Становление психологии как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:54, реферат

Описание работы

Актуальность и постановка проблемы исследования. Целостному, концептуально построенному осмыслению коммуникативной культуры предшествовали исследования педагогов, психологов, социологов, философов, посвященные изучению разных слагаемых культуры личности и коммуникативно-информационного подхода к данной категории (в терминах коммуникативно-родового понятия).

Содержание работы

Введение
Глава I. Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития
1.1 Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов
1.2. Искусство общения как основа коммуникативной культуры
1.3. Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях
Глава II. Коммуникативная культура преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов вуза
2.1 Диалогичность как универсальная характеристика личностно ориентированных образовательных технологий
2.2 Характеристика коммуникативной культуры преподавателя вуза
2.3. Формирование коммуникативной культуры студента как основа профессиональной подготовки
Глава III. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза
3.1 Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
3.2 Результаты опытно-экспериментального исследования
Заключение
Выводы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 498.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Цель: выявить уровень  сформированности коммуникативной культуры личности.

Инструкция:

Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Отвечайте только "да" или "нет". Если Ваш ответ на вопрос положителен, то поставьте знак "+", если отрицательный, то знак "-". Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не затрачивайте много времени на обдумывание. Отвечайте быстро.

1.  Много ли у Вас друзей, с которыми Вам приятно постоянно общаться?

2.  Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причиненной Вам кем-то из Ваших товарищей?

3.  Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

4.  Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какими - либо другими занятиями, чем с людьми?

5.  Можете ли Вы сдержать отрицательные эмоции в споре?

6.  Легко ли Вы устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?

7.  Можете ли Вы долго слушать познавательную информацию, если она Вам эмоционально неинтересна?

8.  Любите ли Вы слушать незнакомого собеседника?

9.  Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?

10. Любите ли Вы слушать  информацию от малоприятного  собеседника?

11. Нравится ли Вам постоянно  находиться среди людей?

12. Раздражают ли Вас  окружающие люди, и хочется ли  Вам побыть одному?

13. Испытываете ли Вы  трудности при сдерживании отрицательных  эмоций при получении недостоверной  информации?

14. Испытываете ли Вы  чувство затруднения, неудобства  или стеснения, если приходится  проявить инициативу, чтобы познакомиться  с новым человеком?

15. Можете ли Вы разговаривать  спокойным тоном в гневе?

16.  Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

17.  Чувствуете ли Вы себя непринужденно, попав в незнакомую для Вас компанию?

18.  Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

19.  Можете ли Вы отказаться от общения, если предугадали аффективную реакцию собеседника?

20.  Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

Обработка результатов:

Уровень коммуникативной  культуры определяется по сумме положительных  ответов на вопросы 1,3,5,7,9,11,13,15,17,19 и  сумме отрицательных ответов  на вопросы - 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20 делимых  на 20.

 

 

Таблица 2

Выводы об уровне развития коммуникативных умений

УРОВНИ КОММУНИКАТИВНЫХ  УМЕНИЙ

Низкий

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий

0,1-0,45

0,46-0,55

0,56-0,65

0,66-0,75

0,76-1

         

ТЕСТ "ТРАНСАКТНЫЙ АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ"

Трансакция - единица акта общения, в течение которой собеседники  находятся в одном из трех состояний "я". В процессе взаимодействия могут в большей или меньшей  мере проявляться такие состояния  человека: состояние "родителя", "взрослого", "ребенка". Эти три состояния  сопровождают человека всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, гибко проявляя себя в том или ином состоянии  в зависимости от его целей  и жизненных обстоятельств.

Попробуйте оценить, как  сочетаются эти три "я" в вашем  поведении. Для этого оцените  приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.

1.  Мне порой не хватает выдержки.

2.  Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3.  Родители, как более взрослые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

4.  Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5.  Меня провести нелегко.

6.  Мне бы понравилось быть воспитателем.

7.  Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8.  Думаю, что правильно понимаю все происходящие события.

9.  Каждый должен выполнять свой долг.

10.Нередко я поступаю  не как надо, а как хочется.

11.Принимая решение, я  стараюсь продумать его последствия.

12.Младшее поколение должно  учиться у старших, как ему  следует жить.

13.Я, как и многие  люди, бываю обидчив.

14.Мне удается видеть  в людях больше, чем они говорят  о себе.

15.Дети должны, безусловно, следовать указаниям родителей.

16.Я - увлекающийся человек.

17.Мой основной критерий  оценки человека - объективность.

18.Мои взгляды непоколебимы.

19.Бывает, что я не уступаю  в споре лишь потому, что не  хочу уступать.

20.Правила оправданны  лишь до тех пор, пока они  полезны.

21.Люди должны соблюдать  все правила независимо от  обстоятельств. Обработка результатов  тестирования - самотестирования. Подсчитайте  отдельно сумму баллов по строкам:

I (состояние "ребенок"): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19.

II (состояние "взрослый"): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20.

III (состояние "родитель"): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21.

Если у вас получится  формула II, I, III, то это значит, что  вы обладаете чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны  к назиданиям и поучениям.

Если у вас получилась формула III, I, II, то для вас характерна категоричность в суждениях и  действиях, возможно излишнее проявление самоуверенности при взаимодействии с людьми, чаще всего говорите без  сомнения то, что, думаете или знаете, не заботясь о последствиях ваших  слов и действий.

Если на первом месте в  формуле состояние I ("ребенок"), то вы можете проявлять склонность к научной работе, хоть и не всегда умеете управлять своими эмоциями.

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СПОСОБОВ РЕАГИРОВАНИЯ В КОНФЛИКТЕ (К.Н. Томас)

Методика определяет типические способы реагирования человека на конфликтные  ситуации, выявляет тенденции его  взаимоотношений в сложных условиях. Эта методика позволяет выяснить, насколько человек склонен к  соперничеству и сотрудничеству в коллективе сотрудников, в школьном классе или студенческой группе, стремится  ли он к компромиссам, избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить  их. С помощью данной методики можно  также оценить степень адаптации  каждого члена того или иного  коллектива к совместной деятельности. Применительно к педагогической деятельности с помощью методики можно выявить наиболее предпочитаемые формы социального поведения  испытуемого в ситуации конфликта  с учениками, студентами, родителями, с коллегами или администрацией, а также отношение к совместной деятельности.

По каждому пункту надо выбрать только один, предпочтительный для вас вариант ответа а) или  б).

1. а) Иногда я предоставляю  возможность другим взять на  себя ответственность за решение  спорного вопроса.

б) Чем обсуждать то, в  чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны.

2. а) Я стараюсь найти  компромиссное решение.

б) Я пытаюсь уладить  его с учетом всех интересов другого  человека и моих собственных.

3. а) Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего.

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов  другого человека.

4. а) Я стараюсь найти  компромиссное решение.

б) Я стараюсь не задевать чувства другого человека.

5. а) Улаживая конфликтную  ситуацию, я все время пытаюсь  найти поддержку других.

б) Я стараюсь делать все, чтобы, избежать бесполезной напряженности.

6. а) Я пытаюсь избежать  неприятностей лично для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

7. а) Я стараюсь отложить  решенное спорного вопроса с  тем, чтобы со временем решить  его окончательное.

б) Я считаю возможным  в чем-то уступить, чтобы добиться более важных целей.

8. а) Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь определить суть спора.

9. а) Думаю, что не  всегда стоит волноваться из-за  каких-то возникших разногласий.

б) Я прилагаю усилия, чтобы  добиться своего.10. а) Я твердо стремлюсь  добиться своего.

б) Я пытаюсь найти компромиссное  решение.11. а) Первым делом я стремлюсь  ясно определить то, в чем состоит  суть спора.

б) Я стараюсь успокоить  других и главным образом сохранить  наши отношения.

12. а) Зачастую я избегаю  занимать позицию, которая может  вызвать споры.

б) Я даю окружающим возможность  в чем-то остаться при своем, если они также идут навстречу.

13. а) Я предлагаю промежуточную  позицию. б) Я настаиваю, чтобы  все было сделано, по-моему.

14. а) Я сообщаю другим  свою точку зрения и спрашиваю  об их взглядах.

б) Я пытаюсь доказать другим логику и преимущества моих взглядов.

15. а) Я стараюсь успокоить  других и сохранить наши отношения.

б) Я стараюсь сделать  все необходимое, чтобы избежать напряжения.16. а) Я стараюсь не задеть чувств окружающих.

б) Я обычно пытаюсь убедить  окружающих в преимуществах моей позиции.

17. а) Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего.

б) Я стараюсь сделать  все, чтобы избежать бесполезной  напряженности.18. а) Если это сделает  окружающих счастливыми, я дам им возможность настоять на своем.

б) Я дам партнеру возможность  остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

19. а) Первым делом я  стремлюсь ясно определить то, в чем состоит суть спора.

