Способы развития навыков планирования в учебной деятельности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 21:31, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе были поставлены следующие задачи исследования.
1) изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования умений учебной деятельности младших школьников.
2) выявление путей формирования умений учебной деятельности младших школьников.
Объект исследования: процесс личностного становления младших школьников.
Предмет исследования: процесс формирования умений учебной деятельности младших школьников.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1.1.Особенности учебной деятельности младших школьников
2. Психологические особенности развития младших школьников
Глава 2. Комплекс педагогических условий формирования умений учебной деятельности младших школьников

Глава 3 .Экспериментальное исследование определение первичного уровня развития навыков у младших школьников
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

способы развития навыков планирования в учебной деятельности младших школьников.docx

— 98.69 Кб (Скачать файл)

Оценка: каждый удачный ответ  оценивается в 1 балл, подсчитывается сумма баллов, переводится в %.

Критериями результатов теста послужили:

- умение выводить следствия;

- умение находить проблему;

- умение представлять  последствия событий;

В соответствии с критериями, были выделены уровни развития исследовательских навыков у младших школьников:

80-100% - высокий  уровень развития исследовательских навыков характеризуется умением выводить следствия, находить проблему, умением представлять последствия событий.

60-80% - средний уровень развития исследовательских навыков характеризуется тем, что ребёнок не всегда видит проблему, в некоторых случаях не может вывести следствие и представить последствие событий.

Менее 60% - низкий уровень развития исследовательских навыков характеризуется тем, что ребёнок не умеет видеть проблему, не умеет вывести следствие и представить последствие событий.

В результате проведения теста  на выявление уровня развития исследовательских  навыков были получены следующие  результаты (табл.1).

 

 

Таблица 1

Результаты теста  развития исследовательских навыков  на констатирующем этапе эксперимента

Ф.И. уч.

следствия

проблемы

события

%, уровень

1.

Аминева К.

5

3

0

53% - низкий

2.

Валиев  Э.

5

4

3

80%- средний

3.

Валеева В.

4

1

1

40%- низкий

4.

Васильев  А.

5

2

1

53%- низкий

5.

Гайнетдинова К

4

0

2

47%- низкий

6.

Галиева О.

5

3

0

53%- низкий

7.

Гафаров Р.

5

5

5

100%-высокий

8.

Дудин В.

5

4

4

87%- высокий

9.

Зиатдинов Д.

5

5

4

93%- высокий

10.

Капитонов А.

4

4

1

60%- средний

11.

Кусукбаев Д.

7

5

3

100%- высокий

12.

Лукманова Ю.

5

0

1

40%- низкий

13.

Любцев А.

3

3

2

53%- низкий

14.

Матвеев Н.

2

0

1

20%- низкий

15.

Музафаров В.

4

0

3

47%- низкий

16.

Раджабов С.

3

2

1

40%- низкий

17.

Судовикова К.

5

2

0

47%- низкий

18.

Тарасова  А.

5

5

3

87%- высокий

19.

Хабибуллина И.

5

4

3

80%- средний

20.

Хаматдинова Е.

3

5

1

60%- средний 

21.

Хафизов Д.

3

1

1

33%- низкий

22.

Худоба  М.

3

3

1

47%- низкий

23.

Хуснетдинов Д.

3

4

1

53%- низкий

24.

Чабанова  А.

4

4

4

80%- средний

25.

Щербина Е.

4

3

2

60%- средний

 

Выборочное  среднее

4,24

2,88

1,92

3,39


 

Из таблицы видим, что 56% детей имеют низкий уровень  развития исследовательских навыков, 24% - средний, 20% - высокий уровень. Хуже всего дела обстоят с представлением последствий событий и с умением  называть проблему, их выборочное среднее  – не превышает трёх из пяти.

В целом, уровень развития исследовательских навыков у  младших школьников низкий (рис. 1).

Рис. 1. Гистограмма диагностики уровня развития исследовательских навыков на констатирующем этапе эксперимента

 

 

Выводы

Проблема  формирования у младших  школьников умений учебной  деятельности является одной из главных, от решения которой  во многом зависит  совершенствование  всего учебно-воспитательного  процесса школы, направленного  на всестороннее развитие личности. Сформированность умений создает предпосылку для полного применения учащимися своих творческих сил, способностей дарований.

Формирование  умений у учащихся является одной из задач обучения, соответствует  содержанию образования  в школе.

Система работы учителя по формированию у учащихся умений учиться состоит  из следующих взаимосвязанных  компонентов: постановка целей, отбор педагогических средств, их применение (собственно ход процесса обучения), оценка хода, результатов  процесса обучения и  его корректировка.

Взаимосвязь компонентов системы  обеспечивает развитие репродуктивных и  продуктивных умений учиться.

