Сущность современного понимания ПТ-го влияния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

1. Задачи психотерапевта.
– помогать пациенту лучше понять свои проблемы;
– способствовать устранению у пациента эмоционального дискомфорта и перенапряжения;
– поощрять у пациента свободное выражение чувств;
– обеспечивать пациента новыми идеями или информацией о том, как решать те или иные проблемы;
– помогать пациенту проверять новые способы мышления и поведения вне терапевтической ситуации.

Файлы: 1 файл

Psikhoterapia.docx

— 75.90 Кб (Скачать файл)

    – Природа основного  конфликта экзистенциальна - жизнь  или смерть, безопасность или  страх. Это - проблема базового  доверия или недоверия, вызванная  жесткими установками родителей  или неопределенными, хаотичными  отношениями (например, при наличии  мазохистической матери и садистического отца). Для психотиков типичны монадические объектные отношения.

    – Основной  вид психотерапии - поддерживающая  техника. Интенсивный анализ и  экспрессивная психотерапия не  применимы. Проговаривание защит  и переноса приведет к страху  и недоверию. Терапевт демонстрирует  надежность, доказывает, что он - безопасный  объект (а не авторитетная фигура, которая может "убить"), ведет  себя открыто, выполняет просветительскую  функцию.

 

2. Пограничный уровень.

      Люди этого  уровня занимают промежуточное  положение между невротиками  и психотиками. Они отличаются некоторой временной стабильностью по сравнению со вторыми и нарушением стабильности - по сравнению с первыми. По Ж. Бержере, пограничная структура образуется вследствие того, что в период детства ребенок получил травму, которая привела к организации пограничной структуры.

    – Пограничная  личность использует примитивные  защитные механизмы, поэтому их  иногда непросто отличить от  психотиков. Важное различие состоит в том, что при правильно построенной беседе, они могут обнаруживать временную способность реагировать на интерпретации, которые делает психотерапевт.

    – В сфере  интеграции идентичности у пограничной  личности наблюдаются противоречия, разрывы Я. При описании себя  испытывают затруднения, склонны  к враждебной защите, к агрессии. Тем не менее самоисследования не сопровождаются (как у психотиков) чувством экзистенциального ужаса и страха. Скорее они могут сопровождаться враждебностью. По критериям эго-идентичности и типичным защитам пограничная личность больше похожа на психотическую, нежели на невротическую организацию характера.

    – При правильно  построенной беседе пограничные  клиенты демонстрируют понимание  реальности, тем самым отличаясь  от психотиков; способны наблюдать свою патологию. Основная проблема состоит в амбивалентности чувств, которые они испытывают к своему окружению. Это, с одной стороны, желание близости, доверительных отношений, а с другой - страх поглощения, слияния с другим человеком.

    – Основной  конфликт связан со второй  стадией развития личности по  Э. Эриксону - автономия/стыд (сепарация/индивидуация). Главная черта пограничной личности состоит в том, что они могут почти одновременно демонстрировать просьбу о помощи и отвергать ее. Похоже, что дети с такой структурой характера имеют матерей, препятствующих отделению или отказывающихся придти на выручку, когда они нуждаются в регрессе, возникшем после достижения самостоятельности. У пограничной личности наблюдаются диадические объектные отношения.

    – Цель терапии,  которая применяется в отношении  к пограничным личностям - развитие  надежного, целостного и комплексного  ощущения себя клиентом, развивая  способность полноценно любить  других, несмотря на их недостатки. Способность воспринимать интерпретацию  защит делает возможным применение  экспрессивной терапии (см. Хрестомат. 13.1). Ее цель состоит в установлении безопасных границ, терапевтических рамок, которые пограничный пациент может нарушать; в проговаривании контрастных чувственных состояний; в интерпретации примитивных защит (в отличие от невротиков, где реакция переноса привязывается к некоторой фигуре прошлого, у пограничной личности интерпретация защит проводится по поводу данного, актуального момента); в супервизировании от пациента, т.е. в обращении к нему за помощью.

 

3. Нарцисический уровень.

      Отчужденность   и  эмоциональная недоступность,  склонность к эксгибиционистскому стилю поведения,  переоценка собственных достоинств, фантазии о всемогуществе, тенденции осуждения других при зависимости от  их мнений, глубинные чувства недостачи, нелюбимости и обманутости.

