Сравнительное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования выявить особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста .
Объектом исследования являются межличностные отношения старших дошкольников и младших школьников со взрослыми и сверстниками.
Предмет исследования: особенности в межличностных отношениях старших дошкольников и младших школьников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………4
ГЛАВА I. Теоретические подходы к исследованию межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…8
1.1.Психическое развитие детей в дошкольном возрасте……………...8
1.2.Межличностные отношения старших дошкольников со взрослыми и со сверстниками……………………………………………………………….
1.3.Психическое развитие детей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………………….17
1.4.Межличностные отношения младших школьников со взрослыми и со сверстниками………………………………………………………………..19
ГЛАВА II. Сравнительное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста……….…………………………………………………………………26
2.1 Организация и основные этапы ……………………………………..26
2.2Сравнительный анализ результатов рисунков «Я дома» старших дошкольников и младших школьников………………………………….…….28
2.3 Сравнительный анализ результатов рисунков «Я в детском саду» старших дошкольников и рисунков «Я в школе» младших школьников …..33.
2.4. Выводы и интерпретация результатов сравнительного исследования межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста……………………….…………………………37
2.5 Практические рекомендации по психологическому сопровождению детей при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту…………………….…………………………………………………….39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….44
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

эмпирическая часть по курсовой3.doc

— 754.00 Кб (Скачать файл)

Рис.№1 Присутствие испытуемого на рисунке «Я дома»  дошкольника и младшего школьника ( в % соотношении)

На данном рисунке  видно, что наличие школьников на рисунках превышает наличие дошкольников , что может говорить соблюдения  нового режима школьниками (школьного распорядка дня), появилась больше ответственности. А у дошкольников пока нет режима, поэтому они в полнее могли себя представить в другом месте, когда рисовали данный рисунок без своего участия.

По первичным  данным на рис.1 мы можем сказать, что  различию существуют, но расчет данных по критерию φ* - присутствие испытуемого на рисунке «Я дома» старших дошкольников и младших школьников показал, что различий не существует, значение находится в зоне не значимости.

Ответ: φ*эмп = 1.018

 

Рис.№2 Присутствие взрослых на рисунке «Я дома» старших дошкольников и

младших школьников ( в % соотношении)

На данном рисунке мы видим, что различия существуют. Младшие школьники рисуют чаще родственников, чем старшие дошкольники. Это так же может свидетельствовать о наличии нового режима. Постоянным контролем над учебной деятельностью.

По первичным  данным на рис.2 мы можем сказать, что  различия существуют, но расчет данных по критерию φ* - присутствия взрослых на рисунке «Я дома» старших дошкольников и младших школьников показал, что различия отсутствуют, значение находится в зоне не значимости.

Ответ: φ*эмп = 0.64

Данные  о  присутствии сверстников на рисунках «Я дома» старших дошкольников и младших школьников в % соотношение равны. Это может свидетельствовать о равном отношении  старших дошкольников и младших школьников к своим сверстникам.

По расчетам первичных данных по критерию φ* - присутствие сверстников на рисунке «Я дома» старших дошкольников и младших школьников показал, что различия отсутствуют, значение находится в зоне не значимости.

Ответ: φ*эмп = 0

 

рис.3 Расстояние до взрослых на рисунках «Я дома» старших дошкольников и младших дошкольников ( среднее значение в см)

Мы так же видим, что и на данном рисунке  у старших дошкольников и младших школьников есть различия в расстояниях до значимых взрослых. Расстояние до значимых взрослых у младших школьников гораздо больше, чем до значимых взрослых у дошкольников. Это так же может свидетельствовать о более пристальном внимании со стороны родственников к школьнику, к его учебе. Значимый взрослый становится более требовательным и поэтому школьники могут несознательно рисовать родственников в дали от себя.

По первичным  данным на рис.3  мы можем сказать, что различия существуют, по расчетам данных по критерию Манна- Уитни- расстояния до взрослых на рисунке «я дома» старших дошкольников и младших школьников показал, что различия существуют Uэмп(10,5)=0,1%

 

Рис.4 Расстояние до сверстников на рисунке «Я дома» старших дошкольников и младших школьников (  среднее значение в см)

 

На данном рисунке мы видим, что расстояние младших школьников до сверстников ближе, чем у старших дошкольников. Что может свидетельствовать о хороших отношениях со сверстниками.

Расчет первичных данных на рис.4 по критерию Манна- Уитни- расстояния до сверстников( в см) на рисунке «я дома» старших дошкольников и младших школьников показал, что вторичное значение находится в зоне неопределенности, что говорит о небольшом наличии различий.

Полученное эмпирическое значение Uэмп(6) находится в зоне неопределенности. Различия существует Uэмп(6)= 0,5%

2.3.Сравнительный анализ результатов рисунков «Я в детском саду» старших дошкольников и рисунков «Я в школе» младших школьников

В результате исследования рисунков старших дошкольников на тему «Я в школе », были получены первичные данные, которые представлены в приложении(см. В Приложении 2 табл.№6)По результатам были построены графики (см рис.5,6,7,8)

Данные  о  присутствии испытуемых на рисунках «Я в школе», «Я в детском саду»  старших дошкольников и младших  школьников в % соотношение равны. Это  может свидетельствовать о том, что старшие дошкольники и младшие школьники одинаково ассоциируют себя с детским садом старшие дошкольники и со школой младшие школьники.

По первичным данным  присутствия испытуемых на рисунках мы можем сказать, что различие существуют, но расчет данных по критерию φ* - по рисункам «Я в школе», «Я в детском саду» старших дошкольников и младших школьников показал, что различия отсутствуют.

Ответ: φ*эмп = 0

Рис.5 Присутствие воспитателя, учителя на рисунках « Я в детском саду», «Я в школе» старших дошкольников и младших школьников( в % соотношении)

 

На рисунке  мы видим, что присутствие учителя  превышает присутствия воспитателя. Это может говорить о значимости нового взрослого(учителя). Школьники рисуя чаще учителя как бы хотят привлечь к себе внимания, пусть даже на рисунке.

По первичным  данным на рис.5 мы можем сказать, что различия  по наличию воспитателя, учителя существуют,  расчет данных по критерию φ* по рисунках «Я в детском саду», «Я в школе» старших дошкольников и младших школьников подтвердил, что различия существуют.

Ответ: φ*эмп = 3.567= 0,1%

Рис.6 Присутствие сверстников на рисунков «Я в детском саду», «Я в школе» старших дошкольников и младших школьников ( % соотношении)

На данном рисунке мы видим, что присутствие школьников на рисунках « Я в детском саду», «Я в школе» больше чем дошкольников, что может говорить большей заинтересованности школьников учебой, новым коллективом, новым значимым взрослым.

По первичным  данным на рис. 6 мы можем сказать, что различия по наличию сверстников существует, по расчетам данных по критерию φ* на рисунках « Я в детском саду», « Я в школе» старших дошкольников и младших школьников показал, что значения находятся в зоне не определенности, различия частично подтвердилось.

Ответ: φ*эмп = 2.293=0,5%

Рис.7 Расстояние до воспитателя, учителя на рисунках «Я в детском саду», «Я в школе» старших дошкольников и младших школьников (среднее значение в см)

 

Расстояние  до значимого взрослого (учителя) школьников, на данном рисунке, превышает расстояния значимого взрослого(воспитателя) дошкольников. Это может свидетельствовать о еще по не доверительных отношениях, по сравнению с значимым взрослым дошкольников, которого они давно знают.

По первичным  данным на рис.7 мы можем сказать, что различия по расстоянию до воспитателя, учителя существуют, расчет данных по критерию Манна-Уитни на рисунке «Я в детском саду», «Я в школе» старших дошкольников и младших школьников показал, что различий не существуют, значение находится в зоне не значимости.

Результат: UЭмп = 5.5

 

Рис. 8 Расстояние до сверстников на рисунке « Я в детском саду», « Я в школе» старших дошкольников и младших школьников (среднее значение в см)

На данном рисунке мы видим, что различия существуют, младшие школьники еще не познакомились, не установлены близкие взаимоотношения, дружба. Как у старших дошкольников на оборот, дети создали свой коллектив.

По первичным  данным на рис.8 мы можем сказать , что различия по расстоянию до сверстников существуют, по расчетам данных по критерию Манна-Уитни  на рисунке «Я в детском саду», «Я в школе» старших дошкольников и младших школьников показал, что различий не существуют, значение находится в зоне не значимости.

Результат: UЭмп = 18

2.4. Выводы и интерпретация результатов сравнительного исследования межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

После проведения эмпирического  исследования  на тему « сравнительного исследования межличностных отношений старших дошкольников и младших школьников  со значимыми взрослыми и сверстниками, можно сделать выводы, что младшие дошкольники  на рисунках « Я дома» рисуют себя ближе  к значимым взрослым (родителям), чем младшие школьники, это может говорить о том, что дошкольники находятся в более близком психологическом контакте, но когда старший дошкольник переходит в 1й класс он испытывает перелом во взаимоотношениях со значимым взрослым ( родителями). Это можно объяснить , тем что поступление ребенка в школу означает смену его социальной  позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых  к ним взрослыми.

Так же мы видим, что на рисунках «Я в школе» мы видим, что младшие школьники рисуют себя ближе с учителем, чем старшие дошкольники на рисунках « Я в детском саду» с воспитателем. Учитель становится новым «источником знания» для младшего школьника, и несомненным авторитетом для него, чем сверстники. Сверстники отходят на второй план. Младшие школьники рисуют меньше себя рядом со сверстниками на рисунке « Я в школе», чем дошкольники, потому что еще не налажены взаимоотношения со сверстниками, ученики знакомятся и присматриваются к друг другу.

Вывод:

1.Расстояние до взрослых на рисунках « Я дома» старших дошкольников и младших школьников выявлено различие. Старшие дошкольники рисуют себя ближе со значимыми взрослыми ( родственниками) находятся в спокойном состоянии. Младшие школьники  проходят кризис 1го класса, ломка стереотипов, смена социальной позиции.

2. Расстояние до сверстников  на рисунках « Я дома» старших дошкольников и младших школьников подтвердилось. Старшие дошкольники рисуют себя ближе к сверстникам, что означает близость и доверие в дружбе. Младшие дошкольники рисуют себя подальше от сверстников, в этот период младшие школьники боятся осуждения со стороны сверстников, если что то не получается, в связи со сменой социального положения.

3. Присутствие  воспитателя, учителя  на рисунках « Я  в школе», « Я в детском саду» выявлены различия. Младшие школьники рисуют себя  ближе к учителю, чем старшие дошкольники рисуют себя рядом с воспитателем. Это свидетельствует о появлении нового значимого взрослого и повышенному интересу к нему, чем к «старому» значимому взрослому ( воспитателю).

4. Присутствие  сверстников на рисунках «  Я в детском саду», «Я в  школе» выявлены различия. Старшие дошкольники рисуют себя ближе со сверстниками, установлен долговременный контакт ( дружба). Младшие школьники рисуют себя подальше от сверстником, т.к. неустановлен контакт между учениками, в данный период происходит знакомство и присматривание к друг другу. В этот период авторитет учителя выше, чем авторитет сверстников.

В остальных  данных различий неустановленно, что можно сделать вывод, что наша гипотеза подтвердилась частично.

2.5.Практические  рекомендации по психологическому  сопровождению детей при переходе  от старшего дошкольного к  младшему школьному возрасту

Говоря о связи кризиса семи лет с готовностью ребенка к обучению в школе, необходимо отличать симптомы кризиса развития от проявлений невроза индивидуальных особенностей темперамента и характера. Давно замечено, что кризисы развития в наиболее яркой форме проявляются в семье. Это происходит потому, что образовательные учреждения работают по определенным программам, в которых учитываются возрастные изменения детской психики. Семья в этом отношении более консервативна, родители, особенно мамы и бабушки, склонны опекать своих «малышей», не взирая на их возраст, не редки расхождения мнений воспитателей и родителей в оценке поведения детей 6-7-летнеговозраста: мамы жалуются на упрямство и свое воли  ребенка, а воспитатель характеризует его как самостоятельного и ответственного, которому можно поручить серьезное дело.

Поэтому при выявлении симптомов кризиса нужно учитывать прежде всего мнение родителей. Для этих целей используется анкета для родителей.

1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы—это временные явления , они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.

2. Причина острого протекания кризиса—не соответствие родительского отношения и требований желаниями возможностям ребенка, по этому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованны и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.

3. Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.

4. Тон приказа и назидания в этом возрасте мало эффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать в месте с ребенком возможные последствия его действий.

5. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Значимые взрослые для дошкольника это родители и воспитатели–люди, к которым дети относятся с большой степенью доверия, имеют тёплые отношения. Если значимый взрослый обеспечивает старшему дошкольнику информационное и эмоциональное поле, то ребёнок  тянется к нему, ищет новые контакты, которые полноценно удовлетворяют его потребность в общении социальном познании.

Развитие психики  младших школьников происходит главным  образом на основе ведущей для  них деятельности учения. Включаясь  в учебную работу, дети постепенно подчиняются ее требованиям, а выполнение этих требований предполагает появление новых качеств психики, отсутствующих у дошкольников. В процессе совместной учебной деятельности у детей устанавливаются новые взаимоотношения. По мере установления взаимоотношений с другими детьми каждый школьник обнаруживает свои подлинные индивидуальные особенности.

 Младшие школьники  безоговорочно признают авторитет  учителя. Они обращаются к нему  по самым разным поводам - от  случайных и мелких до самых  глубоких и личностных. Дети откровенно  делятся с учителем своими  заботами, переживаниями, домашними событиями.

 По полученным данным, мы видим как меняются взаимоотношения к значимому взрослому и сверстникам при переходе от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту. Учитель становится для них новым источником знаний. Таким образом, при первоначальном вхождении в школьную жизнь у ребенка происходит существенная психологическая перестройка. Он приобретает некоторые важные привычки нового режима, устанавливает доверительные отношения с учителем и товарищами. На основе появившихся интересов к содержанию учебного материала у него закрепляется положительное отношение к учению. Дальнейшее развитие этих интересов и динамика отношения младших школьников к учителю и к сверстникам зависят от процесса формирования у них учебной деятельности.

Информация о работе Сравнительное исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста