Стратегии преодоления людей с инвалидностью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2015 в 21:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Организация современного общества во многом противоречит интересам женщин и мужчин, взрослых и детей, имеющих инвалидность. Общество выстраивает такие барьеры, которые сломать порой гораздо сложнее, чем физические препятствия. Необходимо развивать такие культурные ценности гражданского общества, как толерантность, эмпатия, уважение достоинства, гуманизм, паритет, равенство прав.
Часто наблюдается, что взрослые, имеющие инвалидность, выступают в качестве обременения, которое несут их близкие и родные, общество и государство.

Содержание работы

ОГЛАВЛЕНИЕ


Аннотация………………………………………………………………….…3
Введение …………………………………………………………………...…4
стр.
стр.
Глава 1. Теоретические основы изучения подходов к проблематике стратегий преодоления людей с инвалидностью

1.1. Понятие стратегий преодоления, совладающего поведения и защитных механизмов в психологии………………………………………..6
1.2. Теоретические основы преодоления в зарубежной психологии….....16
1.3. Теоретические основы преодоления в отечественной психологии....22
1.4. Психологические особенности людей с инвалидностью в контексте проблематики преодолевающего поведения……………………………....30
Выводы по первой главе ……………………………………………………34
Глава 2.Организация эмпирического исследования стратегий преодоления людей с инвалидностью
2.1. Организация исследования. Методы и методики исследования……..35
2.2. Результаты исследования……………………………………………….38
2.3. Рекомендации…...…………………………………………………….....49
Выводы по второй главе……………………………………………………..49

Выводы по второй главе

стр.
стр.
стр.

стр.
стр.


стр.
стр.
стр.
стр.



стр.
Заключение………………………………………………………………….50
стр.
Список литературы……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая Стратегии преодоления людей с инвалидностью.docx

— 424.08 Кб (Скачать файл)

Е. Хэйм разрабатывал понятие копинга в рамках кризисных ситуаций, связанных с тяжелой болезнью как источником стресса на примере онкобольных [27].

В настоящее время в зарубежной психологии изучение проблематики совладания с трудными жизненными ситуациями ведется в трех основных направлениях:

  • Представители первого направления большое внимание уделяют анализу самих трудных ситуаций, считая, что их контекст оказывает сильное влияние на стиль совладания.

  • В рамках второго направления делается акцент на влиянии личностных переменных, определяющих предпочтение человеком тех или иных стратегий совладания со сложными ситуациями (П. Коста, Р. Маккей, Г. Гиннес и др.). Например, рассматривается влияние социальной среды на совладающее поведение, зависимость поведения от принадлежности человека большому и малому социуму (этнической группе, социальному слою), а также возрастных, полоролевых особенностей.

  • Представители третьего направления (Р. Лазарус, С. Фолкман и др.) подчеркивают роль когнитивных факторов, обусловливающих способы реагирования на жизненные трудности [21].

Кроме того, большая заслуга принадлежит зарубежным исследователям и в области классификации копинг-стратегий. Так, Е. Коплик предлагает делить когнитивные стратегии на открытые для поиска информации и закрытые от нее.

К. Паркер обращает внимание на прямое и психологическое подавления и на вытеснение фрустрирующих факторов.

А. Биллинг и Р. Моос предлагают для рассмотрения три способа психологического преодоления:

  • оценка ситуации

  • вмешательство в ситуацию

  • избегание.

Более развернутую классификацию предложил Г. Вебер, он выделяет:

  • реальное (поведенческое или когнитивное) решение проблемы

  • поиск социальной поддержки

  • перетолкование ситуации в свою пользу

  • защиту и отвержение проблем

  • уклонение и избегание

  • сострадание к самому себе

  • понижение самооценки

  • эмоциональную экспрессию.

Кроме того, существует классификация К. Карвера и М. Чеира, которые выделяют четырнадцать блоков психологического преодоления. Они считают наиболее адаптивными копинг-стратегиями те, которые направлены непосредственно на разрешение проблемной ситуации. А именно:

  • активныйкопинг - активные действия по устранению источника стресса

  • планирование - планирование собственных действий в отношении сложившейся ситуации

  • поиск активной общественной поддержки - поиск помощи, совета у ближайшего окружения

  • конструктивное принятие - оценка ситуации с точки зрения ее положительных сторон и отношение к ней как к одному из аспектов своего жизненного опыта

  • принятие - признание реальности ситуации, включение в нее Дементий Л. И. Прохоров А. О.

Другой блок копинг-стратегий, по мнению этих же авторов, также может способствовать адаптации в стрессовой ситуации, хотя он и не связан с активным преодолением. К данным стратегиям совладающего поведения относятся:

  • поиск эмоциональной общественной поддержки - поиск сочувствия и понимания со стороны окружающих

  • подавление конкурирующей деятельности - снижение активности в отношении остальных проблем и полное сосредоточение на источнике стресса

К третьей группе копинг-стратегий относятся те, которые не являются адаптивными, но, в некоторых случаях, помогают адаптироваться к стрессовой ситуации и справиться с ней:

  • внимание на эмоциях и их выражение - эмоциональное реагирование в проблемной ситуации, но без попыток реального решения проблемы

  • отрицание - отрицание стрессового события, попытка удаления его из зоны сознания

  • ментальное отстранение - психологическое отвлечение от источника стресса через развлечения, мечты, сон, алкоголь

  • поведенческое отстранение - отказ от разрешения ситуации, принятие пассивной позиции, нежелание действовать

Достаточно подробной является классификация П. Тойса, опирающаяся на комплексную модель копинг-поведения. П. Тойс выделяет две группы копинг-стратегий: поведенческие и когнитивные[Хекхаузен, Х.]

Поведенческие стратегии, в свою очередь, подразделяются на три подгруппы:

  • Поведение, ориентированное на ситуацию: прямые действия (обсуждение ситуации, изучение ситуации); поиск социальной поддержки; «уход» от ситуации.

  • Поведенческие стратегии, ориентированные на физиологические изменения: использование алкоголя, наркотиков; тяжелая работа; другие физиологические методы (таблетки, еда, сон).

  • Поведенческие стратегии, ориентированные на эмоционально-экспрессивное выражение: катарсис; сдерживание и контроль чувств.

Когнитивные стратегии также делятся на три группы.

  • Когнитивные стратегии, направленные на ситуацию: продумывание ситуации (анализ альтернатив, создание плана действия); выработка нового взгляда на ситуацию; принятие ситуации; отвлечение от ситуации; придумывание мистического разрешения ситуации.

  • Когнитивные стратегии, направленные на экспрессию: «фантастическое выражение» (фантазирование относительно способов выражения чувств); молитва.

  • Когнитивные стратегии, направленные на эмоциональные изменения: переинтерпретация существующих чувств.

К дополнительным стратегиям автором были отнесены такие, как

  • написание дневников, писем

  • слушание музыки

  • стратегия ожидания.

Некоторые исследователи пришли к тому, что стратегии лучше всего сгруппировать в копинговые стили, представляющие собой функциональные и дисфункциональныеаспекты совладающего поведения. Функциональные стили представляют собой прямые попытки справиться с проблемой, с помощью других или без нее, в то время как дисфункциональные стили связаны с использованием непродуктивных стратегий. В литературе принято называть дисфункциональные стили избегающим поведением. Например, Е. Фрайденберг предлагает классификацию, в которой восемнадцать стратегий сгруппированы в три категории:

  • обращение к другим (обращение к другим за поддержкой, будь это сверстники, родители или кто-то еще)

  • непродуктивныйкопинг (стратегии избегания, которые связаны с неспособностью справиться с ситуацией)

  • продуктивный копинг (работать над проблемой, сохраняя оптимизм, социальную связь с другими и тонус).

Как видно, копинг-стратегия поиска социальной поддержки в данной интерпретации не причислена к эффективному или неэффективному копингу, исследователи не могут однозначно сказать, продуктивна она или нет.

Похожая классификация предлагается Хобфолломвтеория сохранения ресурсов. Он выделяет несколько основных вида ресурсов, потеря которых, по его мнению, и является причиной для возникновения стресса и совладающего с ним поведения. Ресурсы делятся на:

  • Объективные — объекты, которыми человек располагает: дом, автомобиль, материальные ценности

  • Социальные — должность, звание, замужество, принадлежность к конфессии, т.е. социальные статусы, место индивидов в системе социальной стратификации, которые обеспечивают доступ к остальным ресурсам. Например, определенное положение в обществе может обеспечивать стабильность, уважение и привилегии.

