Укорененность
и братство в противовес кровосмешению.
Фундаментальная психологическая связь,
по Э. Фромму, — это связь с матерью
Потребность
в укорененности, по Э. Фромму, носит
универсальный общечеловеческий характер
и чрезвычайно важна для психологической
защищенности индивида.
Тождественность
и индивидуальность в противовес
стадному конформизму. Потребность
в тождественности еще называют
потребностью в самоопределении
или в персонализации.
Потребность
в системе ориентации и потребность
в поклонении в противовес
иррациональности. Потребность в
системе ориентации у человека
выражается в поисках и определении
смысла жизни, а для этого
необходимо иметь “картину мира”
(неважно — реальную или нереальную).
4. Концепция К. Хорни.
В концепции
К. Хорни центральным является понятие
самореализации. Когда возможность самореализации
нарушается, человек становится невротиком,
переживающим внутренний конфликт.
Базальный
конфликт — одно из главных
понятий, рассматриваемых К. Хорни.
Конфликт формируется на основе базальной
тревожности — переживаемых ребенком
чувств одиночества и беспомощности в
потенциально враждебном мире.
Чтобы справиться
с враждебным окружением, ребенок
выбирает определенную стратегию
поведения:
• движение к людям (в
поиске помощи);
• движение против людей (агрессивная
ориентация);
• движение от людей (избегание
других).
Принятая
в детстве ориентация сохраняется
в дальнейшем и у взрослого.
Невротическое стремление к безопасности
достигается гипертрофией одного
из трех типов защитных реакций:
• беспомощности;
• агрессивности;
• отчужденности.
Таким образом,
если здоровый человек предпочитает
свободное общение, сближение
с окружающими, лишь при определенных
обстоятельствах идет против
них или уходит от контактов
с ними, то невротик решает
проблему общения всегда негибким
способом. Он выбирает только
один из типов коммуникации, тогда
как в действительности они
не исключают один другого.
Важным
вкладом К. Хорни в практическую
психотерапию являются разработанные
ею основные невротические симптомы:
• непоследовательность и
нерешительность поведения;
• подчеркнутая безнадежность;
• боязнь перемен;
• постоянное настаивание
на собственной правоте (как защита
от внутренних конфликтов);
• стыдливость и робость;
• мстительность и садизм
в поведении;
• состояние заметной усталости
(в результате значительных затрат
энергии на внутренние конфликты).
Согласно
концепции К. Хорни, цель психотерапии
— помочь пациенту преодолеть подавленные
внутренние конструктивные силы роста
и развития. Психотерапевтический процесс
представляет собой процесс обучения,
когда пациент узнает, что невротик, который
якобы стремится к людям, скрывает враждебность
и себялюбие под желанием ублажать других,
а невротик, движущийся против людей, на
самом деле не осознает своей беспомощности,
и т. п.
5. ПТ межличностных отношений
Г. Селливана.
“Насколько
я знаю, каждый человек имеет
столько личностей, сколько у
него межличностных отношений,
а многие из наших межличностных
отношений суть ничто иное, как
действия с воображаемыми людьми..,
которые для нас не менее
реальны, чем клерк из лавки
на углу”, — так отмечал
Г. Салливэн важность влияния на межличностную
ситуацию воображаемых “третьих лиц”.
Суть интерперсональной
психотерапии Г. Салливэна заключается
в признании важности межличностного
взаимодействия как основы формирования
нормы и патологии.
Болезнь
и здоровье, норму и патологию
ученый рассматривал в контексте
отношений между людьми. Возникновение
патологии во многом обусловлено
нарушением межличностных отношений
(в детстве, подростковом возрасте
или у взрослых), поэтому цель
психотерапии — помочь пациенту
восстановить межличностные отношения,
что приведет к выздоровлению.
Кроме того, в межличностных отношениях
с психотерапевтом пациент учится
получать удовлетворение от общения
с людьми, избавляется от тревоги,
приобретает чувство безопасности,
налаживает отношения с собой
и окружающими. При этом происходит
перестройка личности, способствующая
тому, что пациент начинает видеть
реальные пути выхода из ситуаций,
ранее представлявшихся ему неразрешимыми.
По своему
характеру метод интерперсональной
психотерапии Г. Салливэна приближается
к современным вариантам краткосрочной
психотерапии.
6. Теория трансактного анализа
Берна.
В своей
эклектической по композиции
концепции Э. Берн использовал
понятия психодинамического и бихевиористского
подходов, делая акцент на определении
и выявлении схем поведения, которые “программируют”
(реализуют “сценарий”) взаимодействия
личности с собой и другими.
В центре
концепции Э. Берна находится
понятие “эго-состояние”. Таких
эго-состояний он различает три:
Родитель, Ребенок и Взрослый, которые,
в свою очередь, составляют
структуру личности.
При взаимодействиях
(трансакциях) людей могут включаться
разные Я-состояния. Различают трансакции
дополнительные, перекрестные и скрытые.
Дополнительными называются трансакции,
соответствующие ожиданиям контактирующих
людей и отвечающие здоровым человеческим
отношениям.
Скрытые
трансакции отличаются от дополнительных
и перекрестных тем, что охватывают
более двух состояний “Я”,
так как сообщение в них
маскируется под социально приемлемым
стимулом, но ответная реакция
ожидается со стороны эффекта
скрытого сообщения, что и составляет
суть психологических игр.
Психологическая
игра представляет собой набор
следующих друг за другом дополнительных
скрытых трансакций с четко
определенным и предсказуемым
исходом.
Сценарий
— это жизненный план, напоминающий
спектакль, который личность вынуждена
играть. Он зависит от позиций,
принятых в детстве, и записывается
в детское Я-состояние через трансакции
(взаимодействия), которые происходят
между родителями и ребенком.
Главной
целью психотерапевтической помощи,
опирающейся на концепцию трансактного
анализа, является помощь клиенту в осознании
своих игр, жизненного сценария, эго-состояния
и при необходимости их коррекция. Психотерапевт
стремится также освободить человека
от навязанных ему программ поведения
и помочь стать независимым и способным
к полноценному общению.
Тема 7. Теория развития самости
(селф-психология, Кохут, С. Менцос)
1. Нормальный, патологический,
злокачественный нарциссизм, антисоциальность.
Следует
различать нормальный и патологический
нарциссизм. Первый зависит от
структурной целостности, обретения
константного восприятия себя
и объектов, равновесия между
дериватами агрессивных и либидинозных
влечений, гармонии между структурами
Самости и Сверх-Я, способности к Я-синтонному
выражению побуждений, принятию вознаграждения
со стороны внешних объектов, а также от
физического благополучия. Патологический
нарциссизм включает защитное самоуничижение
с сопутствующей недостаточной интеграцией
представления о себе и диссоциацией агрессивно
обусловленных репрезентаций Самости.
Нормальный нарциссизм ведет к устойчивому
реалистическому отношению к себе. Патологический
нарциссизм, напротив, сопровождается
архаическими требованиями к себе, исключительной
зависимостью от оценки со стороны других
и бедными или вырожденными объектными
отношениями. Он проявляется в чувстве
собственной исключительности, безжалостном
самосовершенствовании и нарушенной способности
заботиться о других, сочувствовать им,
любить их.
При злокачественном
нарциссизме его предметом является
не то, что человек делает или
производит, а то, что он имеет,
например собственное тело, внешний
вид, здоровье, богатство и т.
д. Этот вид нарциссизма злокачествен
потому, что элемент коррекции,
который мы находим в доброкачественной
форме нарциссизма, здесь отсутствует.
Если я "велик", если я
имею определенное качество, то
нет необходимости в поддержании
отношений с внешним миром.
У меня нет необходимости напрягаться.
В то время как я пытаюсь
сохранить образ своего величия,
я все больше и больше отдаляюсь
от реальности и должен все
более усиливать нарциссический
заряд, чтобы лучше защитить себя от опасности
обнаружения моего нарциссически раздутого
"Я". Поэтому злокачественный нарциссизм
не удерживается в рамках и приводит к
грубому солипсизму и ксенофобии.
Еще одним
фактором, чрезвычайно важным для
прогноза терапии нарциссической
личности, является та степень, в которой
нарциссическая патология характера включает
в себя антисоциальные тенденции. Чем
сильнее они выражены, тем хуже прогноз.
