Становление психологии как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:54, реферат

Описание работы

Актуальность и постановка проблемы исследования. Целостному, концептуально построенному осмыслению коммуникативной культуры предшествовали исследования педагогов, психологов, социологов, философов, посвященные изучению разных слагаемых культуры личности и коммуникативно-информационного подхода к данной категории (в терминах коммуникативно-родового понятия).

Содержание работы

Введение
Глава I. Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития
1.1 Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов
1.2. Искусство общения как основа коммуникативной культуры
1.3. Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях
Глава II. Коммуникативная культура преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов вуза
2.1 Диалогичность как универсальная характеристика личностно ориентированных образовательных технологий
2.2 Характеристика коммуникативной культуры преподавателя вуза
2.3. Формирование коммуникативной культуры студента как основа профессиональной подготовки
Глава III. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза
3.1 Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
3.2 Результаты опытно-экспериментального исследования
Заключение
Выводы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 498.70 Кб (Скачать файл)

Подготовка (в контексте  нашего исследования) направлена на достижение коммуникативной культуры педагога-профессионала, в структуре которой мы выделяем мотивационно-ценностный, содержательный и практический компоненты.

На наш взгляд, цель подготовки может быть достигнута, если мы решим  ряд задач:

первая - формирование мотивационно-ценностного отношения к общению в целом и ее структурным формам в частности;

•  вторая - формирование системы знаний об общении вообще и его культурных формах в частности;

•  третья - развитие умений и навыков коммуникации.

Эти задачи могут быть решены только в том случае, если мы будем  вести целенаправленное воздействие  на все сферы личности (мотивационную, интеллектуальную, поведенческую).

Таким образом, мы рассматриваем  процесс подготовки студентов педагогического  вуза по формированию коммуникативной  культуры как процесс, результатом  которого является повышение коммуникативной  культуры будущих преподавателей. Коммуникативная  культура является условием формирования педагога-профессионала. Процесс формирования коммуникативной культуры студентов  обладает рядом признаков, характеризующих  педагогический процесс. Среди них выделим следующие:

•  дифференцированность;

•  целесообразность;

•  поэтапная организация и последовательность.

Формирование коммуникативной  культуры студентов выступает одним  из основных условий процесса воспитания. Исходя из того, что коммуникативная  культура характеризует качество коммуникативной  деятельности, мы уделяем особое внимание этому процессу в системе педагогического  становления специалиста. Подготовка к профессиональной деятельности предполагает формирование структурных компонентов  коммуникативной культуры в разных аспектах: мотивационно-ценностном, содержательном и практическом.

При этом коммуникативная  деятельность предстает как условие  и средство формирования коммуникативной  культуры. В процессе профессиональной подготовки студентов культивируется ценностное отношение к общению, выдвигаются требования, которым  должна соответствовать коммуникативная  деятельность самого преподавателя.

Исходным положением здесь  является следующее:

•  коммуникативная деятельность имеет такое же значение, как и другие виды профессиональной деятельности преподавателя;

•  ввиду ее особой функции выступать средством и условием педагогической деятельности; педагогу необходимо уметь ее профессионально осуществлять, что предполагает наличие специальных знаний и умений;

•  критерием качества коммуникативной деятельности педагога и его профессиональной компетентности служит и коммуникативная культура;

•  ее поведенческим показателем служит: использование этикета в общении, вежливость и тактичность как качества личности;

•  коммуникативная культура предполагает высокую степень осознанного участия в общении, ориентацию на гуманистические ценности, системы языковых норм, развитые умения и навыки коммуникации;

•  высокая степень коммуникативной культуры педагога является профессиональным требованием педагогической профессии.

Поэтапная организация подготовки предполагает постановку целей на каждом этапе подготовки. В формировании коммуникативной культуры студентов  закономерно выделить следующих  три этапа.

I  этап (подготовительный). Его основной целью является формирование ценностного отношения к общению и его культурным формам. Он осуществляется в рамках преподавания цикла психолого-педагогических дисциплин. Основным методом является введение значимой информации об общении в содержание традиционных предметов психолого-педагогического цикла.

