Становление психологии как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:54, реферат

Описание работы

Актуальность и постановка проблемы исследования. Целостному, концептуально построенному осмыслению коммуникативной культуры предшествовали исследования педагогов, психологов, социологов, философов, посвященные изучению разных слагаемых культуры личности и коммуникативно-информационного подхода к данной категории (в терминах коммуникативно-родового понятия).

Содержание работы

Введение
Глава I. Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития
1.1 Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов
1.2. Искусство общения как основа коммуникативной культуры
1.3. Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях
Глава II. Коммуникативная культура преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов вуза
2.1 Диалогичность как универсальная характеристика личностно ориентированных образовательных технологий
2.2 Характеристика коммуникативной культуры преподавателя вуза
2.3. Формирование коммуникативной культуры студента как основа профессиональной подготовки
Глава III. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза
3.1 Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
3.2 Результаты опытно-экспериментального исследования
Заключение
Выводы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 498.70 Кб (Скачать файл)

Таким образом, проделанный  обзор все расширяющейся практики обучения педагогическому общению  и формирования коммуникативной  культуры у будущих специалистов с помощью активных методов (групповая  дискуссия, игровые ситуации, управленческие и организационные игры, видеотренинг и т.п.), рассматриваемых здесь, прежде всего, в качестве одних из современных методов совершенствования подготовки к профессиональному общению, позволил раскрыть психологическую суть и возможности данного явления, отчетливо увидеть перспективы и тенденции развития этого важного направления научно-практической деятельности в системе образования.

Можно сделать следующие  выводы:

- вся совокупность компонентов,  составляющих коммуникативную культуру  личности (культура речи и культура  мышления, эмоциональная и эстетическая  культура, нравственная и физическая  и т.д.) определяет жизнь человека-человека  и учителя-профессионала;

- успех в организации  познавательной деятельности напрямую  связан с умениями педагога  видеть многогранно, мыслить нестандартно, ставить вопросы самостоятельно  и неожиданно, отвечать точно  недвусмысленно, излагать доступно  и выразительно, слушать доброжелательно  и понимающе, то есть с умениями, опирающимися на языковое сознание, культуру речи;

-  зависимость результатов педагогической деятельности от установки на совместную деятельность педагога и учащегося и определяет главенство коммуникативной культуры. Коммуникативные умения, обеспечивая решение задач общения в условиях диалогической и монологической речи педагога, составляют основу его профессиональной речевой культуры.

-  коммуникативная культура базируется на основных принципах педагогического общения, которое:

•  представляет собой взаимосвязанную систему психологических функций деятельности, практических методов и средств для самореализации личности;

•  может рассматриваться как вид деятельности и как процесс;

•  является системой (приемы и навыки) организационного социально-педагогического взаимодействия педагога и воспитываемого;

•  представляет собой обмен информацией по содержанию, сопровождаемый оказанием воспитательного воздействия с помощью коммуникативных средств.

Методики психолого-педагогической диагностики уровней развития коммуникативной  культуры приведены в приложении № 4.

 
3.2 Результаты опытно-экспериментального  исследования

Соответственно намеченным задачам исследование было проведено  в три этапа:

1.  Констатирующий (2000-2001 гг.)

2.  Формирующий (2001-2002гг.)

3.  Контрольный (2002 - 2003гг.)

1-й этап - констатирующий.

Целью данного этапа исследования являлось дальнейшее теоретическое  обоснование проблемы, проведение психологической  диагностики уровня сформированности коммуникативной культуры у студентов вузов.

Исследование проводилось  на базе Ставропольской государственной  медицинской академии (лечебный и  педиатрический факультеты), Ставропольского  государственного университета (факультет  психологии), филиала Московского  государственного открытого педагогического  университета в г. Ставрополе (факультет педагогики и психологии).

Было обследовано 249 студентов 1 и 2 курсов (возраст 17-19 лет).

Для обследования использовались следующие методы: наблюдение, беседа, тестирование.

Методы наблюдения и беседы использовались на всех этапах исследования и позволяли уточнить данные, которые  были получены в результате исследования.

Для выявления уровня сформированности коммуникативной культуры использовалось тестирование - тест В.Ф. Ряховского, личностный опросник Л.П. Калининского, разработанные нами задания и тест "Диагностика уровня развития коммуникативной культуры личности".

Психологический тест В.Ф. Ряховского имеет своей целью определить общий уровень общительности. Для этого испытуемым предлагается ответить "да", "нет", "иногда" на 16 вопросов. За каждый ответ "да" начисляется 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - 0 очков. Затем по общей сумме баллов определяется уровень общительности:

•  30-32 балла - очень низкий;

•  25-29 баллов - низкий;

•  19-24 баллов - средний;

•  14-18 баллов - выше среднего;

•  9-13 баллов - высокий;

•  4-8 баллов - очень высокий;

3 и менее - общительность  носит болезненный характер. Личностный опросник Л.П. Калининского Цель: изучение уровня развития организаторских и коммуникативных способностей личности.

Студентам предлагается 160 свойств, и если свойство подходит, то следует  отметить его номер в ключе  путем обведения данной цифры.

Обработку результатов следует  начинать с определения достоверности  ответов испытуемого. Шкала "достоверность" занимает последнюю цифру по горизонтали (151, 152,., 160) и в общую сумму свойств, отмечаемых в вертикальных свойствах  шкал, не входит. Если испытуемый отвечает искренне, то нечетные цифры (151, 153, 155, 157, 159) должны быть обведены. Ответы считаются  достоверными, если испытуемый солгал не более 4 раз. При неискренних ответах  результаты опроса подвергаются сомнению, при 6 - считаются недостоверными.

Далее для определения  профиля личностных свойств подсчитывается число взятых в кружок цифр отдельно по каждой вертикальной шкале, и результаты заносятся в горизонтальную колонку "Сумма". Цифры, которые будут  поставлены в этой колонке, означают степень выраженности каждого из 10 критериев. Имеются 4 степени выраженности или зоны:

•  номинальная (0-4 балла);

•  потенциальная (4-8 баллов);

•  перспективная (8-12 баллов);

•  суперзона (более 12 баллов).

Профиль определяется следующим  образом: подсчитываем по вертикали, сколько  цифр взято в кружок в первой шкале, кроме шкалы "Достоверность". Например, обведено 12 цифр. В первой колонке "Сумма" ставим цифру 12. В этой же колонке, но в разделе "Зоны" против цифры 12 ставим первую точку. Отмечаем остальные  параметры и соединяем точки  прямыми линиями.

Получаем профиль выраженности 10 качеств. На следующем этапе необходимо выяснить значение шкал. Для этого  в первую очередь рассматриваем  особенности построения цифровой части  ключа. Каждая шкала, начиная с третьей, делится на три блока (нижний, средний, верхний), включающие 5 показателей.

Нижний блок составляют показатели, характеризующие адаптивное, то есть нормальное поведение, верхний - дезадаптивное, иначе говоря, это зона конфликтного поведения. Чем больше показателей блока будет отмечено в протоколе, тем вероятнее возможность конфликтного поведения личности.

Испытуемым предлагается почитать значения шкал и сделать  вывод о развитии организаторских  и коммуникативных способностях личности.

Методика "Диагностика  уровня развития коммуникативной культуры личности" направлена на выявление  уровня ее коммуникативных способностей. Для того чтобы выявить уровень  коммуникативных способностей личности, испытуемым предлагается ответить на 20 вопросов. Отвечать следует "да" и "нет". Уровень коммуникативных  способностей определяется по сумме  положительных ответов па вопросы - 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 17,19 и сумме отрицательных  ответов на вопросы - 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, делимых на 20.

Рисунок 2. График уровней  развития общительности студентов

Для начальной диагностики  использовался тест В.Ф. Ряховского на определение общего уровня общительности личности. Полученные данные позволили выделить реальные уровни сформированности коммуникации и определить ряд факторов, обеспечивающих формирование коммуникативной культуры Как видно из полученных данных, 52,2% исследуемых имеют низкий уровень общительности, т.е. они набрали 25-28 очков, что по критериям теста означает: эти студенты неразговорчивы и замкнуты, предпочитают одиночество. Новая работа и необходимость новых контактов если и не ввергает их в панику, то надолго выводит из равновесия. Они знают эту особенность характера и бывают недовольны собой (рис.2).

Средний уровень общительности (19-24) имеют 20% исследуемых. Эти студенты в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуют себя вполне уверенно. И все же с новыми людьми сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно. В их высказываниях порой слишком много сарказма без всякого на то основания.

Общительность выше среднего уровня (I4-18 баллов) имеют 13,4% исследуемых. Для этих студентов характерна нормальная коммуникабельность: они любознательны, охотно слушают интересного собеседника, достаточно терпеливы в общении  с другими, отстаивают свою точку  зрения без вспыльчивости; без неприятных переживаний идут на встречу с  новыми людьми; в то же время не любят  шумных компаний.

Высокий уровень общительности  имеют 13,4%. Они весьма общительны, любопытны, разговорчивы, любят высказываться  по разным вопросам, охотно знакомятся с новыми людьми; любят быть в  центре внимания, они могут вспылить, но быстро успокаиваются.

Полученные в ходе проведения психологического теста В.Ф. Ряховского данные в некоторой степени подтвердились методикой "Личностный опросник Л.П. Калининского".

