Становление психологии как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:54, реферат

Описание работы

Актуальность и постановка проблемы исследования. Целостному, концептуально построенному осмыслению коммуникативной культуры предшествовали исследования педагогов, психологов, социологов, философов, посвященные изучению разных слагаемых культуры личности и коммуникативно-информационного подхода к данной категории (в терминах коммуникативно-родового понятия).

Содержание работы

Введение
Глава I. Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития
1.1 Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов
1.2. Искусство общения как основа коммуникативной культуры
1.3. Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях
Глава II. Коммуникативная культура преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов вуза
2.1 Диалогичность как универсальная характеристика личностно ориентированных образовательных технологий
2.2 Характеристика коммуникативной культуры преподавателя вуза
2.3. Формирование коммуникативной культуры студента как основа профессиональной подготовки
Глава III. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза
3.1 Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
3.2 Результаты опытно-экспериментального исследования
Заключение
Выводы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 498.70 Кб (Скачать файл)

9.  Арнольдов А.И. Введение в культурологию: Учеб. пособие. - М., 1993. - 352 с.

10.  Асмолов А.Г. Культурно-историческая технология и конструирование миров. - М., 1996. - 258с.

11.  Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателей высшей школы: проблемы и перспективы. - Р-н-Д, 1997. - 143 с.

12.  Ащепков В.Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы: Дис. д-ра пед. наук. - Майкоп, 1997. - 355с.

13.  Бабанский Ю.К. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М., 1985. - 478 с.

14.  Балдынюк Д.И. Система исследования культуры общения педагога (теоретический аспект): Дис. канд. пед. наук. - Умань. 1989 - 165 с.

15.  ретический аспект): Дис. канд. пед. наук. - Умань. 1989 - 165 с.

16.  Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979. - 423 с.

17.  Белова С.В. Функции учебного диалога в усвоении ценностно-смыслового содержания гуманитарных предметов: Автореф. канд. пед. наук. - Волгоград, 1995. - С.3-11.

18.  Белоусова Т.Ф. Педагогическая практика как фактор формирования основ педагогической культуры студента педвуза: Дис. канд. пед. наук. Р-н-Д, 1989. - 229 с.

19.  18. Беляев А.В. Воспитание гражданина в Демократической России: Пособие для самостоятельной работы / Министерство образования Р.Ф. СГУ. Ставрополь: СГУ, 2000. - 25 с.

20.  Бердяев Н. Воля к жизни и воля к культуре // Слово. - 1990. - № 1. - С.11.

21.  Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации: Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2002. - 183 с.

22.  Бескровная О.В. Формирование умений общения у подростков в учебной деятельности как фактор развития социальной активности: Автореф. канд. пед. наук. - М., 1985. - С.8.

23.  Библер В.С. Нравственность. Культура, современность: Философские рассуждения о жизненных проблемах. - М.: Политиздат, 1988. - 412 с.

24.  Библер В.С. От наукоучения к логике культуры. - М., 1991. - С.289.

25.  Бодалев А.А. К вопросам психологии общения и познания людьми друг друга. - Краснодар, 1979. - 132 с.

26.  Бодалев А.А. Психология общения. - М., 1998. - 135 с.

27.  Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как о личности. Л., 1982. - 135 с.

28.   Бондаревская Е.В. В защиту "живой" методологии // Педагогика. - 1998. № 2. - С.3 - 6.

29.   Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - № 4. - С.12 - 15.

30.  Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированное образование: опыт, разработки, парадигмы. - Р-н-Д, 1997. - 28 с.

31.  Бондаревская Е.В. Педагогическая культура // Инновационная школа. 1997. - № 3. - С.7-8.

32.  Бондаревская Е.В. Теоретико-методические вопросы изучения и формирования педагогической культуры будущего учителя // Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Е.В. Бондаревской: - Р-н-Д, 1989. - С.30.

33.  Бондаревская Е.В. Уровень педагогической культуры - главное основание для аттестации учителя. - Р-н-Д, 1994. - 15 с.