II этап (теоретическая подготовка). Основной целью является формирование  системы знаний об общении,  коммуникативной деятельности и  коммуникативной культуре, что может  быть достигнуто путем введения  отдельных тем в традиционные  курсы, разработки специальных,  вариативных и факультативных  курсов. Наиболее перспективным  представляется выделение "куста"  дисциплин, обеспечивающих интенсивную  коммуникативную подготовку студентов,  например, "Методика воспитательной  работы", "Основы педагогического  мастерства", "Культура речи", "Основы коммуникативной культуры" и другие. Основными формами являются  лекционные, семинарские, практические  и лабораторные занятия. Среди  внеаудиторных форм - самостоятельная  работа студентов под руководством  преподавателя по подготовке  сообщений и написанию рефератов  и курсовых работ.

III этап (практическая подготовка). Основной целью является развитие  и закрепление навыков коммуникации  на специально организованной  профессионально-педагогической практике. Во время этой практики основное  внимание уделяется коммуникативной  деятельности педагога. Используются  практические методы: наблюдение и анализ коммуникативной деятельности, упражнения и тренинги, инструктаж, организация коммуникативной деятельности студента в различных ситуациях.

Каждый из этапов подготовки опирается на достижения предыдущего. Поэтому для реализации задач  подготовки необходима последовательная смена этапов в рамках целостного педагогического процесса.

Коммуникативная культура студента совершенствуется в его профессиональной деятельности, предполагая использование  полученных знаний. Это возможно лишь при условии, что коммуникативная  культура станет значимым качеством  личности, будет одним из критериев  оценки и системой требований к педагогу-специалисту.

Дифференцированность предполагает использование различных форм и методов, направленных на достижение цели на каждом этапе процесса формирования. Лекционные занятия на I и II этапах отличаются содержательной наполненностью. На первом этапе подготовки в лекционные курсы вводится информация о значимости и ценности общения. Эта информация может иллюстрировать или пояснять основные педагогические категории и понятия. На лекционных занятиях ставятся проблемные вопросы, повышающие значимость коммуникативной культуры.

На семинарских занятиях обсуждаются вопросы, которые требуют  глубокого теоретического осмысления. Занятия, построенные таким образом, способствуют проявлению самостоятельности  студентов при изучении отдельных  теоретических вопросов.

Лабораторно-практические занятия  решают задачи ознакомления с системой технологических знаний. На этих занятиях формируются начальные умения, студенты знакомятся с принципами анализа  различных проявлений коммуникативной  культуры и в разных ситуациях, а  также - с основными принципами анализа  элементов коммуникативной культуры. Занятия позволяют развивать  и закреплять социальные навыки коммуникации.

По содержанию близкими к  лабораторным занятиям, описанным нами выше, являются также инструктаж и  тренинг.

Инструктаж используется в процессе педагогической практики непосредственно перед выполнением  учебной или практической работы. Инструктаж включает в себя объяснение цели предстоящей работы, описание организации и технологии выполнения. Инструктаж может включать опору  на ключевые понятия и упражнения.

Тренинг общения включен  и в лабораторно-практические занятия, и в педагогическую практику. Его  основная цель - совершенствование  и коррекция общения в процессе практики. Тренинг направлен на закрепление  коммуникативных навыков и поведения  в ситуациях, реально встречающихся  в процессе практики (первый контакт, знакомство с классом, учителем, поведение  в конфликтной ситуации, организация  деятельности и др.).

Лабораторные занятия  проводятся и во время педагогической практики. Их основная цель - самостоятельное  выполнение типового задания. Как правило, лабораторное занятие проводится в  школе и представляет собой наблюдение и анализ коммуникативной деятельности педагога на уроке.

Практическая работа студентов  представляет собой профессиональную деятельность во время практики. Основное внимание уделяется коммуникативной  деятельности педагога. Студенты побуждаются  к самоанализу и совершенствованию  этой деятельности.

Основными методами в процессе формирования коммуникативной культуры студентов являются: дискуссия, наблюдения, беседы, моделирование ситуации, решение  задач, упражнения, ролевые игры, тестирование и др.

Дифференцированность формирования коммуникативной культуры предполагает и ее целостность. Это позволяет нам описать ход экспериментальной работы не через этапы формирования коммуникативной культуры, а через характеристику ее аспектов, которые были определены основными целями.

Так, мотивационно-ценностный аспект предполагает формирование ценностного отношения к общению и его культурным формам. Эта особенность формируется на каждом из выделенных этапов. Но на каждом из этих этапов формирование ценностного отношения к общению принимает разные статусы. Например, формирование ценностного отношения на первом этапе являются главной целью; на втором - главенствующей целью выступает формирование системы знаний коммуникативной культуры; что касается цели третьего этапа, - здесь значимость приобретает развитие социальных навыков коммуникации.

В то же время мы допускаем, что процесс формирования ценностного  отношения к общению невозможен без наличия сформированной системы  понятий, которые выступают основой  знаний о коммуникативной культуре, а что касается развития коммуникативных  умений и навыков, то этот процесс  невозможен без развития мотивации  общения, который мы понимаем как  знание теории и технологии.

Таким образом, рассматриваемые  нами аспекты формирования коммуникативной  культуры (мотивационно-ценностный, содержательный, практический) позволяют нам рассматривать этот процесс как условие достижения основных целей.

Итак, в рассматриваемом  нами процессе формирования коммуникативной  культуры студентов необходимо выделить следующие, на наш взгляд, принципиальные моменты:

первое - осуществляемое нами в рамках педагогического процесса формирование коммуникативной культуры студентов обладает следующими признаками: целесообразностью, целостностью, дифференцированностью, последовательностью и поэтапностью организации;

второе - результатом сформированности коммуникативной культуры студентов является профессиональная готовность их к использованию этих элементов в своей профессиональной деятельности и выступает качественной характеристикой личности педагога;

третье - особенность коммуникативной  культуры студентов, как качества коммуникативной  деятельности, определяет организацию  процесса подготовки студентов к  формированию их коммуникативной культуры и позволяет рассматривать этот процесс в трех аспектах: мотивационно-ценностном, содержательном и практическом.

 
Глава III. Педагогические условия  формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза 3.1 Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов

Выпускник школы, как и  всякий человек, обладает определенным жизненным опытом, который по А.К. Осницкому складывается из пяти компонентов:

1) Ценностный опыт: интересы, идеалы, убеждения, нравственно-  этические нормы и предпочтения. Этот опыт ориентирует усилия  человека на формирование коммуникативной  культуры (в нашем случае он  дает коммуникативный идеал и  образец педагога с высокой  коммуникативной культурой).

2)  Опыт рефлексии: соотнесение знаний о своих возможностях, самом себе с требованиями деятельности (в нашем случае - с требованиями коммуникативной деятельности) и решаемыми при этом задачи (он указывает ориентировку с остальными компонентами субъектного опыта).

3)  Опыт привычной активизации: оперативная подготовленность, адаптация к ситуации, изменяющимся условиям работы, расчет на определенные условия в достижении успеха (помогает приспособить свои усилия для решения значимых задач).

4)  Операциональный опыт: общетрудовые, профессиональные знания, умения (коммуникативные умения), а также умения саморегуляции (объединяет конкретные средства преобразования ситуации и своих возможностей).

5)  Опыт сотрудничества: складывается при взаимодействии с другими участниками совместной деятельности, способствует объединению усилий, совместному решению задач и предполагает предварительный расчет на сотрудничество.

Все пять компонентов субъектного  опыта составляют целостную систему  жизненного опыта субъекта деятельности, в данном случае субъекта общения - будущего специалиста. Таким образом, первый (начальный) уровень его коммуникативной  культуры можно представить в  виде следующей цепочки умственных действий:

Наблюдения - Впечатления - Переживания - Коммуникативный опыт.

Выявление этого индивидуального  коммуникативного опыта есть первое необходимое условие развития коммуникативной  культуры профессионала.

Полагаем, что развить  коммуникативную культуру вообще, фронтально, сообщив всем какие-то правила поведения  или отношения, невозможно. Считаем, что этот процесс сложный, сугубо индивидуальный и длительный. Основное отличие гуманистической педагогики от технократической, авторитарной, направленной на цели обучения - это направленность на личность обучаемого, учет его всех индивидуальных особенностей, внимательное изучение задатков, способностей, качеств и умений. В повестку дня с всё большей полнотой ставится задача поиска путей и средств индивидуализации, т.е. помощи человеку в осознании своей уникальности, выборе собственного смысла жизни и жизненного пути.

Изучая профессиональное развитие учителя, Л.М. Митина сконструировала  модель изменения поведения, состоящую  из трех стадий:

Информация о работе Становление психологии как самостоятельной науки