Сравнительное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования выявить особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста .
Объектом исследования являются межличностные отношения старших дошкольников и младших школьников со взрослыми и сверстниками.
Предмет исследования: особенности в межличностных отношениях старших дошкольников и младших школьников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………4
ГЛАВА I. Теоретические подходы к исследованию межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…8
1.1.Психическое развитие детей в дошкольном возрасте……………...8
1.2.Межличностные отношения старших дошкольников со взрослыми и со сверстниками……………………………………………………………….
1.3.Психическое развитие детей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….17
1.4.Межличностные отношения младших школьников со взрослыми и со сверстниками………………………………………………………………..19
ГЛАВА II. Сравнительное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста……….…………………………………………………………………26
2.1 Организация и основные этапы ……………………………………..26
2.2Сравнительный анализ результатов рисунков «Я дома» старших дошкольников и младших школьников………………………………….…….28
2.3 Сравнительный анализ результатов рисунков «Я в детском саду» старших дошкольников и рисунков «Я в школе» младших школьников …..33.
2.4. Выводы и интерпретация результатов сравнительного исследования межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста……………………….…………………………37
2.5 Практические рекомендации по психологическому сопровождению детей при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту…………………….…………………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….44
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

эмпирическая часть по курсовой3.doc

— 754.00 Кб (Скачать файл)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕРГЕЕВО- ПОСАДСКОГО ГУМАНИТАРНОГО  ИНСТИТУТА»

 

кафедра: Психологии

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

По дисциплине : Специализация

На тему: Сравнительное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста»

 

 

 

Выполнила:

Студентка 5 курса

Заочной формы обучения

Факультета: психологии

Специальность: психолог

Колесникова О.А.

 

Научный руководитель

Точилина Т.В. 

Защищена                                                                 Оценка

 

«» _________  2013года                                             « ________»

 

Сергиев-Посад

2013г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………4

ГЛАВА I. Теоретические подходы к исследованию межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…8

1.1.Психическое развитие  детей в дошкольном возрасте……………...8

1.2.Межличностные отношения  старших дошкольников со взрослыми и со сверстниками……………………………………………………………….

1.3.Психическое развитие детей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….17

1.4.Межличностные отношения  младших школьников со взрослыми и со сверстниками………………………………………………………………..19

ГЛАВА II. Сравнительное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста……….…………………………………………………………………26

2.1 Организация и основные этапы ……………………………………..26

2.2Сравнительный анализ результатов рисунков «Я дома» старших дошкольников и младших школьников………………………………….…….28

2.3 Сравнительный анализ результатов рисунков «Я в детском саду» старших дошкольников и рисунков «Я в школе» младших школьников …..33.

2.4. Выводы и интерпретация результатов сравнительного исследования межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста……………………….…………………………37

2.5 Практические рекомендации по психологическому сопровождению детей при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту…………………….…………………………………………………….39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….44

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  исследования. В данной теме мы исследуем взаимоотношение детей со взрослым миром и со своими сверстниками, их адаптация,  в этот период происходит переломный момент, переход из детства  к взрослой жизни, от детского сада  в школу. Актуальность этой темы заключается в том, чтобы помочь старшим дошкольникам и их родителям благополучно адоптироваться в момент прихода в школу без психологических проблем. А так же обеспечить комфортное пребывание в младшем школьном возрасте. В  этой  связи,  мы  предприняли  попытку  исследовать  психологические особенности общения и межличностных отношений детей при переходе старшего дошкольного возраста в младший школьный возраста .

Опыт  межличностных  отношений  с  другими  людьми,  взрослыми  или сверстниками,  является  фундаментом  для  развития  личности  ребёнка, становления  его  самосознания. Данные ряда исследований показывают, что общение ребенка со сверстниками может возникнуть и развиваться только на основе общения с взрослым (И.А.Залысина, 1982; Т.М.Землянухина, 1982). Между тем, опыт первых отношений с другими, равными ребенку людьми (со сверстниками), является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте.

Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений детей и взрослых в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение. Исследование этой проблемы во многом связано с более глубоким психолого-педагогическим изучением ребенка, проникновением в область многообразных контактов детей со взрослыми и сверстниками.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной деятельности и являются во многом определяющим для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы.

Проблема межличностных  взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми достаточно подробно изучалась (В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и др.). В ходе многочисленных исследований в этой области накоплено большое количество данных применительно к дошкольному и подростковому возрастам.

Цель исследования  выявить особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста .

Объектом исследования являются  межличностные отношения старших дошкольников и младших школьников со взрослыми и сверстниками.

Предмет исследования: особенности в межличностных отношениях старших дошкольников и младших школьников.

Гипотеза заключается в том, что существуют особенности в межличностных отношениях старших дошкольников и младших школьников со значимыми взрослыми и сверстниками.

Задачи исследования:

1. Раскрыть психологические особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Провести анализ психологической литературы по теме «межличностные отношения старших дошкольников и младших школьников со взрослыми и сверстниками» .

3. Провести сравнительное исследование межличностных отношений старших дошкольников и младших школьников со взрослыми и сверстниками, обработать полученные данные.

4. Провести анализ и интерпретацию результатов, сделать выводы.

Теоретическая базу исследования. Проблемой межличностных взаимоотношений детей со сверстниками и значимыми взрослыми достаточно подробно изучалось В.В. Абраменковой , И.В. Дубровиной, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и др.).исследования по проблемам психического развития дошкольников (И. Эриксон, Ж. Пиаже), младших школьников ( Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдова).

Методическая основа исследования: В исследовании были использованы следующие методы – теоретический анализ и обобщение научной литературы; тестирование; сравнительный анализ, методы математической статистики  по критерию Манна-Уитни и критерию Фишера.

Методики: Рисуночные методики «Я дома», «Я в детском саду» (для старших дошкольников), «Я дома»,«Я в школе» (для младших школьников) авторов В. Хьюлса, А.И. Захаровой, Н. Кармана.

Эмпирическая  база исследования - общая выборка составила 20 старших дошкольников от 6-7лет и 20 младших школьников от 7-8лет. Исследование проводилось на базе МДОУ ЦРР- Д/С №15 «Медвежонок» и ОБШ №9 г.Подольска с 25апреля 2011по 25 апреля 2012.

Теоретическое значение работы выражается в том, что полученные результаты дополняют и углубляют существующие представления о межличностных отношениях детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста со сверстниками и значимыми взрослыми.

Практическая  значимость результатов исследования определяется возможностью их использования психологами, педагогами, воспитателями, школьными психологами. Для комфортного перехода из старшего дошкольного возраста в младший школьный возраст были предложены практические рекомендации по психологическому сопровождению детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.ОБЩИЕ УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ И В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Психическое  развитие детей в дошкольном  возрасте

В дошкольном возрасте под влиянием воспитания происходит дальнейшее развитие психики ребёнка. Если опыт детей пред дошкольного возраста ещё очень ограничен, то у ребёнка-дошкольника запас временных связей значительно возрастает. Под педагогическим воздействием окружающих они становятся богаче и разнообразнее по содержанию. Вместе с тем возрастает влияние прежнего опыта на последующее поведение ребёнка, а также на образование новых временных связей. Действия дошкольника приобретают более осмысленный характер, чем у пред дошкольника. Они производятся с учётом ранее приобретённых знаний об окружающем.[1]

Положительные условные рефлексы образуются у дошкольников очень легко и быстро, часто в результате двух-трёх подкреплений. При этом возможно образование вторичных и третичных условных рефлексов, которые формируются на основе временных связей, сложившихся ранее. 
Что касается условного торможения, то выработка его у дошкольников представляет известные трудности. Однако в развитии условного торможения наблюдается значительный прогресс на протяжении дошкольного возраста.[10] Дети научаются воздерживаться от поступков, которые запрещаются взрослыми или не соответствуют требованиям детского коллектива. В дошкольной возрасте возрастает роль коры больших полушарий, в регуляции подкорковых центров, что делает поведение ребёнка более организованным, а его эмоции более сложными и разнообразными. 
В дошкольном возрасте значительно возрастает роль слова, второй сигнальной системы, в познании окружающей действительности и в поведении ребёнка.