34.  Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф. Основы педагогической культуры учителя: Программа и рекомендации к специализированному курсу. - Р-н-Д, 1989. - С.3.

35.  Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф. Программа и методика изучения педагогической культуры учителя. - Р-н-Д, 1988. - 26 с.

36.  Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф., Власова Г.И. Основы педагогической культуры: Программа и рекомендации по курсу "Образовательные программы общепедагогической подготовки бакалавра". - Р-н-Д, 1993. - 16 с.

37.  Бондаревская Е.В., Богомолова Г.П. Образовательное пространство малого города как среда развития и воспитания личности (концептуальная модель развития системы образования в г. Батайске): Науч. - метод. пособие. - Р-н-Д, 1997. - 97 с.

38.  Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Р-н-Д, 1999. - 560 с.

39.  Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. - СПб.: Питер - 2001. - 304 с.

40.  Борев В., Коваленко А. Культура и массовая коммуникация. - М.: 1982.

41.  Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. - 1993. - № 2. - С.15-17.

42.  Брудный А.А. Понимание и общение. - М, 1989. - 63 с.

43.  Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. (Философские проблемы психологии). [Исследования Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна]. - М.: Высшая школа. - 1968. - 104 с.

44.  Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Диалог в процессе познания // Познание и общение. - М.: Наука, 1988. - С.7-9.

 
Приложения

Приложение №1

СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ

Рисунок 1

 

Приложение № 2

СЛАГАЕМЫЕ КОММУНИКАТИВНОЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

 

 

 

 

Приложение № 3

Смена "коммуникативных  ролей"

 

Приложение № 4

МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ В.Ф. РЯХОВСКОГО

Цель: определить общий уровень  общительности.

Инструкция: Чтобы определить коэффициент Вашей общительности, нужно ответить на 16 вопросов. Отвечать надо однозначно: "Да", "Нет", "Иногда". Итак, приступим.

1.  Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

2.  Не откладываете ли Вы визит к врачу до последнего момента?

3.  Вызывает ли у Вас смятение, неудовольствие поручения выступать с докладом, сообщением на каком-либо мероприятии?

4.  Вам предлагают выехать в город, в котором Вы никогда не бывали. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этой командировки?

5.  Любите ли Вы делиться своими переживаниями с кем бы то ни было?

6.  Раздражаетесь ли Вы, если незнакомый человек на улице обратится к Вам с просьбой (показать дорогу, назвать время)?

7.  Верите ли вы, что существует проблема "отцов и детей" и что людям разных поколений трудно понимать друг друга?

8.  Постесняетесь ли Вы напомнить знакомому, что он забыл Вам вернуть 10 рублей, которые он занял несколько месяцев назад?

9.  В кафе Вам подали явно недоброкачественное блюдо. Промолчите ли Вы, лишь рассержено отодвинув тарелку?

10.  Оказавшись один на один с незнакомым человеком, Вы не вступите с ним в беседу и будете тяготиться, если первым заговорит он. Так ли это?

11.  Вас приводит в ужас любая длинная очередь, где бы она ни была. Предпочитаете ли Вы отказаться от своего намерения или встанете в хвост, и будете томиться в ожидании?

12.  Боитесь ли Вы участвовать в какой-либо комиссии по рассмотрению конфликтных ситуаций?

13.  У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки произведений литературы, искусства, культуры и никаких чужих мнений Вы не приемлете. Так ли это?

14.  Услышав где-либо высказывание явно ошибочной точки зрения по хорошо известному Вам вопросу, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

15.  Вызывает ли у Вас досаду чья-либо просьба помочь разобраться в том или ином служебном вопросе или учебной теме?

16.  Охотнее ли Вы излагаете свою точку зрения (мнение) в письменной форме, чем в устной?

