Стратегии преодоления людей с инвалидностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и детей, имеющих инвалидность. Общество выстраивает такие барьеры, которые сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия. Необходимо развивать такие культурные ценности гражданского общества, как толерантность, эмпатия, уважение достоинства, гуманизм, паритет, равенство прав.
Часто наблюдается, что взрослые, имеющие инвалидность, выступают в качестве обременения, которое несут их близкие и родные, общество и государство.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ


Аннотация………………………………………………………………….…3
Введение …………………………………………………………………...…4
стр.
стр.
Глава 1. Теоретические основы изучения подходов к проблематике стратегий преодоления людей с инвалидностью

1.1. Понятие стратегий преодоления, совладающего поведения и защитных механизмов в психологии………………………………………..6
1.2. Теоретические основы преодоления в зарубежной психологии….....16
1.3. Теоретические основы преодоления в отечественной психологии....22
1.4. Психологические особенности людей с инвалидностью в контексте проблематики преодолевающего поведения……………………………....30
Выводы по первой главе ……………………………………………………34
Глава 2.Организация эмпирического исследования стратегий преодоления людей с инвалидностью
2.1. Организация исследования. Методы и методики исследования……..35
2.2. Результаты исследования……………………………………………….38
2.3. Рекомендации…...…………………………………………………….....49
Выводы по второй главе……………………………………………………..49

Выводы по второй главе

стр.
стр.
стр.

стр.
стр.


стр.
стр.
стр.
стр.



стр.
Заключение………………………………………………………………….50
стр.
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая Стратегии преодоления людей с инвалидностью.docx

— 424.08 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы 1 мы видим показатели средних значений по всем шкалам, которые имеют не значительные различия. Исключением является показатель осторожности и избегания, который заметно выше улюдей, приобретших ограничения в движении в возрасте, начиная с 17 лет (2 группа). Однако у людей, имеющих врожденную травму или приобретших нарушение в перинатальном периоде (1 группа), так же наблюдается более высокий показатель в поиске социальной поддержки, в отрицательной значимости, в социальной роли жертвы и самое большое различие в более высоком показателе ролевой виктимности. Более наглядно эти результаты можно увидеть на рисунке 1:

Рисунок 1. Выраженность стратегий преодоления и ролевой виктимности у людей с врожденными (1 группа) и приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата (2 группа).

Проверим равенство средних значений в двух выборках по t-критерию Стьюдента. Для этого сравним средние значения двух выборок (см. Табл. 2).

Таблица 2

Средние значения в двух выборках

         

Групповые статистики

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий р

статус

N

Среднее

игровая роль жертвы

1,00

18

22,8333

,488

,629

2,00

16

21,6250

,482

,633

социальная роль жертвы

1,00

18

22,7778

,988

,330

2,00

16

20,1875

,967

,342

ролевая виктимность

1,00

18

45,6111

,816

,420

2,00

16

41,8125

,802

,429

положительная значимость

1,00

18

8,6111

-,008

,993

2,00

16

8,6250

-,008

,993

отрицательная значимость

1,00

18

12,2778

,768

,448

2,00

16

10,9375

,748

,462

значимость

1,00

18

20,8889

,458

,650

2,00

16

19,5625

,446

,660

ассертивные действия

1,00

18

20,1111

-,013

,990

2,00

16

20,1250

-,013

,990

вступление в социальный контакт

1,00

18

23,0000

1,225

,230

2,00

16

20,8125

1,256

,219

поиск социальной поддержки

1,00

18

22,3889

,975

,337

2,00

16

20,3750

,982

,333

осторожные действия

1,00

18

20,6111

-1,122

,270

2,00

16

22,8125

-1,158

,257

импульсивные действия

1,00

18

17,5556

,717

,478

2,00

16

16,4375

,730

,471

избегание

1,00

18

17,8333

-,339

,737

2,00

16

18,4375

-,344

,733

непрямые действия

1,00

18

19,6111

,341

,735

2,00

16

18,9375

,342

,735

асоциальные действия

1,00

18

16,1111

,468

,643

2,00

16

15,1250

,469

,642

агрессивные действия

1,00

18

19,3889

-,024

,981

2,00

16

19,4375

-,024

,981


 

 

Итак, сравнив средние показатели, что видно из таблицы 2, мы выявили, что существуют не значительные различия в стратегиях преодоления людей с врожденными и приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Значит гипотеза о том, что существуют значимые различия при использовании стратегий преодоления людьми с врожденными и приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата, не доказана.

