Сравнительное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования выявить особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста .
Объектом исследования являются межличностные отношения старших дошкольников и младших школьников со взрослыми и сверстниками.
Предмет исследования: особенности в межличностных отношениях старших дошкольников и младших школьников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………4
ГЛАВА I. Теоретические подходы к исследованию межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…8
1.1.Психическое развитие детей в дошкольном возрасте……………...8
1.2.Межличностные отношения старших дошкольников со взрослыми и со сверстниками……………………………………………………………….
1.3.Психическое развитие детей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….17
1.4.Межличностные отношения младших школьников со взрослыми и со сверстниками………………………………………………………………..19
ГЛАВА II. Сравнительное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста……….…………………………………………………………………26
2.1 Организация и основные этапы ……………………………………..26
2.2Сравнительный анализ результатов рисунков «Я дома» старших дошкольников и младших школьников………………………………….…….28
2.3 Сравнительный анализ результатов рисунков «Я в детском саду» старших дошкольников и рисунков «Я в школе» младших школьников …..33.
2.4. Выводы и интерпретация результатов сравнительного исследования межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста……………………….…………………………37
2.5 Практические рекомендации по психологическому сопровождению детей при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту…………………….…………………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….44
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

эмпирическая часть по курсовой3.doc

— 754.00 Кб (Скачать файл)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М., 2003.
  2. Бурлачук, Морозов. Справочник по психодиагностики. - С-Пб., 2003.
  3. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников. - М., 2003.
  4. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М., 2002. – 120 с.
  5. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. - М., 2000.
  6. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. - С-Пб., 2001.
  7. Калинина Р.Р. Психолого - педагогическая диагностика в детском саду. - С-Пб., 2003.
  8. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 2000.
  9. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. - С-Пб., 2001.
  10. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций (5-7 лет). - Ярославль, 2001.
  11. Лисина М. И.- Формирование личности ребенка в общении. Издательство  Питер;- 2009.,410с.
  12. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 2000
  13. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов- 4е изд., стериотип.- М.: Издательский центр «Академия»,- 2012. 656с..
  14. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2004. – 80 с.
  15. Социальная психология детства: развитие  отношений ребенка в детской субкультуре. М.; Воронеж, 2000.
  16. Смирнова Е.О. Детская психология. Учеб. для пед. Вузов.- СПб «Питер»,2009.
  17. Фельдщтейн Д.И. –Психология взаимодействия взрослого Мира и Мира Детства., М.: 2006.
  18. Фельдштейн Д.И.- Возрастная и педагогическая психология., М.: 2002.
  19. Возрастная и Педагогическая психология. Дубровина И. В.,Прихожан А.М.- «Академия», 2003-368с.
  20. Диагностика в детском саду / под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. - Ростов - на - Дону, 2003.
  21. Межличностные отношения ребёнка от рождения до 7 лет / под ред. Е.О. Смирновой. - Москва-Воронеж, 2001.
  22. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция.-  Смирнова Е.О., Утробина В.Т. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.
  23. Основы специальной психологии / под ред. Л.В.Кузнецовой. - М., 2002.
  24. Психология педагогического взаимодействия. Коломенский Я.Л., Пискачева Н. М., Заяц И.И., Митрахович О.А./ под ред. Проф. Коломенского Я.Л. СПб., 2007.
  25. Психология. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. 2е изд.,стер.- М.: Академия, 2003.
  26. Психология личности. Составитель - Д.Я. Райгородский 2 тома. - Самара, 2002.
  27. Социальная педагогическая психология. Реан А.А., Коломинский Я.Л. -  С-Пб., 2000.
  28. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений Смирнова Е., Холмогорова В. // Д/в-№4, №8, №9, 2003.
  29. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / под ред. С.Ю. Циркина. - С-Пб.,2000.
  30. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. - М., 2002.
  31. Я и моя семья /Автор-составитель Э. Флерковский. Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «феникс», 2003. – 320с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Было проведен математический расчет по рисункам «Ядома», старших дошкольников  и младших  школьников по критериям Манна-Уитни  и критерий- Фишера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таб.№ 1          показатели по рисункам «Я дома» дошкольников и школьников

