Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:53, курсовая работа
Цель исследования выявить особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста .
Объектом исследования являются межличностные отношения старших дошкольников и младших школьников со взрослыми и сверстниками.
Предмет исследования: особенности в межличностных отношениях старших дошкольников и младших школьников.
Введение……………………………………………………………………4
ГЛАВА I. Теоретические подходы к исследованию межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…8
1.1.Психическое развитие детей в дошкольном возрасте……………...8
1.2.Межличностные отношения старших дошкольников со взрослыми и со сверстниками……………………………………………………………….
1.3.Психическое развитие детей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….17
1.4.Межличностные отношения младших школьников со взрослыми и со сверстниками………………………………………………………………..19
ГЛАВА II. Сравнительное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста……….…………………………………………………………………26
2.1 Организация и основные этапы ……………………………………..26
2.2Сравнительный анализ результатов рисунков «Я дома» старших дошкольников и младших школьников………………………………….…….28
2.3 Сравнительный анализ результатов рисунков «Я в детском саду» старших дошкольников и рисунков «Я в школе» младших школьников …..33.
2.4. Выводы и интерпретация результатов сравнительного исследования межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста……………………….…………………………37
2.5 Практические рекомендации по психологическому сопровождению детей при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту…………………….…………………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….44
ПРИЛОЖЕНИЕ
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕРГЕЕВО- ПОСАДСКОГО ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА»
кафедра: Психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине : Специализация
На тему: Сравнительное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»
Выполнила:
Студентка 5 курса
Заочной формы обучения
Факультета: психологии
Специальность: психолог
Колесникова О.А.
Научный руководитель
Точилина Т.В.
Защищена
«» _________ 2013года
Сергиев-Посад
2013г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I. Теоретические подходы к исследованию межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…8
1.1.Психическое развитие детей в дошкольном возрасте……………...8
1.2.Межличностные отношения
старших дошкольников со взрослыми и со
сверстниками………………………………………………
1.3.Психическое развитие детей
в младшем школьном возрасте…………………………………………………………
1.4.Межличностные отношения
младших школьников со взрослыми и со
сверстниками………………………………………………
ГЛАВА II. Сравнительное
исследование межличностных отношений
детей старшего дошкольного и младшего
школьного возраста……….………………………………………………
2.1 Организация и основные этапы ……………………………………..26
2.2Сравнительный анализ результатов рисунков «Я дома» старших дошкольников и младших школьников………………………………….…….28
2.3 Сравнительный анализ результатов рисунков «Я в детском саду» старших дошкольников и рисунков «Я в школе» младших школьников …..33.
2.4. Выводы и интерпретация результатов сравнительного исследования межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста……………………….…………………………37
2.5 Практические рекомендации
по психологическому сопровождению детей
при переходе от старшего дошкольного
к младшему школьному возрасту…………………….…………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В данной теме мы исследуем взаимоотношение детей со взрослым миром и со своими сверстниками, их адаптация, в этот период происходит переломный момент, переход из детства к взрослой жизни, от детского сада в школу. Актуальность этой темы заключается в том, чтобы помочь старшим дошкольникам и их родителям благополучно адоптироваться в момент прихода в школу без психологических проблем. А так же обеспечить комфортное пребывание в младшем школьном возрасте. В этой связи, мы предприняли попытку исследовать психологические особенности общения и межличностных отношений детей при переходе старшего дошкольного возраста в младший школьный возраста .
Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми или сверстниками, является фундаментом для развития личности ребёнка, становления его самосознания. Данные ряда исследований показывают, что общение ребенка со сверстниками может возникнуть и развиваться только на основе общения с взрослым (И.А.Залысина, 1982; Т.М.Землянухина, 1982). Между тем, опыт первых отношений с другими, равными ребенку людьми (со сверстниками), является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте.
Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений детей и взрослых в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребенка, проникновением в область многообразных контактов детей со взрослыми и сверстниками.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.
Проблема межличностных взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми достаточно подробно изучалась (В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и др.). В ходе многочисленных исследований в этой области накоплено большое количество данных применительно к дошкольному и подростковому возрастам.
Цель исследования выявить особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста .
Объектом исследования являются межличностные отношения старших дошкольников и младших школьников со взрослыми и сверстниками.
Предмет исследования: особенности в межличностных отношениях старших дошкольников и младших школьников.
Гипотеза заключается в том, что существуют особенности в межличностных отношениях старших дошкольников и младших школьников со значимыми взрослыми и сверстниками.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психологические особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
2. Провести анализ психологической литературы по теме «межличностные отношения старших дошкольников и младших школьников со взрослыми и сверстниками» .
3. Провести сравнительное исследование межличностных отношений старших дошкольников и младших школьников со взрослыми и сверстниками, обработать полученные данные.
4. Провести анализ и интерпретацию результатов, сделать выводы.
Теоретическая базу исследования. Проблемой межличностных взаимоотношений детей со сверстниками и значимыми взрослыми достаточно подробно изучалось В.В. Абраменковой , И.В. Дубровиной, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и др.).исследования по проблемам психического развития дошкольников (И. Эриксон, Ж. Пиаже), младших школьников ( Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдова).
Методическая основа исследования: В исследовании были использованы следующие методы – теоретический анализ и обобщение научной литературы; тестирование; сравнительный анализ, методы математической статистики по критерию Манна-Уитни и критерию Фишера.
Методики: Рисуночные методики «Я дома», «Я в детском саду» (для старших дошкольников), «Я дома»,«Я в школе» (для младших школьников) авторов В. Хьюлса, А.И. Захаровой, Н. Кармана.
