Стратегии преодоления людей с инвалидностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и детей, имеющих инвалидность. Общество выстраивает такие барьеры, которые сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия. Необходимо развивать такие культурные ценности гражданского общества, как толерантность, эмпатия, уважение достоинства, гуманизм, паритет, равенство прав.
Часто наблюдается, что взрослые, имеющие инвалидность, выступают в качестве обременения, которое несут их близкие и родные, общество и государство.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ


Аннотация………………………………………………………………….…3
Введение …………………………………………………………………...…4
стр.
стр.
Глава 1. Теоретические основы изучения подходов к проблематике стратегий преодоления людей с инвалидностью

1.1. Понятие стратегий преодоления, совладающего поведения и защитных механизмов в психологии………………………………………..6
1.2. Теоретические основы преодоления в зарубежной психологии….....16
1.3. Теоретические основы преодоления в отечественной психологии....22
1.4. Психологические особенности людей с инвалидностью в контексте проблематики преодолевающего поведения……………………………....30
Выводы по первой главе ……………………………………………………34
Глава 2.Организация эмпирического исследования стратегий преодоления людей с инвалидностью
2.1. Организация исследования. Методы и методики исследования……..35
2.2. Результаты исследования……………………………………………….38
2.3. Рекомендации…...…………………………………………………….....49
Выводы по второй главе……………………………………………………..49

Выводы по второй главе

стр.
стр.
стр.

стр.
стр.


стр.
стр.
стр.
стр.



стр.
Заключение………………………………………………………………….50
стр.
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая Стратегии преодоления людей с инвалидностью.docx

— 424.08 Кб (Скачать файл)

ДЕПАРТАМЕНТ образования ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 


Факультет дистанционного обучения

Кафедра «Психология и педагогика дистанционного обучения»

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

«Стратегии преодоления людей с инвалидностью»

 

Направление подготовки  030300.62 –         Психология

 

Профиль «Психологическая помощь населению с использованием дистанционных технологий»

(наименование  профиля)

 

«Допустить к защите»

«___»______________201_ г. 

 

Руководитель   ______________ ____________ _____________

Подпись   Дата   ФИО

 

 

 

«Процент оригинального текста составляет ______ %»

Методист учебно-производственной

лаборатории математических моделей

в психологии и педагогике   ____________  _____________  ____________________

Подпись  Дата   ФИО

 

 

Руководитель:

________________________ ___________   __________          ___________________

                                    Звание, степень   Подпись  Дата   ФИО

 

Студент     ___________ ____________ __________________

Подпись   Дата  ФИО

 

 

 

Москва, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

 


Аннотация………………………………………………………………….…3

Введение …………………………………………………………………...…4

стр.

стр.

Глава 1. Теоретические основы изучения подходов к проблематике стратегий преодоления людей с инвалидностью

 

1.1. Понятие стратегий преодоления, совладающего поведения и защитных механизмов в психологии………………………………………..6

1.2. Теоретические основы преодоления в зарубежной психологии….....16

1.3. Теоретические основы преодоления в отечественной психологии....22

1.4. Психологические особенности людей с инвалидностью в контексте проблематики преодолевающего поведения……………………………....30

Выводы по первой главе ……………………………………………………34

Глава 2.Организация эмпирического исследования стратегий преодоления людей с инвалидностью

2.1. Организация исследования. Методы и методики исследования……..35

2.2. Результаты исследования……………………………………………….38

2.3. Рекомендации…...…………………………………………………….....49

Выводы по второй главе……………………………………………………..49

 

Выводы по второй главе

 

стр.

стр.

стр.

 

стр.

стр.

 

 

стр.

стр.

стр.

стр.

 

 

 

стр.

Заключение………………………………………………………………….50

стр.

Список литературы………………………………………………………...52

стр.

Приложения ………………………………………………………………...55

стр.

   

 

 

Аннотация

 

Курсовая работа на тему «Стратегии преодоления людей с инвалидностью» содержит 55 страниц, в том числе 3 таблицы, 8 рисунков, 32 источника, 6 приложений.

В данной курсовой работе изложены подходы к проблематике стратегий преодоления людей с инвалидностью зарубежной и отечественной психологии. Особо рассмотрен вопрос психологических особенностей людей с инвалидностью в ракурсе проблематики преодолевающего поведения.

Проведено эмпирическое исследование. Все это позволяет в полной мере изучить стратегии преодоления людей с инвалидностью.

К достоинствам работы следует отнести самостоятельное изучение теоретической литературы по данной теме, а также проведение эмпирического исследования с математико-статистической обработкой данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и детей, имеющих инвалидность. Общество выстраивает такие барьеры, которые сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия. Необходимо развивать такие культурные ценности гражданского общества, как толерантность, эмпатия, уважение достоинства, гуманизм, паритет, равенство прав.

Часто наблюдается, что взрослые, имеющие инвалидность, выступают в качестве обременения, которое несут их близкие и родные, общество и государство. Но существует так же мнение, что необходимо привлекать внимание людей с ОВЗ к жизненной активности.

Число людей с приобретенной инвалидностью стремительно растет, но так же с каждым годом увеличивается число детей с врожденной или перинатально приобретенной инвалидностью. Мы выбрали тему нашей курсовой работы: «Стратегии преодоления людей с инвалидностью». Выбранная нами тема актуальна на данный момент, так как она не до конца изучена современными исследователями.

Цель исследования: изучить стратегии преодоления людей с инвалидностью.

Задачи исследования:

  1. Сделать анализ подходов к проблематике стратегий преодоления людей с инвалидностью.
  2. Проанализировать психологические особенности людей с инвалидностью в контексте проблематики преодолевающего поведения.
  3. Выявить  различия в стратегиях преодоления людей с врожденными   и приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  1. Выделить среди лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата группы с разным уровнем виктимности.

  1. Сделать анализ преодолевающего поведения в группах лиц с инвалидностью с разным уровнем виктимности.

Методы и методики исследования:

  1. Теоретические методы исследования: анализ литературы по проблематике, ее синтез, сравнение основных теорий и концепций, абстрагирование, конкретизация, дедукция и т.д.
  2. Опросник «стратегии преодоления стрессовых ситуаций» SACS С. Хобфолла в адаптации Н.Е. Водопьяновой и Е.С Старченковой.
  3. Опросник  «Тип ролевой виктимности» Одинцовой М. А., Радчиковой Н. П.
  4. Математико-статистические методы обработки эмпирических данных: Критерий Краскела-Уоллеса и t-критерий Стьюдента, метод k-средних.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Подходы к проблематике стратегий преодоления людей с инвалидностью

 

1.1. Понятие стратегий  преодоления, совладающего поведения (копинг) и защитных механизмов  в психологии

Под преодолением понимается индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соответствии с ее собственной логикой, значимостью в жизни человека и его психологическими возможностями [18]. В отечественной психологии до последнего времени чаще применялось сходное понятие «адаптация», тогда как сейчас предпочтительнее понятие «coping» (от английского «преодолевать»).

Термин «coping» впервые был применен в 1962 г. Л. Мерфи [Б. Д. Карвасарский] и понимался как стремления человека решить возникшую проблему. Данное поведение является и врожденной (рефлекс, инстинкт), и приобретенной формой поведения (владение собой, сдержанность, склонность к чему-либо). Основные положения концепции копинг-процессов были разработаны Р. Лазарусом в книге «Психологический стресс и копинг-процессы» (1966). По Р. Лазарусу, «копинг» рассматривается как преодоление стресса, сохранение динамического равновесия между личностью и средой. Совладание со стрессом – это динамический процесс, посредством которого человек, в одних случаях,  использует одну форму совладания  - защитные стратегии, в других – изменяет отношения «личность – окружающая среда», в третьих — активно изменяет реальную ситуацию [16].

Для возникновения преодоления необходимо наличие некоей кризисной ситуации, которую можно описать как ситуацию стресса, фрустрации, конфликта.  Критическая ситуация - такая ситуация, в которой человек сталкивается с невозможностью реализации собственных мотивов, стремлений, ценностей [3]: Отсюда понятны и причины возникновения разнообразных стратегий преодоления, под которыми можно понимать специфическую поведенческую реакцию на кризисную ситуацию:

  • сопротивление при столкновении человека с новыми для него требованиями;

  • реакции в ситуациях, когда ранее усвоенные и привычные формы реагирования уже не срабатывают - например возрастные кризисы;

  • ситуации, когда человек сталкивается с невозможностью реализации своих планов,  намерений, стремлений, ценностей (ситуации фрустрации, внутриличностных конфликтов).