 

Задача 2. Выделить среди лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата группы с разным уровнем виктимности. Для этого был использован кластерный анализ методом k-средних. Полученные данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение испытуемых по кластерам

Число наблюдений в каждом кластере

Кластер

1 Гипервиктимные

13,000

2 Невиктимные

7,000

3 Средневиктимные

14,000

Валидные

34,000

Пропущенные значения

0,000


 

 

Итак, нами выделено 3 группы исследуемых по разному уровню виктимности (высокому, среднему, низкому).

Первая группа составляет гипервиктимные люди в количестве 13 человек (42%). Они относятся к среднему уровню виктимности. Их можно охарактеризовать, как людей, частично подверженных склонности стать жертвой преступления.

Вторая группа составила невиктимные люди в количестве 7 человек (16 %). Они относятся к самому низкому уровню виктимности. Их можно охарактеризовать, как людей, которые не подвержены склонности стать жертвой преступления. 

Третья группа составила средневиктимные людей в количестве 14 человек (66%). Они относятся к высокому уровню виктимности. Их можно охарактеризовать, как людей, очень подверженных к склонности стать жертвой преступления.

Группы испытуемых с разным уровнем ролевой виктимности (в % соотношении) представлены нами на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Группы испытуемых с разным уровнем ролевой виктимности

 

Теперь установим наличие статистически значимых различий в выборке. Для этого мы использовали критерий Краскела-Уоллеса и группирующую переменную (см. прил. 4). Полученные результаты представлены в  таблице 2.

Таблица 2.

Статистические данные критерия Краскела-Уоллеса и группирующей переменной (a, b)

   

Ассертивные действия

Вступление в социальный контакт

Поиск социальной поддержки

Осторожные действия

Импульсивные действия

Избегание

Непрямые действия

Асоциальные действия

Агрессивные действия

 
 

Хи-квадрат

3,113

3,232

8,134

5,976

6,886

6,946

4,400

5,856

2,946

 
 

ст.св.

2

2

2

2

2

2

2

2

2

 
 

Асимпт. знч.

,211

,199

,017

,050

,032

,031

,111

,054

,229

 
     
     

 

a. Критерий Краскела-Уоллеса

b. Группирующая переменная: Кластерный номер наблюдения

Благодаря данным критерия Краскела-Уоллеса и группирующей переменной (a, b), нами было выявлено 5 различий в нашей выборке. Средние ранги по 3 группам кластерного номера представлены в таблице 3.

Таблица 3

Средние ранги по 3 группам кластерного номера

Кластерный номер наблюдения

N

Средний ранг

ассертивные действия

1

13

14,15

2

7

22,14

3

14

18,29

вступление в социальный контакт

1

13

20,96

2

7

17,86

3

14

14,11

поиск социальной поддержки

1

13

22,62

2

7

19,21

3

14

11,89

осторожные действия

1

13

21,77

2

7

19,29

3

14

12,64

импульсивные действия

1

13

22,73

2

7

17,36

3

14

12,71

избегание

1

13

22,35

2

7

18,71

3

14

12,39

непрямые действия

1

13

21,96

2

7

15,93

3

14

14,14

асоциальные действия

1

13

22,73

2

7

14,36

3

14

14,21

агрессивные действия

1

13

19,62

2

7

20,50

3

14

14,04


 

Итак, для большей наглядности, представим средние ранги в виде 5 рисунков (1, 2, 3, 4, 5) и опишем их:

 

Рисунок 3. Поиск социальной поддержки

 

Исходя из выше представленного рисунка, можно сделать вывод, что поиск социальной поддержки больше всего проявляется в 1 группе, где средний ранг составил 22,62. Во второй группе средний ранг составил 19,21, что означает среднее проявление стратегии поиска социальной поддержки и меньше всех поиск социальной поддержки проявляется в 3 группе, где средний ранг составил 11,87.

 

Рисунок 4. Осторожные действия

 

Исходя из выше представленного рисунка, можно сделать вывод, что осторожные действия больше всего проявляются в 1 группе, где средний ранг составил 21,77. Во второй группе средний ранг составил 19,29, что означает среднее проявление стратегии осторожности действий и меньше всех осторожность в действиях проявляется в 3 группе, где средний ранг составил 12,64.

 

Рисунок 5. Импульсивные действия

 

Исходя из выше представленного рисунка, можно сделать вывод, что импульсивные действия больше всего проявляются в 1 группе, где средний ранг составил 22,73. Во второй группе средний ранг составил всего 17,36, что означает среднее проявление импульсивных действий и наименьшее проявление импульсивных действий наблюдается в 3 группе, где средний ранг составил 12,71.