Эмпирическая база исследования - общая выборка составила 20 старших дошкольников от 6-7лет и 20 младших школьников от 7-8лет. Исследование проводилось на базе МДОУ ЦРР- Д/С №15 «Медвежонок» и ОБШ №9 г.Подольска с 25апреля 2011по 25 апреля 2012.
Теоретическое значение работы выражается в том, что полученные результаты дополняют и углубляют существующие представления о межличностных отношениях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста со сверстниками и значимыми взрослыми.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью их использования психологами, педагогами, воспитателями, школьными психологами. Для комфортного перехода из старшего дошкольного возраста в младший школьный возраст были предложены практические рекомендации по психологическому сопровождению детей.
ГЛАВА I.ОБЩИЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ И В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Психическое развитие детей в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте под влиянием воспитания происходит дальнейшее развитие психики ребёнка. Если опыт детей пред дошкольного возраста ещё очень ограничен, то у ребёнка-дошкольника запас временных связей значительно возрастает. Под педагогическим воздействием окружающих они становятся богаче и разнообразнее по содержанию. Вместе с тем возрастает влияние прежнего опыта на последующее поведение ребёнка, а также на образование новых временных связей. Действия дошкольника приобретают более осмысленный характер, чем у пред дошкольника. Они производятся с учётом ранее приобретённых знаний об окружающем.[1]
Положительные
условные рефлексы образуются у дошкольников
очень легко и быстро, часто в результате
двух-трёх подкреплений. При этом возможно
образование вторичных и третичных условных
рефлексов, которые формируются на основе
временных связей, сложившихся ранее.
Что касается условного торможения, то
выработка его у дошкольников представляет
известные трудности. Однако в развитии
условного торможения наблюдается значительный
прогресс на протяжении дошкольного возраста.[10]
Дети научаются воздерживаться от поступков,
которые запрещаются взрослыми или не
соответствуют требованиям детского коллектива.
В дошкольной возрасте возрастает роль
коры больших полушарий, в регуляции подкорковых
центров, что делает поведение ребёнка
более организованным, а его эмоции более
сложными и разнообразными.
В дошкольном возрасте значительно возрастает
роль слова, второй сигнальной системы,
в познании окружающей действительности
и в поведении ребёнка.
Дошкольник постепенно научается выполнять довольно сложные действия по словесной инструкции. Вместе с тем он начинает усваивать новые знания не только путём непосредственного восприятия окружающего, но и с помощью словесных объяснений и описаний.[18] Вторая сигнальная система у ребёнка развивается в тесном взаимодействии с первой. Для того чтобы объяснения, обращённые к ребёнку, были им поняты, произносимые взрослым слова должны подкрепляться непосредственным восприятием соответствующих предметов и явлений или же опираться на достаточно отчётливые наглядные представления, образовавшиеся у ребёнка в результате прежних наблюдений.
Накопленный в пред дошкольный период развития опыт создаёт предпосылки для перехода ребёнка-дошкольника к более сложным видам деятельности, к приобретению более сложных и разнообразных знаний и умений.[11]
Важнейшее значение
в психическом развитии дошкольника имеет игра.
Игра даёт возможность ребёнку в живой,
увлекательной форме познакомиться с
широким кругом явлений окружающей действительности,
активно воспроизвести их в своих действиях.
Отображая в своих играх жизнь окружающих
людей, их различные поступки и различные
виды их трудовой деятельности, дети получают
возможность более глубоко понять, более
глубоко прочувствовать окружающее. Правильное
понимание изображаемых событий, правильное
выполнение соответствующих действий
получают в игре постоянное, систематическое
подкрепление благодаря одобрению детского
коллектива достижению соответствующего
игрового результата, положительной оценке
воспитателя. Всё это создаёт благоприятные
условия для образования и закрепления
у детей новых временных связей.
Руководя детскими играми, обогащая их
содержание, организуя играющих детей,
воспитатель расширяет опыт ребёнка, формирует
у него новые психические качества.
Способствуя познанию
окружающего, развивая детское воображение,
игра является вместе с тем своеобразной школой детской воли.
Чем богаче содержание детских игр, чем
сложнее их замысел, чем больше детей в
ней участвуют, тем больше ребёнок принуждён
действовать не под влиянием мимолётных
желаний, а руководствуясь общей целью
и правилами игры.
В игре развиваются ум и чувства ребёнка,
а также преднамеренность, произвольность
действий. Вырабатывается умение действовать
сообща, считаться с требованиями коллектива.
Таково значение игровой деятельности
в психическом развитии дошкольника.
Однако какую бы важную роль ни выполняла игра в жизни дошкольника, она не является его единственной деятельностью. Сама игра развивается под влиянием знакомства детей с окружающим. Её содержание обогащается опытом, приобретаемым ребёнком в быту, при выполнении трудовых заданий, а также в процессе занятий. Под влиянием обучения у детей дошкольного возраста постепенно складываются интересы к приобретению новых знаний, формируются простейшие навыки учебной работы. Обучение детей на занятиях расширяет знания детей об окружающем, позволяет успешно овладевать языком, простейшими счётными операциями, навыками изобразительной деятельности и т. д.Учебные занятия оказывают влияние на развитие наблюдательности, смыслового запоминания, простейших форм последовательного, логически правильного мышления. Вместе с тем они приучают ребёнка к определённой дисциплине, вырабатывают умение действовать и сосредоточить своё внимание в соответствии с требованиями воспитателя, формируя таким образом волевые качества дошкольника. Существенную роль в развитии психики дошкольника играет труд, посильное участие в трудовой жизни семьи, а также трудовой деятельности коллектива детского сада.[20]