Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:54, реферат
Актуальность и постановка проблемы исследования. Целостному, концептуально построенному осмыслению коммуникативной культуры предшествовали исследования педагогов, психологов, социологов, философов, посвященные изучению разных слагаемых культуры личности и коммуникативно-информационного подхода к данной категории (в терминах коммуникативно-родового понятия).
Введение
Глава I. Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития
1.1 Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов
1.2. Искусство общения как основа коммуникативной культуры
1.3. Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях
Глава II. Коммуникативная культура преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов вуза
2.1 Диалогичность как универсальная характеристика личностно ориентированных образовательных технологий
2.2 Характеристика коммуникативной культуры преподавателя вуза
2.3. Формирование коммуникативной культуры студента как основа профессиональной подготовки
Глава III. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза
3.1 Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
3.2 Результаты опытно-экспериментального исследования
Заключение
Выводы
1. Стадия подготовки - выяснение степени готовности к изменению поведения.
2. Стадия осознания необходимости изменения поведения, что связано с некоторой остановкой, фиксацией того уровня развития, на котором в данный момент находится учитель.
3. Стадия переоценки. Остановка и фиксация и составляют те условия, которые лежат в основе осознания. Уровень осознания существенно повышается благодаря наблюдению, противопоставлению, интерпретации всевозможных точек зрения, позиций, способов и приёмов восприятия и поведения, обсуждаемых в малых группах. Благодаря увеличению информации, учителя начинают осознавать и оценивать альтернативы.
Следовательно, получение информации о структуре и функциях КК будущего специалиста, изучение, оценка, описание собственных коммуникативных способностей, осознание необходимости их развития на основе сравнения с идеальными - является вторым необходимым условием развития его коммуникативной культуры.
Коммуникативные способности учителя длительное время находятся в центре внимания исследователей. Они выявлены, систематизированы и охарактеризованы в работах И.А. Зимней, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.Б. Орлова и других [80, 996, 115, 150, 169], которые в своих выводах основываются на научном подходе таких психологов как Ф.Н. Гоноболин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и других [61, 129, 197, 231].
Н.В. Кузьмина определяет коммуникативные способности учителя как "способность устанавливать правильные взаимоотношения с учащимися и перестраивать их в соответствии с развитием целей и средств" [111].
Н.В. Кузьмина [115] подчеркивает
тесную связь коммуникативных
Коммуникативные способности относятся, без сомнения, к самым важным способностям учителя. Сущность этих способностей рассматривается в трудах Г.С. Васильевой, Л.А. Игнатьевой, М.И. Станкина. Коммуникативные способности по И.А. Зимней - это "способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта" [80].
М.И. Станкин определяет коммуникативные способности как "умение легко вступать в контакты с другими людьми, прежде всего с учащимися, и в дальнейшем поддерживать с ними правильные отношения". М.И. Станкин обозначает такие черты личности, необходимые для установления правильных взаимоотношений как искренность, доброжелательность, уважение к личности обучаемого, внимание к его положительным чертам, вежливость, предупредительность. Он особо подчеркивает нравственную культуру общения, терпимость к слабостям обучаемых, учет их темперамента и характера [226].
Л.М. Митина говорит о способности педагога учитывать интересы обучаемых как познавательные, так и личностные: "Ученик всегда откликнется добрым отношением к учителю, если тот сумеет понять его пристрастия, увлечения, интересы. Собственно, обмен человеческими ценностями составляет сердцевину их общения,. учителю необходимо настроиться на соответствующие отношения с учениками".
Как мы видим, все авторы этих определений в основу коммуникативных способностей кладут отношения. Отношение к партнеру общения - краеугольный камень коммуникативных способностей, а ценностное отношение к обучаемому - основа, на которой следует развивать коммуникативные качества педагога.
Предполагаем, что получение информации о собственных коммуникативных способностях, а также усвоение учебной информации о коммуникативных качествах, необходимых для развития коммуникативной культуры, на основе сравнения и анализа ведет к осознанию будущим специалистом необходимости развития собственной коммуникативной культуры.
Образовательная среда вуза предоставляет нам в качестве первого, начального средства - учебный предмет. Учебный предмет, как часть образовательной среды, обладает триадой её свойств: информационными, социальными и технологическими.
Информационный аспект -
это содержание учебного предмета,
социальный - это субъекты учебной
деятельности, технологический - это
формы, методы, средства, способы, приёмы
развёртывания учебной
Сопоставив перечень учебных
предметов, изучаемых на первом и
втором курсах факультета психологии
Ставропольского
• Какова степень ориентированности студентов - будущих специалистов на будущую профессию?
