Способы развития навыков планирования в учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе были поставлены следующие задачи исследования.
1) изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования умений учебной деятельности младших школьников.
2) выявление путей формирования умений учебной деятельности младших школьников.
Объект исследования: процесс личностного становления младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования умений учебной деятельности младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.1.Особенности учебной деятельности младших школьников
2. Психологические особенности развития младших школьников
Глава 2. Комплекс педагогических условий формирования умений учебной деятельности младших школьников

Глава 3 .Экспериментальное исследование определение первичного уровня развития навыков у младших школьников
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

способы развития навыков планирования в учебной деятельности младших школьников.docx

— 98.69 Кб (Скачать файл)

В овладении действием  контроля большую помощь могут оказать  ребенку родители. На первых этапах школьной жизни первоклассника они  нередко практически полностью  берут функцию контроля на себя: проверяют у школьника тетради  с домашним заданием, заставляют отвечать устные уроки, собирают портфель, следят за соблюдением режима и пр. Школьный психолог должен подсказать родителям, что основная их задача состоит в  том, чтобы постепенно научить ребенка  самостоятельно контролировать себя в  учебной деятельности (а затем  и не только в ней).

Оценка. Оценка и отметка.

Оценка позволяет определить, в какой степени усвоен способ решения учебной задачи и насколько  результат учебных действий соответствует  их конечной цели. Оценка «сообщает» школьнику, решена или не решена им данная учебная  задача.

Оценка нетождественна отметке. Их различение является важным условием психологически грамотного построения и организации учебной деятельности. Оценка — это процесс оценивания, осуществляемый человеком; отметка  результатом этого процесса, его  условно-формальным отражением в баллах .

В традиционной практике школьного  обучения функция оценивания полностью  возложена на учителя: он проверяет  работу школьника, сравнивает ее с образцом, находит ошибки, указывает на них, высказывает суждение о результатах  учебной деятельности и т. д. Ученик же, как правило, освобожден от этого, и его собственная оценочная  активность не формируется.

Поэтому младшие школьники  нередко затрудняются судить о том, почему учитель поставил ту или иную отметку. В большинстве случаев  дети этого возраста не видят связи  между отметкой и собственными знаниями и умениями . Таким образом, если ребенок не участвует в оценивании результатов своей учебной деятельности, связь между отметкой и освоением содержания учебной деятельности остается для него скрытой.

Отметка, лишенная своего основания (содержательной оценки), приобретает  для ребенка самостоятельное, самодовлеющее  значение. В младших классах (особенно среди девочек) нередко наблюдается «коллекционирование» отметок: подсчитывается, сколько получено «пятерок», «четверок» и т. д.

Отметка становится для младших  школьников важнейшим мотивом учебной  деятельности. По существу, многие дети учатся ради отметок. Усиление мотивационной  роли отметки происходит в ущерб  развитию собственно познавательных мотивов.

Школьная отметка как  мощный мотивационный фактор влияет не только на познавательную деятельность, стимулируя или затормаживая ее. Отметка  глубоко затрагивает всё сферы  жизни ребенка. Приобретая особую значимость в глазах окружающих, она превращается в характеристику личности ребенка, влияет на его самооценку, во многом определяет систему его социальных отношений в семье и школе. Для окружающих ребенка людей — родителей, родственников, учителей, одноклассников — очень существенно, «отличник» ребенок или, скажем, «троечник», при этом престиж первого из них несопоставим со спокойным безразличием ко второму.

Учитывая многообразные  негативные последствия отметки  на становление учебной деятельности, психологами и педагогами предпринимаются  попытки выведения отметки из школьной практики. Однако отказ от отметок в начальной школе, решая  одни проблемы, порождает другие. В  начальных классах психологу  нередко приходится сталкиваться с  тем, что дети выпрашивают отметки  за выполненные ими тестовые задания  рисунки и пр. Потребность детей  в обратной связи естественна  и закономерна. Но отметка как  единственная форма удовлетворения этой потребности может свидетельствовать  о том, что содержательный способ оценивания детям незнаком.

Из сказанного следует, что  обучение без отметок не отменяет содержательной оценки, без которой  невозможно формирование полноценной  учебной деятельности. Поэтому без отметочное обучение в школе предъявляет высокие требования к способности учителя дать развернутую содержательную оценку работе каждого ученика.

