Способы развития навыков планирования в учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе были поставлены следующие задачи исследования.
1) изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования умений учебной деятельности младших школьников.
2) выявление путей формирования умений учебной деятельности младших школьников.
Объект исследования: процесс личностного становления младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования умений учебной деятельности младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.1.Особенности учебной деятельности младших школьников
2. Психологические особенности развития младших школьников
Глава 2. Комплекс педагогических условий формирования умений учебной деятельности младших школьников

Глава 3 .Экспериментальное исследование определение первичного уровня развития навыков у младших школьников
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

способы развития навыков планирования в учебной деятельности младших школьников.docx

— 98.69 Кб (Скачать файл)

Любознательность, брызжущая из первоклассников, у многих из них  исчезает к третьему классу начальной  школы. Иногда разочарование  ребенка в школьной жизни наступает уже через неделю. Один ребенок идет в школу со слезами, другой просит отвести его в детсад, а третьи думают о том, когда закончится школьный этап жизни. [16, с. 130]

Для того чтобы сохранить  положительное отношение  детей к учебной  деятельности, надо выполнять хотя бы два условия.

Во-первых, включать учащихся в  решение познавательных задач, решая которые, они будут узнавать новое в окружающем их мире. При этом специально следует  подчеркнуть, что  учащиеся должны получать не готовые знания и просто запоминать их, а именно как  бы открывать их для  себя. Следует отметить еще один важный момент, связанный с содержанием  и дальнейшим формированием  познавательной мотивации  у детей. В классе всегда найдутся ученики, которые еще не наигрались и у  которых игровая  деятельность сохраняет  свою ведущую роль. Учитывая это, учителя  в начальный период обучения стараются  использовать различные  игры. И это правильно: дидактические игры должны органически  входить в учебный  процесс начальной  школы. Учение как  ведущая деятельность не может быть сформирована мгновенно. Но, вводя  игры, учитель всегда должен использовать их для формирования деятельности учения. Кроме того, нельзя чрезмерно увлекаться игровыми ситуациями. Известно, что некоторые первоклассники разочаровываются в школьной жизни именно потому, что «там не учатся, а играют». В их глазах это «как в детском саду», а они жаждут других, более серьезных занятий. Не так просто учесть особенности каждого ребенка, когда их двадцать пять и когда надо работать со всеми одновременно. Вместе с тем, если организуемые виды занятий не подходят какой-то части детей, это может привести к утрате у них желания учиться. А желание ребенка - это главный двигатель его успешного обучения. Известно, что если человек не хочет учиться, то его научить ничему нельзя. [8, с. 56]

Второе  условие связано  со стилем поведения  учителя с детьми. Некоторые учителя  используют «запретительный» стиль. Они с первого  дня пребывания ребенка  в школе акцентируют  его внимание на том, чего нельзя делать. Ученику без конца  говорится о том, что школа это  не детский сад, поэтому  он не должен вставать с места, не должен разговаривать, не должен поворачиваться назад, не должен во время  переменки бегать и т.д.

Психологически  ребенку легче  усвоить правила  поведения в школе, если учитель естественно  подведет его к  этим правилам. Педагог  вместе с детьми обсуждает, что, как и почему надо делать в классе. В этом случае ребенок  подводится к правилам поведения логикой  нового вида деятельности, он как бы сам их формулирует, они  не выступают как  приказ учителя. [5, с. 32]

Если  учитель считается  с указанными условиями, то сохранит и разовьет у детей познавательные потребности, без  которых истинная деятельность учения просто невозможна. У детей этого  возраста еще нет  познавательной избирательности, к математике, рисованию  и т.д. Это появится, позже подчеркивая  важность мотивационной  готовности ребенка  к обучению, мы в  то же время должны понимать, что этого  для успешного  обучения недостаточно. Хотя восточная мудрость и гласит, что хотеть - значит мочь, шестилетний  ребенок перейти  от первого ко второму  не всегда сможет.

Интеллектуальная  готовность ребенка  к школе. Как решить вопрос о том, что  ребенок готов  к школе, что он не только хочет, но и может успешно  учиться? Если обратиться к массовой школьной практике, то обычно при первом знакомстве с ребенком учитель  спрашивает его, знает  ли он стихотворения, может ли их рассказать. Учителя интересуются также тем, умеет  ли ребенок считать, читать. Такой подход к проверке готовности не может быть признан  правильным. Фактически учитель проверяет  некоторые частные  умения, которыми ребенок  должен овладеть, занимаясь  отдельными предметами: математикой, чтением, письмом. Наличие (как  и отсутствие) этих умений не показывают тех важных особенностей ребенка, которые  характерны при переходе его от дошкольного к школьному возрасту. Больше того, если некоторые конкретные умения сформированы неверно, то они не только не будут помогать ребенку, а будут мешать ему. Так, дети обычно бойко считают до десяти, но у многих из них сложилось неверное понятие о числе, они путают порядковый и количественный счет. Учителю необходимо будет вначале разрушить ошибочные представления, а уже потом формировать правильные.

