Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 00:48, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что конфликты - неотъемлемая часть жизни каждого человека и человеческого общества в целом.
Новизна во всестороннем рассмотрении вариантов разрешения внутриличностных конфликтов с позиций различных авторов и теорий, их сравнительный анализ.
Цель - раскрыть понятие внутриличностного конфликта, выявить его причины и последствия и рассмотреть способы разрешения внутриличностных конфликтов.
Внутриличностный конфликт возникает из-за расстройств в человеческих отношениях, вызваны культурными факторами [невротич личность нашего времени]. Она выделяет конфликты между противоборствующими желаниями, желанием и обязательством, а также между двумя ценностями. Вид, сфера действия и интенсивность таких конфликтов (между множестом ценностей) определяются большей частью той цивилизацией, в которой мы живем.
Человек стремится разрешить внутренний конфликт движением к людям, от людей или против них. (бессознатеьно избирает стратегию движение от, к или против юдей).
Двигаясь к людям, он признает
собственную беспомощность и
вопреки своему отчуждению и страхам
пытается завоевать их любовь, опереться
на них. Только таким образом он может
чувствовать себя безопасным с ними.
Если между членами общества существуют
разногласия, то он примкнет к наиболее
могущественной группировке или
группе членов. Подчиняясь им, он получает
чувство принадлежности и поддержки,
которое позволяет ему
Когда человек движется против людей, он принимает и считает само собой разумеющимся состояние вражды с окружающими его людьми и побуждается сознательно или бессознательно к борьбе с ними. Он решительно не доверяет чувствам и намерениям других в отношении самого себя. Он хочет быть более сильным и нанести им поражение, частично для своей собственной защиты, частично из-за мести.
Когда он движется от людей, он не хочет ни принадлежать ни бороться; его единственное желание — держаться в стороне. Ребенок чувствует, что у него не очень много общего с окружающими его людьми, что они совсем его не понимают. Он строит мир из самого себя — в соответствии со своими куклами, книгами и мечтами, своим характером.[хорни]
Однако все это не приводит к истинному разрешению конфликта, которое, по мнению хорни, заключается в изменении тех внутренних условий личности, которые привели к их возникновению.[хорни].
Не случайно, что конфликт, который берет начало с нашего отношения к другим, с течением времени распространяется на всю личность в целом. Человеческие отношения имеют настолько решающий характер, что они не могут не влиять на качества, которые мы приобретаем, на цели, которые мы себе ставим, на ценности, в которые мы верим. В свою очередь, качества, цели и ценности сами воздействуют на наши отношения с другими людьми, и, таким образом, все они находятся в сложном переплетении друг с другом.[хорни]
Большой вклад в изучение проблемы внутриличностного конфликта внес немецкий психолог Курт Левин (1890—1947), который определил его как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно-направленные силы равной величины. В этой связи он выделил три типа конфликтной ситуации.
Мотивационно-полевая модель внутриличностного конфликта
1. Человек находится между двумя положительными валентностями примерно равной величины (рис. 1). Это случай буриданова осла, умирающего от голода между двумя стогами сена.
В общем этот тип конфликтной ситуации разрешается относительно легко. Подход к одному привлекательному объекту сам по себе часто бывает достаточным, чтобы сделать этот объект доминирующим. Выбор между двумя приятными вещами в общем легче, чем между двумя неприятными, если только это не касается вопросов, имеющих глубокое жизненное значение для данного человека.
Иногда такая конфликтная ситуация может привести к колебанию между двумя привлекательными объектами. Очень важно, что в этих случаях решение в пользу одной цели изменяет ее валентность, делая ее слабее, чем у цели, от которой человек отказался.
. Схематично эту конфликтную ситуацию можно представить на следующем рисунке:
где Л — личность, — сила 1, — сила 2.
2. Второй фундаментальный
тип конфликтной ситуации
3. Наконец, может случиться
так, что один из двух
[психология личности. тексты. гиппентрейтер энд конфликтология]
1 Буриданов осел —
парадокс абсолютного
Дальнейшее развитие теория внутриличностного конфликта получила в трудах представителей гуманистической психологии. Один из лидеров этого направления — американский психолог Карл Роджерс (1902—1987). Фундаментальным компонентом структуры личности, считает он, является «Я-концепция» — представление личности о самой себе, образ собственного «Я», формирующийся в процессе взаимодействия личности с окружающей средой. На основе «Я-концепции» происходит саморегуляция поведения человека.
Но «Я-концепция» часто не совпадает с представлением об идеальном «Я». Между ними может происходить рассогласование. Этот диссонанс между «Я-концепцией», с одной стороны, и идеальным «Я» — с другой, и выступает как внутриличностный конфликт, который может привести к тяжелому психическому заболеванию. [конфликтология]
А.Маслоу. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999
маслоу(невроз как неудача личностного роста,книга ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА)
Широкую известность получила концепция внутриличностного конфликта одного из ведущих представителей гуманистической психологии американского психолога Абрахама Маслоу (1908—1968). Ученый считает, что практически в каждом человеке и, безусловно, почти в каждом новорожденном младенце присутствует активное стремление к здоровью, импульс к росту, к осуществлению возможностей человека. Это проявляется в потребности в самореализации, высшей, по А. Маслоу. Однако в действительности очень мало людей действительно реализуют эту потребность. Этот разрыв между стремлением к самоактуализации и реальным результатом и лежит в основе внутриличностного конфликта.
Еще одна из известных теорий внутриличностного конфликта принадлежит В. Франклу — австрийскому психиатру и психологу, профессору неврологии и психиатрии Венского университета (с 1955). Он является создателем нового направления в психотерапии — логотерапии, в центре которой стоит задача помочь человеку в его поисках смысла жизни. Согласно данной теории борьба за смысл жизни является основной движущей силой для человека. Поэтому В. Франкл говорит о «стремлении к смыслу» в противовес «стремлению к удовольствию», на котором сконцентрирован фрейдовский психоанализ, а также в противовес «стремлению к власти», выделяемому адлеровской психологией. [гиппенр]
Однако не всем удается обнаружить смысл жизни и это проявляется в «экзистенциальной фрустрации» или "экзистенциальном вакууме", мучительном чувстве бесцельности, бессмысленности и пустоты. Именно экзистенциальная фрустрация является причиной внутриличностных конфликтов, которые выражаются с наибольшей силой в «ноогенных (нусогенных) неврозах» (от гр. noos — смысл).
По мнению автора теории, внутриличностный конфликт в виде ноогенного невроза возникает из-за духовных проблем и связан с расстройством «духовного ядра личности», в котором локализованы смыслы и ценности человеческого существования, играющие определяющую роль в поведении личности. Таким образом, ноогенный невроз – это расстройство внутренней структуры личности, вызванное экзистенциальным вакуумом, т.е. отсутствием у человека смысла жизни. [конфликтол]
Очевидно, что для разрешения внутриличностного конфликта показана логотерапия, которая призвана внести духовное измерение в человеческое существование. Задачей же является — проведение пациента через экзистенциальный кризис развития и роста.
