Сущность современного понимания ПТ-го влияния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

1. Задачи психотерапевта.
– помогать пациенту лучше понять свои проблемы;
– способствовать устранению у пациента эмоционального дискомфорта и перенапряжения;
– поощрять у пациента свободное выражение чувств;
– обеспечивать пациента новыми идеями или информацией о том, как решать те или иные проблемы;
– помогать пациенту проверять новые способы мышления и поведения вне терапевтической ситуации.

Файлы: 1 файл

Psikhoterapia.docx

— 75.90 Кб (Скачать файл)

      Потребность  в «Альтер эго» (в другом Я)  – это третье измерение или  матрица врожденных способностей  и умений. И хотя X. Кохут не дал точного определения этому архаичному созвездию, но считал, что потребность в соотнесенности с другими людьми максимально определяет развитие «Я» и отражает основные трансформации нарциссизма (развитие эмпатии, способность к юмору, креативность и признание конечности собственной жизни) [4]. По мнению X. Кохута, успешное удовлетворение этой потребности (защищает развитие врожденных задатков, позволяет чувствовать себя членом большой человеческой семьи и подтверждать принадлежность к своей культуре) поддерживает самоуважение, способствует формированию компетентности и уверенности в себе. Дефициты в этой области вызывают чувство непригодности, ненужности, собственной неполноценности и неэффективности, отчужденности от людей и задерживают развитие врожденных умений, способностей и талантов.

 

Тема 8. Экзистенциальная терапия  Маслоу. Трансперсональная ПТ С. Грофа.

 

1. Доминирование матриц  как первичной родовой травмы.

      Согласно  идеям С. Грофа, родовая травма определяет структуру последующего духовного, религиозного опыта индивида. Паранойя обусловливается негативным опытом первой перинатальной матрицы (БПМ-1) — опытом дисгармоничного единства плода с материнским организмом. В итоге индивид склонен воспринимать везде подстерегающих его демонов и злых сил. Доминирование чувства одиночеств безнадежности, вины, депрессивность, тревожность, безынициативность — результат негативного опыта БПМ-2 (тяжелые начальные роды, матка сжимает плод, ее шейка закрыта). Те же последствия определяются использованием при родах манипулятивных средств, щипцов. Садо-мазохисткие тенденции, агрессия, склонность к кровавым жертвоприношениям и сатанизму связаны с негативными последствиями действия третьей базовой перинатальной матрицы (шейка матки открыта, плод во время продвижения и борьбы за выживание испытывает удушье, сталкивается с кровью и слизью).

      Гроф предлагает «картографию» внутреннего мира человека, констатируя существование четырех базовых матриц памяти - неких окон в универсальное бытие, соединительных каналов человеческого бытия с универсумом. Первая - матрица утробного развития в спокойном и беспокойном состоянии. В первом случае это ощущения безграничного покоя, расслабленности и защищенности (архетипы неба, рая, золотого века). Во втором - переживания опасности, загрязнения, отверженности (архетипы враждебности, внешней опасности). Вторая матрица - начальная стадия родов с переживаниями вины, бессилия, безнадежности, затягивания в водоворот, бездну (архетипы утраты рая, падения в бездну, заглатывания чудовищем). Третья матрица - кульминация борьбы за жизнь, неимоверного сжатия и удушья, действия неимоверных энергий (архетипы жертвы, самопожертвования, хтоничности). Четвертая матрица - переход к самостоятельному существованию, переживания грандиозной катастрофы, порождающей новый мир и свет. На стадии активизации четвертой матрицы обычно наступает острое желание прекратить опыт, но у прошедшего актуализацию всех четырех матриц возникает глубокое позитивное чувство свободы, спасения, преодоления и очищения к новой жизни.

 

 

2. Метод холонтропного дыхания.

      Техника  холонтропного дыхания – это метод самопознания и личностного роста, разработанный американскими трансперсональными психологами Станиславом и Кристианой Гроф.

      Метод, сочетающий  в себе такие элементы, как  ускоренное дыхание, этническая, ритуальная и трансовая музыка, а также определённые формы работы с телом, порождает целый спектр переживаний, которые наблюдались во время других видов глубинного самоисследования.

      Сторонники  метода утверждают, что переживания,  вызываемые при холотропном дыхании, имеют целительный и трансформативный эффект. Они также заявляют о том, что многие холотропные сеансы выводили на поверхность тяжёлые эмоции и неприятные физические ощущения самых разнообразных типов, а полное проявление этих эмоций и ощущений даёт возможность освободить человека от их беспокоящего влияния.

      Вызывая  у себя необычные состояния  сознания с помощью эффективной  и безопасной техники, основными  элементами которой являются интенсивное дыхание, побуждающая музыка и спонтанное погружение в поток всплывающего опыта, участниками могут открыть и пережить глубинные травмы, конфликты и жизненные ситуации, ставшие причиной нездоровья, и освободиться от них. Интеграция материала практических сессий продолжается через телесноориентированную терапию, рисование мандал и обсуждение индивидуальных процессов в группе.

      Техника  холотропного дыхания эффективна при работе со стрессами, невротическими состояниями, пагубными привычками и зависимостями, психосоматическими и эмоциональными расстройствами, а также для поиска нестандартных решений и творческих прорывов.

 

3. Пирамида потребностей.

      Пирамида  потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года «Мотивация и Личность».

      Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:

   1. Физиологические:  голод, жажда, половое влечение  и т. д.

   2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт,  постоянство условий жизни.

   3. Социальные: социальные  связи, общение, привязанность,  забота о другом и внимание  к себе, совместная деятельность.

   4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание,  достижение успеха и высокой  оценки, служебный рост.

   5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

      Существует  также более подробная классификация.  В системе выделяется семь  основных уровней (приоритетов):

   1. (низший) Физиологические  потребности: голод, жажда, половое  влечение и т. д.

   2. Потребность в  безопасности: чувство уверенности,  избавление от страха и неудач.

   3. Потребность в  принадлежности и любви.

   4. Потребность в  уважении: достижение успеха, одобрение,  признание.

   5. Познавательные  потребности: знать, уметь, исследовать.

   6. Эстетические потребности:  гармония, порядок, красота.

   7. (высший) Потребность  в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

      По мере  удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.

 

Тема 9. Гештальттерапия Ф. Перлза

 

1. Понятие гештальта.

      Гештальт (Gestalt) - немецкое слово, эквивалентом которого в русском языке является понятие "целостность".

      Понятие  «гештальт» было введено X. Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. при исследовании восприятий.

      В гештальт-подходе под гештальтом понимают цикл контактов с окружающей средой: от момента возникновения желания или намерения (потребности) до его удовлетворения. Вся жизнь человека и общества собирается из этих гештальтов: пока гештальт не завершится, то есть потребность не удовлетворена, а, говоря еще проще, пока дело не сделано, мы не свободны от него и не делаем следующий шаг.

      "Гештальт" (Gestalt) - немецкое слово, означающее целое или конфигурацию. Gestalten - означает "облечь в форму", придать значимую структуру. Это понятие было предложено гештальтпсихологией в начале ХХ века. Суть этого понятия - восприятие некоего целого не может быть сведено к простой сумме его частей. Вот почему понятие "норма" противоречит духу гештальта, высоко ценящего право человека быть непохожим на других людей.

 

 

2. Открытый и закрытый  гештальт.

      Фриц Перлз, основатель гештальт-психотерапии открытым гештальтом («gestalt» в переводе с немецкого — фигура, образ, целостность…) называл ситуацию, не получившую позитивного завершения. В противовес открытому гештальту он ввёл понятие «закрытый гештальт». Закрытый гештальт – это ситуация, в которой мы были полностью довольны собой и, именно поэтому, забыли о ней, она нас больше не беспокоит, мы идём дальше…

 

3. Теоретические основы  ПТ.

      Гештальт-подход рассматривает человека в единстве его телесных, эмоциональных, социальных и духовных проявлений, особое внимание уделяется осознанию актуального жизненного опыта "здесь и сейчас", реальных потребностей и чувств на данный момент.

      Основная  цель гештальттерапии — помочь человеку полностью реализовать свой потенциал.

      Основная  цель предусматривает вспомогательные:

· обеспечить полноценную  работу актуального самоосознания;

· сместить акцент контроля внутрь, поощрять независимость и  самодостаточность;

· обнаруживать психологические  блоки, препятствующие личностному  росту, и помочь изжить их.

      В гештальттерапии психолог-консультант рассматривается как “катализатор”, помощник и сотворец личности пациента.

      В гештальттерапии пациентам отводится активная роль, охватывающая право на собственные интерпретации, позиции и, главное, осознание “паттернов”, схем своего поведения и жизни.

      Основным  теоретическим принципом гештальт-терапии является убеждение, что способность индивида к саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена. Поэтому особое внимание уделяется развитию у пациента готовности принимать решения и делать выбор.

 

 

4. Техники гештальттерапии.

      1. Диалог  между частями собственной личности. Техника игры такова: напротив  стула, который занимает пациент  ("горячий стул"), располагается  пустой стул, на который "сажают" воображаемого "собеседника". Пациент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально  отождествлять себя с различными  частями своей личности.

      2. Совершение  кругов. Пациенту предлагается пройти  по кругу и обратиться к  каждому участнику с волнующим  его вопросом.

      3. Незаконченное  дело. Пациенту предлагается с  помощью приема пустого стула  высказать свои чувства воображаемому  собеседнику или обратиться непосредственно  к тому участнику психотерапевтической  группы, который имеет отношение  к незаконченному делу.

      4. Проективная  игра. Когда пациент заявляет, что  другой человек имеет некое  чувство или черту характера,  его просят проверить, не является  ли это его проекцией. Пациенту  предлагается "разыграть проекцию", то есть примерить на самого  себя это чувство или черту.

      5. Выявление  противоположного (реверсия). Явное  поведение пациента часто носит  характер защиты, скрывающей противоположные  тенденции. Для осознания пациентом  скрытых желаний и противоречивых  потребностей ему предлагается  разыграть роль противоположную  той, которую он демонстрирует  в группе.

      6. Упражнения  на воображение. Иллюстрируют  процесс проекции и помогают  участникам группы идентифицироваться  с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее  популярна игра "Старый, заброшенный  магазин".

 

5. Групповая работа гештальттерапии.

      Перлз сначала применял свой метод в виде индивидуальной психотерапии, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной. Групповая психотерапия проводится как центрированная на пациенте, группа же при этом используется лишь инструментально по типу хора, который, подобно греческому, на заднем плане провозглашает свое мнение по поводу действия протагониста. Во время работы одного из участников группы, который занимает "горячий стул" рядом со стулом психотерапевта, другие члены группы идентифицируются с ним и проделывают большую молчаливую аутотерапию, осознавая фрагментированные части своего Я и завершая незаконченные ситуации.

 

Тема 10. Поведенческая и  когнитивная ПТ. Кататимно-имагинативная терапия (символ – драма)

 

1. Общая характеристика  поведенческого направления в  ПТ.

      Теоретической  основой поведенческой психотерапии  является направление, сформировавшееся  в начале ХХ в. и получившее  название бихевиоризм (от англ. behavior — поведение). Основоположником бихевиоризма является американский зоопсихолог Джон Уотсон (1878–1958). Он выступал против взглядов на психологию как науку о непосредственно переживаемых субъективных явлениях и предложил программу построения новой психологии, предметом которой считал поведение, а не сознание. Дж. Уотсон предпринял попытку создать объективную психологию, свободную от перегруженности философией и религией.

      Основная  идея бихевиоризма заключалась  в том, что каждый стимул  связан с определенной реакцией. Эта идея стала фундаментальным  правилом поведенческой психологии  и бихевиористического направления в психотерапии.

Информация о работе Сущность современного понимания ПТ-го влияния