Изменение одного из компонентов  системы влечет за собой изменение  других. Развитие всей системы происходит в соответствии с  развитием формируемых  качеств. По мере развития умений изменяются цели, педагогические средства (содержание, методы, организационные  формы, методы воздействия  классного коллектива и учителя на учащихся, технические средства обучения и т. д.). Это ведет к  изменениям в самом  процессе обучения, в контроле за его течением.

Диагностика развития исследовательских  навыков на констатирующем этапе эксперимента показала, что уровень развития исследовательских навыков низок. В связи с этим нами было сделано предположение о том, что через систему заданий и вопросов при изучении естествознания, через исследовательскую и проектную деятельность учащихся во внеурочное время, можно повысить эффективность развития навыков, необходимых в исследовательском поиске.

 

 

Заключение

Проблема  формирования у учащихся умений учиться является одной из главных, от решения которой  во многом зависит  совершенствование  всего учебно-воспитательного  процесса школы, направленного  на всестороннее развитие личности, на подготовку школьников к труду. Сформированность умений создает предпосылку для полного применения выпускниками школ своих творческих сил, способностей и дарований.

Формирование  умении у учащихся является одной из задач обучения, соответствует содержанию образования в школе. Решается эта задача не только в связи с усвоением знаний, но и в связи с приобретением обучающимися опыта творческой деятельности и норм отношения к миру.

Об  умственном развитии мы судим по наличию  у учащихся знаний и сформированности умений. Замечено, что формирование рациональных умений, которые приводят к решению учебно-познавательных задач наиболее коротким и экономным путем, способствует формированию положительной мотивации (совокупность положительных мотивов ученых). В свою очередь положительная мотивация благотворно влияет на приобретение обучающимися высокоразвитых умений учиться. Взаимосвязь между, умениями и мотивами существует объективно. Не может быть такого обучения, которое не вырабатывало бы у учащихся того или иного отношения к учебным действиям и умениям.

Одной из существенных причин неуспеваемости школьников является слабое владение умениями планировать, организовывать и  контролировать учебные  действия.

Многие  учителя не владеют  достаточно высоким  уровнем знаний о  сущности умений и  навыков, способах их формирования в соответствии с современными требованиями к школе. Эти недостатки могут быть во многом устранены совместными  усилиями пединститута, школ и органов  народного образования.

Литература

 

1. .   Эльконин Д.Б. Психологическое обучение младших школьников. – М., 1978. – 304 с.

2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., Просвещение, 1982.

4. Божович Л.И.,Собр. Соч. – М.: 1979, с. – т. 2 – с. 187.

5. Большой энциклопедический  словарь / гл. ред.  А.М. Прохоров. –  М., 1998. - С. 774.

6. Возрастная и педагогическая  психология: хрестоматия  / сост. И.В.Дубровина,  А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 1999. – 320 с.

7. Возрастная и педагогическая  психология / под. ред. А.В. Петровского. – М., 1979.

8. Возрастная и педагогическая  психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. М., 1984.

9. Выготский Л.С. Собр соч -М , 1982 -Т 2 -С 251

10.   Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.

11.   Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

12. Смирнова Е.О. Психология  ребенка. – М., 1997.

13.   Зимняя. Педагогическая психология.- М.: Академия.-1999 г. – 320.

14.   Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников // Психол. наука и образование . – 1997. - № 2. – С. 36-41.

15.   Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться.- М.: Просвещение.- 1983.- 80.

16.   Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1998.

17.   Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий. Из опыта работы. М., Просвещение, 1980.

18.   Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983. – 80 с.

19.   Кулько В.А. Методы обучения и формирование рациональных умений учебной деятельности.— В кн.: Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе/ Под ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, Э. И. Моносзона. М., Педагогика, 1980.

20.   Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. Уч. Пособие для пед. Институтов. – М.: «Просвещение», 1960. – 427.

21.   Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1977.- 224 с.

22.   Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для ВУЗов. Изд.второе,доп.,испр. И перераб. – М.: Логос,2001. стр191-216 (384с)

23.   Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.

24.   Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. – 288 с.

25.   Мухина В.С. Возрастная психология:феноменология развития, детство, отрочество:Учебник для студ. Вузов. – 6 изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456с.

26.   Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.

27.   Мир детства. Младший школьник/ под. ред. А.Г. Хрипковой. – 2- е изд., доп. – М.: Педагогика, 1988. – 272 с.

28.   Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

29.   Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития /Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. М., 1986.

30.   Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 1996.

31.   Особенности психического развития детей 6-7- летнего возраста /под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.

32.   Познавательные процессы и способности в обучении. – М., 1990.

33.   Психологическое развитие младших школьников / под. ред. В.В. Давыдова. – М., 1990.

34.   Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1980.

 


Информация о работе Способы развития навыков планирования в учебной деятельности младших школьников