  • Личностные -  являющиеся персональными характеристиками, такими как оптимизм, самоэффективность, жизнестойкость, локус контроля и пр. По мнению С. Хобфолла, личностные ресурсы являются фундаментальными компонентами индивидуальной способности к адаптации, играющими первостепенную роль в контексте совладания со стрессом

  • Энергетические - деньги, опыт и знания. Данные ресурсы могут быть инвестированы в приобретение других ресурсов или защиту от их потери [Иванова Т.Ю.]

Хобфолл, в отличие от большинства уже рассмотренных авторов, рассматривает преодолевающее поведение как тенденции, а не как отдельные типы поведения. Его модель имеет две основные оси: просоциальная – асоциальная, активная – пассивная и одну дополнительную ось: прямая – непрямая. Данные оси представляют собой измерения общих стратегий преодоления. Стратегии преодоления и модели поведения (действия) можно соотнести следующим образом:

  • активная – ассертивные действия

  • пассивная – включающая осторожные действия и избегание

  • просоциальная – включающая вступление в социальный контакт и поиск социальной поддержки

  • асоциальная – асоциальные и агрессивные действия

  • прямая – импульсивные действия

  • непрямая – манипулятивные действия [25].

Таким образом, зарубежными исследователями проведена основная масса работы по проблематике совладающего поведения и копинг-стратегий. Из рассмотренного видно, что в большинстве случаев их выводы непротиворечивы, а гармонично дополняют друг друга, что может косвенно свидетельствовать о соответствии данных теоретических и практических исследований действительности.

 

1.3. Теоретические  основы преодоления в отечественной психологии

Сам термин совладающего поведения в отечественной психологии не так давно – в 90-е годы. Первые исследования в этом направлении проводили: В. С. Мерлин, К. К. Платонов, Л. И. Уманский, Л. И. Анцыферова, Б. М. Теплов. Так же свой вклад внесли и такие ученые как: Л. Г. Дикая, В. И. Суслова, Н. А. Сирота, Р. К. Назыров, В. М. Ялтонский, С. К. Нартов-Бочаров, А. А. Бородина и др. В основном в этих исследованиях проводился анализ различных наработок зарубежных авторов. Большинство исследований по проблемам совладания носит теоретико-аналитический характер [21].

Приведем наиболее известные и значимые исследования в этой области.

В современной отечественной психологии ведутся исследования, направленные на выявление личностных характеристик, отвечающих за успешную адаптацию и совладание с трудными жизненными ситуациями в разных сферах жизнедеятельности.  К личностным копинг-ресурсам относят: Я-концепцию, восприятие социальной поддержки, локус контроля, эмпатию, низкий нейротизм,  аффилиацию и другие психологические характеристики. С когнитивной сферой связаны такие стратегии, как отвлечение и проблемный анализ, с эмоциональной — эмоциональная разрядка, пассивное сотрудничество, оптимизм,  сохранение самообладания, с поведенческой — отвлечение, активное избегание, альтруизм,  конструктивная активность, поиск поддержки.

Л.И. Анцыферова в своей ценностно-смысловой теории описала динамику копинг-поведения. Она исследует динамику сознания и действия личности в трудных жизненных ситуациях, которые, по ее мнению, являются результатом психической переработки человеком жизненных событий с позиций своей, лишь частично осознаваемой, индивидуальной картины мира. Совладание, по ее мнению, нужно понимать как упрощенное определение трудных жизненных ситуаций, которые понимаются как обстоятельства жизни, требующие от человека таких действий и условий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы. При  рассмотрении сложных жизненных ситуаций, нужно учитывать главное – ценность, которая в определенных условиях может быть потеряна или уничтожена. Именно потеря ценности  и делает ситуацию стрессовой. Для того чтобы сохранить, защитить, утвердить данную ценность, человек использует разнообразные приемы изменения ситуации. Так, чем более значимое место в смысловой сфере личности занимает находящийся в опасности объект и чем более интенсивной воспринимается личностью угроза, тем выше мотивационный потенциал совладания с возникшей трудностью.

Информация о работе Стратегии преодоления людей с инвалидностью