Сенсорное развитие. При поступлении  в школу ребенок  должен уметь устанавливать  идентичность предметов  и их свойств тому или иному эталону. Если речь идет о  цвете, то он должен уметь дифференцировать цвета. Аналогично - видеть форму, размер предмета.

Внимание. Известно, что внимание бывает двух видов: непроизвольное и произвольное. Ребенок  может длительное время заниматься, не отвлекаясь, только тем, что привлекает его, вызывает у него интерес. Но у него фактически еще не сформировалось произвольное внимание, которое  обеспечивает сосредоточение на том, что само по себе не интересно. Учебная  деятельность не может  обойтись без произвольного  внимания, поэтому  с первых же дней учебного года учитель  должен планомерно формировать  этот вид внимания у детей.

Память. Характеристика памяти у детей аналогична характеристике внимания. Ребенок легко  и быстро запоминает то, что привлекает его внимание своей  яркостью, необычностью, т.е. то, что непосредственно  интересно для  него. Это и есть непроизвольная память. Дети далеко не всегда научаются быть внимательными. Всему этому надо учить, опираясь на закономерности усвоения, о которых  дальше пойдет речь.

Мышление  и речь. Развитие мышления человека проходит несколько стадий. Начальная из них наглядно-действенная. Эта стадия мышления характеризуется тем, что дети, находящиеся на данной стадии, не могут выполнять действия без опоры на предметы или их материальные заменители (модели). Кроме того, выполнение действия производится рукой. Типичным примером служат арифметические действия, выполняемые на счетных палочках. Ребенок не может понять, например, действия сложения без использования каких-то реальных предметов или счетных палочек, которые заменяют эти предметы. Конечно, ученик может запомнить, что один и два вместе дадут три, но это будет чисто словесное, формальное знание. Для истинного усвоения этого действия ребенок должен сам получить этот результат в материальном, практическом виде. Но в этом возрасте ребенок может быть и на стадии наглядно-образного мышления. В этом случае он может понимать и выполнять действия, не используя рук. Их заменяет глаз, но необходимость во внешних предметах сохраняется. Обобщения производятся детьми этого возраста обычно на основе внешних, легко воспринимаемых признаков или признаков функциональных. Они пытаются сами экспериментировать, чтобы найти интересующий их ответ. Дети этого возраста задают множество вопросов, касающихся разных явлений и предметов окружающего мира.

Воображение. И эта познавательная функция ребенка  шести лет активно  используется им. Ребенок  может сочинить сказку, придумать рассказ  по картинке, нарисовать воображаемую ситуацию. При этом одни дети стремятся нарисовать то, что есть в  реальности, а других больше занимает фантастическая картина мира Развитие воображения детей, поступающих в  школу, подготовлено дошкольными играми, сказками. Воображение  имеет большое  значение не только для учебной деятельности, но и для воспитания творческой личности, поэтому учитель должен продолжать развитие этой функции методами, адекватными учебной деятельности.

Бесспорно, учителю совершенно необходимо знать, какого уровня развития достигли основные психические функции ребенка, приступающего к обучению. Критерии готовности ребенка к школе. Специалисты в области возрастной психологии считают, что о готовности ребенка к школе следует судить по таким характеристикам, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразованиями, возникшими в его игровой деятельности, но подготовившими переход к учебной.

Л.С.Выготский характеризует этот возраст как целостную динамическую структуру, которая не является суммой отдельных частей, а имеет центральное новообразование, которое и определяет все психические особенности ребенка шести-семи лет. Этот возраст считается в психологии переходным, критическим. Центральным психологическим новообразованием этого возраста, по Л.С.Выготскому, является «обобщение переживания» - «интеллектуализация аффекта». Ребенок, который прошел этот период, приобретает принципиально новый вид поведения. До этого периода его поведение диктовалось ситуацией, в которой он находился, которую воспринимал. Теперь он способен не быть на поводу ситуации, он строит свое поведение в соответствии с определенными правилами и социальными нормами. Если ребенок поступил в школу, не приобретя этого качества в игровой деятельности до школы, необходима коррекционная работа. Коррекцию надо производить, используя игровую деятельность ребенка .[19. с. 108].

