Связь творческих способностей и самооценки детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Проблема творческих способностей и самооценки в старшем дошкольном возрасте. 4
1.1. Проблема творческих о способностей детей в психолого-педагогической литературе. 4
Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей. 14
1.2 Проблема самооценки дошкольника в трудах отечественных авторов. 16
Выводы 27
Глава 2. Экспериментальные исследования связи творческих способностей и самооценки дошкольников. 28
2.1 Характеристика методов и методик, использованных в исследовании. 28
2.2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. 28
2.3 Изучение самооценки у испытуемых. 31
2.4 Определение связи творческих способностей и самооценки у детей старшего дошкольного возраста. 35
Выводы 35
Список литературы 36
Приложение 38

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии психологии.docx

— 95.73 Кб (Скачать файл)

Четвертое условие успешного  развития творческих способностей заключается  в предоставлении ребенку большой  свободы в выборе деятельности, в  чередовании дел, в продолжительности  занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда  желание ребенка, его интерес, эмоциональный  подъём послужат надежной, гарантией  того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет ребенку на пользу.

Но предоставление ребенку  такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть пятое условие успешного развития творческих способностей. Самое главное здесь - не превращать свободу во вседозволенность, а помощь в подсказку. К сожалению, подсказка - распространенный среди родителей способ "помощи" детям, но она только вредит делу. Нельзя делать что-либо за ребенка, если он может сделать сам. Нельзя думать за него, когда он сам может додуматься.

Давно известно, что для  творчества необходимо комфортное психологическая  обстановка и наличие свободного времени, поэтому шестое условие  успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера  в семье и детском коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения.

Но создание благоприятных  условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что  творчество изначально присуще ребенку  и, что надо только не мешать ему  свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет  представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд  частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. И в  данной курсовой работе мы, на основе изучения литературы по данной теме, попытались определить основные направления и  педагогические задачи по развитию таких  важнейших компонентов творческих способностей как творческое мышление и воображение в дошкольном возрасте.

  Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным.

Ассоциативность – это  способность видеть связь и сходные  черты в предметах и явлениях, на первый взгляд не сопоставимых.

Благодаря развитию ассоциативности  мышление становится гибким и оригинальным. Кроме того, большое количество ассоциативных  связей позволяет быстро извлекать  нужную информацию из памяти. Ассоциативность  очень легко приобретается дошкольниками  в ролевой игре. Так же существуют специальные игры, способствующие развитию этого качества.

Часто открытия рождаются при соединении казалось бы несоединимого. Например, долгое время казались невозможными полёты на летательных аппаратах, которые тяжелее воздуха. Сформулировать противоречия и найти способ его разрешения позволяет диалектичность мышления.

Диалектичность – это  способность видеть в любых системах противоречия, мешающие их развитию, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. Диалектичность является необходимым качеством талантливого мышления. Психологи провели ряд исследований и, установили, что механизм диалектического мышления функционирует в народном и научном творчестве. В частности анализ трудов Выгодского показал, что выдающийся русский психолог постоянно использовал этот механизм в своих исследованиях.

Педагогическими задачами по формированию диалектичности мышления в дошкольном возрасте являются:

1. Развитие умения выявлять  противоречия в любом предмете  и явлении; 

2. Выработка умения четко  формулировать выявленные противоречия;

3. Формирование умения  разрешать противоречия;

И еще одно качество, формирующее  творческое мышление - это системность.

Системность – это способность  видеть предмет или явление как  целостную систему, воспринимать любой  предмет, любую проблему всесторонне, во всём многообразии связей; способность  видеть единство взаимосвязей в явлениях и законах развития.

Системное мышление позволяет  видеть огромное количество свойств предметов, улавливать взаимосвязи на уровне частей системы и взаимосвязи с другими системами. Системное мышление познает закономерности при развитии системы от прошлого к настоящему и применяет это по отношению к будущему.

Системность мышления развивается  корректным анализом систем и специальными упражнениями. Педагогические задачи по развитию системности мышления в  дошкольном возрасте:

1. Формирование умения  рассматривать любой предмет  или явление как систему развивающеюся  во времени; 

2. Развитие умения определять  функции предметов с учетом  того, что любой предмет многофункционален. 

Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие воображения.

Воображение - это умение конструировать в уме из элементов  жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых  их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пределы ранее воспринятого.

Воображение является основой  всякой творческой деятельности. Оно  помогает человеку освободиться от инерции  мышления, оно преобразует представление  памяти, тем самым обеспечивая, в  конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения.

Дошкольное детство является сензитивным периодом для развития воображения. На первый взгляд необходимость развивать воображение дошкольников может показаться обоснованной. Ведь весьма распространено мнение о том, что воображение ребенка богаче, оригинальнее воображения взрослого. Такое представление об изначально присущем дошкольнику ярком воображении существовало в прошлом и у психологов.

Однако уже в 30-е годы выдающийся русский психолог Л. С. Выготский  доказал, что воображение ребенка  развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. С. Выготский  утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи  воображения с действительностью  заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте  человека" [5, 8] .

Из этого следует, что  творческая деятельность воображения  находится в прямой зависимости  от богатства и разнообразия прежнего опыта человека. Педагогический вывод, который можно сделать из всего  выше сказанного, заключается в необходимости  расширять опыт ребенка, если мы хотим  создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видел, слышал и пе­режил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения. Именно с накопления опыта начинается всякое воображение. Но как передать ребенку этот опыт заранее? Часто бывает так, что родители беседуют с ребенком, что-то рассказывают ему, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, нет интереса к знаниям вообще, то есть когда отсутствуют познавательные интересы.

Вообще познавательные интересы ребенка дошкольника очень рано начинают о себе заявлять. Проявляется  это сначала в форме детских  вопросов, которыми малыш осаждает родителей с 3-4 лет. Однако станет ли такое детское любопытство устойчивым познавательным интересом или оно  исчезнет навсегда, зависит от взрослых, окружающих ребенка, прежде всего от его родителей. Взрослые должны всячески поощрять любознательность детей, воспитывая любовь и потребность в знаниях.

В дошкольном возрасте развитие познавательных интересов ребенка  должно идти по двум основным направлениям:

1. Постепенно обогащение  опыта ребенка, насыщение этого  опыта новыми знаниями о различных  областях действительности. Это  вызывает познавательную активность  дошкольника. Чем больше перед  детьми открывается сторон окружающей  действительности, тем шире возможности  для возникновения и закрепления  у них устойчивых познавательных  интересов. 

2. Постепенное расширение  и углубление познавательных  интересов внутри одной и той  же сферы действительности.

Для того чтобы успешно  развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем  интересуется их малыш, а уже затем  оказывать влияние на формирование его интересов. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов недостаточно просто познакомить  ребенка с новой сферой действительности. У него должно возникнуть положительное  эмоциональное отношение к новому. Этому способствует включение дошкольника  в совместную с взрослыми деятельность. Взрослый может попросить ребёнка  помочь ему что-нибудь сделать или, скажем, прослушать вместе с ним любимую пластинку. Возникающее у малыша в таких ситуациях чувство причастности к миру взрослых создаёт положительную окраску его деятельности и способствует возникновению у него интереса к этой деятельности. Но в этих ситуациях следует будить и собственную творческую активность ребенка, только тогда можно добиться желаемого результата в развитии его познавательных интересов и в усвоении новых знаний. Нужно задавать ребенку вопросы, побуждающие к активному размышлению.

Накопление знаний, опыта - это только предпосылка для развития творческого воображения. Любые  знания могут быть бесполезными грузом, если человек не умеет обращаться с ними, отбирать то нужное, что ведет  к творческому решению задачи. А для этого нужна практика таких решений, умение использовать накопленную информацию в своей деятельности. Продуктивное творческое воображение характеризуется не только такими особенностями как оригинальность и богатство продуцируемых образов. Одним из важнейших свойств такого воображения является умение направлять представления в нужную сторону, подчинять их определённым целям. Неуме­ние управлять идеями, подчинять их своей цели, приводит к тому, что самые лучшие замыслы и намерения гибнут, не находя воплощения. Поэтому важнейшая линия в развитии воображения дошкольника - это развитие направленности воображения.

У младшего дошкольника воображение  идет за предметом и все, что он создаёт, носит отрывочный, неоконченный характер. Взрослые должны помочь ребенку  научиться не просто отрывочно фантазировать, а реализовывать свои замыслы, создавать пусть небольшие, но законченные произведения. С этой целью родители могут организовать ролевую игру и в ходе этой игры влиять на выполнение ребенком всей цепочки игровых действий. Можно также устроить коллективное сочинение сказки: каждый из играющих говорит по несколько предложений, а участвующий в игре взрослый может направить развитие сюжета, помочь детям завершить задуманное. Хорошо завести специальную папку или альбом, куда помещались бы наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества поможет ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений.

Проблема оптимальных  сроков начала развития творческих способностей.

Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что  развивать творческие способности  необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение  в физиологии.

Мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания.

Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Однако возможности развития способностей, достигнув максимума  в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности  не используются, то есть соответствующие  способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности  начинают утрачиваться, деградировать  и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс.

Информация о работе Связь творческих способностей и самооценки детей дошкольного возраста