Для полноценного формирования учебной деятельности требуется  овладение всеми ее компонентами в равной мере. Их недостаточное  освоение может служить источником школьных трудностей. Поэтому при  диагностике возможных причин неуспеваемости или других затруднений школьников в учении необходимо проанализировать уровень сформированности разных компонентов учебной деятельности.

 

2. Психологические  особенности развития  младших школьников

 

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством  в жизни ребенка - поступлением в школу. В настоящее время  школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность  через формы различных  собеседований определить готовность ребенка  к начальному обучению. Семья принимает  решение о том, в какую начальную  школу отдать ребенка: государственную  или частную, трехлетнюю или четырехлетнюю.

Поступивший в школу ребенок  автоматически занимает совершенно новое  место в системе  отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной  деятельностью. Близкие  взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с  уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство (неважно - вольно или по принуждению) учиться, как все  дети в его возрасте.

К концу дошкольного  возраста ребенок  представляет собой  в известном смысле личность. Он отдает себе отчет в том, какое место занимает среди людей (он, дошкольник) и какое место  ему предстоит  занять в ближайшем  будущем (он пойдет учиться  в школу). Одним  словом, он открывает  для себя новое  место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многого достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе («Я хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу».

Один  из важнейших итогов психического развития в период дошкольного  детства - психологическая  готовность ребенка  к школьному обучению. И заключается  она в том, что  у ребенка к  моменту поступления  в школу складываются психологические  свойства, присущие собственно школьнику. Окончательно эти  свойства могут сложиться  только в ходе школьного  обучения под влиянием присущих ему условий  жизни и деятельности. [25, с. 63]

Младший школьный возраст  обещает ребенку  новые достижения в новой сфере  человеческой деятельности - учении. Ребенок в  начальной школе  усваивает специальные  психофизические  и психические  действия, которые  должны обслуживать  письмо, арифметические действия, чтение, физкультуру, рисование, ручной труд и другие виды учебной  деятельности. На основе учебной деятельности при благоприятных  условиях обучения и  достаточном уровне умственного развития ребенка возникают  предпосылки к  теоретическому сознанию и мышлению (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).

Новая социальная ситуация вводит ребенка в  строго нормированный  мир отношений  и требует от него организованной произвольности, ответственной за дисциплину, за развитие исполнительских  действий, связанных  с обретением навыков  учебной деятельности, а также за умственное развитие. Таким образом, новая социальная ситуация ужесточает условия жизни  ребенка и выступает  для него как стрессогенная. У каждого ребенка, поступившего в школу, повышается психическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка.

Другое  дело - школа. В класс  приходит много детей, и учитель должен работать со всеми. Это  определяет неукоснительность  требований со стороны  учителя и усиливает  психическую напряженность  ребенка. До школы  индивидуальные особенности  ребенка могли  не мешать его естественному  развитию, так как  эти особенности  принимались и  учитывались близкими людьми. В школе  происходит стандартизация условий жизни  ребенка, в результате выявляется множество  отклонений от предначертанного пути развития: гипервозбудимость, гипердинамия, выраженная заторможенность. Эти отклонения ложатся в основу детских страхов, снижают волевую активность, вызывают угнетенные состояния и т.д. Ребенку предстоит преодолеть навалившиеся на него испытания.

В новых отношениях со взрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя и других. В учебной деятельности, притязая на признание, ребенок упражняет свою волю к достижению учебных целей. Добиваясь успеха или терпя поражение, он попадает в капкан сопутствующих негативных образований (чувству превосходства над другими или зависти). Развивающаяся способность к идентификации с другими помогает снять напор негативных образований и развить в принятые позитивные формы общения.

Учебная деятельность требует  от ребенка новых  достижений в развитии речи, внимании, памяти, воображения и  мышления; создает  новые условия  для личностного  развития ребенка. [25, с.84]

Особенности общения

Место ребенка в системе  общественных отношений. Ребенок, посещающий начальную школу, психологически переходит  в новую систему  отношений с окружающими  его людьми. Живя среди тех же близких, в том же пространстве, называемом «дом», он начинает чувствовать, что его жизнь  принципиально изменилась - на него легли обязательства  не только ежедневно  посещать школу, но и  подчиняться требованиям  учебной деятельности. Свобода дошкольного  детства сменяется  отношениями зависимости  и подчинения новым  правилам жизни. Семья  начинает по-новому контролировать ребенка  в связи с необходимостью учиться в школе, выполнять домашние задания, строго организовывать режим дня. Ужесточение  требований к ребенку, даже в самой доброжелательной форме, возлагает  на него ответственность  за самого себя. Необходимое  воздержание от ситуативных  импульсивных желаний  и обязательная самоорганизация  создают изначально у ребенка чувство  одиночества, отчужденности  себя от близких - ведь он должен нести ответственность  за свою новую жизнь  сам организовывать ее. Начинается трудный  период испытания  ребенка не только необходимостью ходить в школу, быть дисциплинированным (правильно  вести себя в классе, быть внимательным к  ходе урока, к умственным операциям, которые  надо совершать при  исполнении заданий  учителя и др.), но и необходимостью организации своего дня дома, в семье.

