Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:08, контрольная работа
1. Задачи психотерапевта.
– помогать пациенту лучше понять свои проблемы;
– способствовать устранению у пациента эмоционального дискомфорта и перенапряжения;
– поощрять у пациента свободное выражение чувств;
– обеспечивать пациента новыми идеями или информацией о том, как решать те или иные проблемы;
– помогать пациенту проверять новые способы мышления и поведения вне терапевтической ситуации.
В отечественной
науке предшественниками
Современные бихевиористические взгляды базируются на положении о том, что человек — продукт и одновременно производитель своей окружающей среды.
Центральная
проблема бихевиоризма —
Здоровье
и болезнь в рамках концепции
бихевиоризма являются
Следует
отметить, что в клинической практике
бихевиоризм — не только
2. Лечение аддиктивного поведения.
Когнитивно-поведенческая психотерапия нашла свое широкое применение при лечении невротических и психосоматических расстройств, аддиктивного и агрессивного поведения, нервной анорексии.
Аддиктивное поведение может быть оценено в терминах позитивных (положительное подкрепление) и негативных последствий (отрицательное подкрепление). При проведении психотерапии определяется распределение обоих видов подкреплений при оценке психического статуса пациента. Позитивное подкрепление включает удовольствие от приема психоактивного вещества, связанные с ним приятные впечатления, отсутствие неприятных симптомов абстиненции в начальный период приема веществ, поддержание через наркотики социальных контактов с ровесниками, иногда условную приятность роли больного. Негативные последствия аддиктивного поведения - более частая причина обращения к специалисту. Это появление физических жалоб, ухудшение когнитивных функций и т. д. Для включения такого пациента в лечебную программу необходимо найти "замещающее поведение" без приема психоактивных веществ или других видов девиантного поведения. Объем психотерапевтических вмешательств зависит от развития социальных навыков, степени выраженности когнитивных искажений и когнитивного дефицита.
3. Тренинги для «разогрева».
Разогревом
называют первую часть
1. Познакомить участников тренинговой группы между собой, и познакомиться ведущему с группой.
2. Определить и диагностировать
настроение участников на
Данная цель достигается в процессе решения нескольких задач:
– выяснить
ожидания каждого из
– проговорить
актуальное эмоциональное
Это полезно для того, чтобы в течение тренинга участник не возвращался к нему, либо впоследствии (если перед ведущим стоит такая задача) можно было проработать эти эмоции. Но, как правило, перед ведущим стоит следующая (третья) цель.
3. "Выравнять" эмоциональный фон в группе.
Часто говорят,
что цель — поднятие
4. Сплочение тренинговой группы.
Задача
направлена на сплочение
Для реализации выделенных выше задач вводной части тренинга используются разнообразные упражнения.
4. Преодоление сопротивления
и ригидных стилей
Символдрама (Кататимно-имагинативная психотерапия, Кататимное переживание образов) – это одно из направлений психотерапии, базирующееся на принципах глубинной психологии, в котором используется особый метод работы с воображением, для того чтобы сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а также отношения переноса и сопротивление. Символдрама способствует их переработке как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы. В основе метода символдрамы лежит теоретическая база психоанализа. В этом отношении метод исходит из анализа бессознательной динамики актуально действующих конфликтов.
Символдраму создал выдающийся немецкий психотерапевт Ханскарл Лёйнер (1919-1996). В качестве метафоры можно охарактеризовать символдраму как «психоанализ при помощи образов». Символдрама эффективна при лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности.
Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию.
5. Терапия отчаяния.
Терапия отчаяния - афизиологичная терапия, применяемая в тех случаях, когда все возможные способы курации исчерпали себя, и риск летального исхода превышает риски возможных осложнений.
Отчаяние -
состояние крайней
Так называемую
терапию отчаяния допустимо
Терапия
отчаяния не дает никаких
Тема 11. Семейная системная ПТ
1. Основные типы супружеских отношений.
Применительно к супружеским отношениям А. Г. Харчев писал: «Психологическая сторона брака является следствием того, что человек обладает способностью понимать, оценивать и эмоционально переживать как явления окружающего мира, так и свои собственные потребности. Она включает в себя как мысли и чувства супругов по отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и чувств в поступках и действиях».
В теории
динамической супружеской
Сейгер предложил следующую классификацию поведения в браке.
1. Равноправный партнер:
ожидает равных прав и
2. Романтический партнер: ожидает душевного согласия, крепкой любви, сентиментален.
3. «Родительский» партнер: с удовольствием заботится о другом, воспитывает его.
4. «Детский» партнер: привносит в супружество спонтанность, непосредственность и радость, но одновременно приобретает власть над другим путем проявления слабости и беспомощности.
5. Рациональный партнер:
следит за проявлением эмоций,
точно соблюдает права и
6. Товарищеский партнер:
хочет быть соратником и ищет
для себя такого же спутника.
Не претендует на
7. Независимый партнер:
сохраняет в браке
Некоторые партнерские комбинации вполне конгруэнтны (например, независимый — независимый, независимый — рациональный), другие комплиментарны («родительский» с «детским»), третьи конфликтны (например, романтический с независимым, «родительский» с «родительским», романтический с равноправным).
Хорошо
известна классификация
Уайл приводит 3 типа партнерских связей, которые он выделяет, используя критерии оценки реакции на конфликты.
1. Взаимное
уклонение. Оба партнера
2. Взаимное
обвинение. Партнеры открыто
3. Требование
и уклонение. Один из
Для того
чтобы глубже понять
2. Семейный цикл.
В современной
отечественной психологии
1) зарождение семьи до рождения ребенка;
2) рождение и воспитание детей;
3) окончание выполнения семьей воспитательных функций;
4) дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи;
5) супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.
В зарубежной
психологии распространена
□ стадию монады;
□ стадию вступления в брак;
□ стадию рождения ребенка;
□ стадию проживания с ребенком до подросткового возраста;
□ стадию «вылета детей из гнезда»;
□ стадию смерти одного из супругов;
□ вновь стадию монады.
На наш
взгляд, наиболее удобной для
решения прикладных задач
□ период ухаживания;
□ брак и его следствия (брачное поведение);
□ рождение ребенка и взаимодействие с ним;
□ зрелая стадия брака;
□ отлучение детей от родителей;
□ пенсия и старость.
3. «Приемлемые» и «неприемлемые»
эмоции и поведенческие
Как известно из трудов Е. П. Ильина, С. Хилла, Т. Л. Стила, поведенческие паттерны формируются не сами по себе, а в процессе наблюдения за деятельностью других, обучения и воспитания. Чтобы любое действие стало поведенческой реакцией, определяющей все лицо личности, необходимы ряд обстоятельств, а именно: положительное подкрепление, апробация в различных условиях и ситуациях, частое повторение.
Если мы
имеем все эти факторы, тогда
у человека формируется
Поведенческие
реакции негативного,
Поведенческий
акт - то же самое, что и
поведенческий паттерн - единица
поведения - одно завершенное
сложное действие которое
Структура поведенческого акта:
– Восприятие реальности, которая не устраивает.
– Формирование
программы поведения (на
Информация о работе Сущность современного понимания ПТ-го влияния