Теперь подсчитайте баллы. За каждый ответ "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - 0.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

30-32 очка - Вы явно некоммуникабельны  и это Ваша беда, так как  страдаете от этого больше  всего Вы сами. Но и близким  Вам людям нелегко. На Вас  трудно положиться в деле, которое  требует групповых усилий. Старайтесь  стать общительней, контролируйте  себя.25-29 очков - Вы замкнуты, неразговорчивы, предпочитаете одиночество, и  поэтому у Вас мало друзей! Новая работа и необходимость  новых контактов если и не  ввергает Вас в панику, то надолго  выводит из равновесия. Вы знаете  эту особенность своего характера  и бываете недовольны собой. Но не ограничивайтесь только таким недовольством - в Вашей власти переломить эти особенности характера. Разве не бывает, что при какой-либо увлеченности Вы приобретаете вдруг полную коммуникабельность? Стоит только встряхнуться. 19-24 очка - Вы в известной степени общительны, в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Новые проблемы Вас не пугают. И все же с новыми людьми сходитесь с оглядкой, в спорах и диспутах участвуете неохотно, в Ваших высказываниях слишком много сарказма без всяких на то оснований.14-15 очков - у Вас нормальная коммуникабельность, Вы любознательны, охотно слушаете интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении с другими. Отстаиваете свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идете на встречу с новыми людьми. В то же время не любите шумных компаний, экстравагантные выходки и многословие вызывают у Вас раздражение. 19-13 очков - Вы весьма общительны, любопытны, разговорчивы, любите высказываться по разным вопросам, но, бывает, у Вас вызывает раздражение присутствие окружающих. Охотно знакомитесь с новыми людьми, любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Бывает, вспылите, но быстро отходите.4-8 очка - Вы "рубаха-парень", общительность бьет из Вас ключом, Вы всегда в курсе дел, любите принимать участие во всех дискуссиях, охотно берете слово по любому вопросу, даже если имеете о нем поверхностное представление, всюду чувствуете себя в своей тарелке. Беретесь за любое дело, хотя далеко не всегда можете довести его до конца.3 очка - Ваша коммуникабельность носит болезненный характер. Вы говорливы, многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения, беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов в Вашем окружении. Вспыльчивы, обидчивы, нередко бываете необъективны, серьезная работа не для Вас. Людям трудно с Вами, Вам надо работать над собой и своим характером - воспитывайте в себе сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Выводы об уровнях развития: 30-32 очка - очень низкий, 25-29 очков - низкий, 19-24 очка - средний, 14-18 очков - выше среднего, 9 - 13 очков - высший 4-8 очков - очень высокий, 3 и менее - гиперобщительный.

ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК Л.П. КАЛИНИНСКОГО

Цель: изучение уровня развития организаторских и коммуникативных  качеств личности.

Инструкция: каждый испытуемый получает ключ к опроснику, внимательно слушает каждое из 160 свойств и если свойство подходит к нему, то отмечает его номер в ключе путем обведения данной цифры.

1. Способен "заражать" энергией других людей.

6. Способен к продвижению в сфере руководства людьми.

11. Деспотичный.

16. Очень люблю привлекать  к себе внимание.

21. Неумолимый.

26. Крайне неуступчивый.

31. Проявляю излишнюю готовность  к подчинению.

36. Зависимый, несамостоятельный.

41. Излишне снисходительный.

151. Бывают такие мысли,  когда не хотел бы, чтобы о  них знали другие люди.

2. Пользуюсь доверием  со стороны однокурсников.

7. Отличаюсь большой работоспособностью.

12. Начальственно-повелительный  тон.

17. Расчетливый, забочусь только о себе.

22. Крайне строгий, резкий.

27. Обидчивый. Излишне  принципиальный.

32. Робкий.

37. Склонен к слепому подражанию.

42. Нетребовательный.

47. Слишком снисходительный к окружающим.

158. Полностью свободен от всяких предрассудков.

3. Способствую продвижению  своих товарищей, коллег.

8. Умею держать слово.

13. Произвожу впечатление  значительности.

18. Ревнивый к достижениям других.

23. В основном критичен к другим.

28. Мстительный.

33. Стыдливый.

38. Навязчивый.

43. Часто уступаю общественному  мнению.

48. Склонен прощать все.

4. Поддерживаю дух сотрудничества.

9. Всегда отвечаю за  свои решения.

14. Способен проявлять высокомерие.