Целью опросника было выявление уровня организаторских и коммуникативных качеств личности студента.

В ходе обработки ключей (каждого исследуемого) для определения  профиля личностных качеств подсчитывалось число взятых в кружок цифр отдельно по каждой вертикальной шкале.

Эти цифры означают степень  выраженности каждого из критериев:

1.  направленность;

2.  деловитость;

3.  доминирование;

4.  уверенность в себе;

5.  требовательность;

6.  упрямство, негативизм;

7.  уступчивость;

8.  зависимость;

9.  психологический такт;

10. отзывчивость.

Имеются 4 уровня выраженности или зоны:

•  0-4 балла - низкий уровень (номинальная зона);

•  4-8 баллов - средний уровень (потенциальная зона);

•  8-12 баллов - высокий уровень (перспективная зона);

•  свыше 12 баллов - очень высокий уровень (суперзона). Таким образом, были получены следующие результаты (рис.3):

•  46,6 % - у исследуемых низкий уровень выраженности коммуникативных качеств;

•  33,4 % - у исследуемых средний уровень выраженности коммуникативных качеств;

•  20 % - у исследуемых высокий уровень выраженности коммуникативных качеств.

Рисунок 3. График диагностики  уровня сформированности организаторских и коммуникативных качеств личности студентов

Анализ результатов показал, что исследуемые с низким уровнем  выраженности коммуникативных качеств (46,6%):

•  не способны работать коллективно и для коллектива;

•  психологически не готовы к организаторской деятельности в профессиональной сфере, хотя для них характерны некоторые деловые качества студентов как организатора;

•  желают быть лидерами, но не стремятся к этому;

•  не уверены в себе;

•  у них отсутствует эмпатия;

•  скептически относятся к окружающим;

•  робки, готовы уступить без спора;

•  предпочитают подчиняемость другим, чужой власти при отсутствии самостоятельности свободы;

•  в общении с окружающими проявляют излишнюю снисходительность, которая сочетается с некоторыми оттенками конформизма;

•  бескорыстно жертвуют своими интересами.

Исследуемые со средним уровнем  выраженности качеств (33,4%):

•  способны работать коллективно;

•  не стремятся к лидерству;

•  стремятся к созданию хорошего мнения о себе у окружающих;

•  прямолинейны, раздражительны, если встречают сопротивление, проявляют агрессию;

•  сопротивляются любому влиянию, агрессивны в отношении с лидерами;

•  непроизвольно подражают, неосознанно зависят от кого-либо или чего-либо;

•  неуверенны в себе, послушны;

•  уживчивы, естественны в обращении;

•  не стремятся к личной выгоде, им присущи самоотдача, опека над слабыми и беззащитными.

Исследуемые с высоким  уровнем выраженности коммуникативных  качеств (20%):

•  способны работать коллективно и для коллектива;

•  психологически готовы к организаторской деятельности в профессиональной сфере, для них характерна динамичность и перспективность как организатора;

•  стремятся к лидерству;

•  убеждены в собственных силах, надеются на себя, честолюбивы;

•  в меру требовательны, для них характерна сила воли, ригидность реакции, решительная и категоричная форма просьб, настойчивы в достижении цели, открыты и прямолинейны;

•  упрямы, стремятся добиться своего, отстаивать свою позицию;

•  склонны к компромиссам;

•  послушны, склонны к переживанию;

•  тактичны: выражено чувство меры, такта во взаимоотношениях с людьми, с учетом их индивидуальных особенностей;

•  быстро находят нужный тон при первом знакомстве, контактах;

•  общительны и уживчивы, естественны в обращении;

•  легко отзываются на чужие нужды, готовы помочь;

•  чувствительны к поведению других;

•  умеют сопереживать.

Для того чтобы узнать уровень  сформированности коммуникативной культуры, мы использовали тест "Диагностика уровня сформированности коммуникативной культуры личности" (табл.3).

Таблица 3

Уровни сформированности коммуникативной культуры студентов

УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ

КУЛЬТУРЫ

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

0,1-0,45

0,46-0,55

0,56-0,65

0,66-0,75

0,76-1,0


Полученные данные также  совпали с показателями предыдущих методик.52,2% имеют низкий уровень (0,1-0,45) коммуникативной культуры или ниже среднего (0,46-0,55). Средний уровень (0,56-0,65) имеют 36% исследуемых. Выше среднего (0,65-0,75) имеют 11,8% студентов. Высокого уровня развития коммуникативной культуры не имеет ни один студент (рис.4). Таким образом, после начальных срезов были выделены следующие проблемы:

Информация о работе Становление психологии как самостоятельной науки