б) Я стараюсь отложить спорные  вопросы, с тем, чтобы со временем решить их окончательно.

20. а) Я пытаюсь немедленно  преодолеть наши разногласия.

б) Я стараюсь найти наилучшее  сочетание выгод и потерь для  нас обоих.

21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к  партнеру.

б) Я всегда склоняюсь  к прямому обсуждению проблемы.22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая  устраивает и меня, и партнера.

б) Я отстаиваю свою позицию.23. а) Как правило, я стараюсь, чтобы  все остались довольны.

б) Иногда предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

б) Я стараюсь уговорить  другого на компромисс.25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

б) Я почти всегда стремлюсь  удовлетворить интересы каждого  из нас.27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

б) Если я знаю, что это  доставит большую радость другому  человеку или в данной ситуации ему  необходимо выглядеть лидером, я  дам ему возможность настоять на своем.

28. а) Обычно я настойчиво  стремлюсь добиться своего.

б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у  другого.29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

б) Думаю, что не всегда стоит  волноваться из-за возникающих разногласий.30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

б) Я всегда занимаю такую  позицию в споре, чтобы мы совместно  могли добиться успеха.

Обработка результатов. По каждому  из пяти разделов опросника подсчитайте количество ваших ответов, совпадающих с ключом. Ключ опросника:

Соперничество: За, 6б, 8а, 9б, 10а, 13б, 14б, 16б, 17а, 22б, 25а, 28а.

Сотрудничество: 2б, 5а, 8б, 11а, 14а, 19а, 20а, 21 б, 23а, 26б, 28б, 30б. Компромисс: 2а, 4а, 7б, 10б, 12б, 13а, 18б, 20б, 22а, 24б, 26а, 29а. Избежание: 1а, 5б, 7а, 9а, 12а, 15б, 17б, 19б, 21а, 23б, 27а, 29б. Приспособление: 1б, 3б, 4б, 6а, 11 б, 15а, 16а, 18а, 24а, 25б, 27б, 30а.

Полученные количественные оценки по каждому разделу сравниваются между собой для выявления  наиболее предпочитаемых форм поведения  в конфликтной ситуации.

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ  СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА  КОЛЛЕКТИВА

Предлагаемая методика позволит определить уровень развития и дать общую оценку психологического климата, а также выявить те факторы  его формирования, которые могут  быть использованы для коррекции. Опросник может использоваться в учебных группах, в педагогических и трудовых коллективах.

Из предлагаемого перечня  ответов по каждому вопросу выберите те, которые соответствуют вашему мнению и поставьте у такого ответа знак "+".

1. Нравится ли вам ваша  работа (школа, вуз)?

а) очень нравится;

б) пожалуй, нравится;

в) мне безразлично;

г) пожалуй, не нравится;

д) очень не нравится.

2. Хотели бы вы перейти  на другую работу (в другой  класс, школу; в другую группу, вуз)?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

3. Оцените по пятибалльной  шкале степень развития перечисленных  ниже качеств у вашего руководителя (воспитателя, куратора группы, декана) (5 баллов, если качество развито  очень сильно, 1 - совсем не проявляется).

а) трудолюбие;

б) общественная активность;

в) профессиональные знания;

г) забота о людях;

д) требовательность;

е) отзывчивость;

ж) общительность;

з) способность разбираться в людях;

и) справедливость;

к) доброжелательность.

4.Кто из членов вашей  группы/коллектива пользуется наибольшим  уважением? Назовите одну или  две фамилии.

5.Предположим, что по  каким-либо причинам вы временно  не учитесь / не работаете, вернулись бы вы в свой коллектив?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

6. Отметьте, с каким из приведенных ниже утверждений вы больше всего согласны?

а) большинство членов нашего коллектива / группы - хорошие, симпатичные  люди;

б) в нашем коллективе есть всякие люди;

в) большинство членов нашего коллектива - люди малоприятные.

7. Считаете ли вы, что  было бы хорошо, если бы члены  вашего коллектива жили близко  друг от друга?

а) нет, конечно;

б) скорее нет, чем да;

в) не знаю, не задумывался  над этим;

г) скорее да, чем нет;

д) да, конечно.

8. Выберите вариант для  оценки своего коллектива / группы, если цифра "1" характеризует  коллектив, который вам очень  нравится, а "9" - не нравится  совсем.

Информация о работе Становление психологии как самостоятельной науки