 

Старшие дошкольники

Расстояние 

Младшие школьники

Расстояние

Наличие испытуемого

Наличие взрослых

Наличие сверстников

взрослые

сверстники

Нали-

чие

испыту-емого

Наличие взрослых

Нали-чие сверст-ников

Взрсолые

Сверстники

1

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

2

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

3

+

-

+

-

5см

-

-

-

-

-

4

+

+

-

2см

-

+

-

+

-

2см

5

-

-

+

-

-

+

-

-

-

-

6

-

-

+

-

-

+

-

-

-

-

7

-

-

-

-

-

+

-

+

-

2см

8

+

+

_

8см

-

+

+

_

2см

-

9

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

10

+

-

-

-

-

+

-

-

-

-

11

    +

-

-

-

-

+

+

-

10

-

12

  +

-

-

-

-

+

-

+

-

2см

13

   +

+

-

8см

-

_

+

-

-

-

14

   -

-

-

-

-

+

+

+

10

4см

15

   +

+

+

3см

3см

+

-

+

_

2см

16

   +

+

+

5см

10см

+

+

-

6см

-

17

    +

+

+

4см

3см

-

-

-

-

-

18

   +

+

_

2см

-

+

-

+

-

4см

19

    -

+

_

_

_

+

+

+

7см

3см

20

Сумма

   +

12

+

9

+

7

2см

6,8см

4см

5см

-

15

+

7

-

7

-

7см

-

3,8см


 

Расстояние  старших дошкольников и младших школьников до взрослых было рассчитано по критерию U-критерия Манна-Уитни

 

Табл.№2   расчеты расстояния  до взрослых по рисунку «Я дома» старших       дошкольников и младших школьников       

дошкольники

Ранг

Школьники

Ранг

1

2

2,5

2

2,5

2

8

10,5

10

12,5

3

8

10,5

10

12,5

4

3

5

6

8

5

5

7

7

9

6

4

6

   

7

2

2,5

   

8

2

2,5

   

Сумма

 

46,5

 

44,5


Результат: UЭмп = 10,5

Критические значения UКр

p≤0.01=4    p≤0.05=8

Полученное эмпирическое значение Uэмп(10,5) находится в зоне значимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл.№3 расчеты расстояния  до в сверстников по рисунку «Я дома» старших       дошкольников и младших школьников                                                                                       

дошкольники

ранг

Школьники

Ранг

1

5

11

2

2,5

2

3

6

2

2,5

3

10

12

2

2,5

4

3

6

4

9

5

4

9

2

2,5

6

   

4

9

7

   

3

6

Сумма

 

44

 

34


 

Результат: UЭмп = 6

Критические значенияUКр

p≤0.01=3 p≤0.05=6

Полученное эмпирическое значение Uэмп(6) находится в зоне неопределенности.

Наличие испытуемого, взрослых, сверстников на рисунках старших дошкольников и младших  школьников « Я дома» было рассчитано по  Критерий φ* – Фишера

Табл.№4    расчетов наличия испытуемого на рисунке «Я дома» старших дошкольников и младших школьников                                       

 

Группа

"Есть эффект": задача решена

" нет эффекта": задача решена

 

Сумма

Кол-во испыт.

Кол-во испыт.

Дошкольники

12(60%)

8(40%)

20 (100%)

Школьники

15(75%)

5(25%)

20 (100%)


 

Ответ: φ*эмп = 1.018

Полученное  эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1 отвергается

Табл.№5  расчетов наличия взрослых на рисунке «Я дома» старших дошкольников и     младших дошкольников                                                            

 

Группа

"Есть эффект":

"нет эффекта":

Сумма

Кол-во испыт.

Кол-во испыт.

