Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 00:48, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что конфликты - неотъемлемая часть жизни каждого человека и человеческого общества в целом.
Новизна во всестороннем рассмотрении вариантов разрешения внутриличностных конфликтов с позиций различных авторов и теорий, их сравнительный анализ.
Цель - раскрыть понятие внутриличностного конфликта, выявить его причины и последствия и рассмотреть способы разрешения внутриличностных конфликтов.
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
(ГБОУ ВПО СибГМУ
Факультет поведенческой медицины и менеджмента
Кафедра клинической психологии и психотерапии
Зав. кафедрой ________д-р мед. наук А.Н. Корнетов
СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА
(курсовая работа)
Автор работы: студентка 3 курса,
6001 гр., Бикчентаева В.Р.
__________________
Научный руководитель: ассистент кафедры КПП, Морева Светлана Александровна
___________________________
Содержание
Введение
Актуальность данной работы заключается в том, что конфликты - неотъемлемая часть жизни каждого человека и человеческого общества в целом.
Новизна во всестороннем рассмотрении вариантов разрешения внутриличностных конфликтов с позиций различных авторов и теорий, их сравнительный анализ.
Цель - раскрыть понятие внутриличностного конфликта, выявить его причины и последствия и рассмотреть способы разрешения внутриличностных конфликтов.
Задачи
-раскрыть понятие
-выявить его причины и последствия
-рассмотреть способы разрешения внутриличностных конфликтов
Объект - личность человека во всем ее многообразии и богатстве проявлений.
Предмет - внутриличностный конфликт как внутреннее противоречие между 2 силами направлениями личности
методол основа принципы
теорет обоснование перечисл существ теорий
харка выборки исследов
методы исслед
новизна что уже известно а какие есть пробелы и заполняет их автор исслед
практическая значимость
Глава 1. Понятие внутриличностного конфликта
Проблема исследования внутриличностных конфликтов уже длительное время остается в центре внимания психологов: большинство проводилось и проводится в школе психоанализа. Первыми исследовались больные истерическим неврозом, однако многочисленные научные данные свидетельствуют о том, что внутренние конфликты могут испытывать и здоровые в психическом отношении личности. [красильников личность с внутрил конфл]
Внутриличностный конфликт присущ внутренней структуре личности и есть абсолютно нормальное явление. Структура любой личности характеризуется внутренними противоречиями и борьбой между различными мотивами. Главное, чтобы эта борьба не нарушала, а способствовала гармоничности личности, «ведь гармоническая личность вовсе не есть личность, не знающая никакой внутренней борьбы». [влияние конфл на самоактуализ]
Внутриличностный конфликт — столкновение равных по силе, но противоположно направленных личностных мотивов, потребностей, интересов.
[дмитриев конфликтология]
Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т. д.), представленные в сознании индивида соответствующими переживаниями (Краткий психологический словарь, 1985, с. 152). Конфликты этого вида в психологической литературе обозначаются как внутриличностные, личностные, внутренние, интрасубъектные, интраперсональные, наконец, как просто психологические. Все указанные понятия фактически используются как синонимичные.
Личностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.[гришина психология конфликта].
Научное изучение внутриличностных конфликтов началось в конце XIX в. Считается, что философы-этики в этом плане опередили психологов, поскольку категория морального внутриличностного конфликта получила уже достаточно солидное отражение в философской литературе. Проблемы патологических изменений в психике и организме человека в результате переживания критических ситуаций давно разрабатываются психиатрией и биологией. В психологии в течение XX в. накоплен значительный теоретический и эмпирический материал по проблеме внутриличностных конфликтов.[анцупов, шипилов].
Разработка проблемы внутриличностного конфликта связано в первую очередь с именем основателя психоанализа — австрийского ученого Зигмунда Фрейда (1856 — 1939), раскрывшего биопсихологический и биосоциальный характер внутриличностного конфликта. [конфликтология]
Согласно его взглядам, конфликт объясняется сущностью человека. В человеке с момента рождения борются противоположные инстинкты, определяющие его поведение: эрос (инстинкт жизни, самохранения, сексуальный инстинкт) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, разрушения). Внутриличностный конфликт является следствием постоянной борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба, по З. Фрейду, проявляется в амбивалентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который может проявляться (вылиться) в неврозе. [емельянов]
Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена 3. Фрейдом в его взглядах на структуру личности. Внутренний мир человека включает в себя три инстанции: Ид (Id), Эго (Ego) и Супер-Эго (Super-Ego).
Ид представляет собой первичную, врожденную инстанцию, изначально иррациональную и подчиненную принципу удовольствия. Ид проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и реакциях. Эти неосознанные влечения и являются движущей силой конфликта.
Эго — это разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Ид Эго приводит в соответствие с требованиями реальной действительности, то есть требованиями принципа реальности.
Супер-Эго — это «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности.[емельянов]
Согласно представленной структуре личности, конфликт возникает между Ид и Супер-Эго. Этот конфликт должен быть разрешен Эго, вследствие чего оно и прибегает к различным защитным механизмам (Основным механизмом такой защиты он считает сублимацию, то есть преобразование сексуальной энергии человека в социально приемлимые виды его деятельности). [красильников ценностная конфликтность]. Если Эго не смогло разрешить противоречие между Ид и Супер-Эго, то у человека возникают глубокие переживания, характеризующие внутриличностный конфликт.
З. Фрейд считает, что человек
постоянно находится в
А. Адлер, рассматривал внутренний конфликт как присущий невротическим личностям. В некоторых положениях был не согласен с теорией Фрейда. Например, по его мнению, либидо не является движущей силой развития конфликта. "тк если следовать этому положению, то невротик собственно говоря, может следовать соблазну получения удовольствия только благодаря своей, так сказать, здоровой психической энергии, в то время как "более высокие цели" считаются невротическими". (здесь скорее всего речь о сублимации).
Адлер считает, что личность формируется в первые годы жизни человека. Внутренний конфликт он связывает с природной неполноценностью ребенка (недоразвитии органов), вследствие чего формируется комплекс неполноценности, понижается самооценка и возрастает чувство неуверенности. Но именно невысокая самооценка приводит к развертыванию борьбы за самоутверждение, которая принимает несравненно более резкие формы, чем можно было бы ожидать. Человек все свои психические силы затрачивает на компенсацию чувства неполноценности, старается подстроится под изменяющиеся требования и нормы. У него проявляется стремление к превосходству, к силе, к власти, что противоречит его неполноценности. Вследствие этого личности такого человека присуща некая двойственность, которая и порождает внутриличностный конфликт и является причиной неврозов. [адлер о нервическом характере].
Адлер выделил периоды и события, опасные для описанной противоречивой личности.
I. Поиски половых различий,
неясное понимание собственной
половой роли, сомнение в своей
мужественности обусловливают
II. Начало менструаций.
III. Сроки менструации.
IV. Половые сношения, мастурбация.
V. Способность к браку и супружество.
VI. Беременность.
VII. Послеродовый период и лактация.
VIII. Климакс, снижение потенции, старость.
IX. Экзамены, выбор профессии.
X. Угроза смерти и утрата близких.
Все эти периоды и события
усиливают или изменяют предварительные
жизненные установки. Они связаны
общим ожиданием новых, обязательно
социальных, явлений, к которым невротик
не вполне готов из-за недостаточно
сформированного социального
В отличие от Фрейда, который считает, что конфликт присущ человеку по природе, А. Адлер приписывает его лишь определенной личности: "Чувство неуверенности есть то, что вынуждает невротика усиленно привязываться к фикциям, ориентациям, идеалам, принципам. Эти ориентации видятся и здоровому человеку. Но для него они modus dicendi, трюк, чтобы различать верх и низ, левое и правое, хорошее и плохое, и у него хватает объективности в момент принятия решения освободиться от этих абстрактных фикций".
Итак, по мнению А. Адлера, из
конституциональной неполноценности
и из действующих подобно ей факторов
детства вырастает чувство
В отличие от З. Фрейда и А. Адлера, теория Юнга более сложна во многих отношениях. Личность, по Юнгу, - чрезвычайно сложная структура. Сложность не только в том, что в нее входит огромное количество компонентов, но и в том, что отношения между ними очень запутаны. По Юнгу, личность (душа, психика, "психологическая личность") состоит из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем. Наиболее важные: эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима и анимус, тень. Кроме этих взаимосвязанных систем, существуют установки - интроверсия и экстраверсия, и функции - мышление, чувство, ощущение и интуиция. Наконец, существует самость - центр всей личности [васильев психолог природа внутриличн конфликта]
Четыре элемента (тень, анима, анимус, Архетип Мудрого старца (мужск.) /архетип хтонической Матери (женск.).) согласно Юнгу, образуют полуимманентную и полутрансцендентную четверицу, архетип самости, содержания которого, согласно психологической природе бессознательного, проявляясь, как эмоционально-чувственные переживания, входят в конфликт с эго и, расщепляя его, создают, проблему внутриличностного конфликта в виде отрицательных дистрессовых последствий.
Из сказанного выше на механизм воздействия содержаний архетипа четверицы (самости) на эго, проявляющиеся у индивида в виде эмоционально-чувственных переживаний, – это и есть механизм формирования внутриличностного конфликта по К. Юнгу. [васильев, механизм формирования внутр конфликтов].
Для Юнга внутренний конфликт – есть результат расщепления Эго (Я) между тезисом (Сознанием) и антитезисом (Бессознательным). В целях освобождения от данного дискомфорта, Эго ухватывается за посредствующую основу, освобождающую от расщепленности – трансцендентную функцию. [теор юнга]
Э. Фромм, представитель неофрейдизма, рассматривает внутриличностный конфликт с позиции "экзистенциальный дихотомии". Он считает, что человеческую сущность невозможно полностью определить через какое бы то ни было одно главное качество, например, добро или зло. Человеческое существование настолько противоречиво, что его можно описывать только с помощью противоположных категорий, которые в конечном счете сводятся к основной биологической дихотомии между инстинктами, которых человеку недостает, и самосознанием, которого бывает в избытке.
Он делает вывод о наличии
противоречий, содержащихся в природе
человека, поэтому они не могут
быть преодолены: проблемы жизни и
смерти, ограниченность жизни, огромные
потенциальные возможности
Э. Фромм считает, что в дальнейшем человек с помощью рационализации устраняется от осознания конфликта, и конфликт проявляется неосознанно в форме сильного стресса, невротических симптомов или чувства вины по совершенно иным, придуманным причинам. [фромм анатомия человеческой деструктивности]
Карен Хорни, немецко-американский психоаналитик, будучи последователем психоанализа, в некоторых аспектах не согласна с Фрейдом. В частности, она утверждает, что компульсивные влечения, определяемые Фрейдом как движущие силы конфликта у всех людей, свойственны невротическим личностям и называет их невротическими наклонностями. Они порождаются чувствами страха, беспомощности, враждебности, вызваны тревогой, направлены на получение безопасности.
Информация о работе Способы разрешения внутриличностного конфликта