, привлекаются к консультированию по специальным вопросам, участвуют в рационализаторстве и изобретательстве, деятельности специальных творческих групп; получают возможность самостоятельно контролировать свою работу. На практике все эти формы используются совместно в той или иной пропорции в зависимости от характера организации и специфики внутренних процессов в ней.
Стратегия – подробный всеобъемлющий комплексный план, разрабатываемый с тем, чтобы обеспечить выполнение миссии и достижение целей организации [12,c.238].
Миссия – в планировании основная общая цель или задача организации [12,c.643].
Цели - в организации это конкретные конечные состояния или желаемые результаты деятельности группы [12,c.650].
Под стратегией предприятия – понимается комплекс политических установок предприятия и перспективных программ действий, в рамках которых планируется достижение цели.
Цели и стратегии
Существуют три основных подхода к выбору мотивационной стратегии:
1. Стимул и наказание: люди работают за вознаграждение: тем, которые работают хорошо и много, платят хорошо, а тем, кто работает еще больше, платят тоже больше. Тех, кто не работает качественно, наказывают.
2. Мотивирование через саму
3. Систематическая связь с
Используются следующие
- использование денег как вознаграждения и стимула;
- наложение взысканий;
- развитие сопричастности;
- мотивирование через саму работу;
- вознаграждение и признание достижений;
- упражнение в руководстве;
- поощрение и вознаграждение групповой работы;
- обучение и развитие
- ограничение, лимитирование отрицательных факторов.
Деньги в качестве зарплаты или других форм вознаграждения — очевидная форма награды. Исследования показали, что деньги наиболее привлекательны для определенной группы сотрудников (25%) — молодых, напористых, мобильных профессионалов, по сравнению с другими группами лиц, которые предпочитают престиж и статус (19%) или удобства безопасной жизни и общения с приятелями (18%) [20,c.102]. Ясно, что все люди нуждаются в деньгах, и требуется им платить необходимую сумму для привлечения и удержания в организации. Единственным исключением выступают немногочисленные ситуации, когда внутренняя привязанность к работе превалирует над финансовыми соображениями. Чтобы эффективно использовать деньги как мотиватор и избегать их воздействия как демотиватора, следует: а) платить конкурентную зарплату для привлечения и удержания специалистов; б) давать такую зарплату, которая отражает стоимость работы для компании на основах справедливости; в) связать плату с качеством исполнения или результатом [9,13,15,17].
В основе большинства методов
Понятие стимул трудовой деятельности
подразумевает реально существу
Решение вопроса, какие именно из методов
активизации и в каком сочетани
Совокупность приемов и
Основные принципы формирования стратегии активизации деятельности персонала:
- выбор каждого из методов активизации должен быть реально обоснован;
- главный критерий отбора того или иного метода активизации – его соответствие конкретным потребностям работников;
- для каждого стимула трудовой деятельности, предполагаемым каким-либо из выбранных методов активизации, у организации должна существовать реальная база;
- достичь необходимо не максимальной, а оптимальной активности персонала с таким уровнем физических и моральных затрат работника, который компенсируется существующей в организации системой восстановления работоспособности;
- применяемые методы активизации должны обеспечить возможность каждому работнику наиболее полно реализовать свои творческие и профессиональные способности на занимаемой должности;
- полезно интересоваться мнением работников о предполагаемых изменениях в стратегии.
Использование механизмов поощрения предполагает правильную оценку деятельности персонала. Многие руководители недооценивают важность определения качества работы сотрудника. Между тем эта тема важна с точки зрения активизации деятельности. Если говорить о применении для активизации методов, основанных на стимулах труда, то корректное персональное распределение этих стимулов предопределяет их действенность. Часто сам процесс оценки весьма сложен и занимает много времени, но правильная и регулярная оценка работы сотрудника даже сама по себе является существенным стимулирующим фактором. Осознавая свои ошибки и просчеты, большинство сотрудников стремятся работать лучше; но если оценка имеет целью определить поощрение персоналу, она вдвойне эффективна [20,c.65].
Оценка качества, степени активности выполняемой сотрудниками работы является обычно непрерывным процессом, может производиться в различных формах. Ее целью является:
- описание и фиксация в
- сравнение полученных
- определение по итогам оценки форм и размеров поощрения сотрудника.
Наиболее эффективной с точки зрения содействия активности труда считается «формальная» система оценки работы персонала, или аттестация. В последние годы она приобретает все большее распространение в зарубежных фирмах. Использование этой системы во многом позволяет избежать субъективности в оценке работы сотрудников [19,c.201].
Главное назначение аттестации — не контроль исполнения (хотя это тоже очень важно), а выявление резервов повышения уровня отдачи работника. По итогам результатов аттестации по оценке труда, можно выявить работников, не удовлетворяющих стандартам труда, работников, удовлетворяющих стандартам труда и работников, существенно превышающих стандарты труда.
Муниципальное автономное учреждение здравоохранения «Стоматологическая поликлиника №1» г. Белгорода – это крупнейшее в центрально-черноземном регионе специализированное лечебное учреждение, оказывающее стоматологическую помощь на самом высоком уровне жителям Белгородской области и других регионов России.
Поликлиника работает в системе Обязательного Медицинского Страхования (ОМС), Добровольного Медицинского Страхования (ДМС), а также оказывает платные стоматологические услуги с использованием инновационных технологий и методов лечения.
МАУЗ «Стоматологическая поликлиника №1» является учебно-методическим центром для стоматологических лечебно – профилактических учреждений Белгородской области государственного и коммерческого профиля.
На базе поликлиники проводятся выставки, конференции, семинары, курсы повышения квалификации, рецензирование аттестационных дел всех врачей стоматологов Белгородской области. Работает врачебная комиссия.
В отделениях платных услуг работают только врачи первой и высшей категорий, которые повышают свой профессиональный уровень.
Девиз поликлиники: «Постоянный рост врачебного мастерства каждого члена коллектива».
Работа стоматологического учреждения организована таким образом, чтобы обеспечить комфортное и безопасное лечение с соблюдением самых высоких современных стандартов. Используются новейшие разработки для защиты пациентов и персонала по программам — анти - СПИД и анти - гепатит.
В поликлинике функционируют единственные на стоматологическом рынке г. Белгорода рентгенологическое и физиотерапевтическое отделения.
В настоящее время в поликлинике работает 323 человека, из них 101 врачей-стоматологов различной квалификации, 7 гигиенистов, 37 зубных техников, 60 медицинских сестер, 23 ассистента врача- стоматолога, 26- младшего медицинского персонала и прочего персонала 91 человек. Поликлинику возглавляет заслуженный врач РФ, кандидат медицинских наук, врач – стоматолог высшей категории Стародубцев Виктор Гаврилович.
Врачебный прием ведется по специальностям:
Дополнительные методы исследования и лечения:
Прием проводится для жителей всех районов города Белгорода на одинаковых условиях обслуживания (кроме льготного), а также иногородних жителей Российской Федерации.
МАУЗ «Стоматологическая поликлиника №1» оснащена новейшим стоматологическим оборудованием, постепенно производится обновление интерьера внутри здания согласно всем санитарно-эпидемиологическим нормам, а также европейским стандартам.