Не  добрая воля «Я сам», как в дошкольном детстве, а необходимость  самостоятельно и  ответственно изо  дня в день организовывать свою учебную деятельность вызывает у ребенка  чувство покинутости родными и высокую сензитивность к отношению со стороны членов семьи.

Конечно, взрослые озабочены  учебными проблемами ребенка. Именно дома пытаются организовать его правильное отношение  к учебной деятельности - отношение взятой на себя ответственности  Родители специально берут отпуск в  сентябре, чтобы помочь ребенку войти  в учебную деятельность и определить его  самочувствие и успехи на многие годы вперед. Организуется рабочее  место (стол, стул, полки, лампа, часы и др.), ведутся беседы о необходимости правильно спланировать свое время, чтобы хорошо учиться и успевать играть, гулять, заниматься другими приятными или обязательными делами. Некоторые родители реально, практически учат организовывать рабочее время для занятий. Так, в одном семействе детям для исполнения домашних заданий давали специально определенное время, тем самым строго контролируя их деятельность. Заведенный будильник ставился перед ребенком на столе. Тикающий будильник, прыгающая поминутно стрелка довольно быстро приучили детей контролировать себя во время работы и не отвлекаться на постороннее. [25, с. 86]

Самое главное, что может  дать семья младшему школьнику, - научить  его воздерживаться от развлечений в  урочное время, прочувствовать, что значит «делу  время - потехе час», брать ответственность  на себя, тем самым  научиться управлять  своей волей.

Речевое и эмоциональное  общение. Школа предъявляет  к ребенку новые  требования в отношении  речевого развития: при ответе на уроке  речь должна быть грамотной, краткой, четкой по мысли, выразительной; при  общении речевые  построения должны соответствовать  сложившимся в  культуре ожиданиям. Именно в школе, без эмоциональной поддержки со стороны родителей и без упреждающей подсказки с их стороны о том, что, следует сказать («благодарю», «спасибо», «позвольте задать Вам вопрос» и др.) в той или иной ситуации, ребенок вынужден брать на себя ответственность за свою речь и правильно ее организовывать, чтобы установить отношения с учителем и сверстниками. Речевая культура общения состоит не только в том, что ребенок правильно произносит и правильно подбирает слова вежливости. Ребенок, обладающий только этими возможностями, может вызвать у сверстников чувство снисходительного превосходства над ним, так как его речь не окрашена наличием у него волевого потенциала, выражаемого в экспрессии, проявляемой уверенности в себе и чувстве собственного достоинства.

В младшем школьном возрасте ребенку  придется пройти все  перипетии отношений, прежде всего со сверстниками. Здесь в ситуациях  формального равенства (все  одноклассники и  ровесники) сталкиваются дети с разной природной  энергетикой, с разной культурой речевого и эмоционального общения, с разной волей и отличным чувством личности. Столкновения эти  приобретают выраженные экспрессивные формы. Все многообразие составляющих межличностного общения ложится  на каждого ребенка  с силой истинных реалий социального  взаимодействия людей. Начальная школа  вторгает прежде защищенного семьей, малым личным опытом общения ребенка в ситуацию, где взаправду, в реальных отношениях, следует научиться отстаивать свои позиции, свое мнение, свое право на автономность- свое право быть равноправным в общении с другими людьми. Именно характер речевого и экспрессивного общения определит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей.

В младшем школьном возрасте происходит перестройка отношений  ребенка с людьми. Как указывал Л. С. Выготский, история культурного развития ребенка к результату, который может быть определен «как социогенез высших форм поведения»2. Только в недрах коллективной жизни возникает индивидуальное поведение. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка со взрослыми и сверстниками. Реально имеется две сферы социальных отношений: «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети». Эти сферы взаимодействуют друг с другом через иерархические связи.

Информация о работе Способы развития навыков планирования в учебной деятельности младших школьников