Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:08, контрольная работа
1. Задачи психотерапевта.
– помогать пациенту лучше понять свои проблемы;
– способствовать устранению у пациента эмоционального дискомфорта и перенапряжения;
– поощрять у пациента свободное выражение чувств;
– обеспечивать пациента новыми идеями или информацией о том, как решать те или иные проблемы;
– помогать пациенту проверять новые способы мышления и поведения вне терапевтической ситуации.
Потребность
в «Альтер эго» (в другом Я)
– это третье измерение или
матрица врожденных
Тема 8. Экзистенциальная терапия Маслоу. Трансперсональная ПТ С. Грофа.
1. Доминирование матриц как первичной родовой травмы.
Согласно идеям С. Грофа, родовая травма определяет структуру последующего духовного, религиозного опыта индивида. Паранойя обусловливается негативным опытом первой перинатальной матрицы (БПМ-1) — опытом дисгармоничного единства плода с материнским организмом. В итоге индивид склонен воспринимать везде подстерегающих его демонов и злых сил. Доминирование чувства одиночеств безнадежности, вины, депрессивность, тревожность, безынициативность — результат негативного опыта БПМ-2 (тяжелые начальные роды, матка сжимает плод, ее шейка закрыта). Те же последствия определяются использованием при родах манипулятивных средств, щипцов. Садо-мазохисткие тенденции, агрессия, склонность к кровавым жертвоприношениям и сатанизму связаны с негативными последствиями действия третьей базовой перинатальной матрицы (шейка матки открыта, плод во время продвижения и борьбы за выживание испытывает удушье, сталкивается с кровью и слизью).
Гроф предлагает «картографию» внутреннего мира человека, констатируя существование четырех базовых матриц памяти - неких окон в универсальное бытие, соединительных каналов человеческого бытия с универсумом. Первая - матрица утробного развития в спокойном и беспокойном состоянии. В первом случае это ощущения безграничного покоя, расслабленности и защищенности (архетипы неба, рая, золотого века). Во втором - переживания опасности, загрязнения, отверженности (архетипы враждебности, внешней опасности). Вторая матрица - начальная стадия родов с переживаниями вины, бессилия, безнадежности, затягивания в водоворот, бездну (архетипы утраты рая, падения в бездну, заглатывания чудовищем). Третья матрица - кульминация борьбы за жизнь, неимоверного сжатия и удушья, действия неимоверных энергий (архетипы жертвы, самопожертвования, хтоничности). Четвертая матрица - переход к самостоятельному существованию, переживания грандиозной катастрофы, порождающей новый мир и свет. На стадии активизации четвертой матрицы обычно наступает острое желание прекратить опыт, но у прошедшего актуализацию всех четырех матриц возникает глубокое позитивное чувство свободы, спасения, преодоления и очищения к новой жизни.
2. Метод холонтропного дыхания.
Техника холонтропного дыхания – это метод самопознания и личностного роста, разработанный американскими трансперсональными психологами Станиславом и Кристианой Гроф.
Метод, сочетающий
в себе такие элементы, как
ускоренное дыхание,
Сторонники метода утверждают, что переживания, вызываемые при холотропном дыхании, имеют целительный и трансформативный эффект. Они также заявляют о том, что многие холотропные сеансы выводили на поверхность тяжёлые эмоции и неприятные физические ощущения самых разнообразных типов, а полное проявление этих эмоций и ощущений даёт возможность освободить человека от их беспокоящего влияния.
Вызывая
у себя необычные состояния
сознания с помощью
Техника холотропного дыхания эффективна при работе со стрессами, невротическими состояниями, пагубными привычками и зависимостями, психосоматическими и эмоциональными расстройствами, а также для поиска нестандартных решений и творческих прорывов.
3. Пирамида потребностей.
Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года «Мотивация и Личность».
Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий:
1. Физиологические:
голод, жажда, половое
2. Экзистенциальные:
безопасность существования,
3. Социальные: социальные
связи, общение, привязанность,
4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
Существует
также более подробная
1. (низший) Физиологические
потребности: голод, жажда,
2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
3. Потребность в принадлежности и любви.
4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
5. Познавательные
потребности: знать, уметь,
6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.
7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.
По мере удовлетворения низлежащих потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсе не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
Тема 9. Гештальттерапия Ф. Перлза
1. Понятие гештальта.
Гештальт (Gestalt) - немецкое слово, эквивалентом которого в русском языке является понятие "целостность".
Понятие «гештальт» было введено X. Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. при исследовании восприятий.
В гештальт-подходе под гештальтом понимают цикл контактов с окружающей средой: от момента возникновения желания или намерения (потребности) до его удовлетворения. Вся жизнь человека и общества собирается из этих гештальтов: пока гештальт не завершится, то есть потребность не удовлетворена, а, говоря еще проще, пока дело не сделано, мы не свободны от него и не делаем следующий шаг.
"Гештальт" (Gestalt) - немецкое слово, означающее целое или конфигурацию. Gestalten - означает "облечь в форму", придать значимую структуру. Это понятие было предложено гештальтпсихологией в начале ХХ века. Суть этого понятия - восприятие некоего целого не может быть сведено к простой сумме его частей. Вот почему понятие "норма" противоречит духу гештальта, высоко ценящего право человека быть непохожим на других людей.
2. Открытый и закрытый гештальт.
Фриц Перлз, основатель гештальт-психотерапии открытым гештальтом («gestalt» в переводе с немецкого — фигура, образ, целостность…) называл ситуацию, не получившую позитивного завершения. В противовес открытому гештальту он ввёл понятие «закрытый гештальт». Закрытый гештальт – это ситуация, в которой мы были полностью довольны собой и, именно поэтому, забыли о ней, она нас больше не беспокоит, мы идём дальше…
3. Теоретические основы ПТ.
Гештальт-подход рассматривает человека в единстве его телесных, эмоциональных, социальных и духовных проявлений, особое внимание уделяется осознанию актуального жизненного опыта "здесь и сейчас", реальных потребностей и чувств на данный момент.
Основная цель гештальттерапии — помочь человеку полностью реализовать свой потенциал.
Основная
цель предусматривает
· обеспечить полноценную работу актуального самоосознания;
· сместить акцент контроля внутрь, поощрять независимость и самодостаточность;
· обнаруживать психологические блоки, препятствующие личностному росту, и помочь изжить их.
В гештальттерапии психолог-консультант рассматривается как “катализатор”, помощник и сотворец личности пациента.
В гештальттерапии пациентам отводится активная роль, охватывающая право на собственные интерпретации, позиции и, главное, осознание “паттернов”, схем своего поведения и жизни.
Основным
теоретическим принципом
4. Техники гештальттерапии.
1. Диалог
между частями собственной
2. Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом.
3. Незаконченное
дело. Пациенту предлагается с
помощью приема пустого стула
высказать свои чувства
4. Проективная
игра. Когда пациент заявляет, что
другой человек имеет некое
чувство или черту характера,
его просят проверить, не
5. Выявление
противоположного (реверсия). Явное
поведение пациента часто
6. Упражнения
на воображение. Иллюстрируют
процесс проекции и помогают
участникам группы
5. Групповая работа
Перлз сначала применял свой метод в виде индивидуальной психотерапии, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной. Групповая психотерапия проводится как центрированная на пациенте, группа же при этом используется лишь инструментально по типу хора, который, подобно греческому, на заднем плане провозглашает свое мнение по поводу действия протагониста. Во время работы одного из участников группы, который занимает "горячий стул" рядом со стулом психотерапевта, другие члены группы идентифицируются с ним и проделывают большую молчаливую аутотерапию, осознавая фрагментированные части своего Я и завершая незаконченные ситуации.
Тема 10. Поведенческая и когнитивная ПТ. Кататимно-имагинативная терапия (символ – драма)
1. Общая характеристика поведенческого направления в ПТ.
Теоретической
основой поведенческой
Основная
идея бихевиоризма заключалась
в том, что каждый стимул
связан с определенной
Информация о работе Сущность современного понимания ПТ-го влияния