Дошкольник  постепенно научается выполнять  довольно сложные действия по словесной  инструкции. Вместе с тем он начинает усваивать новые знания не только путём непосредственного восприятия окружающего, но и с помощью словесных объяснений и описаний.[18] Вторая сигнальная система у ребёнка развивается в тесном взаимодействии с первой. Для того чтобы объяснения, обращённые к ребёнку, были им поняты, произносимые взрослым слова должны подкрепляться непосредственным восприятием соответствующих предметов и явлений или же опираться на достаточно отчётливые наглядные представления, образовавшиеся у ребёнка в результате прежних наблюдений.

Накопленный в  пред дошкольный период развития опыт создаёт предпосылки для перехода ребёнка-дошкольника к более сложным видам деятельности, к приобретению более сложных и разнообразных знаний и умений.[11]

Важнейшее значение в психическом развитии дошкольника имеет игра. 
Игра даёт возможность ребёнку в живой, увлекательной форме познакомиться с широким кругом явлений окружающей действительности, активно воспроизвести их в своих действиях. Отображая в своих играх жизнь окружающих людей, их различные поступки и различные виды их трудовой деятельности, дети получают возможность более глубоко понять, более глубоко прочувствовать окружающее. Правильное понимание изображаемых событий, правильное выполнение соответствующих действий получают в игре постоянное, систематическое подкрепление благодаря одобрению детского коллектива достижению соответствующего игрового результата, положительной оценке воспитателя. Всё это создаёт благоприятные условия для образования и закрепления у детей новых временных связей. 
Руководя детскими играми, обогащая их содержание, организуя играющих детей, воспитатель расширяет опыт ребёнка, формирует у него новые психические качества.

Способствуя познанию окружающего, развивая детское воображение, игра является вместе с тем своеобразной школой детской воли. Чем богаче содержание детских игр, чем сложнее их замысел, чем больше детей в ней участвуют, тем больше ребёнок принуждён действовать не под влиянием мимолётных желаний, а руководствуясь общей целью и правилами игры. 
В игре развиваются ум и чувства ребёнка, а также преднамеренность, произвольность действий. Вырабатывается умение действовать сообща, считаться с требованиями коллектива. Таково значение игровой деятельности в психическом развитии дошкольника.

Однако какую  бы важную роль ни выполняла игра в жизни дошкольника, она не является его единственной деятельностью. Сама игра развивается под влиянием знакомства детей с окружающим. Её содержание обогащается опытом, приобретаемым ребёнком в быту, при выполнении трудовых заданий, а также в процессе занятий. Под влиянием обучения у детей дошкольного возраста постепенно складываются интересы к приобретению новых знаний, формируются простейшие навыки учебной работы. Обучение детей на занятиях расширяет знания детей об окружающем, позволяет успешно овладевать языком, простейшими счётными операциями, навыками изобразительной деятельности и т. д.Учебные занятия оказывают влияние на развитие наблюдательности, смыслового запоминания, простейших форм последовательного, логически правильного мышления. Вместе с тем они приучают ребёнка к определённой дисциплине, вырабатывают умение действовать и сосредоточить своё внимание в соответствии с требованиями воспитателя, формируя таким образом волевые качества дошкольника. Существенную роль в развитии психики дошкольника играет труд, посильное участие в трудовой жизни семьи, а также трудовой деятельности коллектива детского сада.[20]

Информация о работе Сравнительное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста