Связь творческих способностей и самооценки детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Проблема творческих способностей и самооценки в старшем дошкольном возрасте. 4
1.1. Проблема творческих о способностей детей в психолого-педагогической литературе. 4
Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей. 14
1.2 Проблема самооценки дошкольника в трудах отечественных авторов. 16
Выводы 27
Глава 2. Экспериментальные исследования связи творческих способностей и самооценки дошкольников. 28
2.1 Характеристика методов и методик, использованных в исследовании. 28
2.2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. 28
2.3 Изучение самооценки у испытуемых. 31
2.4 Определение связи творческих способностей и самооценки у детей старшего дошкольного возраста. 35
Выводы 35
Список литературы 36
Приложение 38

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии психологии.docx

— 95.73 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

     

Введение 2

Глава 1. Проблема творческих способностей и самооценки в старшем дошкольном возрасте. 4

1.1. Проблема творческих  о способностей детей в психолого-педагогической литературе. 4

Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей. 14

1.2 Проблема самооценки дошкольника в трудах отечественных авторов. 16

Выводы 27

Глава 2. Экспериментальные исследования связи творческих способностей и самооценки дошкольников. 28

2.1  Характеристика методов и методик, использованных в исследовании. 28

2.2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. 28

2.3 Изучение самооценки у испытуемых. 31

2.4 Определение связи творческих способностей и самооценки у детей старшего дошкольного возраста. 35

Выводы 35

Список литературы 36

Приложение 38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Внедрение принципа гуманизма  по прежнему актуално. Психологи  занимающиеся анализом программы «Пралеска» очень часто обращают внимание на то, что в ней практически  не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие творческих способностей и самооценки дошкольника

Творческие способности  – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все  времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности  в овладении творчества людей. Таланты  появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и  искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым  потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась.

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее  и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой  ориентации и адаптации к новым  условиям, творческого подхода к  решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного  труда почти во всех профессиях постоянно  растет, а все большая часть  исполнительской деятельности перекладывается  на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших  задач в воспитании современного человека. (Дж. Смит, Б.Н. Никитина, Л. Кэррола)

 Самооценка – важнейший компонент самосознания, который проявляется в умении правильно оценить себя, свои физические и психические возможности, качества. Она может быть общая и частная, адекватная и неадекватная, высокая низкая. Изменения в развитии самооценки дошкольника связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребёнка, его деятельности. (Де Грееф, Е.А. Панько, Ш.А. Амонашвили, Соколова Е.Т, Чеснова И.Г).

  Цель: изучить связь творческих способностей и самооценки детей дошкольного возраста.

Объект работы -  творческие способности детей.

Предмет работы -  связь творческих способностей и самооценки старших дошкольников. 

Задачи:

  1. Изучить пихолого-педагогическую литературу по проблеме творческих способностей и самооценки детей.
  2. Определить уровень развития и особенности творческих способностей у старших дошкольников.
  3. Изучить самооценку испытуемых.
  4. Рассмотреть связь самооценки и творческих способностей.
  5. Рекомендации по развитию творческих способностей и формированию самооценки

 

Методы научно-педагогического  исследования:

1. Тестирование (Методики:" Солнце в комнате" , "Складная картинка" "Как спасти зайку" , "Дорисуй хвостик").

2.Анализ продуктов детского творчества (Методика "Автпортрет").

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Проблема творческие способностей и самооценки в старшем дошкольном возрасте.

1.1. Проблема творческих способностей детей в психолого-педагогической литературе. 

Очень часто творческие способности  отождествляются со способностями  к различным видам художественной деятельности, с умением красиво  рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность". Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создаётся нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Если внимательно рассмотреть  поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид  деятельности тесно связан с нашей  памятью и его сущность заключается  в том, что человек воспроизводит  или повторяет уже ранее созданные  и выработанные приемы поведения  и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его  опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или  действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.

Таким образом, в самом  общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это  индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом  виде человеческой деятельности, то справедливо  говорить не только о художественных творческих способностях, но и о  технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Творческие способности  представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах  творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий  момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи  связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:

1. Быстрота - способность  высказывать максимальное количество  идей (в данном случае важно  не их качество, а их количество).

2. Гибкость - способность  высказывать широкое многообразие  идей.

3. Оригинальность - способность  порождать новые нестандартные  идеи (это может проявляться в  ответах, решениях, несовпадающих  с общепринятыми).

4. Законченность - способность  совершенствовать свой "продукт"  или придавать ему законченный  вид. 

Известный отечественный  исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [15,6-36]

1. Способность видеть  проблему там, где её не видят  другие.

2. Способность сворачивать  мыслительные операции, заменяя  несколько понятий одним и  используя всё более ёмкие  в информационном отношении символы. 

3. Способность применить  навыки, приобретённые при решении  одной задачи к решению другой.

4. Способность воспринимать  действительность целиком, не  дробя её на части.

5. Способность легко ассоциировать  отдалённые понятия. 

6. Способность памяти  выдавать нужную информацию в  нужную минуту.

7. Гибкость мышления.

8. Способность выбирать  одну из альтернатив решения  проблемы до её проверки.

9. Способность включать  вновь воспринятые сведения в  уже имеющиеся системы знаний.

10. Способность видеть  вещи такими, какие они есть, выделить  наблюдаемое из того, что привносится  интерпретацией.

11. Лёгкость генерирования  идей.

12. Творческое воображение. 

13. Способность доработки  деталей, к совершенствованию  первоначального замысла.

Кандидаты психологических  наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные  креативные способности, сложившиеся  в процессе человеческой истории  [13, 54-55].

1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.

2. Умение видеть целое  раньше частей.

3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно  создавать условия, в которых  предметы наиболее выпукло обнаруживают  свою скрытую в обычных ситуациях  сущность, а также способность  проследить и проанализировать  особенности "поведения" предметов  в этих условиях.

Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик  творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов  творческого потенциала человека составляют следующие способности [10, 59-98].

1. Способность рисковать. 

2. Дивергентное мышление.

3. Гибкость в мышлении  и действиях. 

4. Скорость мышления.

5. Способность высказывать  оригинальные идеи и изобретать  новые. 

6. Богатое воображение. 

7. Восприятие неоднозначности  вещей и явлений. 

8. Высокие эстетические  ценности.

9. Развитая интуиция.

Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о  составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.

Исходя из этого, можно  определить основные направления в  развитии творческих способностей детей:

1. Развитие воображения. 

2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Анализируя работы некоторых авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л. Кэррола, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Первым шагом к успешному  развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо, насколько это  возможно заранее окружить ребенка  такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали  бы его самую разнообразную творческую деятельность и исподволь развивали  бы в нем именно то, что в соответствующий  момент способно наиболее эффективно развиваться. Например, еще задолго  до обучения чтению годовалому ребенку  можно купить кубики с буквами, повесить азбуку на стене и во время игр  называть ребенку буквы. Это способствует раннему овладению чтением.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера  творческого процесса, который требует  максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться  тем успешнее, чем чаще в своей  деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и  постепенно поднимает этот потолок  все выше и выше. Такое условие  максимального напряжения сил легче  всего достигается, когда ребенок  уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время  идет очень интенсивно, но воспользоваться  опытом взрослых малыш не может, так  как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество  совершенно новых для него задач  самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.

Информация о работе Связь творческих способностей и самооценки детей дошкольного возраста