Обычно антисоциальные тенденции выражены
в той же мере, в какой выражен недостаток
интеграции нормальных функций Супер-Эго
и в какой пациент не способен к депрессивным
реакциям. Есть также обратная зависимость
между антисоциальными тенденциями и
качеством объектных отношений. Особенно
плох прогноз в тех случаях, когда антисоциальные
тенденции сочетаются с садистическим
характером патологического грандиозного
Я или с прямыми проявлениями выраженно
садистического сексуального поведения.
2. Стремление к признанию,
власти, любви.
Мотив власти —
стремление индивида влиять на людей.
Мотивация власти (потребность во власти),
при некоторых обстоятельствах, может
быть существенной движущей силой человеческих
действий. Это стремление занять руководящую
позицию в группе (коллективе), попытка
руководить людьми, определять и регламентировать
их деятельность.
Мотив власти
занимает важное место в иерархии
мотивов. Действия многих людей
(например руководителей различных
рангов) побуждаются мотивом власти.
Стремление господствовать над другими
людьми и руководить ими — это мотив, который
побуждает их в процессе деятельности
преодолевать значительные трудности
и прилагать огромные усилия. Человек
много работает не ради саморазвития или
удовлетворения своих познавательных
потребностей, а ради того, чтобы получить
влияние на отдельных людей или коллектив.
Потребность
в принадлежности и любви. Человек
жаждет теплых, дружеских отношений,
ему нужна социальная группа,
которая обеспечила бы его
такими отношениями, семья, которая
приняла бы его как своего.
Потребность
в признании. Каждый человек
(за редкими исключениями, связанными
с патологией) постоянно нуждается
в признании, в устойчивой и,
как правило, высокой оценке
собственных достоинств, каждому
из нас необходимы и уважение
окружающих нас людей, и возможность
уважать самого себя. Удовлетворение
потребности в оценке, уважении
порождает у индивидуума чувство
уверенности в себе, чувство собственной
значимости, силы, адекватности, чувство,
что он полезен и необходим
в этом мире. Потребности этого
уровня подразделяются на два
класса.
В первый
входят желания и стремления,
связанные с понятием «достижение».
Человеку необходимо ощущение
собственного могущества, адекватности,
компетентности, ему нужно чувство
уверенности, независимости и
свободы.
Во второй
класс потребностей мы включаем
потребность в репутации или
в престиже (мы определяем эти
понятия как уважение окружающих),
потребность в завоевании статуса,
внимания, признания, славы.
3. Отражение. Идентификация.
Альтер-Его.
Построение
личности высшего порядка происходит
благодаря эмфатическим реакциям
«отзеркаливающего» я-объекта, которые
поощряют младенца ощущать свое величие,
демонстрировать себя и чувствовать свое
совершенство, а также позволяют ему сформировать
интернализованный родительский образ,
с которым он захочет слиться.
Впоследствии
мелкие, нетравматичные ошибки, которые
совершает в своем реагировании «отзеркаливающий»
идеализированный я-объект, приводят к
тому, что личность и ее функции постепенно
замещают я-объект с его функциями.
Однако
травматические недостатки я-объекта,
такие, как грубый недостаток эмпатии,
приводящий к тому, что мать или другой
я-объект не выполняет функцию отзеркаливания,
вызывает различные дефекты личности.
Например, неспособность к отзеркаливанию
из-за слабой эмпатии разрушает удовлетворенность
младенца своим архаическим «я», ведет
к интроекции дефектного родительского
образа и к развитию фрагментированной
личности.
Идентификация
личности выступает механизмом
социального научения. Это, прежде всего
— установление эмоциональной связи индивида
с другими людьми, прежде всего его родителями,
на основе чего происходит уподобление,
чаще всего неосознанное, этим другим,
которые становятся „значимыми другими“.
Ориентация на другого человека как на
образец приводит к усвоению социального
опыта. За счет идентификации у маленького
ребенка происходит формирование поведенческих
стереотипов, образующих черты личности,
определение ценностных ориентаций и
полоролевой идентичности.