Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:53, курсовая работа
Цель исследования выявить особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста .
Объектом исследования являются межличностные отношения старших дошкольников и младших школьников со взрослыми и сверстниками.
Предмет исследования: особенности в межличностных отношениях старших дошкольников и младших школьников.
Введение……………………………………………………………………4
ГЛАВА I. Теоретические подходы к исследованию межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…8
1.1.Психическое развитие детей в дошкольном возрасте……………...8
1.2.Межличностные отношения старших дошкольников со взрослыми и со сверстниками……………………………………………………………….
1.3.Психическое развитие детей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….17
1.4.Межличностные отношения младших школьников со взрослыми и со сверстниками………………………………………………………………..19
ГЛАВА II. Сравнительное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста……….…………………………………………………………………26
2.1 Организация и основные этапы ……………………………………..26
2.2Сравнительный анализ результатов рисунков «Я дома» старших дошкольников и младших школьников………………………………….…….28
2.3 Сравнительный анализ результатов рисунков «Я в детском саду» старших дошкольников и рисунков «Я в школе» младших школьников …..33.
2.4. Выводы и интерпретация результатов сравнительного исследования межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста……………………….…………………………37
2.5 Практические рекомендации по психологическому сопровождению детей при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту…………………….…………………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….44
ПРИЛОЖЕНИЕ
1.4. Межличностные отношения младших школьников со значимыми взрослыми
В рамках культурно- исторической концепции переход в школу характеризуется сменой социальной ситуации[3,6,12,17]. Меняется место ребенка в системе общественных отношений, что приводит к изменению его отношений к окружающим. В исследованиях Л.И. Божович показано, что при переходе из дошкольного к младшему школьному возрасту у детей появляется «внутренняя позиция школьника»(ВПШ)- стремление занять новое социальное место «школьника». В работе Л.И. Божович и в дальнейших исследованиях отмечает, что ВПШ как осознанная внутренняя направленность претпалагает активное отношение к двум аспектам действительности- учебной деятельности и социальных отношений.[3,10,9].
Появление осознанной
мотивации социального
При этом, не смотря на то, что отношения со сверстниками приобретает самостоятельное значение, установление отношение со взрослым остается ключевым. В своих работах Л.И. Божович говорит о формировании социального субъекта к концу дошкольного возраста в период смены социальной ситуации[2]. Дальнейшее исследование детей этого возраста показали, что появляются такие существенные новообразования, как потребность в признании, социальные эмоции.
Можно утверждать, что ребенок имеет не только осознанную социальную мотивацию, но у него и формируется способы выстраивания социальных отношений, в которых и происходят освоения норм взаимодействия.
Типичным примером смены
социальной ситуации у детей является
переходом из дошкольного детства
в школу. Для этого перехода характерна
демонстрация детьми поведения, носящий
социально положительный
За социально желательным поведением стоит не только осознанное стремление занять новое социальное место, выстроить отношения с значимыми другими, но и определенный способ действия. Можно сказать, что социально желательно поведение(СЖП) наиболее отчетливей наблюдается к началу младшего школьного возраста, следует рассматривать как проявление особого социального способа действия, носящего осознанный характер и устойчиво демастрируемого, прежде всего, в ситуации общения с значимым другим в переходный период из одной социальной ситуации другую.
Так при переходе ребенка в начальную школу ребенок стремится занять место школьника, соответственно, имеются нормативы которые определяют, как должен действовать ребенок на этом месте, что бы быть признанным школьником и выстроить отношения с остальными участниками(педагогами, одноклассниками, родителями). В этой ситуации соответствие действий ребенка по нормативам оценивает «дальний» взрослый- педагог.
В подростковом возрасте ребенок стремится занять место в референтной социальной группе сверстников, имеющие свои нормативы отношений, которые должны соответствовать члену группы. В этой ситуации право оценивать действии подростка другой, лидирующий в данной группе. Подросток стремящийся к признанию в этой группе, будет вести себя социально желательно(согласно нормативам данной группы)в присутствии значимого другого.
Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе [10].
С приходом в школу отмечается уменьшение коллективных связей и взаимоотношений между детьми младшего школьного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью.
Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень комфортности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу[17].
Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Ко 2 и 3 классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными.
Обычно дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую роль играет и близость их места жительства и половых признаках. Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием… Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности. Но в целом дети 3 - 4 классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в 3 классе при необходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности.
Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных [11].
В начальных классах у ребенка уже есть стремление занять определенное положение в системе личных взаимоотношений и в структуре коллектива. Дети зачастую тяжело переживают несоответствие между притязаниями в этой области и фактическим состоянием [30].
Связь с родителями, столь эмоциональная в детском возрасте, становится не столь непосредственной. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои тайны, дела, планы он доверяет уже не родителям, а обретенным друзьям. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своими сверстниками, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друзей. Обсуждение родителями личности друзей в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается подростками как покушение на его право выбора и его свободу. В отношениях со сверстниками школьник стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость. При этом по отношению к родителям младший школьник, как правило, занимает негативную позицию.
ВЫВОДЫ
Развитие основных линий психики ребенка происходит в ходе воспитания и обучения, опирающегося на деятельность ребенка. Каждый вид деятельности ребенка в процессе работы познавательных процессов способствует усвоению действий и таких психических качеств, которые необходимы для его выполнения и совершенствования.
Обучение опережает психическое развитие, ведет его за собой, не заменяя самого развития. Ведущая роль обучения в психическом развитии проявляется в том, что ребенок, овладевая новыми действиями, сначала научается выполнять их под руководством и при помощи взрослого, а потом уже самостоятельно. Именно в процессе обучения новым знаниям, умениям, навыкам происходит работа всех познавательных процессов, и как следствие, психическое развитие.
Так же в данной работе нас интересует вопрос о взаимосвязи обучения и психического развития учащихся младших классов.
Известно, что важнейшие психологические характеристики школьников: направленность личности, активность, знания, умения, способности, характер, настроения и переживания—в значительной степени задаются содержанием и методами учебно-воспитательной работы в школе.
Проблема психического развития младших школьников—одна из фундаментальных проблем со временной детской психологии. Исследование этой проблемы наряду с научным значением представляет и практический интерес, поскольку нацелено в конечном счете на решение многих педагогических вопросов, связанных с организацией эффективного обучения и воспитания младших школьников.
Так же в нашей работе нас интересует межличностные отношения младших школьников. Опыт межличностных отношений с другими людьми, взрослыми сверстниками, является фундаментом для развития личности ребёнка, становления его самосознания. Основополагающая значимость проблемы взаимоотношений детей в последнее время особенно привлекает внимание психологов и педагогов. Изучение вопроса межличностных отношений имеет не только первостепенное теоретическое, но и практическое значение.
ГЛАВА II. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и основные этапы эмпирического исследования
1. Объектом изучения
данной работы являются
2. Основная цель работы заключается в выявлении особенностей значимых межличностных отношений детей при переходе от старшего дошкольного возраста к младшим школьному возрасту, для разработки профилактических и коррекционных мероприятий в деятельности психолога, оптимизации работы воспитателей.
3. Для проведения исследования была сформирована эмпирическая база. Исследование проводилось на базе МДОУ ЦРР- Д/С №15 «Медвежонок» и ОБШ №9 г.Подольска с 25апреля 2011г по 25апреля 2012г, общая выборка составила 20 старших дошкольников от 6-7лет и 20 младших школьников подростков от 7-8лет. Дошкольников 14 девочек и 6 мальчиков. Младшие школьники- 14 девочек и 6 мальчиков.
Были применены методы:
тестирование, математической статистики.
Выбор методик производился в соответствии
с целью исследования и с учётом возраста
испытуемых. С целью исследования выявлении
особенностей значимых межличностных
отношений детей при переходе от старшего дошкольного
возраста к младшему школьному возрасту,
использовалась методика рисуночный тест
«Я дома», «Я в детском саду» для старших
дошкольников, «Я дома», «Я В школе» для
младших школьников.
Для оценки значимости различий использовались
методы математической статистики: U -
критерий Манна – Уитни и критерий Фишера
4. Проводилось исследование в группе
старших дошкольников, в МДОУ , и в городской
средней общеобразовательной школе. Каждому
участнику исследования был дан лист бумаги
и карандаши, было предложено нарисовать
с одной стороны «Я дома», «Я в детском
саду» для старших дошкольников, «Я дома»,
«Я В школе» для младших школьников
при этом не объяснять что рисовать. По
окончанию работы каждого испытуемого
приглашали в отдельный кабинет и проводилась
беседа по рисунку. На каждого испытуемого
отвадилось 10 минут, сам процесс рисования
20 минут. Первичные результаты психодиагностики
представлены в приложениях. На основе
первичных данных был проведён качественный
(сравнительный) и количественный (статистический)
анализ результатов исследования. Анализ
результатов был интерпретирован с целью
объяснения фактов (причины, следствия,
прогноз и т.д.), установленных в ходе эмпирического
исследования.
5. В результате анализа были установлены эмпирические факты, на основе которых были сделаны выводы и заключение о подтверждении или опровержении гипотезы.
6. В соответствии с результатами исследования с целью формирования и психологического явления были разработаны практические рекомендации для устранения стресса при переходе от старшего дошкольника к младшему школьнику и сформировать принцип комфортного пребывания в учебном учреждении.
2.2. Сравнительный анализ результатов рисунков «Я дома» старших дошкольников и младших школьников
В результате исследования рисунков старших дошкольников на тему «Я дома», были получены первичные данные, которые представлены в приложении(см. В Приложении 1 табл.№1)По результатам были построены рисунки (см рис1,2,3,4)