19. Эгоистически практичен,  деловит.

24. Нетерпим к ошибкам других.

29. Не терплю, чтобы мной  командовали.

34. Застенчивый.

39. Предоставляю право  другим вместо себя принимать  решения.

44. Нестрогий.

49. Порчу людей чрезмерной  добротой.

154. За всю жизнь не  делал ни одного плохого поступка.

5. В случае необходимости  способен воспитать в себе заместителя.

10. Способен действовать с необходимым риском, не ожидая указаний.

15. Способен подчинять, попирая волю других.

20. Себялюбивый.

25. Язвительный.

30. Действую по прихоти  и произволу.

35. Стеснительный.

40. Люблю прибегать к  помощи других.

45. Чересчур считаюсь с  мнением окружающих.

50. Переполнен чрезмерным сочувствием.

155. Иногда смеюсь при  нескромных шутках.

51. Способен создать вокруг  себя благоприятный психологический  климат.

56. Реалистически оцениваю  других.

61. Властный.

66. Ответственный, добросовестный.

71. Безоговорочный, не допускаю отклонений.

76. Противодействую любому  влиянию.

81. Кроткий.

86. Люблю поплакаться.

91. Всегда любезен в обхождении.

96. Люблю заботиться о  других.

52. Идейно убежден.

57. Отличаюсь точностью  и организованностью ума.

62. Ожидаю восхищения и  почтения от каждого.

67. Обязательный (выполняющий  непременно и точно).

72. Раздражительный.

77. Недоверчивый, подозрительный.

82. Тихий.

87. Ищу опеки сильных  лиц.

92. Общительный и уживчивый.

97. Бескорыстный и щедрый.

157. Бывает, что передаю  слухи.

58. Умею контролировать  работу других.

63. Люблю ответственность.

68. Стремлюсь проявлять  личную инициативу.

73. Бесчувственный, равнодушный.

78. На меня трудно произвести  впечатление.

83. Смирный.

88. Охотно принимаю советы.

93. Способен к сотрудничеству, взаимопомощи.

98. Стараюсь утешить каждого.

152. Не было случая, чтобы  нарушил обещание.

154. Порядочен во всех отношениях.

69. Способен убедить в правильности своих решений.

74. Резкий, грубоватый.

79. Часто разочаровываюсь.

84. Незлобивый.

89. Ищу одобрения.

94. Чуткий, внимательный.

99. Расположен ко всем.

159. Бывает, что говорю  о вещах, в которых не разбираюсь.

55. Придерживаюсь твердых  принципов.

60. Сознательно и надежно  выполняю свою работу.

65. Обладаю талантом организатора.

70. Требовательный и критичный к себе.

75. Способен быть суровым.

80. Склонен думать, что меня часто притесняют.

85. Покорный.

90. Мягкий, колеблющийся.

95. Деликатный.

100. Забочусь о других  в ущерб себе.

160. Всегда и во всем  согласен с мнением руководителя.

101. Обладаю высоким культурным  уровнем.

106. Повышаю свою деловую  квалификацию.

111. Люблю быть во главе.

116. Обладаю чувством достоинства.

121. Склонен к дерзким ответам.

126. Прибегаю к упорству.

131. Критичен преимущественно к себе.

136. Склонен почитать авторитеты.

141. Проявляю чувство меры  и такта во взаимоотношениях.

146. Добрый, вселяющий уверенность.

102. Обладаю широким кругозором.

107. Способен в большинстве случаев принять верное решение.

112. Стремлюсь к успеху.

117. Люблю соревноваться.

122. Строгий, но справедливый.

127. Несговорчивый.

132. Склонен к самобичеванию.

137. Почти никогда никому  не возражаю.

142. Умею расположить к  себе.

147. Отзывчивый к призывам о помощи.

103. Общественно активен.

108. Дисциплинирован.

113. Стремлюсь распоряжаться  другими.

118. Стремлюсь к известности.

123. Умею настоять на  своем.

128. Упрямый.

133. Склонен, чаще, соглашаться.

Информация о работе Становление психологии как самостоятельной науки