Способы разрешения внутриличностного конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 00:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что конфликты - неотъемлемая часть жизни каждого человека и человеческого общества в целом.
Новизна во всестороннем рассмотрении вариантов разрешения внутриличностных конфликтов с позиций различных авторов и теорий, их сравнительный анализ.
Цель - раскрыть понятие внутриличностного конфликта, выявить его причины и последствия и рассмотреть способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Файлы: 1 файл

kursovaya1 (1).docx

— 86.33 Кб (Скачать файл)

Во-первых, путем эмоционально-психологического моделирования достигается эмоционально-когнитивное  насыщение воображения до мобилизационной  готовности индивида на осуществление  данного процесса (т.е. мотивация) что  в себя включает:

• определение и выбор  цели,

• опредмечивание цели на основе позитивных эмоций,

• эмоциональное осознание  предмета как позитивного результата,

• осознание способов достижения предмета.

В совокупности данные компоненты придают предмету должную эмоциональную  значимость. Во-вторых, поскольку процесс  формирования отрицательных дистрессовых последствий, растянутый по пространству и времени – есть процесс неосознанный, то в силу необходимости соблюдения идентичности психологической природы позитивной контрмодели, мы обязаны соотносить нашу деятельность с инстанцией индивидуального бессознательного. Как отмечалось выше психологическая природа индивидуального Бессознательного – природа эмоциональная. Следовательно, эмоциональное моделирование – это и есть «язык» индивидуального Бессознательного, что нам и требуется для достижения цели.

В-третьих, касательно неэффективности  бессознательных защит индивидуального  «Я» – избегание и отстранение  – следует отметить, о необходимости  противопоставления им действий осознанных и целенаправленных, что и позволяет  нам осуществить эмоциональное  моделирование.

В-четвертых, принимая во внимание то, что инструментом познания и  освоения мира у человека является его когнитивная сфера, мы можем  сделать вывод в том, что, именно, посредством данного инструмента индивид формирует свой дистресс и, соответственно, его отрицательные последствия.

Эмоционально-психологическое  моделирование в процессе эмоционально-когнитивного насыщения воображения до уровня энергетической мобилизации организма  для решения индивидуальной проблемы, аналогичным образом задействует  данную сферу (иного природой не предусмотрено), что также указывает на оптимальность  данного метода.

В этом плане также интересна  эмоционально-образная терапия (Линде  Н.Д., профессор кафедры психологии развития и акмеологии МГУ). Это сравнительно новое направление психотерапии, которое позволяет достичь весьма быстрых и ценных результатов в области психосоматических расстройств и при коррекции тех или иных эмоциональных нарушений. Основная идея этого направления состоит в том, что эмоциональное состояние может быть выражено через зрительный, звуковой или кинестетический образ, а дальнейшая внутренняя работа с этим образом позволяет трансформировать исходное эмоциональное состояние. Автором были систематизированы многочисленные приемы работы с образами, позволяющие выявить структуру психологической проблемы и решить ее с помощью внутренней работы. Специальные психологические эксперименты показали, что в некоторых ситуациях испытуемый способен перепутать очень слабую (околопороговую) сенсорную стимуляцию со своими собственными воображаемыми представлениями. Эти исследования подтверждают теорию, предложенную еще Д. Юмом, согласно которой представления есть просто ослабленные чувственные образы.

Из вышесказанного следует, что существует связь между проблемой, соответствующей ей эмоцией и  образом, который формируется в  воображении, и что нереальный образ  несет в себе качества и ощущения, связывающие его с проблемой  или эмоцией.

Также на связь воображения  и разрешение внутреннего конфликта  указывает В.В. Старовойтов в статье "Психоанализ и творчество". Фрейд рассматривает творчество как продолжение и замену старой детской игры, в которой поэт создает мир, к которому относится очень серьезно, внося в него много увлечения, в то же время, однако, резко отделяя его от действительности. При этом творит отнюдь не счастливый человек, а только неудовлетворенный. Ибо чтобы в душе писателя или поэта развился образ, его должны обуревать сильные чувства, вызванные действием нерешенных внутренних конфликтов, которые ему необходимо отреагировать, чтобы от них освободиться, так как если бы бессознательное писателя не находило своей реализации в художественной фантазии, то энергия бессознательного тратилась бы на создание невроза. Не случайно, поэтому, Гёте любил говорить, что непреодолимое желание освободиться от собственных душевных мук заставило его написать роман «Страдания юного Вертера». Бунин также писал, что поэт не должен быть счастливым, ибо это «хуже для писания».

Свои конфликты поэт (писатель) может прорабатывать с помощью  создаваемых им образов, наделяя (путем  проекции и экстернализации) своих героев противоречивыми чертами своей личности. Чем глубже проработка характеров героев, тем больше вероятность освобождения поэта (писателя) от конфликтов и достижения им более зрелого отношения к жизни. Так, например, И.Д.Ермаков, характеризуя творческую манеру Пушкина, пишет о том, что «отзываясь и углубляясь во всякое своё побуждение, умея проецировать его вовне, в форме образов, всматриваясь в них, ища в них правды, художник снова приходит к правильному пониманию себя, а через себя и всего громадного окружающего его мира со всеми его сложностями и запутанностями»9). Рикёр также считал, что в телеологической диалектике образы черпают свой смысл из движения тотализации, которое устремляет их вперед за их пределы, что приводит к углублению самосознания, или Духа). При меньшей глубине проработки образов имеет место катарсис и временное освобождение от конфликтов, а при еще меньшем осознании временное облегчение наступает вследствие простого отыгрывания своих эмоций. Так как глубинные конфликты личности поэта (писателя) не прорабатываются достаточно глубоко и всесторонне в последнем случае, то каждое новое жизненное переживание снова может превращаться в патогенное, и для временного оздоровления поэту (писателю) вновь требуется художественное творчество, как об этом писала Лу Андреас Саломе, рассматривающая стихи Рильке как спонтанно найденный и ничем другим не заменимый способ излечения. Фрейд также считал, что человек может находить замену действию в языке, и благодаря этой замене аффект может быть отреагирован почти столь же эффективно. Если же человек лишен такой возможности отреагирования, сильные аффекты могут закончиться для него плачевно. Так, Гёте был потрясён гибелью молодой аристократки Кристель Лассберг, покончившей самоубийством на романтической почве, в кармане которой нашли «Страдания юного Вертера».

 И. В. Кочкарева в статье "Разрешение внутриличностного конфликта в процессе совладания с трудными жизненными ситуациями" также говорит о возможностях воображения и эмоций. Она полагает, что внутренний конфликт личности, представляющий собой борьбу равноценных смысловых образований, может быть разрешен в регуляции внутренней активности. Регуляция внутренней активности направлена на восстановление согласованности внешнего и внутреннего мира личности и представляет собой выбор одной из доминирующих смысловых позиций в рефлексируемых процессах переживания, обдумывания, проигрывания. Разрешение внутриличностного конфликта отражается на регуляции поведения субъекта — выборе и реализации стратегии совладания.

Для разрешения возникшего противоречия человек обращается к работе во внутреннем мире. Для того, чтобы осуществить выбор одной из ценностных позиций, субъект при участии образов воображения обживает возможные варианты разрешения внутреннего конфликта в различных жизненных контекстах: переживает конкретные события, си­туации, в результате чего они аффективно окраши­ваются, проживает их, подвергая анализу динамику возможных действий, проигрывает вероятные ре­шения в мысленном экспериментировании.

В процессах проигрывания, переживания, проживания человек как бы «встает над возникшей дилеммой», смотрит на неё со стороны и «примеряет» на трудную ситуацию пути её преодоления. Такая работа осуществляется благодаря рефлексии, где в процессах дифференциации и интеграции осуществляется постоянное сопоставление стремления к значимости и обживаемых смыслов, как программ поведения, для разрешения внутриличностного конфликта.

Преодолен внутренний конфликт будет тогда, когда осуществится восстановление согласованности внешнего и внутреннего миров человека, когда субъект найдет, определит для себя те личностные смыслы, которые, находятся в контексте его стремления к значимости и в иерархии ценностно-смыс­ловой сферы занимают ведущее место. Поскольку именно личностный смысл отражает как актуально значимое для человека, так и возможность реализации этого значимого. При этом эмоции «высвечивают», позволяют увидеть важное на субъективном уровне. Они являются индикатором правильности принятого решения для человека, что выражается в понимании важности, правильности и необходимости конкретных действий в сложившейся ситуации. В процессе такого рефлексивного «раскручивания» выбранная линия поведения наделяется эмоциями, человек не только понимает важность совладания, но и совершает необходимые действия для преодоления проблемы.

 

 

 

 

 


Информация о работе Способы разрешения внутриличностного конфликта