Сущность современного понимания ПТ-го влияния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

1. Задачи психотерапевта.
– помогать пациенту лучше понять свои проблемы;
– способствовать устранению у пациента эмоционального дискомфорта и перенапряжения;
– поощрять у пациента свободное выражение чувств;
– обеспечивать пациента новыми идеями или информацией о том, как решать те или иные проблемы;
– помогать пациенту проверять новые способы мышления и поведения вне терапевтической ситуации.

Файлы: 1 файл

Psikhoterapia.docx

— 75.90 Кб (Скачать файл)

Психотерапия

 

Тема 1. Сущность современного понимания ПТ-го влияния.

 

1. Задачи психотерапевта.

    – помогать  пациенту лучше понять свои  проблемы;

    – способствовать  устранению у пациента эмоционального  дискомфорта и перенапряжения;

    – поощрять  у пациента свободное выражение  чувств;

    – обеспечивать  пациента новыми идеями или  информацией о том, как решать  те или иные проблемы;

    – помогать  пациенту проверять новые способы  мышления и поведения вне терапевтической  ситуации.

 

2. Квалифицированность.

      Общий стандарт  профессиональной подготовки группового  терапевта требует троякой компетенции:

    – знаний (теоретических  и о самом себе);

    – навыков;

    – клинического  опыта.

      Квалифицированный  групповой терапевт должен:

    – пройти курс  применения теории и методов  групповой психотерапии;

    – иметь личный  опыт участия в психотерапевтических  группах;

    – иметь опыт  наблюдения (непосредственно или  в видеозаписи) за работой групп  под руководством опытных специалистов;

    – иметь опыт  участия в тренинговых группах;

    – иметь опыт  самостоятельного ведения группы  под профессиональной супервизией.

      Психотерапевт  обязан знать:

    – Психологию  развития, личности и групп, основы  психопатологии и психиатрии.

    – Основные  теории групповой психотерапии, используемые в них понятия  и взаиморазличия; терапевт группы также должен постоянно следить за новой информацией об изменениях в теории и практике групповой психотерапии.

    – Основные  принципы динамики группового  процесса, психотерапевтические факторы  группы, механизмы их действия  и управления ими.

    – Основные  задачи терапевта на различных  этапах развития группы.

    – Требования  профессиональной этики к психотерапевтической  работе вообще и конкретно  к работе с группами.

    – Свою личность, ее сильные и слабые стороны,  свои ценности, чтобы профессионально  выполнять функции терапевта  и оценивать возможное воздействие  на участников группы своей  личности и мировоззрения.

 

3. Эмо. участие.

      Это означает  участие терапевта группы в  сомнениях, страхах, боли, радости  участников. Для этого он обязан  пережить в своих чувствах  течение жизни группы, уметь разбираться  в этих чувствах и точно  отражать их участникам группы. Поэтому терапевт должен приходить  в группу отрешенным от забот  повседневности. Поскольку трудно  избежать воздействия непосредственной  жизни, перед началом работы  в группе необходимо хотя бы 5-10 минут побыть одному, сосредоточиться,  освободиться от принесенного  напряжения, подумать об участниках  группы, вспомнить предыдущее занятие.  Это позволяет прийти в группу  эмоционально более чистым, готовым  включиться в общение с группой.

 

4. Псих-я поддержка.

      Оно означает  ободрение участников группы, что  помогает создавать безопасную  атмосферу в группе, поощряет  доверие. Однако не следует  забывать, что оказание поддержки  может быть не только психотерапевтичным, но и непродуктивным и даже антитерапевтичным. Довольно частая ошибка терапевтов – спешить на помощь, оказывать участнику поддержку до того, как он сможет полностью пережить конфликт или определенные чувства. Хотя намерения терапевта могут быть самыми лучшими, однако добрыми намерениями может быть "вымощена дорога в ад", потому что у участников может быть отнята возможность испытать полноту чувств. Поспешная и чрезмерная помощь может означать, что терапевт не доверяет способности самих участников помочь себе. Другая возможная ошибка – поддерживать стремление жалующегося участника манипулировать другими. Например, когда участник группы говорит о том, какой он несчастный и беспомощный, не всегда следует торопиться утешать его, так как довольно часто люди посредством своих мнимых несчастий манипулируют окружающими. Поддержка обязательно нужна, когда участник переживает кризис, когда он пытается меняться и сомневается в плодотворности и конструктивности своих усилий и т.п.

 

      Тема 2. Психоанализ.  Индив-я и груп-я ПТ.

 

 

1. Психоанализ.

      Психодинамическое направление в психотерапии, которое часто называют психоанализом, или фрейдизмом (по имени австрийского психолога З. Фрейда), использует технику, основанную на представлении о структуре личности как сложном и противоречивом взаимодействии сознательного и бессознательного.

      С помощью  методов психодинамической психотерапии решают проблемы, связанные с динамическими аспектами психики: мотивами, влечениями, побуждениями, внутренними конфликтами (противоречиями), существование и развитие которых обеспечивает функционирование и развитие личности.

      В своей  психотерапевтической практике  З. Фрейд исходил из представлений  о человеке как природном существе, которым управляют влечения (неосознаваемые  мотивы, биологические потребности  и инстинкты), а также специфические  психосексуальные переживания первых пяти лет жизни.

      Основным  жизненным инстинктом, который управляет  развитием и творческим началом  личности, является либидо, или эрос; противоположным ему инстинктом  смерти — танатос, или мортидо, который может проявляться в агрессии и разрушении.

      Согласно  З. Фрейду, структуру личности  составляют три компонента: Ид (оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я).

      Для характеристики  личностного состояния З. Фрейд  ввел понятие “боязнь”. Он различал  три вида боязни: невротическую,  реалистическую и моральную. Боязнь  возникает из конфликта между  Ид, Эго и Супер-Эго; с ней связаны чувство вины и механизмы психологической защиты “Я”.Поскольку требования к Эго со стороны Ид, Супер-Эго и внешней реальности (к которой индивид вынужден приспосабливаться) несовместимы, он неизбежно пребывает в состоянии конфликта. Это создает невыносимое психологическое напряжение, от которого индивид может избавиться с помощью защитных механизмов (их насчитывается около 20): рационализации, регрессии, вытеснения, проекции, сублимации и др.

 

 

2. Индивидуальная ПТ.

      Индивидуальная  психотерапия является такой  ее организационной формой, в  которой в качестве основного  инструмента лечебного воздействия  выступает психотерапевт, а психотерапевтический  процесс протекает в диаде  врач - пациент.

      Индивидуальная  психотерапия проводится одним  психотерапевтом, редко двумя  (биполярная терапия) или несколькими  котерапевтами. Часто является элементом комплексной терапии в сочетании с другими формами психотерапии, фармако-, физио- или социотерапией. Выделяют также комбинированную терапию, совмещающую индивидуальную и групповую (или семейную) психотерапию, проводимую одним психотерапевтом, и сочетанную терапию, при которой пациент проходит индивидуальную психотерапию у одного психотерапевта и одновременно участвует в семейной или групповой психотерапии у других психотерапевтов.

      Выделение  общих факторов лечебного действия  индивидуальной психотерапии в  значительной степени определяется  теоретическими взглядами исследователей. Так, Мармор при наблюдении за психотерапевтами различных направлений (психоанализ, терапия поведения, гештальт-терапия и др.) отметил восемь основных факторов, присущих всем психотерапевтическим методам в той или иной степени:

1) хорошие отношения и  сотрудничество между психотерапевтом  и пациентом как основа, на  которой строится психотерапия;

2) первоначальное ослабление  напряжения, основанное на способности  пациента обсуждать проблему  с лицом, от которого он надеется  получить помощь;

3) познавательное обучение  за счет информации, получаемой  от психотерапевта;

4) оперантная модификация поведения больного за счет одобрения или осуждения со стороны психотерапевта и повторяющегося коррективного эмоционального опыта в отношениях с психотерапевтом;

5) приобретение социальных  навыков на примере психотерапевта;

6) убеждение и внушение - явное или скрытое;

7) применение или репетирование более адаптивных методик при условии эмоциональной поддержки со стороны психотерапевта.

      Индивидуальная  психотерапия представляет собой  сложный процесс, в котором  взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности, как пациента, так и психотерапевта, помимо собственно психотерапевтической техники и условий ее реализации. При индивидуальной психотерапии особенно важна роль психотерапевта.

 

 

3. Групповая ПТ.

      Специфика  групповой психотерапии как лечебного  метода заключается в целенаправленном  использовании в психотерапевтических  целях групповой динамики (то  есть всей совокупности взаимоотношений  и взаимодействий, возникающих между  участниками группы, включая и  группового психотерапевта), в лечебных  целях.

      Цели и  задачи групповой психотерапии  как метода, ориентированного на  личностные изменения, в определенной  степени различаются в зависимости  от теоретических представлений  о личности и природе ее  нарушений, однако опора на  групповую динамику существенно  сближает разные позиции. В  самом общем виде цели групповой  психотерапии определяются как  раскрытие, анализ, осознание и  переработка проблем пациента, его  внутриличностных и межличностных конфликтов и коррекция неадекватных отношений, установок, эмоциональных и поведенческих стереотипов на основании анализа и использования межличностного взаимодействия.

      Задачи  групповой психотерапии фокусируются  на трех составляющих самосознания: на самопонимании (когнитивный аспект), отношении к себе (эмоциональный аспект) и саморегуляции (поведенческий аспект), что позволяет определить общую цель групповой психотерапии как формирование адекватного самосознания и расширение его сферы.

      Групповая  динамика - это совокупность внутригрупповых  социально-психологических процессов  и явлений, характеризующих весь  цикл жизнедеятельности малой  группы и его этапы - образование,  функционирование, развитие, стагнацию,  регресс, распад.

      К основным  методам групповой психотерапии  традиционно относят групповую  дискуссию, психодраму, психогимнастику, проективный рисунок и музыкотерапию. Все методы групповой психотерапии условно подразделяют на основные и вспомогательные, вербальные и невербальные. Основным методом групповой психотерапии является групповая дискуссия, остальные рассматриваются в качестве вспомогательных.

      Групповая  психотерапия применяется в системе  комплексного лечения пациентов  с самыми различными заболеваниями:  неврозы, алкоголизм и наркомании, психозы, психосоматические и  хронические соматические заболевания  и пр. Показания к групповой  психотерапии, так же как и  к психотерапии в целом, определяются, прежде всего, ролью психогенных  факторов в этиопатогенезе заболевания и его социально-психологическими последствиями.

 

 

 Тема 3. Цель ПТ-й работы (кризисной, краткофокусной, длительной)

 

1. Адекватная диагностика,  прогноз и оценивание способности  ПТ-го влияния.

      Основные  предпосылки для решения рассматриваемого  вопроса:

   1. Требуется четко  определить метод, с помощью  которого осуществляется ПТ.

   2. При квалифицированном  использовании того или иного  метода должна быть соблюдена  определенная техника.

   3. Число пациентов,  леченных с помощью данного  метода, должно быть статистически  значимым.

   4. Изучение эффективности  следует проводить на гомогенном  материале.

   5. Группа пациентов,  создаваемая для оценки эффективности  психотерапии, должна формироваться  методом случайной выборки.

   6. Оценка эффективности  психотерапии не должна проводиться  тем лицом, которое осуществляет  лечение, здесь необходим независимый  наблюдатель.

   7. Целесообразно,  чтобы независимый наблюдатель  не знал о применявшемся психотерапевтическом  методе, чтобы его собственное  отношение к этому методу не  влияло на оценку.

   8. Играет роль личностная  структура психотерапевта, степень  выраженности у него качеств,  используемых для прогнозирования  успешности психотерапии.

Информация о работе Сущность современного понимания ПТ-го влияния