Младший школьный возраст  называют вершиной детства. Ребенок сохраняет  много детских  качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу  вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую  непосредственность в поведении, у  него появляется другая логика мышления. Ученье для него значимая деятельность. В школе  он приобретает не только новые знания и умения, но и  определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

Глава 2. Комплекс педагогических условий формирования умений

учебной деятельности младших  школьников

 

Успех педагогической деятельности в значительной мере зависит от характера  сложившихся взаимоотношений  между учителем и  обучаемыми. Анализ и обобщение психолого-педагогических исследований по проблемам педагогического общения позволили выделить ряд важных положений: каждый компонент совместной деятельности учителя и учащихся выполняет определенную функцию в развитии интереса; культура общения, внимание к ученику способствуют созданию творческой обстановки на уроках; выбор оптимальных методов и средств ведения урока, всемерное развитие у школьников мышления, речи, внимания, навыков рационального учебного труда обусловливают достаточно высокий уровень их активной познавательной деятельности. При этом важное значение имеет личность учителя, его умение приводить в действие средства воспитательного процесса. Являясь образцом нравственного поведения, учитель решает множество воспитательных задач, действенно влияет на формирование личности школьника: нравственное сознание, положительные мотивы деятельности, устойчивый интерес к учению. [34, с. 11]

Стиль педагогического  общения определяет отношение учащихся к учителю и  тому предмету, который  он ведет. «Широко  известно, что отношение  учащихся к учителям различно. Некоторые  очень хорошо учатся у одного учителя  и враждебно относятся  к другому. Некоторые  отворачиваются от целой  области знания, если им не нравится учитель, который их туда вводит».

Любой учитель — прежде всего воспитатель. Его интересует решительно все из жизни учащихся: поведение на уроке, перемене, вне стен школы, здоровье, дружба с товарищами и  отношения в семье, нравственная развитость и общественная активность, формирование убеждений  и характера. Чем  шире круг интересов, дел, соединяющих  учителя с учащимися, тем глубже его  идейно-нравственное влияние на классный коллектив. И наоборот, стремление ограничить этот круг только вопросами  успеваемости и дисциплины неизбежно формализует  отношения, сужает учительское  влияние.

Учитель должен видеть в каждом из учащихся личность, в трудную минуту уметь приходить  на помощь, поддерживать добрым словом и советом.

Мастерство  учителя проявляется  не только в выборе средств преподнесения материала, но и в умении выбрать стиль общения с учащимися.

Что же такое педагогический стиль? Это совокупность конкретных приемов  и методов, определяющих подход учителя к  руководству коллективом  и его линию  поведения в возникающих  при этом ситуациях. Стиль работы —  это форма реализации социально-психологических  отношений в процессе руководства ученическим  коллективом.

Изучая  характер отношения  учителя к учащимся и его влияние  на формирование их духовного облика, В. А. Сухомлинский показал, что «отношения эти  укладываются в единую формулу: каждый должен относиться к каждому  как к человеку»  и что «человеческие  отношения должны охватывать все сферы  духовной жизни и  всех членов коллектива — и воспитателей, и воспитанников».

Одно  слово учителя  может разрушить  веру в него как  в воспитателя, внести смятение в детскую  душу.

Потребность у учащихся в общении  зависит от оценки учителя и характера  взаимоотношений  с ним в учебной  деятельности. В данном случае, если на уроке  математики между  учителем и учащимися  возникли взаимопонимание, доверие и душевная близость, то на уроке  географии — конфликт. Истоки его — сердечная сухость, неумение педагога оценить возникшую ситуацию и направить ее в нужное русло, использовать в воспитательных целях. Отношения между педагогом и учащимися — это не только проблема дисциплины и порядка. Это и проблема эмоциональной отзывчивости, доброжелательности, взаимопонимания и сопереживания, это и любовь к детям.

Одно  из условий успеха в воспитании интереса к учению — соблюдение педагогического  такта. Особенного соблюдения такта требует  проверка и оценка знаний учащихся. Спокойно, доброжелательно  заданный вопрос успокаивающе действует на учащегося, позволяет сосредоточиться  на ответе. Анализировать ответ учитель должен так, чтобы учащийся понял справедливость и объективность оценки.

Ставя плохую оценку, не надо показывать учащимся свое разочарование  — наоборот, лучше  сказать о своей  надежде на скорое исправление. Положительный  результат дает одновременное  воздействие на учащегося  поощрением и осуждением. «Кто хочет исправить  недостатки человека, должен искать и его  достоинства, хотя бы потенциальные, те свойства его, которые могут  быть обращены в достоинства  при надлежащем направлении  заключенных в  нем сил».

Высокая профессиональная культура учителя, умение применять  щадящий самолюбие  способ учета знаний способствуют формированию индивидуальных интересов, устойчивой потребности  в знаниях.

Информация о работе Способы развития навыков планирования в учебной деятельности младших школьников