Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:18, курсовая работа
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась.
Введение 2
Глава 1. Проблема творческих способностей и самооценки в старшем дошкольном возрасте. 4
1.1. Проблема творческих о способностей детей в психолого-педагогической литературе. 4
Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей. 14
1.2 Проблема самооценки дошкольника в трудах отечественных авторов. 16
Выводы 27
Глава 2. Экспериментальные исследования связи творческих способностей и самооценки дошкольников. 28
2.1 Характеристика методов и методик, использованных в исследовании. 28
2.2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. 28
2.3 Изучение самооценки у испытуемых. 31
2.4 Определение связи творческих способностей и самооценки у детей старшего дошкольного возраста. 35
Выводы 35
Список литературы 36
Приложение 38
Введение 2
Глава 1. Проблема творческих способностей и самооценки в старшем дошкольном возрасте. 4
1.1. Проблема творческих о способностей детей в психолого-педагогической литературе. 4
Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей. 14
1.2 Проблема самооценки дошкольника в трудах отечественных авторов. 16
Выводы 27
Глава 2. Экспериментальные исследования связи творческих способностей и самооценки дошкольников. 28
2.1 Характеристика методов и методик, использованных в исследовании. 28
2.2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. 28
2.3 Изучение самооценки у испытуемых. 31
2.4 Определение связи творческих способностей и самооценки у детей старшего дошкольного возраста. 35
Выводы 35
Список литературы 36
Приложение 38
Внедрение принципа гуманизма по прежнему актуално. Психологи занимающиеся анализом программы «Пралеска» очень часто обращают внимание на то, что в ней практически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие творческих способностей и самооценки дошкольника
Творческие способности
– далеко не новый предмет исследования.
Проблема человеческих способностей вызывала
огромный интерес людей во все
времена. Однако в прошлом у общества
не возникало особой потребности
в овладении творчества людей. Таланты
появлялись как бы сами собой, стихийно
создавали шедевры литературы и
искусства: делали научные открытия,
изобретали, удовлетворяя тем самым
потребности развивающейся
Жизнь в эпоху научно-технического
прогресса становится все разнообразнее
и сложнее. И она требует от
человека не шаблонных, привычных действий,
а подвижности, гибкости мышления, быстрой
ориентации и адаптации к новым
условиям, творческого подхода к
решению больших и малых
Самооценка – важнейший компонент самосознания, который проявляется в умении правильно оценить себя, свои физические и психические возможности, качества. Она может быть общая и частная, адекватная и неадекватная, высокая низкая. Изменения в развитии самооценки дошкольника связаны с развитием познавательной и мотивационной сфер ребёнка, его деятельности. (Де Грееф, Е.А. Панько, Ш.А. Амонашвили, Соколова Е.Т, Чеснова И.Г).
Цель: изучить связь творческих способностей и самооценки детей дошкольного возраста.
Объект работы - творческие способности детей.
Предмет работы - связь творческих способностей и самооценки старших дошкольников.
Задачи:
Методы научно-педагогического исследования:
1. Тестирование (Методики:" Солнце в комнате" , "Складная картинка" "Как спасти зайку" , "Дорисуй хвостик").
2.Анализ продуктов детского творчества (Методика "Автпортрет").
Очень часто творческие способности
отождествляются со способностями
к различным видам
Если внимательно рассмотреть
поведение человека, его деятельность
в любой области, то можно выделить
два основных вида поступков. Одни действия
человека можно назвать воспроизводящими
или репродуктивными. Такой вид
деятельности тесно связан с нашей
памятью и его сущность заключается
в том, что человек воспроизводит
или повторяет уже ранее
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота - способность
высказывать максимальное
2. Гибкость - способность
высказывать широкое
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
4. Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности [15,6-36]
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать
мыслительные операции, заменяя
несколько понятий одним и
используя всё более ёмкие
в информационном отношении
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8. Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение.
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории [13, 54-55].
1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3. Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование -
способность сознательно и
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности [10, 59-98].
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
4. Скорость мышления.
5. Способность высказывать
оригинальные идеи и
6. Богатое воображение.
7. Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
8. Высокие эстетические ценности.
9. Развитая интуиция.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления,
которые формируют
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Анализируя работы некоторых авторов, в частности Дж. Смита, Б.Н. Никитина, и Л. Кэррола, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение. Затем раннее чтение, счет, раннее знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития
творческих способностей ребенка является
создание обстановки, опережающей развитие
детей. Необходимо, насколько это
возможно заранее окружить ребенка
такой средой и такой системой
отношений, которые стимулировали
бы его самую разнообразную
Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается "до потолка" своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше. Такое условие максимального напряжения сил легче всего достигается, когда ребенок уже ползает, но еще не умеет говорить. Процесс познания мира в это время идет очень интенсивно, но воспользоваться опытом взрослых малыш не может, так как объяснить такому маленькому еще ничего нельзя. Поэтому в этот период малы вынужден больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать множество совершенно новых для него задач самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется взрослые позволяют ему это делать, они решают их за него). У ребенка закатился далеко под диван мяч. Родители не должны спешить достать ему эту игрушку из-под дивана, если ребенок может решить эту задачу сам.
Информация о работе Связь творческих способностей и самооценки детей дошкольного возраста