 

 

Рисунок 6. Избегание

 

Исходя из выше представленного рисунка, можно сделать вывод, что избегание больше всего проявляется в 1 группе, где средний ранг составил 22,35. Во второй группе средний ранг составил 18,71, что означает среднее проявление стратегии избегания и меньше всех избегание проявляется в 3 группе, где средний ранг составил 12,39.

 

Рисунок 7. Ассоциативные действия

 

Исходя из выше представленного рисунка, можно сделать вывод, что ассоциативные действия больше всего проявляются в 1 группе, где средний ранг составил 22,73. Во второй и 3 группах ассоциативные действия проявляются примерно одинаково 14,36 и 14,21 ранги соответственно.

Таким образом, мы проанализировали 5 рисунков, которые позволяют нам сравнить лица (с нарушениями опорно-двигательного аппарата) с разным уровнем виктимности и их разные стратегии преодоления. Использование разных стратегий преодоления различными группами можно наглядно представить на сравнительном рисунке 8.

Рисунок 8. Сравнение средних рангов стратегий преодоления в 3 группах

1 группа (гипервиктимные): этой  группе соответствую самые высокие  ранки по 5 представленным стратегиям  преодоления (от 21,77 до 22,73). Люди данной группы характеризуются ограниченностю общения и социальных контактов, уходом от трудностей и реалий современной жизни. Лишь небольшая часть таких инвалидов способна к социальной адаптации. Представители этой группы проявляют раздражительность, тревожность, беспокойство, агрессию, подвержены дурному настроению, чувству вины и менее удовлетворены жизнью. Они часто проявляют негативные эмоции при преодолении трудностей и кризисный стиль реагирования при их возникновении. Их определяет пессимистичность, нежелание и неумение радоваться жизни и жалостью к самим себе.

2 группа (невиктимные): этой  группе соответствуют средние  показатели рангов по 5 представленным  стратегиям (от 14,36 до 19,29). "Невиктимные" люди не относятся к жертвам и отличаются сознательностью, эмоциональной стабильностью, они доброжелательные и заинтересованы в людях, достаточно требовательны к себе, склонны к экстроверсии. Представители этой группы на трудности реагируют зрелым поведением, что выражается в отсутствии явного доминирования одной из стратегий, присущей представителям вышеперечисленных групп (избегание, интеллектуализация, фантазии). Они реалистично относятся к возникающим в жизни препятствиям, позволяя себе проживать жизнь такой, какая она есть, ставят и достигают поставленных перед собой целей и задач.

3 группа (средневиктимные): этой группе соответствует самый низкий показатель рангов по 5 представленным стратегиям преодоления (от 11,87 до 14,21). Социальная роль жертвы более очевидна для всех, кто вовлечен во взаимодействие с жертвой, чем игровая и лежит на поверхности. Социальная роль жертвы предписывается социумом, она как бы выталкивает человека в определенную социальную роль.

 

Задача 3. Сделать анализ преодолевающего поведения в группах лиц с инвалидностью с разным уровнем виктимности.

Лица с ограниченными возможностями здоровья относятся к одним из самых высоковиктимных статусов в силу нарушений здоровья и развития, создающих «почву» виктимности: условия неравенства или дефицита возможностей «жизненного старта», развития и самореализации личности.

Итак, нами проанализированы результаты исследования и выявлено, что основная гипотеза о том, что существуют значимые различия при использовании стратегий преодоления людьми с врожденными  и приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата, не доказана. Различия существую по 5 стратегиям, но не существенные.

Вторая гипотеза о том, что лица (с нарушениями опорно-двигательного аппарата) с разным  уровнем виктимности используют разные стратегии преодоления, доказана.

2.3. Рекомендации

Исследование виктимностиу людей с ОВЗ показало, что испытуемые склонные к наличию рентных установок чаще используют неконструктивные стратегии психологического преодоления, такие как избегание, ассмоциальные действия, поиск социальной поддержки, осторожные действия и импульсивные действия. Чем меньше они проявляют жалости к себе, тем они увереннее, честнее, ответственнее, независимы от оценок и внешних обстоятельств.Данную особенность стоит учитывать при построении тактики психологической работы.

 

Выводы по второй главе.

Итак, во второй главе нами была поставлена цель: изучить и проанализировать особенности стратегий преодоления людей с инвалидностью, которая была выполнена благодаря поставленным нами задачам. А так же необходимо сказать, что основная гипотеза не доказана, хотя существуют незначительные различия между группами. Альтернативная гипотеза нами доказана.

Информация о работе Стратегии преодоления людей с инвалидностью