Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:53, курсовая работа
Цель исследования выявить особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста .
Объектом исследования являются межличностные отношения старших дошкольников и младших школьников со взрослыми и сверстниками.
Предмет исследования: особенности в межличностных отношениях старших дошкольников и младших школьников.
Введение……………………………………………………………………4
ГЛАВА I. Теоретические подходы к исследованию межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…8
1.1.Психическое развитие детей в дошкольном возрасте……………...8
1.2.Межличностные отношения старших дошкольников со взрослыми и со сверстниками……………………………………………………………….
1.3.Психическое развитие детей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….17
1.4.Межличностные отношения младших школьников со взрослыми и со сверстниками………………………………………………………………..19
ГЛАВА II. Сравнительное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста……….…………………………………………………………………26
2.1 Организация и основные этапы ……………………………………..26
2.2Сравнительный анализ результатов рисунков «Я дома» старших дошкольников и младших школьников………………………………….…….28
2.3 Сравнительный анализ результатов рисунков «Я в детском саду» старших дошкольников и рисунков «Я в школе» младших школьников …..33.
2.4. Выводы и интерпретация результатов сравнительного исследования межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста……………………….…………………………37
2.5 Практические рекомендации по психологическому сопровождению детей при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту…………………….…………………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….44
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Было проведен математический расчет по рисункам «Ядома», старших дошкольников и младших школьников по критериям Манна-Уитни и критерий- Фишера.
Таб.№ 1 показатели по рисункам «Я дома» дошкольников и школьников
Старшие дошкольники |
Расстояние |
Младшие школьники |
Расстояние | |||||||
№ |
Наличие испытуемого |
Наличие взрослых |
Наличие сверстников |
взрослые |
сверстники |
Нали- чие испыту-емого |
Наличие взрослых |
Нали-чие сверст-ников |
Взрсолые |
Сверстники |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
3 |
+ |
- |
+ |
- |
5см |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
+ |
+ |
- |
2см |
- |
+ |
- |
+ |
- |
2см |
5 |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
6 |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
7 |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
2см |
8 |
+ |
+ |
_ |
8см |
- |
+ |
+ |
_ |
2см |
- |
9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
10 |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
11 |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
10 |
- |
12 |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
2см |
13 |
+ |
+ |
- |
8см |
- |
_ |
+ |
- |
- |
- |
14 |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
10 |
4см |
15 |
+ |
+ |
+ |
3см |
3см |
+ |
- |
+ |
_ |
2см |
16 |
+ |
+ |
+ |
5см |
10см |
+ |
+ |
- |
6см |
- |
17 |
+ |
+ |
+ |
4см |
3см |
- |
- |
- |
- |
- |
18 |
+ |
+ |
_ |
2см |
- |
+ |
- |
+ |
- |
4см |
19 |
- |
+ |
_ |
_ |
_ |
+ |
+ |
+ |
7см |
3см |
20 Сумма |
+ 12 |
+ 9 |
+ 7 |
2см 6,8см |
4см 5см |
- 15 |
+ 7 |
- 7 |
- 7см |
- 3,8см |
Расстояние старших дошкольников и младших школьников до взрослых было рассчитано по критерию U-критерия Манна-Уитни
Табл.№2 расчеты расстояния до взрослых по рисунку «Я дома» старших дошкольников и младших школьников
№ |
дошкольники |
Ранг |
Школьники |
Ранг |
1 |
2 |
2,5 |
2 |
2,5 |
2 |
8 |
10,5 |
10 |
12,5 |
3 |
8 |
10,5 |
10 |
12,5 |
4 |
3 |
5 |
6 |
8 |
5 |
5 |
7 |
7 |
9 |
6 |
4 |
6 |
||
7 |
2 |
2,5 |
||
8 |
2 |
2,5 |
||
Сумма |
46,5 |
44,5 |
Результат: UЭмп = 10,5
Критические значения UКр
p≤0.01=4 p≤0.05=8
Полученное эмпирическое значение Uэмп(10,5) находится в зоне значимости.
Табл.№3 расчеты расстояния
до в сверстников по рисунку «Я дома» старших
дошкольников и младших школьников
№ |
дошкольники |
ранг |
Школьники |
Ранг |
1 |
5 |
11 |
2 |
2,5 |
2 |
3 |
6 |
2 |
2,5 |
3 |
10 |
12 |
2 |
2,5 |
4 |
3 |
6 |
4 |
9 |
5 |
4 |
9 |
2 |
2,5 |
6 |
4 |
9 | ||
7 |
3 |
6 | ||
Сумма |
44 |
34 |
Результат: UЭмп = 6
Критические значенияUКр
p≤0.01=3 p≤0.05=6
Полученное эмпирическое значение Uэмп(6) находится в зоне неопределенности.