Согласно логотерапии мы можем обнаружить смысл жизни (т.е. разрешить внутриличностный конфликт) тремя путями:
1) совершая дело (подвиг);
2) переживая ценности. Например, по В. Франклу смысл любви в том, что она является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать суть другого человека до того, как полюбил его.;
3) путем страдания. Смысл страдания в том, что человек готов даже страдать, при условии, что его страдание имеет смысл. В принятии неизбежности страдать жизнь обретает смысл в своей высшей точке, она сохраняет свой смысл буквально на грани. [гиппенрейтер тексты]
Суть теории Э. Эриксона (1902-1994) состоит в том, что он выдвинул и обосновал идею стадий психосоциального развития личности, на каждой из которых каждый человек переживает свой кризис. Но на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризисной ситуации, либо неблагоприятное. В первом случае происходит позитивное развитие личности, ее уверенный переход на следующий жизненный этап с хорошими предпосылками для его успешного преодоления. Во втором случае личность переходит в новый этап своей жизни с проблемами (комплексами) прошлого этапа. Все это создает неблагоприятные предпосылки развития личности и вызывает у нее внутренние переживания. [емельянов практикум по конфликтологии]
Успешное разрешение конфликта между неуспокоенностью и застоем в среднем возрасте означает поэтому только то, что личность переходит к оптимизму через пессимизм и предпочитает решение проблем, бесконечным сетованиям на жизнь [гиппенрейтер, массен]
Когнитивная модель внутриличностного конфликта
Один из представителей когнитивно-ориентированного направления в психологии Л. Фестингер, предложивший концепцию когнитивного диссонанса, считал, что в основе внутреннего конфликта лежит столкновение несовместимых (взаимоисключающих) представлений, знаний, взглядов личности. Он описывал когнитивный диссонанс как негативное состояние в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Субъективно когнитивный диссонанс переживается как дискомфорт. Поэтому личность стремится устранить его. [ценностная конфликтность,красильников].
Также и другие психологические школы занимались данным вопросом. В рамках бихевиоризма внутриличностный конфликт трактуется как плохая привычка, результат ошибочного воспитания (Д. Скинер). В работах необихевиористов (Н. Миллер, Дж. Доллард) конфликт определяется как фрустрация, т. е. реакция на препятствие.
Интеракционизм при анализе внутриличностного конфликта исходит из понимания его как конфликта ролей (А. Голднер).
Основатель концепции психосинтеза Р. Ассаджоли видит сущность внутриличностного конфликта в наличии острых противоречий внутри личности, снижающих цельность «Я».
Согласно гештальт-психологии, концепция неврогенеза утверждает, что существует огромное количество потребностей, которые ощущаются, когда происходит воздействие средового инновационного стимула. Инновационный стимул вызывает нарушения психического или физического равновесия организма. И при этом большинство из актуализировавшихся потребностей направлено на то, чтобы восстановить прежнее равновесие.
Полное равновесие соответствует четкой фигуре (гештальту); отклонение от равновесия, вызванное инновационным преобразованием, ведет к разрушению фигуры, размыванию четких границ между нею и фоном и формированию потребности, в случае недостижения которой формируется невроз.
Иногда потребность в стабильности и отсутствии инноваций удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и уступает место другому. Такая неотреагированная потребность становится, по Перлсу, причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. Полная блокировка незавершенных гештальтов может также привести к неврозу.
В большинстве зарубежных теорий внутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами, основу составляет категория противоречия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты (преодоление конфликта). Протекание внутриличностного конфликта связывается с негативными переживаниями. [анц, шипилов]
В отчественной психологии разработкой и исследованием проблемы внутриличностных конфликтов занимались А.Н.Леонтьев, А.Р. Лурия, В.С. Мерлин и другие.
Согласно теории А.Н. Леонтьева (1903—1979), содержание и сущность внутриличностного конфликта обусловлены структурой личности. Эта структура обусловлена противоречивыми отношениями, в которые вступает человек, осуществляя различные виды деятельности. Одна из важнейших характеристик внутренней структуры личности состоит в том, что любой человек, даже имеющий ведущий мотив поведения и основную цель в жизни, не может жить только одной какой-либо целью или мотивом. Также как и направленность личности, даже при наличии отчетливой ведущей линии жизни не остается единственной. Мотивационная сфера человека, по мнению А. Н. Леонтьева, всегда является многовершинной. Противоречивое взаимодействие этих «вершин» мотивационной сферы, различных мотивов личности и образует внутриличностный конфликт. (леонтьев деят-ть сознание личность, гиппенрейтер).
Информация о работе Способы разрешения внутриличностного конфликта