• Какова степень направленности вузовских преподавателей на воспитание и развитие будущего специалиста вообще и его коммуникативной культуры в частности?
• Чем определяются возможности развития коммуникативной культуры будущего специалиста на занятиях?
С целью выявления
Гуманистические тенденции в обществе, изменившие картину окружающего мира, предъявляют новые требования к личности учителя, врача. Поскольку вся профессиональная деятельность осуществляется через общение, то коммуникативная культура будущего специалиста в последнее время является предметом пристального внимания исследователей.
Понятие "коммуникативная
культура" восходит к родовым
понятиям "культура" и "коммуникация".
Современные исследователи
1) духовные и нравственные ценности, идеалы и нормы;
2) знания, умения и навыки
осуществления
3) личностные качества, способности
и отношения человека к
Изучив определения и характеристики понятия "коммуникация", мы пришли к выводу, что точного единого определения нет. Но существуют два подхода: коммуникация в узком смысле как передача информации и в широком смысле - как общение между людьми.
Рассмотрев все виды коммуникации
в широком смысле слова, мы осознали,
что поскольку главный
Изучив определения
Поуровневый анализ КК специалиста базируется на критериях гуманистической направленности, структурности и целостности её компонентов. С опорой на эти критерии были выделены уровни развития КК будущего специалиста: уровень коммуникативной грамотности, уровень коммуникативной компетенции, уровень профессиональной коммуникативной компетентности, уровень коммуникативного мастерства.
Развитие КК - перевод
будущего специалиста с начального
уровня (коммуникативной грамотности)
на уровень коммуникативной
В процессе изучения философских
и психологических определений
понятий "развитие" и "условие",
анализа психолого-
III.2. Анализ современных
программ формирования
Как уже говорилось выше, "соционоличность" педагогического труда требует высокой степени развития у субъектов этого труда так называемых "интерсоциальных" (социально-перцептивных и коммуникативных) способностей для того, чтобы они могли эффективно выполнять свои функции. Эти функции являются необходимыми и профессионально значимыми качествами личности педагога.
Согласно данным, полученным
в работах С.В. Кондратьевой, Н.В.
Кузьминой и др. [106, 115, 117, 121], известно,
что педагоги-мастера
В этой связи со всей очевидностью
встает вопрос о необходимости анализа
теоретических и прикладных разработок
в этой области ведущих психологов
и педагогов, что даст возможность
глубже вникнуть в суть проблемы и
разработать собственную
В теоретическом анализе нами отмечены традиционные и инновационные направления в этой области.
Существуют специализированные методики формирования коммуникативной культуры:
Моделирование - это то, что Н.В. Кузьмина называет "психологическими играми" [115]. Иначе говоря, создаётся ситуация, где один из студентов играет роль учителя, а другие - его учеников, и проигрывается поведение в этой ситуации.
Микропреподавание - пробный урок, очень короткий (10-15 минут), с очень маленькой группой людей (5 человек), иногда с видеозаписью с последующим анализом в аудитории (на каждом микроуроке используется один педагогический прием).
Миникурсы - демонстрации фильмов об уроках опытных учителей. Остановимся на инновационных программах обучения педагогическому общению.
Одной из таких программ является разработанная а Чехословакии "Программа обучения педагогическому общению" С. Выскочиловой и ее коллегами. Они считают, что для облегчения перехода от социальной роли студента к социальной роли преподавателей нужно ввести такое обучение, которое бы было систематическим обучением деятельности, которое должно управляться.
1-м этапом практического
обучения является
Например, студент по заданию преподавателя производит свое общение в той или иной ситуации.
Студентов учат осознавать "слои" общения, отделять его внешнюю, техническую сторону от содержательных характеристик.
Затем идет следующий шаг - установление в сознании студента связи между отношением и его выражением в общении. Студентов учат аналитически подходить к поведению других людей, обращать внимание на значимые детали этого поведения.
2-й этап обязательно
осуществляется в аудитории.
3-й этап - то, что выше было названо "микроуроками". Здесь уже не только устанавливается система взаимоотношений "учитель - ученик", как на втором этапе, но эти отношения реализуются в активной деятельности будущего учителя в условиях, максимально приближенных к реальным, то есть во всей той системе, которую должен учитывать учитель.
Информация о работе Становление психологии как самостоятельной науки