Становление психологии как самостоятельной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 12:54, реферат

Описание работы

Актуальность и постановка проблемы исследования. Целостному, концептуально построенному осмыслению коммуникативной культуры предшествовали исследования педагогов, психологов, социологов, философов, посвященные изучению разных слагаемых культуры личности и коммуникативно-информационного подхода к данной категории (в терминах коммуникативно-родового понятия).

Содержание работы

Введение
Глава I. Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития
1.1 Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалистов
1.2. Искусство общения как основа коммуникативной культуры
1.3. Сущность и структура коммуникативной культуры в психолого-педагогических исследованиях
Глава II. Коммуникативная культура преподавателя и ее влияние на профессиональную подготовку студентов вуза
2.1 Диалогичность как универсальная характеристика личностно ориентированных образовательных технологий
2.2 Характеристика коммуникативной культуры преподавателя вуза
2.3. Формирование коммуникативной культуры студента как основа профессиональной подготовки
Глава III. Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в учебном процессе вуза
3.1 Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
3.2 Результаты опытно-экспериментального исследования
Заключение
Выводы

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 498.70 Кб (Скачать файл)

•  низкий уровень общительности и коммуникабельности;

•  психологическая неготовность к организаторской и коммуникативной деятельности в профессиональной сфере;

•  неуверенность в себе и своих силах;

•  робость и замкнутость;

•  отсутствие самостоятельности в суждениях неумение общаться на профессиональном уровне.

Этап завершился разработкой  экспериментальной программы спецкурса "Основы педагогического общения" (приложение 5).

2-й этап - формирующий.

Формирующий этап направлен  на формирование у студентов коммуникативной  культуры. Для этого необходимо учитывать  следующие психологические условия:

1.  Создание и обеспечение благоприятного психологического климата в группе, инициирующего стремление членов коллектива к субъект-субъектным отношениям как доминирующим.

2.  Проявление педагогами психологической культуры, выражающейся в культуре чувств, в способности сопереживать и сострадать.

3.  Обеспечение комфортного и конструктивного взаимодействия преподавателей и студентов, предполагающего их взаимное внимание друг к другу, как к личности со своими достоинствами и недостатками, возможностями, проблемами, т.е. обеспечение взаимоотношений, требующих личностно-ориентированное общение.

4.  Использование в процессе обучения педагогических технологий, поддерживающих и реализующих психологическую культуру педагога: благоприятный психологический климат, коммуникативную культуру педагога и субъект-субъектные отношения.

Для целенаправленного формирования коммуникативной культуры у студентов  необходимо сочетание различных  форм учебно-преподавательской деятельности, проведение специально организованных спецкурсов и тренингов.

В связи с этим нами разработан и внедрен спецкурс "Основы педагогического  общения" (см. приложение № 5).

Анализируя методику преподавания спецкурса, мы отмечаем, что лекции направлены на формирование научных  знаний без лишнего упрощения  или усложнения, расширение границ интеллектуальных возможностей студентов. Интерес к изучаемому, элементы эмоциональности и отсутствие однообразия в лекции создавали стимул для хорошего восприятия.

При проведении лабораторно-практических занятий широко использовались методы активного обучения - метод анализа  ситуаций и ролевые игры.

Цель этих методов - формирование коммуникативной культуры будущих  специалистов, приобретение умений и  навыков быстрой и достаточно точной ориентировки в ситуации общения, решение проблемной ситуации.

Различие состоит в  том, что метод анализа ситуации предполагает свободное высказывание мнений, дискуссию - все студенты становятся участниками обсуждения, решение  коммуникативной задачи является как  бы "коллективным продуктом". Метод  ролевой игры отличается от анализа  ситуаций внесением элементов театрализации, возможностью моделирования реальных условий педагогической деятельности, проигрывания той или иной роли (педагога, студента, родителя), что дает возможность "примерить на себя" роль преподавателя, почувствовать свои сильные и  слабые стороны в культуре общения.

Ролевая игра, предлагая  модели различных ситуаций общения, часто позволяла выйти за привычные  рамки поведенческих стереотипов, находить и активно использовать новые неизвестные им и не применявшиеся  прежде элементы культуры общения. С  этой целью при разыгрывании каких-либо ситуаций предлагались каждому студенту обстоятельства, роль и действия, наименее характерные для сложившейся  у него манеры общения.

Игровой характер способствовал  также созданию на занятиях атмосферы  психологического комфорта, раскрепощенности, непринужденности. В отличие от большей части дисциплин вуза, направленных почти исключительно на формирование интеллектуальных знаний и методик, спецкурс "Основы педагогического общения" в значительной мере обращен и к эмоциональной сфере студента-будущего специалиста, что предъявляет особые требования к психологическому климату занятий.

Для успешного формирования коммуникативной культуры мы считали  необходимым подробно анализировать  результаты каждого упражнения, если возможно, пытаться находить другие варианты решения проблемы, обращая внимание не только на принципиальную правильность выполнения задания, но и на форму, в  которую оно облачено. После разбора  и обсуждения было полезно дать испытуемым возможность повторить упражнение с учетом высказанных замечаний  и пожеланий, решить имеющуюся проблему иным способом (см. приложение № 6).3-й этап - контрольный.

Целью данного этапа является завершение экспериментальной работы, проведение контрольного среза, анализ и интерпретация данных, обобщение  полученных результатов, формулировка выводов.

Для анализа результатов  экспериментальной работы по формированию основ коммуникативной культуры у студентов вузов, были определены следующие критерии:

•  эмоциональность;

•  культура речи;

•  культура мышления.

Контрольный срез проводился с помощью теста "Диагностика  уровня сформированности коммуникативной культуры личности".

Были выделены уровни сформированности коммуникативной культуры личности:

•  0,1 - 0,45 - низкий уровень;

•  0,46-0,55 - ниже среднего;

•  0,56-0,65 - средний уровень;

•  0,66-0,75 - выше среднего;

•  0,76 - 1,0 - высокий уровень. Количественный анализ показал (рис.5):

•  0 % исследуемых имеют низкий уровень развития коммуникативной культуры;

•  14% имеют уровень ниже среднего;

•  20% имеют средний уровень;

•  26% имеют уровень выше среднего;

40% имеют высокий уровень.

График анализа эффективности  формирования коммуникативной культуры у студентов 

Рисунок 5. График анализа  эффективности формирования коммуникативной  культуры у студентов 

В том числе на это повлияли тренинговые занятия спецкурса: важнейшими направлениями работы было выявление и осознание студентами особенностей своих личностных качеств, своей коммуникативной деятельностью с помощью теста "Диагностика уровня коммуникативной культуры личности" результаты показывают, что некоторые исследуемые имеют достаточно высокий уровень сформированности коммуникативной культуры, следовательно, спецкурс достиг своей цели. Анализ наблюдений за студентами показал:

•  поведение студентов в условиях общения с одногруппниками и преподавателями стало более естественными, частично это связано с адаптацией к условиям вузовского обучения, а частично этому способствовал проведенный нами спецкурс;

•  студенты, у которых на начальных срезах были низкие показатели общительности, к завершению спецкурса стали более открытыми, уверенными в себе;

•  студенты, которые ранее были пассивными участниками общения (т.е. не вступали в дискуссию), в настоящее время стали более уверенными;

•  многие научились понимать психологическое состояние человека по выразительным движениям, мимике, жестам, пантомимике, в процессе занятий они совершенствовали дискуссию и интонацию как средство выразительности речи будущего педагога;

•  после проведения спецкурса "Основы педагогического общения" у будущих специалистов повысилась коммуникативная культура и психологическая компетентность, являющаяся следствием социальной подготовки к профессиональной деятельности и предоставляющая возможность успешного решения в будущем социально-психологических проблем.

Таким образом, анализ наблюдений показал, что результаты исследования, полученные после проведения диагностики  уровня сформированности коммуникативной культуры студентов вузов, верные.

В итоге можно отметить, что цель исследования - формирование основ коммуникативной культуры у студентов в условиях спецкурса  была достигнута.

Выдвинутая в ходе исследования гипотеза о том, что уровень коммуникативной  культуры у студентов будет выше, если будет проведен спецкурс "Основы педагогического общения", подтвердилась. Результаты наблюдения показали, что  при традиционной организации педагогического  процесса коммуникативная культура у студентов будет ниже. Первая диагностика показала, что 52,2% исследованных имеет низкий уровень общительности, сформированности коммуникативной культуры. После проведения спецкурса "Основы педагогического общения" эта цифра упала до 14%.

 
Заключение

Выполненное диссертационное  исследование подтвердило выбранную  нами гипотезу и показало эффективность  обоснованного и реализованного в ходе экспериментальной работы подхода к формированию коммуникативной  культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе; изложены общие  выводы проведенного эксперимента.

Данное исследование показало, что в педагогической деятельности такие свойства личности, как общительность  и коммуникативная компетентность, коммуникативная культура, ставшие  профессионально личностными качествами педагога, могут обеспечить продуктивность педагогического общения. Педагог  с низким уровнем развития общительности, с отсутствием эмоциональной  культуры, со слабо сформированными  коммуникативными умениями, проявляющимися в невысокой культуре общения  и профессиональной культуре, не способен создать культурно-развивающий потенциал  среды, воздействующий на личности обучающихся, их познавательную мотивацию.

Успешное управление педагогическим общением требует умений в распределении  внимания и поддержании его устойчивости; умения выбора по отношению к аудитории  и отдельным студентам наиболее подходящего способа поведения  и обращения, который обеспечивал  бы готовность студентов к восприятию информации, помогая снимать психологический  барьер возраста и опыта, приближая  педагога к обучающемуся; умения анализировать поступки воспитанников, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях, создавая опыт эмоциональных переживаний, обеспечивая в группе атмосферу благополучия.

В настоящее время в  образовании происходит смена приоритетов, становится возможным усиление его  культурообразующей роли, появляется новый идеал - человека образованного, в виде "человека культуры", человека, обладающего умственной, этической и общественно-духовной культурностью.

Средством и условием достижения этого идеала, самой целью образования  становится формирование коммуникативной  культуры личности.

Исходя из актуальности проблемы формирования основ коммуникативной  культуры личности, была выбрана тема: "Педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов  в процессе профессионального образования  в вузе".

Таким образом, коммуникативная  культура является основой педагогической деятельности и определяет его успешность.

 
Выводы

1.  Эффективность формирования коммуникативной культуры будущих специалистов в условиях современной профессиональной подготовки во многом зависит от знания норм, ценностей и установок, реализуемых в общении; отношения к человеку как субъекту общения; знания психологии общения, которое должно строиться на принципах доверия, взаимопонимания, сотрудничества.

2.  Согласно полученным нами данным, коммуникативная культура базируется на основных принципах педагогического общения, которое представляет собой взаимосвязанную систему психологических функций деятельности, практических методов и средств для самореализации личности. Важными принципами педагогического общения, лежащими в основе формирования коммуникативной культуры, является также система (приемы и навыки) организационного социально-педагогического взаимодействия педагога и воспитываемого и обмен информацией, сопровождаемый оказанием воспитательного воздействия с помощью коммуникативных средств.

3.  Условиями, влияющими на эффективность формирования коммуникативной культуры личности, являются:

-  ориентация процесса подготовки на повышение коммуникативной культуры будущих специалистов;

-  интеграция дисциплин психолого-педагогического цикла и педагогической практики, направленных на формирование у студентов коммуникативной культуры;

-  создание развивающей образовательной среды, системы психолого-педагогической диагностики, а также проведение спецкурсов, тренингов, спецсеминаров и других форм делового общения, способствующих познавательной эффективности учебного процесса;

-  использование в процессе обучения инновационных педагогических технологий, форм и методов, поддерживающих и регулирующих коммуникативную культуру студентов и повышающих качество образования на всех этапах коммуникативной подготовки (подготовительном, теоретическом и практическом);

-  выделение цели подготовки в различных ее аспектах (мотивационно-ценностном, содержательном и практическом), отражающих характер воздействия на мотивационную, интеллектуальную и поведенческую сферы личности студента в процессе формирования и совершенствования профессиональной культуры будущего специалиста.

5. Введение в учебные  планы разработанного нами специального  курса "Основы педагогического  общения", предусматривающего осознание  личностью ценности общения, овладение  ею знаниями о природе, механизмах, формах и способах общения,  правилах этикета, умение использовать  их в общении, будет способствовать  формированию коммуникативной культуры  у студентов, повышению общей  психологической культуры, уровня  их общительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

1.  Аксенова Г.И. Студент как субъект образовательного процесса. - М., Рязань - 1998. - 176 с.

2.  Алексахина Е.М. Подготовка студентов педвузов к экологическому воспитанию учащихся начальных классов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1989. - 15с.

3.  Аминов Н.А. Социальный интеллект и социальная компетенция в подготовке социальных работников (факторные модели Дж. Гилфорда и Г. Морлоу) / Под ред. И.А. Зимней. - М., 1992. - Вып.5.

4.  Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 ч. - М., 1980. - Ч.1. 256 с.

5.  Андреев В.И. Конфликтология: (Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. - М., 1995. - 360 с.

6.  Андреева Г.М. Принципы деятельности и исследование общения // Общение и деятельность. - Прага, 1988. - С.56-58.

7.  Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1998. - 375 с.

8.  Андрохина Л.М. Педагогическая культура и стиль преподавания // Культура и мировоззрение учителя: Сб. статей. - Екатеринбург, 1992. - С.5 - 16.

Информация о работе Становление психологии как самостоятельной науки