Способы управления и тренировки памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2012 в 20:15, контрольная работа

Описание работы

Память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Память является жизненно важнейшей основополагающей способностью человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. В этом легко убедиться, если обратить свое внимание на людей, страдающих серьезными расстройствами памяти.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 34.14 Кб (Скачать файл)

Тренировка запоминания  логически не связанного текста.

 Ниже приведены 20 названий (каждое под соответствующим порядковым  номером), которые следует запомнить.  Для запоминания дается 40 секунд. Исследуемый должен написать  все 20 слов с их номерами  так, как он их запомнил. Ответ  считается правильным, если одновременно  с названием указывается и  его порядковый номер.

1. Украинец 11. Масло

2. Экономка 12. Бумага

3. Каша 13. Сладости

4. Татуировка 14. Логика

5. Нейрон 15. Социализм

6. Любовь 16. Глагол

7. Ножницы 17. Прорыв

8. Совесть 18. Дезертир

9. Словарь 19. Свеча

10. Глина 20. Вишня

Эффективность запоминания  вычисляется по формуле:

Число правильно воспроизведенных слов делим на 20 и умножаем на 100 , получаем % эффективного запоминания.

Запоминание чисел.

За 40 секунд нужно запомнить 20 чисел с их порядковыми номерами. После этого написать все, что  вы запомнили.

1. 43 11. 37

2. 57 12. 38

3. 12 13. 86

4. 33 14. 56

5. 81 15. 47

6. 72 16. 6

7. 15 17. 78

8. 44 18. 61

9. 96 19. 83

10. 7 20. 73

 

Эффективность запоминания  в % вычисляется по формуле:

 Количество правильно  названных чисел делится на 20 и умножается на 100.

Запоминание лиц с именами и фамилиями.

 Запомнить предлагается 0 фотографий с именами и фамилиями.  На это дается 30 секунд. После  этого те же фотографии, но  в другом порядке, вновь предлагаются  исследуемому,  и он должен "опознать" их.   Эффективность

запоминания определяется по аналогичной формуле.

Запоминание логически связанного материала.

 Предлагается запомнить  10 основных положений подчеркнутых  в нижеследующем тексте (они приведены  в определенном порядке). Испытуемый  должен прочесть текст и через  1 минуту воспроизвести содержание  основных положений и порядок  предложений.

"Роботы, которым доступны  определенные поведенческие реакции. Роботы могут анализировать сознание (1), создавая программы для его развития. Они вырабатывают правила поведения (2). Это мираж (3) или реальная научная перспектива (4)? деонтология или логика норм поведения позволяет ответить на этот вопрос (5). Современная жизнь людей всегда регулируется определенными нормами поведения (6). Общество не могло бы существовать без подобных норм (7). Возрастающая сложность отношений (8) диктует необходимость выработки научных основ, правовых и моральных норм (9). Это является актуальной современной задачей (10).

Эффективность запоминания  в % выражается формулой:

Число правильно воспроизведенных основных положений разделить на 10 и умножить на 100.

Средняя продуктивность запоминания.

Средняя продуктивность запоминания  вычисляется по результатам проведенных  упражнений. Сумма результатов проведенных  упражнений делится на их число (в  данном случае 4).

 Например: упр. № 1........%

 упр. № 2........%

 упр. № 3........%

 упр. № 4........%

 Сумма этих % делится  на 4

 В результате ряда  исследований установлено, что  при 90-100% эффективности запоминания  память человека можно квалифицировать  как отличную, при 70-90% - как очень  хорошую, при 50-70% - как хорошую,  при 30-50% - как удовлетворительную, при 10-30% - как плохую и при 0-10% - как очень

плохую. При систематической тренировке, если даже программа составлена самим тренирующимся, память постепенно улучшается.

 

1.3. Основные принципы запоминания новой информации.

          Информация, поступающая в мозг человека, лучше запомнится, если установлена связь между событиями. Так, в упражнении на запоминание установите смысловые связи между двумя явлениями. Предварительное определение, какой может быть смысловая связь между этими явлениями, событиями или действиями, способствует более прочному запоминанию. Вот некоторые примеры:

Альберт Эйнштейн - один из величайших физиков. Смысловое значение здесь  состоит в том, что он создал теорию относительности.

Ассоциативные связи, даже когда  они совершенно невероятны по смыслу, то они запоминаются надолго. Например, Луна-масло. Можно представить себе самое невероятное - кусок масла  на Луне.

Структурные связи также  помогают запоминанию. Лёзер приводит пример: если число 683429731 разместить следующим  образом 683-429-731, его будет легче  запомнить. Для более легкого  запоминания информацию можно разделить  на группы А, Б, В, Г и т.д. Можно  рифмовать некоторые слова.

Метод ассоциации.

Методом ассоциации умело  пользовался римский политический деятель Марк Туллий Цицерон при  подготовке своих блестящих речей, которые произносил, не пользуясь  никакими записями. Он был великолепным оратором. С помощью особых приемов  он запоминал предварительно отрепетированные речи. Каждый раздел речи он связывал с  определенной ситуацией в комнате  и, расхаживая по этой комнате, проводил ассоциации с различными предметами, находящимися в ней, которые напоминали предметы в зале Римского сената. Выступая в сенате, он связывал разделы своей  речи с соответствующими предметами и мог часами говорить без запинки. Существует простейший способ создания собственных упражнений,помогающих памяти с привлечением

ассоциаций. С этой целью  следует написать 20 чисел и произвольно  связать их с определенными лицами или предметами (подобно описанной  здесь тренировке запоминания логически  не связанного текста) по системе словесно - числового запоминания. За этим упражнением  должно следовать другое такое же, тем самым будут возрастать мнемонические  способности мозга. Этим методом  можно выработать феноменальную  память.

Запоминание лиц.

         Часто мы жалуемся, что плохо запоминаем лица. Нам бывает неудобно перед старыми знакомыми, что мы не можем вспомнить, где и когда с ними общались, и вообще, кто они такие.

Чтобы запомнить лицо, необходимо внимательно его рассмотреть, обращая  внимание на форму, отличительные признаки (предметы), которые редко встречаются  у других людей и пр.

         Запоминание имен.

         Первое условие для запоминания имени - оно должно быть произнесено громко и отчетливо. Его следует повторить раз - другой, чтобы зафиксировать в памяти. Некоторые пользуются способом связывания имени со зрительным образом лица, которому оно принадлежит, с эго характерными приметами и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Наш психический мир многообразен и разносторонен. Благодаря высокому уровню развития нашей психики мы многое можем и многое умеем. В  свою очередь, психическое развитие возможно потому, что мы сохраняем  приобретенный опыт и знания. Все, что мы узнаем, каждое наше переживание, впечатление или движение оставляют  в нашей памяти известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих  условиях проявляться вновь и  становиться предметом сознания. Именно благодаря памяти человек  в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди  психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность  психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

У человека есть основные три  вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым  контролем запоминания, вторая - с употреблением логики, третья - с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти. Хорошее состояние памяти также необходимо нам, как и хорошее состояние

остальных мыслительных процессов. Ею мы пользуемся помногу раз за день, сознательно или бессознательно, интерпретируя события на основе предыдущего опыта или вспоминая, куда положили ключи, с трудом или  с легкостью. Ухудшению памяти способствует немало факторов, как внешних (экология, недостаток необходимых веществ), так  и внутренних (информационные перегрузки). Но, несмотря на это, нельзя оставлять  такой важный мыслительный процесс, как память, без внимания, ведь, если не принимать меры, со временем состояние  будет только ухудшаться. Именно поэтому нужно развивать память, повышать её продуктивность.

Воспоминания не хранятся в какой-то одной определенной части  мозга, а представляют собой процесс, в котором различные части  мозга работают вместе. Когда клетки мозга работают вместе, связи между  ними становятся крепче. Это значит, что наш мозг действительно претерпевает изменения по мере того, как мы познаете мир и тренируем какие-то навыки снова и снова. В этом и лежит  ключ к пониманию способов улучшения  памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

1. Адлер А. Практика  и теория индивидуальной психологии. - М., 1995. 36 с.

2. Басов М.Я. Общие основы  педологии 1928 г.

3. Блонский П.П. Память  и мышление. 1979 г.

4. Карнеги Д. Как вырабатывать  уверенность в себе и влиять  на людей, выступая публично 1989 г.

5. Крутецкий В.А. Психология. - М.: Просвещение, 1986.

6. Маклаков А.Г. Общая  психология. - СПб.: Питер, 2001.

7. Т. Бьюзен «Максимально  используйте свой разум», Минск, 2001 г.

8. Е. Попова «Как лучше  запоминать?» // ж. «Здоровье», май  2000 г.

9. Мерлин В.С. Очерк  интегративного исследования индивидуальности. - М., 1986. 254 с. 

10. Мухина В.С. Проблемы  генезиса личности. - М., 1985. - 103с.

11. Мясищев В.Н. Персонология, психология и медицина. // Клинико-психологические  исследования личности. - Л., Медицина. 1971. - С. 5 - 19.

 


Информация о работе Способы управления и тренировки памяти