      Конституционально-чувствительны  к невербальным эмоциональным  сообщениям,  касающимся невыраженных  аффектов, отношений и ожиданий  других людей. Кроме  того,  обладают конституционально-обусловленной  недостаточной способностью переносить  агрессивные импульсы. Главные эмоции  — стыд  и  зависть.

      Защитные  и адаптационные процессы - идеализация   и  обесценивание, перфекционизм.

      Объектные  отношения. Паттерн «использовать  и быть использованным», призванный  уравновешивать  самоуважение и   возмещать  причиненный ему  ущерб.

      Собственное  «Я». Чувства фальши, стыда,  зависти,  внутренней  пустоты  или незавершенности,  уродства  и неполноценности или   их  компенсаторные  противоположности  — самоутверждение,  чувство собственного  достоинства,  презрения,  самодостаточности,  тщеславия  и превосходства.

 

4. Невротический уровень.

      Термин "невротик" применяется к относительно здоровым  людям, которые имеют некоторые  трудности, связанные с эмоциональными  нарушениями. На первых стадиях  развития - оральной и анальной  не наблюдалось каких-либо серьезных  нарушений характера. Однако на  эдиповой стадии (3-6 лет) возникли проблемы, которые привели к организации невротической структуры. Согласно Ж. Бержере, в зависимости от того, насколько проблемным будет развитие на подростковой стадии, невротически преорганизованное может образовать либо невротически организованное Я и перерасти в невроз, либо психотически организованное Я и перерасти в психоз.

    – Невротики  опираются на более зрелые  защиты, имея возможность актуализировать  и более примитивные защитные  механизмы. Наличие примитивных  защит вовсе не исключает диагноза  структуры характера невротического  уровня, а вот отсутствие зрелых  защит исключает такой диагноз.  Невротики используют как зрелые - вытеснение, интеллектуализацию, рационализацию  и проч. защиты, так и примитивные  - отрицание, проективную идентификацию,  изоляцию и др.

    – Они обладают  интегрированным чувством идентичности, т.е. способны описать себя, не  испытывая трудностей в определении  своих черт характера, предпочтений, интересов, особенностей темперамента, достоинств и недостатков. Невротики  также успешно описывают других  людей.

    – Невротики  находятся в надежном контакте  с реальностью, у них отсутствуют  галлюцинации, маниакальные интерпретации  опыта, они живут в одном  мире с психотерапевтом. Некоторая  часть своего эго, которая пациента  тревожит, и по поводу которой  он обратился к психотерапевту, рассматривается им отстраненно.  Она - эго-дистонна. Так, параноидная личность невротического уровня будет считать, что ее подозрения исходят из ее внутренней предрасположенности воспринимать других людей враждебными и агрессивными. Параноидные пограничные или психотические пациенты считают, что их трудности имеют внешний характер и определяются особенностями окружающего мира, его болезненностью и нарушенностью.

    – Природа трудностей  кроется не в проблеме безопасности  или привязанности, а в сформированности идентичности и инициативы. Это - проблема эдиповой стадии развития по Эриксону. Типичными для невротиков являются триадные объектные отношения.

    – Невротическая  личность способна адекватно  воспринимать интерпретацию защит  и переноса, поэтому в работе  с людьми невротического склада  характера психотерапевты используют  интенсивный анализ, включающий  в себя раскрытие чувств конфликтов, защит и интерпретацию переноса.

 

Тема 6. Создание новых школ динамической терапии (К. Юнг, А. Адлер, Е. Фромм, К. Хорни, Г. Селливан, Э. Берн)

 

1. ПТ-й процесс, структура личности, периоды жизненного цикла по Юнгу.

      Психотерапию  К. Юнг рассматривал как разновидность  образовательного процесса, поскольку  в отличие от З. Фрейда предпочитал  говорить не о болезни пациента, а об “общем неврозе возраста”.

      Цель психотерапии  он видел в обучении людей  постигать собственный внутренний  мир, что ведет к углублению  полноты гармонического бытия.

В структуру психического бытия человека, согласно К. Юнгу, входят две фундаментальные сферы: сознание и бессознательное. В свою очередь, бессознательное К. Юнг подразделял  на индивидуальное и коллективное. Коллективные типы (или образцы) он назвал архетипами.

      Архетип  — способ связи образов, переходящих  из поколения в поколение.

      В аналитической  психотерапии психотехника аналогична  психоанализу, однако в ней больше  внимания уделяется толкованию  сновидений, причем это толкование  выходит за рамки сексуальной  тематики, а их символика трактуется  относительно культурологии.

      Психотерапевт  юнгианского направления строит свои отношения с пациентом следующим образом. С одной стороны, как и психоаналитик фрейдистского толка он использует трансфер и контртрансфер (перенесение и контрперенесение), а с другой — в отличие от фрейдистов стремится помочь пациенту углубить его самопонимание во всех доступных направлениях его связи с миром.

      К. Юнг  ввел понятие “психея”, которое  характеризует личность как целостность.  В пределах психеи циркулирует  “жизненная энергия”, либидо. Любой  дисбаланс в распределении этой  энергии вызывает компенсаторные  тенденции.

      В структуру  психеи (целостной личности) входят  следующие компоненты:

• внутренний мир;

• внешний мир;

• эго;

• персона (маска);

• сознание;

• “самость”

• личное бессознательное;

• анимус у женщин и анима у мужчин;

•“тень”.

      Периоды  жизненного цикла

Досексуальный период — от рождения до 3 лет.

Предпубертатный период — от 3–5 до 10–13 лет.

Пубертатный период — от 10–13 до 19–20 лет у девушек и  до

25 лет у юношей.

Юность — от 20–25 до 35–40 лет.

Средний возраст — от 40 до 60–65 лет.

Старость — от 60–65 лет.

 

2. Основные положения  адлерианского учения.

      Неполноценность  и превосходство. Человек —  это прежде всего сознательное  существо, которое самоопределяется  в жизни посредством свободы  выбора, обретения смысла жизни  и стремления к самореализации.

      Главным  препятствием на пути самореализации  человека является базисное чувство  неполноценности, в преодолении  которого стоит личностное развитие.

      Компенсация  — возмещение определенных недоразвитых  функций или способностей путем  использования других функций  или способностей.

      Гиперкомпенсация — компенсация человеком какого-либо собственного реального или воображаемого недостатка неадекватно преувеличенными способами. Гиперкомпенсация порождает стремление личности к власти, превосходству над другими и отклонение от социально ценных норм поведения. При сильной выраженности чувства неполноценности, характерной для невротиков, они могут ставить перед собой невыполнимые задачи.

      Стиль жизни  — уникальный способ, который  выбирает человек для реализации  своих жизненных целей. Это  интегрированный способ приспособления  к жизни и взаимодействия с  ней.

      Схема апперцепции.  В рамках своего стиля жизни  каждый человек создает собственное  представление о себе и о  мире.  Апперцепция — зависимость  восприятия от предшествующего  опыта, от общего содержания  психической деятельности человека  и от его индивидуальных особенностей.

      Согласно  А. Адлеру, “самость” тождественна  творческой силе, с помощью которой  человек направляет свои потребности,  придает им форму и значимую  цель. “Самость” управляет индивидуальным  реагированием на окружающее.

 

3. Понятия гуманистического  психоанализа Фромма.

      Приобщенность в противовес нарциссизму. Согласно Э. Фромму, необходимость единения с другими живыми существами, приобщенность к ним являются настоятельной потребностью, от удовлетворения которой зависит здоровье человека.

      Потребность  в привязанности может удовлетворяться  нездоровым способом — подчинением  или господством.

      Любовь  — это объединение с кем-либо  или с чем-либо вне себя самого  при условии сохранения обособленности  и целостности собственного “Я”».

      Чувство,  противоположное любви, — нарциссизм, когда существует только одна  реальность — собственные мысли,  чувства и потребности.

      Преодоление  и созидательность в противовес  разрушительности. Потребность в  преодолении ограниченности своего  существования, желание превратиться  из твари в творца еще называют  потребностью в трансценденции.

      Согласно  Э. Фромму, удовлетворение потребности в созидании приводит к счастью, неудовлетворение — к страданию, разрушению и больше других страдает разрушитель.

Информация о работе Сущность современного понимания ПТ-го влияния