Сущность современного понимания ПТ-го влияния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

1. Задачи психотерапевта.
– помогать пациенту лучше понять свои проблемы;
– способствовать устранению у пациента эмоционального дискомфорта и перенапряжения;
– поощрять у пациента свободное выражение чувств;
– обеспечивать пациента новыми идеями или информацией о том, как решать те или иные проблемы;
– помогать пациенту проверять новые способы мышления и поведения вне терапевтической ситуации.

Файлы: 1 файл

Psikhoterapia.docx

— 75.90 Кб (Скачать файл)

      Укорененность и братство в противовес кровосмешению. Фундаментальная психологическая связь, по Э. Фромму, — это связь с матерью

      Потребность  в укорененности, по Э. Фромму, носит универсальный общечеловеческий характер и чрезвычайно важна для психологической защищенности индивида.

      Тождественность  и индивидуальность в противовес  стадному конформизму. Потребность  в тождественности еще называют  потребностью в самоопределении  или в персонализации.

      Потребность  в системе ориентации и потребность  в поклонении в противовес  иррациональности. Потребность в  системе ориентации у человека  выражается в поисках и определении  смысла жизни, а для этого  необходимо иметь “картину мира”  (неважно — реальную или нереальную).

 

4. Концепция К. Хорни.

      В концепции  К. Хорни центральным является понятие самореализации. Когда возможность самореализации нарушается, человек становится невротиком, переживающим внутренний конфликт.

      Базальный  конфликт — одно из главных  понятий, рассматриваемых К. Хорни. Конфликт формируется на основе базальной тревожности — переживаемых ребенком чувств одиночества и беспомощности в потенциально враждебном мире.

      Чтобы справиться  с враждебным окружением, ребенок  выбирает определенную стратегию  поведения:

• движение к людям (в  поиске помощи);

• движение против людей (агрессивная  ориентация);

• движение от людей (избегание  других).

      Принятая  в детстве ориентация сохраняется  в дальнейшем и у взрослого.  Невротическое стремление к безопасности  достигается гипертрофией одного  из трех типов защитных реакций:

• беспомощности;

• агрессивности;

• отчужденности.

      Таким образом,  если здоровый человек предпочитает  свободное общение, сближение  с окружающими, лишь при определенных  обстоятельствах идет против  них или уходит от контактов  с ними, то невротик решает  проблему общения всегда негибким  способом. Он выбирает только  один из типов коммуникации, тогда  как в действительности они  не исключают один другого.

      Важным  вкладом К. Хорни в практическую психотерапию являются разработанные ею основные невротические симптомы:

• непоследовательность и  нерешительность поведения;

• подчеркнутая безнадежность;

• боязнь перемен;

• постоянное настаивание  на собственной правоте (как защита от внутренних конфликтов);

• стыдливость и робость;

• мстительность и садизм в поведении;

• состояние заметной усталости (в результате значительных затрат энергии на внутренние конфликты).

      Согласно  концепции К. Хорни, цель психотерапии — помочь пациенту преодолеть подавленные внутренние конструктивные силы роста и развития. Психотерапевтический процесс представляет собой процесс обучения, когда пациент узнает, что невротик, который якобы стремится к людям, скрывает враждебность и себялюбие под желанием ублажать других, а невротик, движущийся против людей, на самом деле не осознает своей беспомощности, и т. п.

 

 

5. ПТ межличностных отношений  Г. Селливана.

      “Насколько  я знаю, каждый человек имеет  столько личностей, сколько у  него межличностных отношений,  а многие из наших межличностных  отношений суть ничто иное, как  действия с воображаемыми людьми.., которые для нас не менее  реальны, чем клерк из лавки  на углу”, — так отмечал  Г. Салливэн важность влияния на межличностную ситуацию воображаемых “третьих лиц”.

      Суть интерперсональной психотерапии Г. Салливэна заключается в признании важности межличностного взаимодействия как основы формирования нормы и патологии.

      Болезнь  и здоровье, норму и патологию  ученый рассматривал в контексте  отношений между людьми. Возникновение  патологии во многом обусловлено  нарушением межличностных отношений  (в детстве, подростковом возрасте  или у взрослых), поэтому цель  психотерапии — помочь пациенту  восстановить межличностные отношения,  что приведет к выздоровлению.  Кроме того, в межличностных отношениях  с психотерапевтом пациент учится  получать удовлетворение от общения  с людьми, избавляется от тревоги,  приобретает чувство безопасности, налаживает отношения с собой  и окружающими. При этом происходит  перестройка личности, способствующая  тому, что пациент начинает видеть  реальные пути выхода из ситуаций, ранее представлявшихся ему неразрешимыми.

      По своему  характеру метод интерперсональной психотерапии Г. Салливэна приближается к современным вариантам краткосрочной психотерапии.

 

6. Теория трансактного анализа Берна.

      В своей  эклектической по композиции  концепции Э. Берн использовал  понятия психодинамического и бихевиористского подходов, делая акцент на определении и выявлении схем поведения, которые “программируют” (реализуют “сценарий”) взаимодействия личности с собой и другими.

      В центре  концепции Э. Берна находится  понятие “эго-состояние”. Таких  эго-состояний он различает три:  Родитель, Ребенок и Взрослый, которые,  в свою очередь, составляют  структуру личности.

      При взаимодействиях  (трансакциях) людей могут включаться  разные Я-состояния. Различают трансакции дополнительные, перекрестные и скрытые. Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям контактирующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям.

      Скрытые  трансакции отличаются от дополнительных  и перекрестных тем, что охватывают  более двух состояний “Я”,  так как сообщение в них  маскируется под социально приемлемым  стимулом, но ответная реакция  ожидается со стороны эффекта  скрытого сообщения, что и составляет  суть психологических игр.

      Психологическая  игра представляет собой набор  следующих друг за другом дополнительных  скрытых трансакций с четко  определенным и предсказуемым  исходом.

      Сценарий  — это жизненный план, напоминающий  спектакль, который личность вынуждена  играть. Он зависит от позиций,  принятых в детстве, и записывается  в детское Я-состояние через трансакции (взаимодействия), которые происходят между родителями и ребенком.

      Главной  целью психотерапевтической помощи, опирающейся на концепцию трансактного анализа, является помощь клиенту в осознании своих игр, жизненного сценария, эго-состояния и при необходимости их коррекция. Психотерапевт стремится также освободить человека от навязанных ему программ поведения и помочь стать независимым и способным к полноценному общению.

 

Тема 7. Теория развития самости (селф-психология, Кохут, С. Менцос)

 

1. Нормальный, патологический, злокачественный нарциссизм, антисоциальность.

      Следует  различать нормальный и патологический  нарциссизм. Первый зависит от  структурной целостности, обретения  константного восприятия себя  и объектов, равновесия между  дериватами агрессивных и либидинозных влечений, гармонии между структурами Самости и Сверх-Я, способности к Я-синтонному выражению побуждений, принятию вознаграждения со стороны внешних объектов, а также от физического благополучия. Патологический нарциссизм включает защитное самоуничижение с сопутствующей недостаточной интеграцией представления о себе и диссоциацией агрессивно обусловленных репрезентаций Самости. Нормальный нарциссизм ведет к устойчивому реалистическому отношению к себе. Патологический нарциссизм, напротив, сопровождается архаическими требованиями к себе, исключительной зависимостью от оценки со стороны других и бедными или вырожденными объектными отношениями. Он проявляется в чувстве собственной исключительности, безжалостном самосовершенствовании и нарушенной способности заботиться о других, сочувствовать им, любить их.

      При злокачественном  нарциссизме его предметом является  не то, что человек делает или  производит, а то, что он имеет,  например собственное тело, внешний  вид, здоровье, богатство и т.  д. Этот вид нарциссизма злокачествен  потому, что элемент коррекции,  который мы находим в доброкачественной  форме нарциссизма, здесь отсутствует.  Если я "велик", если я  имею определенное качество, то  нет необходимости в поддержании  отношений с внешним миром.  У меня нет необходимости напрягаться.  В то время как я пытаюсь  сохранить образ своего величия,  я все больше и больше отдаляюсь  от реальности и должен все  более усиливать нарциссический заряд, чтобы лучше защитить себя от опасности обнаружения моего нарциссически раздутого "Я". Поэтому злокачественный нарциссизм не удерживается в рамках и приводит к грубому солипсизму и ксенофобии.