Наличие испытуемого, взрослых, сверстников на рисунках старших дошкольников и младших школьников « Я дома» было рассчитано по Критерий φ* – Фишера
Табл.№4 расчетов наличия
испытуемого на рисунке «Я дома» старших
дошкольников и младших школьников
Группа |
"Есть эффект": задача решена |
" нет эффекта": задача решена |
Сумма |
Кол-во испыт. |
Кол-во испыт. | ||
Дошкольники |
12(60%) |
8(40%) |
20 (100%) |
Школьники |
15(75%) |
5(25%) |
20 (100%) |
Ответ: φ*эмп = 1.018
Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Н1 отвергается
Табл.№5 расчетов наличия
взрослых на рисунке «Я дома» старших
дошкольников и младших дошкольников
Группа |
"Есть эффект": |
"нет эффекта": |
Сумма |
Кол-во испыт. |
Кол-во испыт. | ||
Дошкольники |
9(45%) |
11(55%) |
20 (100%) |
Школьники |
7(35%) |
13(65%) |
20 (100%) |
Ответ: φ*эмп = 0.648
Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости.
Табл.№6
расчеты наличия сверстников на рисунке «Я
дома» старших дошкольников и
младших дошкольников
Группа |
"Есть эффект": |
" нет эффекта": |
Сумма |
Кол-во испыт. |
Кол-во испыт. |
||
Дошкольники |
7(35%) |
13(65%) |
20 (100%) |
Школьники |
7(35%) |
13(65%) |
20 (100%) |
Ответ: φ*эмп = 0
Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости.
Приложение 2
Было проведен математический расчет по рисункам «Я в детском саду», « Я в школе» старших дошкольников и младших школьников по критериям Манна-Уитни и критерий- Фишера.
Таб.№ 7 показатели по рисункам «Я дома» дошкольников и школьников
Старшие дошкольники |
Расстояние |
Младшие школьники |
Расстояние | |||||||
№ |
Нал. Испытуемого |
Нал. воспитателя |
Нал. сверстников |
воспитатель |
Сверстники |
Нал. Испытуемого |
Нал. учителя |
Нал. сверстников |
воспитатель |
Сверстники |
1 |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
2см |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
+ |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
7см |
- |
7 |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
4см |
2см |
8 |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
2см |
9 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
- |
- |
10 |
+ |
- |
+ |
- |
2см |
- |
+ |
- |
- |
- |
11 |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
10см |
4см |
12 |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
5см |
10см |
13 |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
2см |
5см |
14 |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
2см |
15 |
+ |
- |
+ |
- |
2см |
- |
+ |
+ |
_ |
- |
16 |
+ |
+ |
+ |
4см |
6см |
+ |
+ |
- |
6см |
- |
17 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
18 |
+ |
- |
_ |
- |
- |
+ |
+ |
+ |
5см |
4см |
19 |
+ |
- |
_ |
_ |
_ |
+ |
- |
+ |
2см | |
20 Сумма |
+ 14 |
+ 2 |
+ 5 |
2см 1,2см |
6см 3,2см |
+ 14 |
+ 12 |
+ 12 |
2см 7,2см |
2см 7,6см |
Расстояния испытуемого до воспитателя (учителя), сверстника на рисунке было посчитано по критерию Манна- Уитни.
Табл.№8 расчеты расстояния до воспитателя, учителя по рисунку «Я в школе», «Я в детском саду» старших дошкольников и младших школьников
№ |
дошкольники |
ранг |
Школьники |
Ранг |
1 |
4 |
6 |
7 |
9 |
2 |
2 |
2,5 |
4 |
6 |
3 |
10 |
10 | ||
4 |
5 |
8 | ||
5 |
2 |
2,5 | ||
6 |
2 |
2,5 | ||
7 |
4 |
6 | ||
8 |
2 |
2,5 | ||
Сумма |
8,5 |
46,5 |
Результат: UЭмп = 5.5
Критические значенияUКр
p≤0.01- p≤0.05=1
Полученное эмпирическое значение Uэмп(5.5) находится в зоне незначимости.
Табл.№8 расчеты расстояния
до сверстников по рисунку «Я в школе»,
«Я в детском саду» старших дошкольников
и младших школьников
№ |
дошкольники |
Ранг |
Школьники |
Ранг |
1 |
2 |
4 |
2 |
4,5 |
2 |
2 |
4 |
2 |
4,5 |
3 |
6 |
12,5 |
2 |
4,5 |
4 |
6 |
12,5 |
4 |
9,5 |
5 |
10 |
15 | ||
6 |
5 |
11,5 | ||
7 |
2 |
4,5 | ||
8 |
4 |
9,5 | ||
9 |
5 |
11,5 | ||
10 |
2 |
4,5 | ||
11 |
2 |
4,5 | ||
Сумма |
36 |
84 |
Результат: UЭмп = 18
Критические значенияUКр p≤0.01=4 p≤0.05=8
Полученное эмпирическое значение Uэмп(18) находится в зоне незначимости.
Наличие испытуемого, взрослых, сверстников на рисунках старших дошкольников и младших школьников « Я дома» было рассчитано по Критерий φ* – Фишера