Сущность современного понимания ПТ-го влияния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

1. Задачи психотерапевта.
– помогать пациенту лучше понять свои проблемы;
– способствовать устранению у пациента эмоционального дискомфорта и перенапряжения;
– поощрять у пациента свободное выражение чувств;
– обеспечивать пациента новыми идеями или информацией о том, как решать те или иные проблемы;
– помогать пациенту проверять новые способы мышления и поведения вне терапевтической ситуации.

Файлы: 1 файл

Psikhoterapia.docx

— 75.90 Кб (Скачать файл)

      В отечественной  науке предшественниками бихевиоризма  можно считать В. Бехтерева,  И. Сеченова, И. Павлова, разрабатывавших  рефлекторную теорию.

      Современные  бихевиористические взгляды базируются на положении о том, что человек — продукт и одновременно производитель своей окружающей среды.

      Центральная  проблема бихевиоризма — научение. Основная цель бихевиористической психотерапии — обеспечивать новые условия для научения, т. е. выработать новое обусловливание и на этой основе помогать овладевать новым поведением.

      Здоровье  и болезнь в рамках концепции  бихевиоризма являются результатом  того, чему человек научился в  жизни и чему не научился. Невротический  симптом рассматривается как  неадаптивное поведение, сформировавшееся  вследствие неправильного научения.

      Следует  отметить, что в клинической практике  бихевиоризм — не только представляет  собой теоретическую основу поведенческой  психотерапии, но и существенно  влияет на развитие такого  направления, как терапия средой.

 

2. Лечение аддиктивного поведения.

      Когнитивно-поведенческая психотерапия нашла свое широкое применение при лечении невротических и психосоматических расстройств, аддиктивного и агрессивного поведения, нервной анорексии.

      Аддиктивное поведение может быть оценено в терминах позитивных (положительное подкрепление) и негативных последствий (отрицательное подкрепление). При проведении психотерапии определяется распределение обоих видов подкреплений при оценке психического статуса пациента. Позитивное подкрепление включает удовольствие от приема психоактивного вещества, связанные с ним приятные впечатления, отсутствие неприятных симптомов абстиненции в начальный период приема веществ, поддержание через наркотики социальных контактов с ровесниками, иногда условную приятность роли больного. Негативные последствия аддиктивного поведения - более частая причина обращения к специалисту. Это появление физических жалоб, ухудшение когнитивных функций и т. д. Для включения такого пациента в лечебную программу необходимо найти "замещающее поведение" без приема психоактивных веществ или других видов девиантного поведения. Объем психотерапевтических вмешательств зависит от развития социальных навыков, степени выраженности когнитивных искажений и когнитивного дефицита.

 

3. Тренинги для «разогрева».

      Разогревом  называют первую часть тренинга. Задачи этой части тренинга  заключаются в следующем:

1. Познакомить участников  тренинговой группы между собой, и познакомиться ведущему с группой.

2. Определить и диагностировать  настроение участников на начало  тренинга.

      Данная  цель достигается в процессе  решения нескольких задач:

    – выяснить  ожидания каждого из участников  группы от тренинга;

    – проговорить  актуальное эмоциональное состояние.

   Это полезно для  того, чтобы в течение тренинга  участник не возвращался к  нему, либо впоследствии (если перед  ведущим стоит такая задача) можно  было проработать эти эмоции. Но, как правило, перед ведущим  стоит следующая (третья) цель.

3. "Выравнять" эмоциональный фон в группе.

      Часто говорят,  что цель — поднятие эмоционального  фона. Но для реализации общей  цели тренинга ведущему вовсе  не требуется повышения эмоционального  фона в группе, поэтому корректнее  говорить о его выравнивании.

4. Сплочение тренинговой группы.

      Задача  направлена на сплочение участников  группы в единую команду для  достижения конечного результата  работы. Или хотя бы на восприятие  группы каждым участником как  единого целого.

      Для реализации  выделенных выше задач вводной  части тренинга используются  разнообразные упражнения.

 

4. Преодоление сопротивления  и ригидных стилей психологических  защит, доступ к непереносимым  эмоциям.

      Символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов) – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление. Символдрама способствует их переработке как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В основе метода символдрамы лежит теоретическая база психоанализа. В этом отношении метод исходит из анализа бессознательной динамики актуально действующих конфликтов.

      Символдраму создал выдающийся немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919-1996). В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов». Символдрама эффективна при лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.

      Основу  символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию.

 

5. Терапия отчаяния.

      Терапия  отчаяния - афизиологичная терапия, применяемая в тех случаях, когда все возможные способы курации исчерпали себя, и риск летального исхода превышает риски возможных осложнений.

      Отчаяние - состояние крайней безнадежности,  упадка духа вследствие горя, неприятности.

      Так называемую  терапию отчаяния допустимо применять,  только когда больной обречен  и пациент дает согласие на  участие в эксперименте.

      Терапия  отчаяния не дает никаких гарантий, но иногда она может носить  положительный лечебный характер.

 

Тема 11. Семейная системная  ПТ

 

1. Основные типы супружеских  отношений.

      Применительно  к супружеским отношениям А.  Г. Харчев писал: «Психологическая сторона брака является следствием того, что человек обладает способностью понимать, оценивать и эмоционально переживать как явления окружающего мира, так и свои собственные потребности. Она включает в себя как мысли и чувства супругов по отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и чувств в поступках и действиях».

      В теории  динамической супружеской терапии  упоминается о семи профилях  брака, основанных на реакциях  и поведении супругов в браке.

      Сейгер предложил следующую классификацию поведения в браке.

1. Равноправный партнер:  ожидает равных прав и обязанностей.

2. Романтический партнер:  ожидает душевного согласия, крепкой  любви, сентиментален.

3. «Родительский» партнер:  с удовольствием заботится о  другом, воспитывает его.

4. «Детский» партнер: привносит  в супружество спонтанность, непосредственность  и радость, но одновременно  приобретает власть над другим  путем проявления слабости и  беспомощности.

5. Рациональный партнер:  следит за проявлением эмоций, точно соблюдает права и обязанности.  Ответственен, трезв в оценках.

6. Товарищеский партнер:  хочет быть соратником и ищет  для себя такого же спутника. Не претендует на романтическую  любовь и принимает как неизбежное  обычные тяготы семейной жизни.

7. Независимый партнер:  сохраняет в браке определенную  дистанцию по отношению к своему  партнеру.

      Некоторые  партнерские комбинации вполне  конгруэнтны (например, независимый  — независимый, независимый —  рациональный), другие комплиментарны («родительский» с «детским»), третьи конфликтны (например, романтический с независимым, «родительский» с «родительским», романтический с равноправным).

      Хорошо  известна классификация профилей  брака на симметричный, комплиментарный и метакомплиментарный. В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или путем компромисса. В комплиментарном браке один распоряжается, дает приказания, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. В метакомплиментарном браке ведущего положения достигает партнер, который реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя таким образом своим партнером.

      Уайл приводит 3 типа партнерских связей, которые он выделяет, используя критерии оценки реакции на конфликты.

      1. Взаимное  уклонение. Оба партнера активно  уклоняются от активного обсуждения, отмалчиваются, чувствуют несправедливость, но не высказывают друг другу  своего беспокойства и обиды.

      2. Взаимное  обвинение. Партнеры открыто проявляют  свое раздражение, беспокойство, подчеркивая свои требования.

      3. Требование  и уклонение. Один из партнеров  активно реагирует на обстоятельства  и стремится сблизиться с другим, другой — отстраняется, отмалчивается,  уклоняется от сближения. Причем  чем больше один уклоняется, тем  сильнее другой стремится к  нему приблизиться.

      Для того  чтобы глубже понять детерминанты  и типы супружеских отношений,  в практику введено понятие  «эмоциональная зависимость партнеров  от брака». В зависимости от  величины различий между партнерами  брак может быть оценен как  асимметричный или симметричный, а при учете степени зависимости  — как благоприятный, обреченный  на провал или бедственный.

 

2. Семейный цикл.

      В современной  отечественной психологии известна  периодизация Э. К. Васильевой, которая выделяет 5 стадий жизненного  цикла семьи:

1) зарождение семьи до  рождения ребенка;

2) рождение и воспитание  детей;

3) окончание выполнения  семьей воспитательных функций;

4) дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет  собственной семьи;

5) супруги живут одни  или с детьми, имеющими собственные  семьи.

      В зарубежной  психологии распространена периодизация  жизненного цикла семьи Р. Хилла.  Он выделяет:

□ стадию монады;

□ стадию вступления в брак;

□ стадию рождения ребенка;

□ стадию проживания с ребенком до подросткового возраста;

□ стадию «вылета детей  из гнезда»;

□ стадию смерти одного из супругов;

□ вновь стадию монады.

      На наш  взгляд, наиболее удобной для  решения прикладных задач психологии  семейных отношений является  периодизация жизненного цикла  семьи М. Эриксона. Согласно этой периодизации выделяются:

□ период ухаживания;

□ брак и его следствия (брачное поведение);

□ рождение ребенка и  взаимодействие с ним;

□ зрелая стадия брака;

□ отлучение детей от родителей;

□ пенсия и старость.

 

3. «Приемлемые» и «неприемлемые»  эмоции и поведенческие паттерны.

      Как известно  из трудов Е. П. Ильина, С.  Хилла, Т. Л. Стила, поведенческие паттерны формируются не сами по себе, а в процессе наблюдения за деятельностью других, обучения и воспитания. Чтобы любое действие стало поведенческой реакцией, определяющей все лицо личности, необходимы ряд обстоятельств, а именно: положительное подкрепление, апробация в различных условиях и ситуациях, частое повторение.

      Если мы  имеем все эти факторы, тогда  у человека формируется стойкий  поведенческий стереотип. Именно  он в дальнейшем играет важную  роль в определении поведенческих  реакций в соответствующих этому  стереотипу проблемных ситуациях.

      Поведенческие  реакции негативного, деструктивного  характера проявляются весьма  разнообразно – от физических  агрессивных действий до чувства  вины. Все эти реакции можно  объединить в две большие группы: агрессивности и враждебности.

      Поведенческий  акт - то же самое, что и  поведенческий паттерн - единица  поведения - одно завершенное  сложное действие которое начинается  восприятием окружающего мира  и ответной реакции на него  с целью достичь желаемого  или избавиться от нежелательного.

      Структура  поведенческого акта:

    – Восприятие  реальности, которая не устраивает.

    – Формирование  программы поведения (на основе  врожденных инстинктов, приобретенного  опыта и случайных догадок)

Информация о работе Сущность современного понимания ПТ-го влияния