      Еще одним  фактором, чрезвычайно важным для  прогноза терапии нарциссической личности, является та степень, в которой нарциссическая патология характера включает в себя антисоциальные тенденции. Чем сильнее они выражены, тем хуже прогноз. Обычно антисоциальные тенденции выражены в той же мере, в какой выражен недостаток интеграции нормальных функций Супер-Эго и в какой пациент не способен к депрессивным реакциям. Есть также обратная зависимость между антисоциальными тенденциями и качеством объектных отношений. Особенно плох прогноз в тех случаях, когда антисоциальные тенденции сочетаются с садистическим характером патологического грандиозного Я или с прямыми проявлениями выраженно садистического сексуального поведения.

 

 

2. Стремление к признанию,  власти, любви.

      Мотив власти — стремление индивида влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти), при некоторых обстоятельствах, может быть существенной движущей силой человеческих действий. Это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

      Мотив власти  занимает важное место в иерархии  мотивов. Действия многих людей  (например руководителей различных  рангов) побуждаются мотивом власти. Стремление господствовать над другими людьми и руководить ими — это мотив, который побуждает их в процессе деятельности преодолевать значительные трудности и прилагать огромные усилия. Человек много работает не ради саморазвития или удовлетворения своих познавательных потребностей, а ради того, чтобы получить влияние на отдельных людей или коллектив.

      Потребность  в принадлежности и любви. Человек  жаждет теплых, дружеских отношений,  ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его  такими отношениями, семья, которая  приняла бы его как своего.

      Потребность  в признании. Каждый человек  (за редкими исключениями, связанными  с патологией) постоянно нуждается  в признании, в устойчивой и,  как правило, высокой оценке  собственных достоинств, каждому  из нас необходимы и уважение  окружающих нас людей, и возможность  уважать самого себя. Удовлетворение  потребности в оценке, уважении  порождает у индивидуума чувство  уверенности в себе, чувство собственной  значимости, силы, адекватности, чувство,  что он полезен и необходим  в этом мире. Потребности этого  уровня подразделяются на два  класса.

      В первый  входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение  собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство  уверенности, независимости и  свободы.

      Во второй  класс потребностей мы включаем  потребность в репутации или  в престиже (мы определяем эти  понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса,  внимания, признания, славы.

 

3. Отражение. Идентификация.  Альтер-Его.

      Построение  личности высшего порядка происходит  благодаря эмфатическим реакциям  «отзеркаливающего» я-объекта, которые поощряют младенца ощущать свое величие, демонстрировать себя и чувствовать свое совершенство, а также позволяют ему сформировать интернализованный родительский образ, с которым он захочет слиться.

      Впоследствии  мелкие, нетравматичные ошибки, которые совершает в своем реагировании «отзеркаливающий» идеализированный я-объект, приводят к тому, что личность и ее функции постепенно замещают я-объект с его функциями.

      Однако  травматические недостатки я-объекта, такие, как грубый недостаток эмпатии, приводящий к тому, что мать или другой я-объект не выполняет функцию отзеркаливания, вызывает различные дефекты личности. Например, неспособность к отзеркаливанию из-за слабой эмпатии разрушает удовлетворенность младенца своим архаическим «я», ведет к интроекции дефектного родительского образа и к развитию фрагментированной личности.

      Идентификация  личности выступает механизмом  социального научения. Это, прежде всего — установление эмоциональной связи индивида с другими людьми, прежде всего его родителями, на основе чего происходит уподобление, чаще всего неосознанное, этим другим, которые становятся „значимыми другими“. Ориентация на другого человека как на образец приводит к усвоению социального опыта. За счет идентификации у маленького ребенка происходит формирование поведенческих стереотипов, образующих черты личности, определение ценностных ориентаций и полоролевой идентичности.

Информация о работе Сущность современного понимания ПТ-го влияния