Дошкольники

9(45%)

11(55%)

20 (100%)

Школьники

7(35%)

13(65%)

20 (100%)


 

Ответ: φ*эмп = 0.648

Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости.

Табл.№6        расчеты наличия сверстников на рисунке «Я дома» старших дошкольников и     младших дошкольников                                                            

 

Группа

"Есть эффект":

" нет эффекта":

Сумма

Кол-во испыт.

Кол-во испыт.

 

Дошкольники

7(35%)

13(65%)

20 (100%)

Школьники

7(35%)

13(65%)

20 (100%)


 

Ответ: φ*эмп = 0

Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости.

 

Приложение 2

Было проведен математический расчет по рисункам «Я в детском саду», « Я в школе» старших дошкольников  и младших  школьников по критериям Манна-Уитни и критерий- Фишера.

 

 

 

Таб.№ 7          показатели по рисункам «Я дома» дошкольников и школьников

 

Старшие дошкольники

Расстояние 

Младшие школьники

Расстояние

Нал. Испытуемого

Нал.

воспитателя

Нал. сверстников

воспитатель

Сверстники

Нал.

Испытуемого

Нал.

учителя

Нал.

сверстников

воспитатель

Сверстники

1

+

-

-

-

-

+

-

+

-

2см

2

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

3

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

4

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

5

+

-

+

-

-

+

-

-

-

-

6

-

-

-

-

-

+

+

-

7см

-

7

+

-

-

-

-

+

+

+

4см

2см

8

-

-

+

-

-

+

-

+

-

2см

9

-

-

-

-

-

-

+

+

-

-

10

+

-

+

-

2см

-

+

-

-

-

11

+

-

-

-

-

+

+

+

10см

4см

12

+

-

-

-

-

+

+

+

5см

10см

13

-

-

-

-

-

+

+

+

2см

5см

14

+

-

-

-

-

+

-

+

-

2см

15

+

-

+

-

2см

-

+

+

_

-

16

+

+

+

4см

6см

+

+

-

6см

-

17

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

18

+

-

_

-

-

+

+

+

5см

4см

19

+

-

_

_

_

+

-

+

 

2см

20

Сумма

+

14

+

2

+

5

2см

1,2см

6см

3,2см

+

14

+

12

+

12

2см

7,2см

2см

7,6см


 

Расстояния испытуемого  до воспитателя (учителя), сверстника  на рисунке было посчитано по критерию Манна- Уитни.

 

Табл.№8 расчеты расстояния  до воспитателя, учителя по рисунку «Я в школе», «Я в детском саду» старших дошкольников и младших школьников

дошкольники

ранг

Школьники

Ранг

1

4

6

7

9

2

2

2,5

4

6

3

   

10

10

4

   

5

8

5

   

2

2,5

6

   

2

2,5

7

   

4

6

8

   

2

2,5

Сумма

 

8,5

 

46,5


 

Результат: UЭмп = 5.5

Критические значенияUКр

p≤0.01- p≤0.05=1

Полученное эмпирическое значение Uэмп(5.5) находится в зоне незначимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Табл.№8 расчеты расстояния  до сверстников по рисунку «Я в школе», «Я в детском саду» старших   дошкольников и младших школьников                                                                                       

дошкольники

Ранг

Школьники

Ранг

1

2

4

2

4,5

2

2

4

2

4,5

3

6

12,5

2

4,5

4

6

12,5

4

9,5

5

   

10

15

6

   

5

11,5

7

   

2

4,5

8

   

4

9,5

9

   

5

11,5

10

   

2

4,5                      

11

   

2

4,5                          

Сумма

 

36

 

84


 

Результат: UЭмп = 18

Критические значенияUКр   p≤0.01=4  p≤0.05=8

Полученное эмпирическое значение Uэмп(18) находится в зоне незначимости.

Наличие испытуемого, взрослых, сверстников на рисунках старших дошкольников и младших  школьников « Я дома» было рассчитано по  Критерий φ* – Фишера

Информация о работе Сравнительное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста