Связь творческих способностей и самооценки детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Проблема творческих способностей и самооценки в старшем дошкольном возрасте. 4
1.1. Проблема творческих о способностей детей в психолого-педагогической литературе. 4
Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей. 14
1.2 Проблема самооценки дошкольника в трудах отечественных авторов. 16
Выводы 27
Глава 2. Экспериментальные исследования связи творческих способностей и самооценки дошкольников. 28
2.1 Характеристика методов и методик, использованных в исследовании. 28
2.2 Экспериментальное исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. 28
2.3 Изучение самооценки у испытуемых. 31
2.4 Определение связи творческих способностей и самооценки у детей старшего дошкольного возраста. 35
Выводы 35
Список литературы 36
Приложение 38

Файлы: 1 файл

курсовая по психологии психологии.docx

— 95.73 Кб (Скачать файл)

Борис Павлович Никитин, в  течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между  моментом созревания структур, необходимых  формирования творческих способностей и началом целенаправленного  развития этих способностей ведет к  серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет  к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены  возможности эффективного развития творческих способностей. И малое  количество в обществе людей с  высоким творческим потенциалом  объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей [17, 286-287].

С психологической точки  зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что  в этом возрасте дети чрезвычайно  любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

1.2 Проблема самооценки дошкольника в трудах отечественных и зарубежных авторов.

В старшем дошкольном возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда  ребенок начинает осознавать свои переживания  и понимать, что значит "Я радуюсь", "Я огорчен", "Я сердит", "Мне стыдно" и т.п. Более  того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния  в конкретной ситуации (это может  быть доступно и детям 4-5 лет), возникает  обобщение переживаний, или аффективное  обобщение. Это значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т.п.), то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности ("Я это не умею", "У меня так не получится", "Со мной никто не хочет играть"). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки рефлексии — способности анализировать себя и свою деятельность.

Как развивать самосознание ребенка, формировать правильное представление  о себе и способность адекватно  оценивать себя, свои поступки и  действия?

1. Оптимизация родительско-детских отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем — требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

2. Оптимизация отношений  ребенка со сверстниками: необходимо  создать условия для полноценного  общения ребенка с другими;  если у него возникают трудности  в отношениях с ними, нужно  выяснить причину и помочь  дошкольнику приобрести уверенность  в коллективе сверстников.

3. Расширение и обогащение  индивидуального опыта ребенка:  чем разнообразнее деятельность  ребенка, чем больше возможностей  для активных самостоятельных  действий, тем больше у него  возможностей для проверки своих  способностей и расширения представлений  о себе.

4. Развитие способности  анализировать свои переживания  и результаты своих действий  и поступков: всегда положительно  оценивая личность ребенка, необходимо  вместе с ним оценивать результаты  его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей  и ошибок и способы их исправления.  При этом важно формировать  у ребенка уверенность, что  он справится с трудностями,  добьется хороших успехов, у  него все получится[22, с. 120].

Дети с неадекватно  завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе весьма сложные, задачи "сразу". Они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д.

Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся  к лидерству, но в группе сверстников  могут быть не приняты, так как  направлены, главным образом, "на себя" и не склонны к сотрудничеству.

К похвале воспитателя  дети с неадекватно завышенной самооценкой  относятся как к чему-то само собой  разумеющемуся. Ее отсутствие может  вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания  в свой адрес, другие отвечают на них  повышенной эмоциональностью (криком, слезами, обидой на воспитателя). Некоторых  детей одинаково привлекают и  похвала и порицание, главное  для них — быть в центре внимания взрослого.

Дети с неадекватно  завышенной самооценкой нечувствительны  к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень  притязаний.

Дети с адекватной самооценкой  склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Они уверены в  себе, активны, уравновешены, быстро переключаются  с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся  сотрудничать, помогать другим, быть общительными и дружелюбными. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к успеху.

Дети с заниженной самооценкой  нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они  очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к  сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Так, на открытых занятиях эти дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни.

Детям с заниженной самооценкой  свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативные, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.

Эти дети, как правило, имеют  низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию  отверженных, с ними никто не хочет  дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные  дети.

Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.

В одних случаях неадекватно  завышенная самооценка в старшем  дошкольном возрасте обусловлена некритичным  отношением к детям со стороны  взрослых, бедностью индивидуального  опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности  осознания себя и результатов  своей деятельности, низким уровнем  аффективного обобщения и рефлексии. В других — формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь самооценка выполняет защитную функцию. Сознание ребенка как бы "выключается": он не слышит травмирующих его критических замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.

Несколько завышенная самооценка наиболее свойственна детям, стоящим  на пороге 6-7 лет. Они уже склонны  анализировать свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности — в игре, на спортивных занятиях и т.д. — они  уже могут реально оценивать  свои возможности, их самооценка становится адекватной. В незнакомой ситуации, в частности, в учебной деятельности дети еще не могут правильно оценить  себя, самооценка в этом случае завышена. Считается, что завышенная самооценка дошкольника (при наличии попыток  анализа себя и своей деятельности) несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно  действует и, следовательно, имеет  возможность уточнить представления  о себе в процессе деятельности.

Заниженная самооценка в  этом возрасте встречается значительно  реже, она основана не на критичном  отношении к себе, а на неуверенности  в своих силах. Родители таких  детей, как правило, предъявляют  к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают  их индивидуальных особенностей и возможностей. По мнению ряда авторов, проявление в  деятельности и поведении детей  седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и  может свидетельствовать об отклонениях  в личностном развитии.

Самооценка играет важную роль в регуляции деятельности и  поведения человека. В зависимости  от того, как оцениваются индивидом  собственные качества и возможности, он принимает для себя те или иные цели деятельности, формируется то или иное отношение к успехам  и неудачам, тот или иной уровень  притязаний [22, с. 83].

Что оказывает влияние  на формирование самооценки и представлений  ребенка о себе?

Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в  детском возрасте:

1)  опыт общения ребенка  со взрослыми;

2)  опыт общения со  сверстниками;

3)  индивидуальный опыт  ребенка;

4)  его умственное развитие.

Опыт общения ребенка  со взрослыми является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем:

- сообщение ребенку сведений  о его индивидуальных личностных  особенностях;

- оценка его деятельности  и поведения;

- формирование ценностей,  социальных нормативов, с помощью  которых ребенок впоследствии  будет оценивать себя сам;

- формирование умения  и побуждение ребенка к анализу  своих действий и поступков  и сравнению их с действиями  и поступками других людей.

На протяжении всего детства  ребенок воспринимает взрослого  как непререкаемый авторитет. Чем  младше ребенок, тем некритичнее он относится к мнениям взрослых о себе. В раннем и младшем дошкольном возрасте роль индивидуального опыта в формировании самосознания ребенка невелика. Знания, полученные этим путем, нечетки и неустойчивы и легко игнорируются под воздействием оценочных суждений взрослого.

К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают более устойчивый и  осознанный характер. В этот период мнения и оценки окружающих преломляются через призму индивидуального опыта  ребенка и принимаются им лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих  возможностях. Если же есть противоречие мнений, ребенок явно или скрыто протестует, обостряется кризис 6-7 лет. Очевидно, что суждения старшего дошкольника  о себе часто бывают ошибочными, так как индивидуальный опыт еще  недостаточно богат и возможности самоанализа ограничены.

В отличие от конкретных представлений, полученных на индивидуальном опыте, знания о себе, приобретенные  при общении со взрослыми, носят обобщенный характер. Обозначая словом то или иное индивидуальное качество ребенка, окружающие тем самым относят его к той или иной категории людей. Если мама говорит дочери: "Ты красивая девочка", — тем самым она как бы имеет в виду, что дочь относится к определенной группе девочек, обладающих набором привлекательных характеристик. Словесное обозначение индивидуальных особенностей ребенка обращено, прежде всего, к его сознанию. Осознаваясь ребенком, суждения взрослых становятся его собственными знаниями о себе. Образ себя, внушаемый ребенку взрослыми, может быть как положительным (ребенку говорят о том, что он добрый, умный, способный), так и отрицательным (груб, неумен, неспособен). Негативные оценки взрослых закрепляются в детском сознании, оказывают неблагоприятное влияние на формирование его представлений о себе.

Информация о работе Связь творческих способностей и самооценки детей дошкольного возраста