Главная задача механизмов преодоления та же, что и в случае включения защитных механизмов психики: удержать человека в состоянии психического равновесия, когда он попадает в ситуацию неопределенности.

В зависимости от наличной ситуации и индивидуальных особенностей личности, выделяют модусы психологического преодоления:

  • поведение, направленное на решения проблемы;

  • поведение, направленное на изменение отношения к ситуации.

Можно выделить несколько критериев эффективности преодоления, которые, как правило, взаимосвязаны:

  • Ситуационный критерий — ситуация больше не вызывает у человека негативного отклика.

  • Личностный критерий - наблюдается заметное понижение уровня невротизации, снижается депрессивность, тревожность, раздражительность и психосоматические симптомы.

  • Адаптационный критерий - повышение адаптационных ресурсов, повышение стрессоустойчивости.

По критерию эффективности можно выделить следующие стратегии преодоления:

  • Эффективные стратегии: реальное преобразование ситуации или ее переосмысление. Изменение ситуации подразумевает собой не столько перестраиваниевнешнего мира, сколько изменение отношения к этому миру, что и ведет за собой изменение ситуации.

  • Неоднозначные стратегии: эмоционально-экспрессивные формы преодоления. Иными словами, выражение чувств является достаточно эффективным способ преодоления стресса. На определенной стадии приятия человек должен перестрадать, «выплакать» свое горе. Как правило, вслед за этим начинается выздоровление — принятие ситуации. Поэтому аффективное поведение — признак выздоровления, замкнутое — наоборот, тревожный признак. Неоднозначными данные стратегии можно считать по причине деструктивности некоторых эмоций. Так, открытое проявление агрессии не является эффективным в силу своей асоциальной направленности. Вместе с тем и сдерживание гнева представляет собой фактором риска, так как нарушает психологическое благополучие человека. Получается, в данном случае человек вынужден сдерживать и адаптировать собственные эмоциональные реакции, чтобы они укладывались в социально одобряемые нормы.

  • Фактором риска является стратегия самообвинения. В этом случае человек снова и снова возвращается в день трагедии, прокручивает в памяти события, предполагает альтернативные сценарии, по принципу «а что, если...». Стратегия является неэффективной по причине застревания: человек не изменяет ситуацию, не примиряется с ней, а только вводит себя в состояние лонгитюдного стресса.

Одним из факторов, определяющих эффективность различных стратегий, является то, в состоянии ли человек контролировать ситуацию или нет. Успешноесовладание рассматривается как успешная адаптация. Если поведение не принесло удовлетворяющего результата, то человек предпринимает новые попытки [9].

Наиболее широкую известность в психологической литературе приобрела феноменологическая классификация копинговых ответов, предложенная Р. Лазарусом и С. Фолкманом. Первоначально они выделили две категории: действия, направленные на себя, и действия, направленные на окружающую среду.

Группа стратегий, направленных на себя, состоит в большей степени из когнитивных и интрапсихических способов совладания [16]:

  • Переоценка ценности ситуации — взгляд со стороны, рассмотрение ситуации под разными углами как правило может привести к переоценки ценности случившегося, что проявляется в нахождении нового смысла происходящего, положительных моментов.

  • Поиск информации о ситуации - проявляется в сосредоточенном внимании, визуализировании ситуации и действий, запоминании информации, собственных способов поведения.

  • Подавление информации о ситуации - напротив, наблюдается отвлечение внимания, поиск отвлекающих мыслей или занятий. Модель поведения может рассматриваться как защитный механизм психики.

  • Самообвинение - внутренняя активность, направленная на самообвинение, самокритику или жалость к себе. Стратегия как правило провальная, но может выполнять функцию эмоциональной разрядки ,если длится непродолжительное время.

  • Обвинение других или экстрапунитивные реакции: агрессивное обвинение других людей или обстоятельств, проявление гнева. Стратегия может быть эффективной при условии наличия вины других людей, что предполагает их помощь в выходе из ситуации.

  • Смягчение - смягчающие способы поведения, нацеленные на сглаживание эмоций, уход от конфликта, примирение с ситуацией

Информация о работе Стратегии преодоления людей с инвалидностью