Сравнительное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования выявить особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста .
Объектом исследования являются межличностные отношения старших дошкольников и младших школьников со взрослыми и сверстниками.
Предмет исследования: особенности в межличностных отношениях старших дошкольников и младших школьников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………4
ГЛАВА I. Теоретические подходы к исследованию межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…8
1.1.Психическое развитие детей в дошкольном возрасте……………...8
1.2.Межличностные отношения старших дошкольников со взрослыми и со сверстниками……………………………………………………………….
1.3.Психическое развитие детей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….17
1.4.Межличностные отношения младших школьников со взрослыми и со сверстниками………………………………………………………………..19
ГЛАВА II. Сравнительное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста……….…………………………………………………………………26
2.1 Организация и основные этапы ……………………………………..26
2.2Сравнительный анализ результатов рисунков «Я дома» старших дошкольников и младших школьников………………………………….…….28
2.3 Сравнительный анализ результатов рисунков «Я в детском саду» старших дошкольников и рисунков «Я в школе» младших школьников …..33.
2.4. Выводы и интерпретация результатов сравнительного исследования межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста……………………….…………………………37
2.5 Практические рекомендации по психологическому сопровождению детей при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту…………………….…………………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….44
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

эмпирическая часть по курсовой3.doc

— 754.00 Кб (Скачать файл)

1.4. Межличностные отношения  младших школьников со значимыми взрослыми

В рамках культурно- исторической концепции переход в школу характеризуется сменой социальной ситуации[3,6,12,17]. Меняется место ребенка в системе общественных отношений, что приводит к изменению его отношений к окружающим. В исследованиях Л.И. Божович показано, что при переходе из дошкольного к младшему школьному возрасту у детей появляется «внутренняя позиция школьника»(ВПШ)- стремление занять новое социальное место «школьника». В работе Л.И. Божович и в дальнейших исследованиях отмечает, что ВПШ как осознанная внутренняя направленность претпалагает  активное отношение к двум аспектам действительности- учебной деятельности и социальных отношений.[3,10,9].

Появление осознанной мотивации социального характера, по мнению Л.И. Божевич, делает ребенка субъектом социальных отношений[1]. Ребенок при появлении у него этой социальной направленности сознательно стремится занять новое место в социальных отношениях(место «школьника») и выстроить отношения с другими участниками ситуации. Это социальная мотивация дополняется осознанным  стремление действовать «как надо», соответствовать требованиям взрослого. По мнению Л.И. Божевич, именно данный осознанный мотив начинает приобретать самостоятельную побудительную силу к концу дошкольного возраста в отношениях  не только с близкими взрослыми(родителями), но и «далекими» взрослыми( учителем) [2,3].

При этом, не смотря на то, что  отношения со сверстниками приобретает  самостоятельное значение, установление отношение со взрослым остается ключевым. В своих работах Л.И. Божович говорит о формировании социального субъекта  к концу дошкольного возраста в период смены социальной ситуации[2]. Дальнейшее исследование детей этого возраста показали, что появляются такие существенные новообразования, как потребность в признании, социальные эмоции.

Можно утверждать, что ребенок  имеет не только осознанную социальную мотивацию, но у него и формируется  способы выстраивания социальных отношений, в которых и происходят освоения норм взаимодействия.

Типичным примером смены  социальной ситуации у детей является переходом из дошкольного детства  в школу. Для этого перехода характерна демонстрация детьми поведения, носящий  социально положительный характер(на основе потребности признания взрослым). Согласно исследованиям этот феномен особенно интенсивно актуализируется в момент перехода в школу. Ребенок старается в присутствии взрослого( не только близкого но и чужого), вести себя так, как это требует взрослый, при отсутствии же взрослого данное поведение может и не демонстрироваться. Такое поведение является наиболее ярким в проявлении субъективности в построении в социальных отношениях при смене социальной ситуации. Ребенок осознанно стремится получить одобрение и признание себя как школьника со стороны «дальнего» взрослого(учителя) и проявляет самостоятельную активность  в этом направлении.

За социально желательным  поведением стоит не только осознанное  стремление занять новое социальное место, выстроить отношения с  значимыми другими, но и определенный способ действия. Можно сказать, что социально желательно поведение(СЖП) наиболее отчетливей наблюдается к началу младшего школьного возраста, следует рассматривать как проявление особого социального способа действия, носящего осознанный характер и устойчиво демастрируемого, прежде всего, в ситуации общения с значимым другим в переходный период из одной социальной ситуации  другую.

Так при переходе ребенка  в начальную школу ребенок  стремится занять место школьника, соответственно, имеются нормативы  которые определяют, как должен действовать ребенок на этом месте, что бы быть признанным школьником и выстроить отношения с остальными участниками(педагогами, одноклассниками, родителями). В этой ситуации соответствие действий ребенка по нормативам оценивает «дальний» взрослый- педагог.

В подростковом возрасте ребенок  стремится занять место в референтной  социальной группе сверстников, имеющие  свои нормативы отношений, которые  должны соответствовать члену группы. В этой ситуации право оценивать  действии подростка другой, лидирующий в данной группе. Подросток стремящийся к признанию в этой группе, будет вести себя социально желательно(согласно нормативам данной группы)в присутствии значимого другого.

Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе [10].

С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью.

Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень комфортности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу[17].

Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Ко 2 и 3 классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными.

Обычно дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую роль играет и  близость их места жительства и половых  признаках. Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием… Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности. Но в целом дети 3 - 4 классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в 3 классе при необходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности.

Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных [11].

В начальных классах  у ребенка уже есть стремление занять определенное положение в системе личных взаимоотношений и в структуре коллектива. Дети зачастую тяжело переживают несоответствие между притязаниями в этой области и фактическим состоянием [30].

Связь с родителями, столь эмоциональная в детском возрасте, становится не столь непосредственной. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои тайны, дела, планы он доверяет уже не родителям, а обретенным друзьям. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своими сверстниками, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друзей. Обсуждение родителями личности друзей в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается подростками как покушение на его право выбора и его свободу. В отношениях со сверстниками школьник стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям младший школьник, как правило, занимает негативную позицию.

ВЫВОДЫ

Развитие основных линий психики ребенка происходит в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность ребенка. Каждый вид деятельности ребенка в процессе работы познавательных процессов способствует усвоению действий и таких психических качеств, которые необходимы для его выполнения и  совершенствования.

Обучение опережает психическое развитие, ведет его за собой, не заменяя самого развития. Ведущая роль обучения в психическом развитии проявляется в том, что ребенок, овладевая новыми действиями, сначала научается выполнять их под руководством и при помощи взрослого, а потом уже самостоятельно. Именно в процессе обучения новым знаниям, умениям, навыкам происходит работа всех познавательных процессов, и как следствие, психическое развитие.

Так же в данной работе нас интересует вопрос о взаимосвязи обучения и психического развития учащихся младших классов.

Известно, что важнейшие психологические характеристики школьников: направленность личности, активность, знания, умения, способности, характер, настроения и переживания—в значительной степени задаются содержанием и методами учебно-воспитательной работы в школе.

Проблема психического развития младших школьников—одна из фундаментальных проблем со временной детской психологии. Исследование этой проблемы наряду с научным значением представляет и практический интерес, поскольку нацелено в конечном счете на решение многих педагогических вопросов, связанных с организацией эффективного обучения и воспитания младших школьников.

Так же в нашей работе нас интересует межличностные отношения  младших школьников. Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми сверстниками, является фундаментом для развития личности ребёнка, становления его самосознания. Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений детей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

2.1 Организация и основные этапы эмпирического исследования

1. Объектом изучения  данной работы являются значимые  межличностные отношения детей  при переходе от старшего дошкольного  к младшему школьному возрасту. Тема имеет большой интерес  для психологов, для помощи родителям  и детям справиться с кризисом  при переходе в школу, и для педагогов, для установления комфортного пребывания в учебном учреждении.

2. Основная цель работы заключается в выявлении особенностей значимых  межличностных  отношений детей при переходе от старшего дошкольного возраста к младшим школьному возрасту, для разработки профилактических и коррекционных мероприятий в деятельности психолога, оптимизации работы воспитателей.

3. Для проведения исследования была сформирована эмпирическая база. Исследование проводилось на базе МДОУ ЦРР- Д/С №15 «Медвежонок» и ОБШ №9 г.Подольска с 25апреля 2011г по 25апреля 2012г, общая выборка составила 20 старших дошкольников от 6-7лет и 20 младших школьников подростков от 7-8лет. Дошкольников 14 девочек и 6 мальчиков. Младшие школьники- 14 девочек и 6 мальчиков.

Были применены методы: тестирование, математической статистики. 
Выбор методик производился в соответствии с целью исследования и с учётом возраста испытуемых.  С целью  исследования выявлении особенностей значимых  межличностных отношений детей при переходе от старшего дошкольного возраста к младшему школьному возрасту, использовалась методика рисуночный тест  «Я дома», «Я в детском саду» для старших дошкольников, «Я дома», «Я В школе» для младших школьников. 
Для оценки значимости различий использовались методы математической статистики: U - критерий Манна – Уитни и критерий Фишера

4. Проводилось исследование в группе старших дошкольников, в МДОУ ,  и в городской средней общеобразовательной школе. Каждому участнику исследования был дан лист бумаги и карандаши, было предложено нарисовать с одной стороны «Я дома», «Я в детском саду» для старших дошкольников, «Я дома», «Я В школе» для младших школьников 
при этом не объяснять что рисовать. По окончанию работы  каждого испытуемого приглашали в отдельный кабинет и проводилась беседа по рисунку. На каждого испытуемого отвадилось 10 минут, сам процесс рисования 20 минут. Первичные  результаты психодиагностики представлены в приложениях. На   основе первичных данных был проведён качественный (сравнительный) и количественный (статистический) анализ  результатов исследования. Анализ результатов был интерпретирован с целью объяснения фактов (причины, следствия, прогноз и т.д.), установленных в ходе эмпирического исследования.

5. В результате анализа были установлены эмпирические факты, на основе  которых были сделаны выводы и заключение о подтверждении или опровержении гипотезы.

6. В соответствии с результатами  исследования  с целью формирования и психологического явления были разработаны практические рекомендации для устранения стресса при переходе от старшего дошкольника к младшему школьнику и сформировать принцип комфортного пребывания в учебном учреждении.

2.2. Сравнительный анализ результатов рисунков «Я дома» старших дошкольников и младших школьников

В результате исследования рисунков старших дошкольников на тему «Я дома», были получены первичные данные, которые представлены в приложении(см. В Приложении 1 табл.№1)По результатам были построены рисунки (см рис1,2,3,4)

 

Информация о работе Сравнительное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста